Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежные системы музыкального воспитания детей

Все виды детской музыкальной деятельности имеют свои специфические возможности в музыкальном развитии ребенка. В истории музыкальной педагогики существовали различные системы музыкального воспитания, которые опирались на отдельные виды музыкальной деятельности детей, которые в данной системе признавались ведущими.

Так, движение под музыку (синтез музыки и движения) стало основой для создания в начале 20 века системы музыкально-ритмического воспитания швейцарским композитором и педагогом Эмилем Жаком-Далькрозом (1865-1950). Основной целью использования его «Ритмической гимнастики» или «Ритмики» было воспитание, в первую очередь, чувства ритма детей, памяти, внимания, музыкального слуха и воображения. Далькроз впервые сумел объяснить активную, двигательную природу музыкально-ритмического чувства, впервые обосновал ритмику в качестве метода музыкального воспитания, развивал идею использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия и музыкальных способностей человека, передачи образного содержания музыки в пластических движениях. Система базируется на следующих принципах: обучение ритмике возможно для всех и необходимо каждому ребенку; началом воспитания является глубокое погружение ребенка в музыку, активизация его воображения и умения выражать себя в движении; музыкально-ритмическое воспитание носит системный характер: упражнения и игры используются в системе; музыкальный репертуар – отрывки из произведений западноевропейских композиторов (в основном танцевальные). Им организовывались специальные занятия, на которых большое внимание уделялось выполнению ритмических движений под музыку, упражнений с предметами, дыхательным упражнениям. Занятия имели ярко выраженную гуманистическую направленность: «занятия должны приносить детям радость, иначе они теряют половину своей цены». Система Далькроза приобрела широкую популярность во всем мире, был организован Институт музыки и ритма в Хеллерау (недалеко от Дрездена), школы Далькроза были открыты в Москве и С.-Петербурге (1910-ые годы).

Становление отечественной методики приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям связано с использованием подходов, предложенных Далькрозом. Основоположники этой методики сами окончили Институт музыки и ритма, пропагандировали и развивали идеи Далькроза, в Росии был создан Институт ритмики.

Пение (хоровое) стало основой для системы, разработанной венгерским композитором, ученым-фольклористом и педагогом Золтаном Кодаем (1882-1967) (он также - президент венгерской Академии наук в 40-е годы, почетный президент Международного общества музыкального воспитания). Кодай считал музыку основным средством приобщения к добру, красоте, человечности. Хоровое пение, по мнению Кодая, воспитывает потребность как в индивидуальном самовыражении, так и в коллективном сопереживании. Эта система использовалась в детских садах, школах, педучилищах и вузах. Основные принципы системы: музыкальное искусство – центр образования человека; музыкальный вкус воспитывается с детства; систематические занятия должны начинаться с 3-ех лет; ежедневное пение развивает душу и тело; основа музыкального воспитания – музыкальный фольклор. Используемые в системе Кодая методы и приемы способствовали эффективному развитию музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства - Кодай разработал тщательно продуманную систему обучения пению по нотам на основе так называемой релятивной (относительной) сольмизации. В ней используются слоговые названия ступеней лада (йо, ле, ви, на, со, ра, ти) и условные обозначения длительностей звуков (та-четверть, ти-восьмая, па-пауза) и ручные знаки (определенное движение рукой обозначает каждую ступень лада). При использовании этой системы, по данным венгерских исследователей, 80-89% дошкольников при поступлении в школу умели чисто петь. Свои национальные аналоги этой системы существуют во многих странах мира (США, Великобритания, Япония), на постсоветском пространстве – в странах Прибалтики. Однако недостатком этой системы можно считать позднее знакомство детей с инструментальной музыкой и музыкой, не имеющей отношение к национальной венгерской культура – только в 3-4 классе общеобразовательной школы.

Игра на детских музыкальных инструментах, так называемый «метод элементарного музицирования» лежал в основе педагогической системы австрийского композитора (автор кантаты «Кармина Бурана») педагога, драматурга и актера Карла Орфа (1895-1982). Огромное внимание в системе Орфа уделялось и музыкально-творческому развитию детей. В музыкально-театрализованных играх широко использовались и пение, речь, жест, пантомима, танец, игра на музыкальных инструментах. Гораздо меньше внимания уделялось восприятию музыки. Основные положения следующие: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей; важна коллективная деятельность, совместное музицирование; используются первоэлементы музыки: щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки; результат начального музыкального образования - импровизационный спектакль.Им было создано 5-ти томное пособие для занятий с детьми «Шульверк» («Школа действия»), в котором предлагались разнообразные народные песни (от немецких, австрийских, до французских, каталонских и др.), широко представлены пословицы, поговорки, дразнилки, считалки. Ритмические и мелодические упражнения часто связаны со словом – его метрической структурой, мелодико-интонационным произнесением. Орф (совместно с К. Заксом) усовершенствовал конструкции детских музыкальных инструментов, создал институт Карла Орфа (Зальцбург, 1962 год), в котором педагоги могли пройти курсы по изучению этой методики работы с детьми, до сегодняшнего дня это крупнейший центр подготовки педагогов - музыкантов для детей. Аналоги системы Орфа существуют сегодня в разных странах мира.

В СССР существовала система, предложенная советским композитором, общественным деятелем и педагогом Дмитрием Борисовичем Кабалевским (1904-1987) (действительный член Академии пед наук СССР, доктор искусствоведения, профессор). Система изначальна предназначалась для детей школьного возраста. Он считал, что главная задача педагога – научить ребенка эмоционально воспритимать музыку как целостное явление, чувствовать ее, указывал на необходимость формирования музыкальной культуры школьников как неотъемлимой части их духовной культуры. В основе системы - восприятие музыки, но такое, чтобы ребенок не только слушал, но и слышал ее. Один из характернейших принципов системы - принцип тематизма, подразумевающий изучение музыки в контексте определенной темы (например: «Песня, танец, марш», «Интонация в музыке»), и позволяющий идти от простого к сложному - например, от понимания темы «Три кита» (песня, танец, марш) к пониманию песенности, танцевальности, маршевости в музыке. Программа для школы опиралась и на принцип цикличности – закрепление и освоение нового материала в ряде схожих тем в разные годы обучения в школе. При построении беседы о музыкальном произведении раскрываются три вопроса: «Какие чувства в музыке», «О ком (о чем) рассказывает музыка», «Как рассказывает музыка». Положительные стороны системы использовались и в музыкальном воспитании дошкольников. Основы методики раскрыты в книгах Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», «При трех китов и про многое другое» и др. Данные подходы отражены в современной авторской программе «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой (Москва).

Каждый из видов музыкальной деятельности имеет свои специфические возможности в развитии музыкальности ребенка. Комплексное же их использование позволяет создавать наиболее благоприятные условия для этого развития. В практике работы советских детских садов все виды детской музыкальной деятельности находили свое отражение. Разработка такой системы музыкального воспитания дошкольников, признанной во всем мире, связана с именем доктора педагогических наук, профессора Натальи Алексеевны Ветлугиной (1909-1995) и созданной ею научной школы. Ею доказано уникальное значение музыкальной деятельности в развитии дошкольника, заложен фундамент музыкальной педагогики от теоретических основ до практических технологий. Музыкальное воспитание рассматривалось ею как музыкально-эстетическое, способствующее воспитанию эстетического отношения к окружающей действительности, было призвано влиять на нравственный облик, умственную и физическую активность ребенка. Основные принципы: связь музыкального воспитания с жизнью и современностью; постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка; преемственность музыкального развития на разных возрастных этапах; сочетание музыкальной и деятельности с другими видами детской деятельности; качественность музыкального репертуара для детей. Автор программ и методических пособий для детских садов, педагогических училищ и вузов («Музыкальный букварь», «Музыкальное развитие ребенка», «Музыкальные занятия в детском саду», «Детский оркестр», «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» и др.)

Исследованиями Ветлугиной заложен комплексный подход к музыкальному воспитанию, который актуален и в современной практике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о системе музыкального воспитания | Современные концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образовании и развития детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.