Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование и контроль в системе менеджмента




 

В связи с тем, что реально просчитать и детально описать организационные и технологические процессы во времени и пространстве с учетом всех особенностей и возможных факторов реальных ситуаций не представляется возможным, проектное представление (абстрактное описание) организационных технологических процессов всегда отличается от реальных производственных процессов. Более того, различные специфические технологические процессы отличаются друг от друга такими параметрами, как интенсивность, продолжительность, структура и сложность операций, количество переходов от операции к операции, уровнень автоматизации и организационной сложности и т.п. Поэтому даже расчетно объективно соединить их в едином производственном процессе без каких-либо технологических резервов времени и ресурсов не представляется возможным. С одной стороны, выходом из этой ситуации является создание таких межоперационных, организационных межтехнологических заделов, производственных страховых и аварийных запасов ресурсов, которые обеспечивали бы непрерывность совокупного производственного процесса в любых ситуациях. Для этого необходимо рассчитать величину соответствующих технологических, производственных заделов, страховых, аварийных запасов технических, трудовых, финансовых ресурсов и временных резервов, гарантирующих непрерывность совокупного производственного процесса и изготовление продукции в установленные сроки. Естественно, создание таких резервов, их размер и эффективность использования влияют на экономические результаты всей производственно-хозяйственной деятельности организации.

С другой стороны, необходимо осуществлять непрерывный мониторинг (отслеживание. контроль) хода производственных процессов и соответствующее оперативное (текущее) операциональное регулирование реальными технологическими процессами в целях обеспечения проектных решений или плановых заданий.

Кроме того, технология и организация производственных процессов разрабатываются обязательно с учетом обеспечения безопасных условий труда, соблюдения требований производственной санитарии и экологической безопасности. Таким образом, под регулированием понимается текущее (оперативное, тактическое) операциональное изменение (корректировка) параметров производственных процессов для устранения отклонений от проектных параметров и плановых показателей для обеспечения безопасных условий деятельности и достижения цели в установленные календарные сроки. Причем оперативное регулирование осуществляется для ликвидации не всех отклонений, а только тех, которые превышают установленную допустимую норму отклонений. Таким образом, собственно регулирование представляет собой лишь одну из общих функций управления и осуществляется только на основе контроля и учета состояния организационных производственных процессов. Во взаимосвязи с оперативным анализом состояний этих процессов в текущем времени регулирование, контроль и учет можно рассматривать как систему оперативного управления. В сочетании со стратегическим управлением и другими управленческими функциями (планирование, организация, координация, контроль, учет и анализ) оперативное управление составляет собственно систему управления, В теории и практике управления регулирование чаще всего обозначается термином «оперативное управление», подчеркивая текущий, т.е. оперативный, характер управления производственными процессами в реальном, текущем времени.

Если же рассматривать оперативное управление действительно как текущее тактическое управление* то в составе оперативного управления в той или иной степени присутствуют все элементы управления: анализ и прогноз ситуации, постановка текущих целей == задач, декомпозиция целей и задач, разработка возможных проектных и плановых вариантов достижения этих целей, организация, координация, регулирование, контроль, учет и анализ, но только в рамках реального времени и пространства, установленных проектных и плановых границ в соответствии с установленной целью и без оформления документов по всем этим стадиям управленческой деятельности. Более того, основой осуществления системы оперативного управления является предварительная подготовка и организация производственных процессов. Таким образом, система оперативного управления является неотъемлемым элементом системы управленческой деятельности любой организации.

Общими обязательными необходимыми условиями осуществления оперативного управления, вне зависимости от специфики организованных процессов, являются:

наличие технологической возможности оперативного вмешательства в производственный процесс;

наличие необходимых, специально созданных для оперативного регулирования организационных резервов, представляющих собой совокупность материально-сырьевых, трудовых, технических и финансовых ресурсов, времени, достаточного для использования ресурсов и устранения отклонений, и пространства (территории, помещений), необходимого для осуществления маневра;

в случае отсутствия специальных организационных резервов наличие возможности использования задействованных в производстве ресурсов за счет переструктуризации их во времени и в пространстве;

наличие оперативных технологических (операциональных) планов-графиков производственных процессов;

наличие структурных подразделений системы оперативного контроля (мониторинга) за соблюдением проектных планов-графиков и системы оперативного регулирования (диспетчеризации) производственных процессов.

Таким образом, система оперативного управления производством, как и любая организационная система, должна включать в свой состав следующие элементы:

управленческий персонал (кадры), оформленный в виде служб диспетчерского (оперативного) управления;

технику оперативного управления, обеспечивающую контроль и регулирование производственных процессов (контрольно-измерительные приборы, регистраторы производства, средства автоматического регулирования процессами производства), сбор, обработку, хранение и передачу оперативной информации (средства связи, вычислительная техника, пульты управления и т.п.);

информационное обеспечение системы оперативного управления (проектные и плановые графики производственных процессов, документация оперативного регулирования, инструктивно-методические материалы и т.п.);

материальные, технические, трудовые и финансовые ресурсы оперативного организационного резерва и резерв времени, необходимого для осуществления оперативного регулирования:

организационные условия производственной деятельности (производственно-бытовые помещения, территория, сооружения, транспортные и инженерные коммуникации и т.д.), обеспечивающие возможность осуществления регулирования производственных процессов.

______________________________________________________________________________________________

* Под тактикой (от греч. taktica — искусство построения войск, от лат. tactus прикосновение, чувство, осязание) будем понимать отдельные локальные частные решения, изменения в рамках общей стратегии, генеральной линии достижения цели.

Естественно, системы оперативного управления различаются в зависимости от специфики производственно-хозяйственной деятельности организаций. Укрупненно системы оперативного управления можно классифицировать по следующим типам производств:

— производства с непрерывным технологическим циклом и полной автоматизацией основных производственных процессов. В таких производствах осуществляется автоматический контроль и автоматическое регулирование (механическое или энергетическое, программное) основных производственных процессов без участия человека. Роль управленческого персонала здесь сводится к оперативному непрерывному, систематическому наблюдению или эпизодическому контролю за работой автоматических устройств. Управленческий персонал, также как и рабочие, в основном выполняет функции операторов и осуществляет непосредственное «ручное» регулирование только в переходных, нестабильных режимах (пуск, остановка, переход на другой режим и т.п.). К такого рода производствам относятся нефте- и газодобыча, нефтеперерабатывающие, химические, металлургические, обогатительные, термические, сталелитейные, сталепрокатные, энергетические и т.п. процессы. Например, в энергетике, где производство и потребление совмещены во времени и продукция на склад не производится, технологический процесс осуществляется непрерывно, поэтому при автоматическом регулировании процессов горения и питания котлоагрегатов, работы реакторов, турбогенераторов и гидротурбин, автоматическом регулировании процессов регулирования напряжения и тока, передачи электроэнергии (с помощью систем релейной защиты) осуществляется также непрерывное диспетчерское регулирование дежурными инженерами электростанций, энергосистем на основе почасового диспетчерского фиксированного контроля. На электростанциях диспетчерская служба постоянно непосредственно связана с операторами машин — котельных агрегатов, турбогенераторов и т.п., а также с диспетчерской службой энергосистем и объединенных энергосистем. Открытые распределительные устройства (ОРУ) и подстанции, как правило, работают в автоматическом режиме без персонала.

Аналогичные системы диспетчерского оперативного управления используются во всех непрерывных производствах указанного типа;

— производства массовой и серийной продукции с конвейерной формой организации ручного и механизированного труда и специализированными автоматическими линиями отдельных технологических процессов основного производства. К такого рода производствам можно отнести производство автомобилей, текстиля, переработка сельскохозяйственной продукции, приборостроение и т.п. Здесь основу оперативного управления составляют специализированные диспетчерские службы основных производственных процессов. Оперативное управление на предприятиях машиностроения, приборостроения, бытовой техники конвейерного производства осуществляется диспетчерскими службами конвейеров (например, система «Кэнбан»-«точно в срок»);

— особую форму оперативного управления имеют транспортные и рыболовецкие организации, специфика деятельности которых связана с перемещением транспортных средств во времени и в пространстве и с необходимостью координации их деятельности из централизованных диспетчерских пунктов, стационарно расположенных на территории размещения систем управления этих организаций. К организациям этого типа относятся морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт, рыболовецкие организации. Особенности систем оперативного управления такого рода организаций обусловлены тем, что общее для всех организаций пространство мирового и воздушного океана, бассейнов рек, железнодорожные пути искусственно разделены на сферы деятельности диспетчерских служб, и поэтому оперативное управление осуществляется применительно к любым транспортным средствам, подпадающим в их зону управления. Более того, диспетчерские службы работают во взаимосвязи между собой. Наиболее отработана система оперативного управления на основе диспетчирования на воздушном и железнодорожном транспорте, где осуществляется поминутный график движения транспорта. Где наряду с автоматическими системами регулирования производственных процессов оперативная информация по радиосвязи передается непосредственно на транспортные средства (командиру корабля, капитану судна, пилоту авиалайнера, машинисту электровоза и т.п.);

— специфическую форм}' оперативного управления имеют общестроительные и специализированные строительные и монтажные организации, где производственный процесс и, соответственно, рабочие места, предметы и средства деятельности перемещаются в пространстве и производственный процесс в значительной степени определяется природно-климатическими условиями. Здесь временной интервал регулирования и организации системы управления устанавливается в зависимости от специфики организации производственных процессов, может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов или даже суток. Например, в строительстве при организации поточного строительства и производстве строительно-монтажных и пуско-наладочных работ используются-недельносуточные графики (декадно-суточные), а при перевозке нескладируемой продукции (бетона;

раствора) — почасовые и минутные графики (система управления перевозками — «СУПЕР»). Соответственно для каждой системы управления создаются специальные структурные подразделения и разрабатывается соответствующая система графиковой документации;

— предприятия серийного, многономенклатурного и индивидуального производства (машиностроительные, станкостроительные, кораблестроительные, авиационные и прочие индустриальные предприятия). На предприятиях серийного и индивидуального производства оперативное управление внутри цехов осуществляется службами ПРБ (планово-распределительными бюро) на основании маршрутных технологических карт в соответствии со спецификой производственных процессов, а межцеховое управление осуществляется диспетчерскими службами заводов;

— прочие предприятия, включая организации малого бизнеса. Здесь, как правило, специальных диспетчерских служб не создается, специальная документация для оперативного управления не разрабатывается, и оперативное управление осуществляется системой управления упрощенных структур совместно с другими функциями управления. Чаще всего оперативное управление осуществляется в форме регулирования производственных процессов непосредственно руководителями этих организаций.

Состав, структура и характеристика технических средств оперативного управления, обеспечивающих автоматический контроль и автоматическое регулирование производственных процессов, сбор, обработку, хранение и передачу оперативной информации, организация рабочих мест (пульты управления, диспетчерские пункты и т.п.) подробно рассмотрены в специальной литературе и потому здесь не рассматриваются.

Информационное обеспечение систем оперативного управления включает в себя комплекс документов нормативного, инструктивно-методического характера и рабочую документацию оперативного регулирования.

К нормативной документации оперативного управления относятся документы, обосновывающие расчетный размер оперативного резерва и предельно допустимые нормы отклонений. Если нет резерва, то оперативное регулирование практически невозможно. Естественно, необходимо различать текущие (оперативные), транспортные, комплектационные, стратегические и аварийные (страховые) резервы.

Оперативный резерв является производственным технологическим резервом, и его состав. структура и размер определяются спецификой технологии производственных процессов. В состав организационного резерва должны включаться: технические средства (технологическое оборудование, грузоподъемные машины и механизмы, транспортные средства), материально-сырьевые (сырье, материалы, комплектующие изделия, конструкции и т.п.), финансовые (свободные финансовые средства, которые можно достаточно быстро реализовать в материально-технические или трудовые ресурсы) и трудовые (рабочие и управленческий персонал) ресурсы. Кроме того, необходимо наличие времени, достаточного для введения в действие и использования организационных резервов. Естественно, формирование каждого вида оперативного резерва осуществляется по-разному. Как правило, резерв технических средств специально не выделяется, за исключением тех случаев, когда в соответствии с технологическим процессом предусмотрено наличие специального резервного оборудования. На практике в качестве оперативного резерва технических средств используются те, которые задействованы на некритических участках работ за счет временного перераспределения работ и переструктуризации загрузки действующего оборудования. Аналогичная картина в отношении территориального и кадрового ресурсов, используемых в качестве оперативного резерва, т.е. производится временное перераспределение территории (производственных помещений) и работ между используемым трудовым ресурсом. Такое решение задач оперативного управления в отношении производственных площадей, технических и трудовых ресурсов обусловлено тем, что данные виды ресурсов являются прерогативой организации, которыми она может распоряжаться по своему усмотрению.

Оперативный резерв материальных ресурсов, как правило, рассчитывается только по основной номенклатуре материальных ресурсов и представляет собой производственный технологический задел. Величина его размера рассчитывается по формуле:

Riтехн =Niсм х tтехн, (4)

где: Riтехн — технологический задел i-го вида материальных ресурсов;

Niсм — сменная (суточная) норма расхода i-го вида материальных ресурсов в производстве;

tтехн — расчетное количество смен (суток), принимаемое в качестве технологической нормы задела исходя из ритма технологического производства.

В качестве инструктивно-методических документов оперативного регулирования выступают инструкции по изменению технологического режима производственных процессов. Чаще всего они оформляются в виде технологических регламентов, технологических карт производства работ или правил технической эксплуатации (ПТЭ) и правил техники безопасности (ПТБ) при эксплуатации технологического оборудования, электрических установок, аппаратов, работающих под давлением и т.п. При эксплуатации ядерных реакторов, энерго- и электроустановок высокого напряжения и другого оборудования, работающего в автоматическом режиме и длительное время не требующего оперативного вмешательства операторского персонала, в целях обеспечения необходимой готовности операторов к ручному оперативному вмешательству для оперативного персонала проводятся специальные тренажерные занятия и тренинговые игры.

В качестве рабочей документации оперативного управления используется различного рода графиковая документация (линейные и сетевые графики производства работ, недельно-суточные, декадно-суточные планы-графики производства работ и материально-технического обеспечения, графики движения рабочих бригад, почасовые и сменные графики нагрузки оборудования, расписания движения транспортных средств, маршрутные технологические схемы, схемы расстановки судов (флота) и т.п.), технологическая документация в форме карт операционного контроля качества работ, а также специальная документация оперативного учета и контроля. Графиковая документация оперативного управления оформляется либо в виде схем (графиков), либо в табличной форме. Но во всех документах оперативного управления обязательно присутствуют показатели (наименование) и параметры (количественные характеристики) производственного процесса и календарное текущее время

Оперативное управление, как правило, осуществляется на основе сопоставления фактических данных графиков с проектными (плановыми), сравнения полученных отклонений с нормативом, и после этого — принятие соответствующих оперативных решений по корректировке плановых графиков на ближайшее текущее время (рис. 5).

Возможна более упрощенная и рациональная схема организации системы оперативного управления по отклонениям, когда вместо параллельного ведения проектного и фактического графиков производственных процессов можно использовать унифицированный стандартный график отклонений по календарному времени (см. рис. 6). При этом оперативное вмешательство необходимо только в том случае, когда превышена допустимая норма отклонений. Такого рода системы оперативного управления используются в тех случаях, когда производственные процессы обладают однородностью и могут учитываться в соизмеримых единицах (графики движения, выполнения специализированных операций, однородных работ, измеряемых в одинаковых натуральных показателях).

Наиболее сложная форма построения документации оперативного управления необходима в случаях неоднородности производственного процесса по элементам, участвующим в производстве, когда важно иметь информацию не просто об отклонениях, но и о качественном содержании отклонений.

Например, при строительстве сложных производственных комплексов со сложной структурой объектов, видов работ, комплектующих изделий могут использоваться следующие формы документов оперативного учета.

Например, в энергетике для централизованной системы оперативного контроля и оперативного управления строительством тепловых электростанций на уровне Министерства энергетики и электрификации СССР (МЭИЭ СССР) была разработана специальная Диспетчерская информационная система контроля («ДИСК») [21].

Суть системы «ДИСК» сводится к разработке унифицированной системы классификационного описания структуры тепловой электростанции (в терминах конструктивных элементов) по принципу комплекс сооружений — объекты — подобъекты — узлы и процессов строительства в терминах работ и ресурсов. Специальная система кодировки позволяет осуществлять оперативный контроль (состояние строительства по видам отдельных работ, комплектации и обеспечения строительства материальными и техническими ресурсами на определенную календарную дату) и оперативное регулирование процессов строительства любого количества электростанций одновременно с использованием автоматизированной централизованной системы управления (ГИВЦ— Главный информационно-вычислительный центр МЭиЭ СССР).

На уровне организаций в строительстве используется система оперативного управления, построенная на использовании недельно-суточных план-графиков производства работ и материально-технического обеспечения и унифицированной нормативно-технологической документации по комплектации (УНТДК) отдельных строительных комплексов и объектов. Для оперативного управления производством монтажных работ в строительстве используется комплекс организационно-технологической документации, использующий принцип поузлового монтажа, для строительства протяженных объектов (трубопроводов, линий электропередач и т.п.) — принципы позонной «разбивки» объектов, на строительстве атомных электростанций — организационно-управленческая модульная документация, в основе которой лежат принципы «разбивки» строящихся объектов АЭС на организационно-управленческие модули — блок-помещения.

С экономической точки зрения применение систем оперативного управления производственными процессами требует значительных дополнительных затрат: на создание оперативных организационных резервов, на специализированную технику оперативного контроля, учета и регулирования, на создание диспетчерских пунктов, на содержание оперативного персонала и, соответственно, приводит к удорожанию продукции. Однако, учитывая то, что при планировании производственных процессов всегда выбирается наиболее эффективный вариант, отклонения от проектных решений могут приводить к негативным социально-экономическим и экологическим последствиям и экономическому ущербу, значительно превышающему затраты на систему оперативного управления. Более того, экономическая целесообразность создания специализированных систем оперативного управления очень часто обусловливается не только чисто производственно-хозяйственными потребностями, но и также необходимостью обеспечения безопасных условий труда и социально-экологической защиты. Экономическая целесообразность структурного выделения систем оперативного управления обосновывается при организационном проектировании систем управления предприятий. Экономическую целесообразность структурного выделения систем оперативного управления можно определить на основе сопоставления затрат на содержание системы оперативного управления с величиной возможного хозяйственного ущерба, обусловленного нарушением хода производственных процессов, нарушением межорганизационных договорных обязательств и соответствующим ухудшением технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности организации, а также величиной возможных социально-экономических и экологических последствий.

Организационно системы оперативного управления, как об этом уже упоминалось ранее, строятся принципиально по следующей многоуровневой структурной схеме: операторы машин -> операторы технологических линий —> диспетчерские службы производственных подразделений —> организаций (предприятий) —> диспетчерские службы региональных систем —> диспетчерские службы отраслевых (ведомственных) систем. Естественно, в различных типах производств организационные структуры систем оперативного управления различаются в зависимости от специфики технологии производственных процессов, территориального размещения производств, технологических взаимосвязей, уровня индустриализации и т.п. В автоматизированных производствах полностью реализуется указанная схема организационной структуры систем оперативного управления. Например, в энергетике организационная структура системы оперативного управления реализована следующим образом: машинисты котельных агрегатов, операторы реакторов, машинисты турбогенераторов (гидрогенераторов), дежурный персонал сетевых систем (дежурные электрики, слесари-сантехники), дежурный эксплуатационный персонал (дежурные механики, слесари) -> диспетчерская служба электростанции (дежурные инженеры электростанций) ~> диспетчерская служба энергосистем —> диспетчерская служба объединенных (региональных) энергосистем (ОДУ — объединенное диспетчерское управление региона) —> диспетчерская служба единой энергосистемы государства (ОДУ ЕЭС — объединенное диспетчерское управление единой энергосистемы). Для обеспечения оперативного управления производственных процессов, помимо операторов технологических установок и операторского (диспетчерского) персонала диспетчерских служб различного уровня, в системах оперативного управления задействованы и другие структурные подразделения систем управления организаций: на электростанциях — производственно-технические отделы, в энергосистемах, в объединенных энергосистемах, в единой энергосистеме — соответствующие службы режимов, службы релейной защиты. Естественно, объект, предмет (содержание) и время оперативного регулирования на разных уровнях метасиситемы оперативного управления различаются. На уровне единой энергосистемы (метасистемы) — это межсистемные перетоки электроэнергии по ЛЭП высокого и сверхвысокого напряжения в разрезе сезонных (годовых) колебаний потребительского спроса, обусловленного природно-климатическими особенностями территорий (регионов). На уровне объединенных энергосистем — это межрегиональные перетоки электроэнергии по ЛЭП высокого напряжения в разрезе сезонных (годовых) колебаний потребительского спроса в сочетании с суточными колебаниями максимального и минимального потребления электроэнергии. На уровне энергосистем — это регулирование тепловой и электрической нагрузки электростанций (электрической мощности) и электрических и тепловых сетей в разрезе суток. На уровне электростанций — регулирование нагрузки теплосилового оборудования электростанций в режиме реального времени с почасовым контролем, на уровне операторов технологических установок — регулирование технических параметров в режиме реального времени с почасовым контролем, на уровне дежурного персонала — оперативное переключение системных устройств и ликвидация аварийных ситуаций в режиме реального времени в зависимости от реально складывающейся ситуации.

Состав, структура и численность персонала систем оперативного управления определяются режимом производственных процессов и работы технологического оборудования и, соответственно, объемом работы по оперативному регулированию. В менее сложных производственных системах реализуются соответственно упрощенные системы оперативного управления или вообще отсутствуют как специально структурно оформленные.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова сущность стратегического управления? В чем заключаются принципиальные отличия стратегического управления от текущего управления?

2. Назовите основные этапы развития стратегического управления применительно к экономике.

3. Каковы роль и место стратегического управления в системе менеджмента?

4. Состав, структура и характеристика основных видов управленческой деятельности стратегического управления. Какие виды управленческой деятельности составляют основу стратегического управления?

5. В чем сущность системы оперативного управления?

6. Система оперативного управления по отклонениям.

7. Какие документы используются для системы оперативного управления?

8. Охарактеризуйте основные структуры системы оперативного управления, используемые в организациях различного класса.

 

Тема 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схематические формализованные описания организации как сложной социально-экономической системы различных видов деятельности будут различаться в зависимости от того, какие элементы выделяются в системе организованной деятельности и какие отношения этих элементов рассматриваются. Прежде всего, в структуре организации можно выделить две взаимосвязанные подсистемы: производственную и управляющую. Соответственно, если в качестве элементов организации принимается специализированное по операциям технологическое оборудование, то можно представить операциональную технико-технологическую структуру производственных процессов организации, если технологические переделы, выделенные в отдельные относительно автономные производственные подразделения, — то производственную структуру организации, если функциональные характеристики используемых финансовых средств — структуру капитала организации, если элементы или статьи затрат — структуру себестоимости продукции или структуру издержек производства организации, если функциональные взаимосвязи отдельных видов документов — структуру документооборота, если операциональные информационные связи — технологическую структуру управленческой деятельности, и т.д.

К сожалению, в подавляющем большинстве публикаций под организационной структурой понимается только лишь структура системы управления, т.е. состав подразделений (отделов, служб) и должностных позиций высшего управленческого персонала системы управления и административные связи между ними. Некорректность такого подхода к структуре организации обусловлена тем, что неправомерно и бессмысленно рассматривать структуру системы управления без объекта управленческой деятельности — производственно-хозяйственной деятельности.

Под организационной структурой понимается принципиальная схема иерархически упорядоченных функциональных взаимосвязей элементов организации, обеспечивающая целостность организации. Структура организации является ее статической характеристикой, характеризующей, с одной стороны, потенциальную устойчивость и стабильность существования организации в условиях постоянной динамики объективного мира. Естественно, основой структуры организации, обеспечивающей проектный целевой результат деятельности, является ее технико-технологическая структура производственных процессов, закрепленная в материализованной системе машин. Именно вещественные (материальные, физические) технико-технологические функциональные структурные взаимосвязи элементов производственных процессов создают долговременную основу целесообразной репродуктивной деятельности организации. Технико-технологическая структура производственных процессов реализуется в рамках организации в форме производственной структуры организагни". Под производственной структурой организации понимается состав территориально (пространственно) обособленных специализированных по технологическим переделам производственных подразделений организации и организационно-технологические связи между этими подразделениями.

В отличие от операциональной технико-технологической структуры процессов производства продукции в производственной структуре организации, временные характеристики технологических взаимосвязей изменяются вследствие пространственного размещения технико-технологической структуры по специализированным цехам, участкам и другим производственным подразделениям и реализагии технологических (материализованных, физических, механических} взаимосвязей через организационные управленческие, административные и экономические отношения системы управления.

______________________________________________________________________________________________

* Иерархия (от греч. hiero — священный и arche' — власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.— Советский энциклопедический словарь.— М.: Советская энциклопедия,

1983—С. 476.

* Технология — совокупность приемов и способов, методов обработки, изменения, состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, последовательно осуществляемых во времени и в пространстве для получения проектного (намеченного) результата (готового продукта, изделия, услуги и т.п.).

Соответственно схему, отражающую состав и взаимосвязи функциональных управленческих подразделений и высшего управленческого персонала, можно обозначить как организационную структуру управления или структуру системы управления. Совокупность производственной структуры и структуры системы управления представляет собой организационную структуру, или структуру организации.

Необходимо отметить, что когда речь заходит об организационных структурах управления, всегда встает вопрос о характере взаимосвязей между элементами организации. Различают два вида связей в организации: линейные, или административные, организационно-распорядительные связи соподчинения и функциональные, или содержательные, технологические (кооперативные) взаимосвязи, которые имеют рекомендательный характер. Соответственно этим видам связей классифицируют и структуры управления: линейные, функциональные и различные виды комбинированных линейно-функциональных структур организации (линейно-штабные, дивизиональные, матричные, стратифицированные и т.п.). Подобное типологическое разделение организационных структур (даже если рассматривать организационную структуру системы управления как структуру организации) неправомерно, что обусловлено некорректностью применяемого понятийно-категориального аппарата. Под функциональными (содержательными) связями (отношениями) элементов любой системно организованной деятельности необходимо понимать жестко регламентированные, нормированные, кооперативно-последовательные зависимости одних элементов от других, выражающиеся в форме операгщоналъных закономерностей, предопределяемых технологией кооперированной деятельности. Таким образом, содержание любой кооперированной деятельности формально может быть описано через функциональную структуру операциональных взаимосвязей элементов организации. Но функциональная структура отражает лишь потенциально необходимые функциональные взаимосвязи элементов организации. Более того, если рассматривать процесс организованной деятельности как последовательную смену состояний организации во времени, то, очевидно, содержание деятельности можно описать как смену статических операциональных функциональных структур во времени. Однако организации — это не самоуправляемые системы, поэтому для того чтобы обеспечить смену функциональных структур во времени и реализовать функциональные взаимосвязи производственного прогресса, необходимо осуществить соответствующие управляющие организационно-распорядительные (властные) воздействия на персонал организации. Функциональные структуры различных видов деятельности пространственно (территориально) закреплены (материализованы) в организационных структурах производственной и управляющей подсистем, т.е. в производственной структуре и структуре системы управления, где в качестве элементов организационной структуры выступают технологически специализированные производственные и функциональные управленческие подразделения, а в качестве взаимосвязей этих элементов — организационные управляющие взаимосвязи. Таким образом, управление всеми видами деятельности в организации (как производственными, так и управленческими) осуществляется в рамках организационной структуры, и, следовательно, во всех схемах организационных структур отражаются только линейные, административные связи управления. Понятием «линейные связи» будем обозначать административные* организационно-распорядительные связи соподчинения, естественно (объективно) имеющие под собой содержательные (смысловые, понятийные) функциональные взаимоотношения** Термин «линейные связи» означает лишь то. что все виды отношений между управляющими и исполняющими элементами (персоналом) организации, с одной стороны, реализуются как связи непосредственного подчинения, а с другой стороны, все осуществляются по одной «линии», по одному информационному «каналу».

При таком понимании линейных и функциональных связей в структуре организации все организационные структуры являются только комплексными, интегральными линейно-функциональными, и все так называемые разновидности организационных структур лежат в плоскости организационного выделения специализированных функциональных подразделений и уровня интеграции функционального операционального содержания деятельности. И никаких «чистых» линейных или функциональных структур в принципе быть не может.

При этом на схемах всех типов и разновидностей структур управления, независимо от их наименования, показаны только линейные административные связи непосредственного подчинения, а функциональные (содержательные) взаимосвязи могут быть достаточно приближенно, укрупненно показаны как информационные операционные взаимосвязи в схемах документооборота или схемах информационных связей. При рассмотрении так называемых «линейных» структур управления весь комплекс функциональных содержательных отношений реализуется, по существу, по этому же каналу линейных административных связей.

______________________________________________________________________________________________

* Под администрированием (от лат. administro —управляю, заведую) будем понимать формализованные методы управления, командования персоналом, основанные на властных началах, предусматривающих подчинение и исполнение, в отличие от «управления» в истинном смысле этого слова, когда в основе разумного воздействия субъекта управления на объект управления лежит понимание и, соответственно, осмысленные действия.

* В соответствии с понятием управления, приведенным в разделе 1, в основе управленческой деятельности обязательно лежит понимание, смысл, разумность управленческих воздействий, включая и командование в форме приказов. Иначе исполнение не может быть осуществлено.

Функциональных структур управления в принципе быть не может, т.к. специализированные функциональные решения в системе управления объективно диалектически противоречивы, и эти противоречия не могут быть разрешены на уровне исполнителей. Не случайно в примитивных ремесленных формах организаций малого бизнеса функциональной специализации управленческой деятельности нет, т.к. носителем содержательной компоненты производственной деятельности является сам исполнитель. В так называемых матричных структурах систем управления также реализуется не одновременно двойная система функционального и административного управления, а временное перераспределение властных полномочий высшего управленческого персонала на основе принципов программно-целевого управления: делегирование административных полномочий так называемым руководителям целевых проектов или программ при соответствующем целевом распределении средств высшим управленческим персоналом организации. При этом функциональные специализированные связи в структуре управления остаются прежними.

Прежде чем говорить о принципах формирования различных видов организационных структур, необходимо остановиться на правилах их схематического отображения.

Схемы организационных структур должны строиться с соблюдением следующих принципов.

1. Соблюдение принципа «вертикального зонирования», т.е. в «зоне» вертикального подчинения функциональному менеджеру (функциональному управляющему) или управляющему организацией должны размещаться только те управленческие или производственно-бытовые подразделения, службы или отдельные должностные позиции организации, которые непосредственно административно подчиняются этому менеджеру.

2. Соблюдение принципа «горизонтального зонирования» по уровням управления, т.е. когда каждое подразделение организации размещается строго по иерархическим уровням управления. Можно выделить следующие уровни управления, соответствующие классификации управленческой деятельности:

1-й уровень — директор, управляющий организации. Совет директоров и т.п. орган или должностная позиция, реализующие класс управленческой деятельности «стратегическое управление» («управление организационными изменениями»);

2-й уровень — специализированное функциональное управление организацией или отдельными подсистемами организации (класс «организационное управление производственно-хозяйственной деятельностью»). Реализуется должностными позициями заместителя управляющего (директора) организации или директорами функциональных подсистем (технический, коммерческий, финансовый и т.п. директор);

3-й уровень — управление отдельными функциональными видами управленческой деятельности, такими, например, как главный технолог, главный сварщик, главный механик, главный экономист и т.п.;

4-й уровень — уровень функциональных подразделений (отделов, служб и отдельных функциональных должностных позиций);

5-й уровень — уровень технических и канцелярских служб и отделов, обеспечивающих деятельность основных функциональных управленческих подразделений (службы хозяйственного, бытового обслуживания, множительные центры, канцелярии и т.п.);

6-й уровень — основные производственные подразделения (цеха, самостоятельные участки и т.п.), непосредственно участвующие в производстве продукции, технологически включенные в «жизненный цикл» производства продукции;

7-й уровень — вспомогательные производственные подразделения, обеспечивающие организационные условия производства (освещение, вентиляцию, водоснабжение, канализацию, транспортные услуги, техническое обслуживание и ремонт оборудования, инструментальное обслуживание и т.п.);

8-й уровень — обслуживающие хозяйственные производственно-бытовые подразделения (бытовые, санитарно-гигиенические услуги, питание, здравоохранение, противопожарные подразделения и т.п.);

9-й уровень — подсобные хозяйства, жилищные и социально-бытовые подразделения (теплицы, подсобные сельскохозяйственные организации, общежития, стадионы, дворцы культуры, поликлиники, санатории, дома отдыха, профилактории, детские оздоровительные организации и т.п.).

3. В схеме структуры организации не должно быть подразделений, которые вообще не имеют линейных взаимосвязей, т.к. в системе в принципе не может быть таких элементов.

4. В схеме оргструктуры не должно быть каких-либо подразделений, имеющих двойное административное подчинение, хотя функциональные взаимосвязи могут быть между подразделениями в самых различных композициях.

Принципиальная схема построения организационной структуры организации приведена на рис. 10. Определение состава функциональных специализированных производственных подразделений и производственной структуры осуществляется на стадии технического проектирования согласно СНиП (Строительных Норм и Правил) в зависимости от конструктивных, объемно-планировочных. технологических решений и технических условий на проектирование и строительство. В связи с тем, что организационная производственная деятельность базируется на технологической системе машин и механизмов, техническое проектирование состава и структуры производства в рамках организации осуществляется на основе типовых стандартных технически обоснованных норм. Совершенно иная картина в отношении управленческой деятельности, где состав, структура, объем и качество результатов деятельности обусловлены индивидуальными персонифицированными личностными особенностями наличного кадрового ресурса и потому не могут быть технически обоснованными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.