КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные элементы организационной структуры системы управления
Понятие организационного проектирования и его стратегия. Организационное проектирование – это моделирование системы управления организацией, осуществляемое перед ее формированием или накануне значительных преобразований[115]. Организационное проектирование связано с нахождением соответствия между ключевыми элементами организации (структура, люди, задачи, системы решений и поощрений, а также неформальная организация и культура) и ее стратегией, которые приводят к успеху. Последовательность задач организационного проектирования, вытекающих из общей теории систем можно представить следующим образом: 1. Определение качественного и количественного состава элементов системы управления. 2. Выбор конфигурации элементов системы в пространстве. 3. Проектирование общей структуры системы управления. 4. Разработка процессов, регламентирующих деятельность системы управления. 5. Определение информационных взаимосвязей между элементами системы. 6. Проектирование технологии управленческих процессов. Наиболее универсальным и современным для проектирования организационной структуры является метод организационного моделирования. Последовательность этапов проектирования системы управления методом организационного моделирования выглядит следующим образом[116]: 1. Выбор типовой схемы управления. 2. Распределение решений по уровням. 3. Расчет загрузки уровня управления. 4. Выбор варианта структуры. 5. Формирования схемы управления и состава подразделений в пределах выбранной структуры. 6. Корректировка и утверждение схемы управления. 7. Проектирование процедур принятия решений. 8. Разработка документации, регламентирующей деятельность подразделений. 9. Разработка Положения об организации. Системы управления социально-экономическими объектами (к таким объектам относятся и авиатранспортные предприятия) имеют иерархическую конструкцию, поэтому одним из элементов является число уровней управления. (Лучше говорить о количестве промежуточных уровней, так как самый верхний уровень - руководитель - существует изначально.) Этот элемент влияет на оперативность принятия решений: чем больше промежуточных уровней, тем больше у главы возможностей переложить решение части задач на нижестоящих руководителей и тем самым сократить среднее время решения возникающих проблем. В то же время промежуточные уровни задерживают доведение решений руководителя до исполнителей, и этим удлиняют время претворения в жизнь его распоряжений. Удачный выбор числа промежуточных уровней способствует повышению эффективности управления. Известны опыты по поиску его оптимума в авиатранспортных предприятиях: это попытки организации безэскадрильных летных отрядов. Другим элементом, определяющим конструкцию иерархической системы, следует назвать количество руководителей на каждом промежуточном уровне управления. В соответствии с выводом о том, что на предприятии ежедневно решается шесть групп задач, число руководителей, замыкающихся непосредственно на первое лицо в иерархии управления, не может превышать шести (но меньше может быть). На более низких уровнях может быть и больше, если там решаются однородные по характеру задачи и есть необходимость распределять их по нескольким руководителям одного уровня. Здесь надо учесть, что увеличение количества руководителей приводит к необходимости тратить много времени на обеспечение согласованности действий подчиненных младших руководителей, на планирование, обсуждение и подведение итогов их деятельности. Одновременно нижестоящие руководители разгружают своего шефа при решении случайно, неожиданно возникающих задач и чем больше младших руководителей в подчинении, тем быстрее устраняются сбои в производстве. Существует некоторое разумное количество непосредственно управляемых руководителей, при котором вышестоящий руководитель максимально разгружается от решения текущих задач. Основное назначение руководителя любого уровня – это принятие решений. Решения принимаются по перспективам развития производства, по улучшению связей с внешней экономической, социальной, политической средой, различным текущим задачам. Чем выше уровень руководителя в иерархической системе управления, тем значительнее решаемые им проблемы, тем больше объем информации, которую он должен проанализировать до принятия решения. Анализ информации требует времени; кроме того, круг проблем, рассматриваемых руководителем, может быть весьма широким, особенно на высоких уровнях управления. Задачи требуют от руководителя специальных знаний во многих областях. В связи с этими обстоятельствами при руководителях создается так называемый управленческий персонал. Он может быть разным как по количеству, так и по составу. Численность управленческого персонала при руководителях является третьим элементом, характеризующим систему управления. Этот элемент должен иметь разумное количество и целесообразный состав. В частности, не может быть должностей, предусматривающих специалистов с высшим образованием для решения элементарных задач. Увеличение количества управленческого персонала связано с ростом требуемого фонда заработной платы, уменьшение сопряжено с удлинением времени подготовки решений, принимаемых руководителем. Наконец, о четвертом элементе. Когда речь идет об определенном руководителе, недостаточно знать, сколько руководителей нижестоящего уровня ему подчиняются, необходимо еще указать, каким (какому) участку объекта управления имеет отношение каждый из них. Этот элемент назовем матрицей соподчиненности. Матрица отражает, какому руководителю данного уровня подчиняются руководители нижеследующего уровня. Таким образом, четыре элемента: количество промежуточных уровней управления, число руководителей на каждом промежуточном уровне, численность и профессиональный состав управленческого персонала при каждом руководителе и матрица соподчиненности руководителей - определяют конструкцию системы управления. Удачный выбор этих элементов определяет результативность управления.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |