КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет зубьев на контактную прочность
Расчеты на контактную прочность базируются на формуле Герца , (4.4) где q – нагрузка на единицу длины контактной линии; Е = 2*Е1*Е2/(Е1+Е2) – приведенный модуль упругости материалов зубчатых колес; ρпр = ρ1*ρ2/(ρ1+ρ2) – приведенный радиус кривизны контактирующих элементов; μ – коэффициент Пуассона. Опуская промежуточные выкладки (они описаны в приведенной литературе), запишем условия контактной прочности: прямозубых передач ; (4.5) косозубых передач . (4.6) Здесь aw = a – межосевое расстояние; Т2 – крутящий момент на валу зубчатого колеса; b2 – ширина колеса; u – передаточное отношение пары зацепления; KH = KHa* KHβ* KHv – комплексный коэффициент. KHa – учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями; KHβ – учитывает неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; KHv – зависит от скорости и степени точности передачи. Значения коэффициентов даны в литературе. Допускаемое контактное напряжение [σ]H определяется по формуле [σ]H = σН lim b*KНL/[n]Н, (4.7) где σН lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения; KНL – коэффициент, учитывающий число циклов (в большинстве случаев принимают KНL = 1); [n]Н – коэффициент безопасности; для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при объемной закалке принимают [n]Н = 1,1…1,2; при поверхностном упрочнении зубьев [n]Н = 1,2…1,3. σН lim b определяются по формулам (см. таблицу 4.1). Таблица 4.1
В таблице НВ – твердость по Бринеллю; НRС – твердость по Роквеллу. 1 НRС ≈ 10 НВ Предположим, Вы применили углеродистую Сталь 45, термообработка – нормализация, твердость НВ 200. Тогда σН lim b = 2 НВ + 70 = 470 МПа. Эта же сталь при объемной закалке может дать твердость 40 НRС. В этом случае σН lim b = 18 НRС + 150 = 870 МПа. А если Вы применили Сталь 12ХН3А, термообработка – цементация и закалка, твердость 60 НRС, то σН lim b = 23 НRС = 1380 МПа. Разница весьма существенная. Учитывая, что межосевое расстояние (aw) обратно пропорционально допускаемому напряжению (формулы 4.5 и 4.6), габаритные размеры в 1-м и 3-ем случаях будут отличаться почти в 3 раза. Если бы шестерни в коробках передач автомобилей делали из не термообработанной стали, то коробки пришлось бы возить в кузове. Для косозубых передач рекомендуется допускаемое контактное напряжение определять по формуле [σ]H = 0,45*([σ]H1 + [σ]H2), (4.8) где [σ]H1 и [σ]H2 – допускаемые контактные напряжения соответственно для шестерни и колеса.
По формулам (4.5) и (4.6) проводится проверочный расчет. При проектировочном расчете из формул выделяют aw. При этом ширина колеса b2 заменяется выражением b2 = Ψba* aw. Ψba – коэффициент ширины зубчатого венца. Рекомендуется: для прямозубых передач Ψba = 0,125…0,25; для косозубых передач Ψba = 0,25…0,40. В результате получают формулы для проектировочного расчета: прямозубых передач (4.9) косозубых передач (4.10) В формулах (4.5); (4.6); (4.9); (4.10) для получения требуемой размерности крутящий момент Т2 следует подставлять в Н*мм.
После определения межосевого расстояния выбирают стандартный нормальный модуль в интервале m = mn = (0,01…0,02)*aw.. Определяют суммарное число зубьев, предварительно задавшись углом наклона зубьев (для косозубых колес) в интервале β = 8…15о. z∑ = 2*aw*cos β/mn (4.11) Определяют числа зубьев шестерни и колеса z 1 = z∑/(u + 1); z 2 = z 1* u (4.12) При расчетах числа зубьев могут получиться не целыми. Их округляют до ближайших целых чисел и уточняют: для прямозубых передач – межосевое расстояние; для косозубых – угол наклона зубьев. Затем, по зависимостям, приведенным в п.4.1.1, определяют все остальные элементы шестерни и колеса. В завершение проводят проверку контактных напряжений по формулам (4.5) или (4.6). В случае невыполнения условия прочности увеличивают b2 (при малых расхождениях σH и [σ]H) или увеличивают aw (при значительных расхождениях σH и [σ]H).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |