Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет зубьев на контактную прочность




Расчеты на контактную прочность базируются на формуле Герца

, (4.4)

где q – нагрузка на единицу длины контактной линии;

Е = 2*Е12/(Е12) – приведенный модуль упругости материалов зубчатых колес; ρпр = ρ12/(ρ12) – приведенный радиус кривизны контактирующих элементов; μ – коэффициент Пуассона.

Опуская промежуточные выкладки (они описаны в приведенной литературе), запишем условия контактной прочности: прямозубых передач

; (4.5)

косозубых передач

. (4.6)

Здесь aw = a – межосевое расстояние; Т2 – крутящий момент на валу зубчатого колеса;

b2 – ширина колеса; u – передаточное отношение пары зацепления;

KH = KHa* K* KHv – комплексный коэффициент. KHa – учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями; K – учитывает неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; KHv – зависит от скорости и степени точности передачи. Значения коэффициентов даны в литературе.

Допускаемое контактное напряжение [σ]H определяется по формуле

[σ]H = σН lim b*KНL/[n]Н, (4.7)

где σН lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения;

KНL коэффициент, учитывающий число циклов (в большинстве случаев принимают KНL = 1); [n]Н – коэффициент безопасности; для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при объемной закалке принимают [n]Н = 1,1…1,2; при поверхностном упрочнении зубьев [n]Н = 1,2…1,3.

σН lim b определяются по формулам (см. таблицу 4.1).

Таблица 4.1

Способы термохимической обработки зубьев Твердость поверхностей зубьев Сталь σН lim b, МПа
Нормализация или улучшение < НВ 350 Углеродистая и легированная 2 НВ + 70
Объемная закалка 38…50 НRС Углеродистая и легированная 18 НRС + 150
Поверхностная закалка 48…54 НRС Углеродистая и легированная 17 НRС + 200
Цементация и нитроцементация 56…63 НRС Низкоуглеродистая 23 НRС
Азотирование 57…67 НRС Легированная (38ХМЮА)  

 

В таблице НВ – твердость по Бринеллю; НRС – твердость по Роквеллу. 1 НRС ≈ 10 НВ

Предположим, Вы применили углеродистую Сталь 45, термообработка – нормализация, твердость НВ 200. Тогда σН lim b = 2 НВ + 70 = 470 МПа. Эта же сталь при объемной закалке может дать твердость 40 НRС. В этом случае

σН lim b = 18 НRС + 150 = 870 МПа. А если Вы применили Сталь 12ХН3А, термообработка – цементация и закалка, твердость 60 НRС, то

σН lim b = 23 НRС = 1380 МПа. Разница весьма существенная. Учитывая, что межосевое расстояние (aw) обратно пропорционально допускаемому напряжению (формулы 4.5 и 4.6), габаритные размеры в 1-м и 3-ем случаях будут отличаться почти в 3 раза. Если бы шестерни в коробках передач автомобилей делали из не термообработанной стали, то коробки пришлось бы возить в кузове.

Для косозубых передач рекомендуется допускаемое контактное напряжение определять по формуле

[σ]H = 0,45*([σ]H1 + [σ]H2), (4.8)

где [σ]H1 и [σ]H2 – допускаемые контактные напряжения соответственно для шестерни и колеса.

 

По формулам (4.5) и (4.6) проводится проверочный расчет. При проектировочном расчете из формул выделяют aw. При этом ширина колеса b2 заменяется выражением b2 = Ψba* aw. Ψba – коэффициент ширины зубчатого венца. Рекомендуется:

для прямозубых передач Ψba = 0,125…0,25; для косозубых передач

Ψba = 0,25…0,40. В результате получают формулы для проектировочного расчета:

прямозубых передач

(4.9)

косозубых передач

(4.10)

В формулах (4.5); (4.6); (4.9); (4.10) для получения требуемой размерности крутящий момент Т2 следует подставлять в Н*мм.

 

После определения межосевого расстояния выбирают стандартный нормальный модуль в интервале

m = mn = (0,01…0,02)*aw..

Определяют суммарное число зубьев, предварительно задавшись углом наклона зубьев (для косозубых колес) в интервале β = 8…15о.

z = 2*aw*cos β/mn (4.11)

Определяют числа зубьев шестерни и колеса

z 1 = z/(u + 1); z 2 = z 1* u (4.12)

При расчетах числа зубьев могут получиться не целыми. Их округляют до ближайших целых чисел и уточняют: для прямозубых передач – межосевое расстояние; для косозубых – угол наклона зубьев.

Затем, по зависимостям, приведенным в п.4.1.1, определяют все остальные элементы шестерни и колеса.

В завершение проводят проверку контактных напряжений по формулам (4.5) или (4.6). В случае невыполнения условия прочности увеличивают b2 (при малых расхождениях σH и [σ]H) или увеличивают aw (при значительных расхождениях σH и [σ]H).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.