Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминологического исследования

Методология и методика

Методологической основой конкретного криминологического исследования является, прежде всего, знание философии, социологии, политологии, экономики и других отраслей обществоведения. Непременным правилом грамотного проведения ана­лиза являются приемы и способы логического мышления; научная организация предстоящей исследовательской деятельности невозможна без применения системного подхода. Конкретику криминологического анализа определяют знания наук юриспруденции, а именно уголовного права, криминалистики, уголовного и гражданского процесса, юридической психологии и т. д.

Методология – учение о путях и методах научного исследования чего-либо. Методология ККИ, на наш взгляд, – это система основных положений юридических и неюридических наук, приемов и способов научной организации исследовательской деятельности, позволяющих ей состояться и достичь определенного положительного результата. Методика (от греч. metodos – путь к чему-либо, исследование) рассматривается нами как совокупность методов исследования.

Методику криминологических исследований можно представить как совокупность общенаучных и специально-социологических методов, применяемых в процессе конкретно-криминологических исследований.

Методика является частью методологии криминологических исследований. В основе каждого исследования лежат такие общие методы, как всеобщий метод познания, логико-математические методы, сравнительно-исторический, методы индукции и дедукции, аналогии, формализации и т. д. Их сущность ясна, ибо они лежат в основе любого научно-практического познания.

Рассмотрим более подробно социологические и психологические методы, применяемые в криминологических исследованиях.

Анкетный метод представляет собой составление вопросников, опросных листов, записи интервью, тестов. Получение с их помощью информации должно носить достоверный, полный и сопоставимый характер. Среди основных вопросов анкет – мотивы совершения преступления, отношение к преступному деянию, к мерам борьбы с преступностью, взаимоотношения преступника с потерпевшим и т. п.

Наблюдение применяется, когда исследователь не получает сведения от других лиц, а сам воспринимает и описывает определенные факты (отношения между людьми, условия их жизни, ситуации и т. д.). Различают невключенное (простое) наблюдение, включенное наблюдение и участие. В первом случае наблюдение ведется «извне» по отношению к среде; во втором – наблюдатель включен в эту среду (производственную, бытовую и т. д.), но не участвует в деятельности, наблюдение за которой осуществляет; в третьем случае участвует в ней (например, в профилактических мероприятиях). Формами и приемами фиксации могут быть: дневник наблюдения, фото- и видеосъемка, заполнение бланков.

Документальный метод предполагает исследование уголовных дел, приговоров, протоколов, заключений экспертиз и т. п. Кроме того, могут изучаться документы уголовно-исполнительной системы, медицинских учреждений, органов страхования, финансового контроля, органов, ведущих профилактические учеты.

Тест-задача представляет собой описание определенных жизненных ситуаций либо перечень высказываний (пословиц, афоризмов), соответствующих различным вариантам ценностных ориентаций. Обследуемое лицо в письменной форме выражает свое отношение к этим ситуациям или высказываниям, оценивает их – солидаризуясь, отвергая, ранжируя. Тест-задача помогает выявить нравственные свойства личности, ценностные ориентации, особенности правосознания.

Экспертные оценки. Данный метод близок к интервью, хотя имеет форму получения и изучения целевого документа, а также изучения мнений специалистов, излагаемых по определенному вопросу (или по нескольким вопросам) группой специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих исследуемую проблему. Нередко метод экспертных оценок применяется в два этапа. Например, после обобщения оценок по первоначально поставленным вопросам эксперта знакомят с результатами и ставят новые вопросы (о причинах доминирования определенного мнения и т. д.).

Эксперимент заключается в опытном выяснении изменений в планировании и организации предупредительной работы на основе научных рекомендаций, достижений практики (например, организация специализированных общественных формирований по профилактике преступности).

Информация, полученная с помощью социологических методов, может быть в обобщенном виде представлена таблицами, схемами, диаграммами, справками, иными документами.

С помощью социологических методов изучаются:

– условия формирования личности преступника;

– характер взаимоотношений в семье, быту, по месту жительства и т. д., их влияние на поведение преступника;

– связь с преступной средой;

– отношение исследуемых к своим социальным статусам и ролям;

– поведение до совершения преступления;

– цели и мотивы преступления;

– отношение и оценка содеянного виновным;

– особенности постпреступного поведения во время раскрытия и расследования преступления, в суде, во время и после отбытия наказания;

– степень эффективности мер профилактического характера.

Психологические методы помогают выявить ценностную ориентацию личности преступников, преломление вих сознании внешних влияний в процессе формирования и реализации решения о совершении преступления.

Психологические исследования лиц, склонных к совершению преступлений, помогают судить о степени выраженности ряда криминогенных свойств личности и о необходимой интенсивности воспитательно-профилактического воздействия.

Программу рассматриваемых исследований целесообразно составлять с участием специалистов по юридической психологии. Возможно применение и вышеперечисленных методов (анкетирование, исследование документов и т. д.), а также специально разработанных тестов. Это могут быть тесты словесные, картинные, с различными сюжетами для описания определенных чувств и поведенческих реакций, для выяснения степени развития и интенсивности проявления отдельных личностных свойств, готовности реагировать на типичные ситуации; многофазные личностные тесты для комплексной диагностики личности.

Психологические методы позволяют получить более глубокую характеристику личности, что используется, в частности, для разработки типологии (классификации) преступников.

Оценивая достоверность полученной с помощью психологических методов информации, надо иметь в виду, что психика личности изменчива и пластична, что сведения, сообщенные о своих чувствах, оценках носят субъективный характер и могут искажать действительность. Кроме того, типы мыслительных процессов, эмоциональных реакций, степень психологической готовности к конфликтной ситуации, к преодолению препятствий и т. п. не предопределяют социальной направленности действий, поступков, хотя и участвуют в формировании их стиля, содержания. Надо учитывать также, что: а) эти исследования ведутся не в момент совершения исследуемых поведенческих актов, в связи с чем необходима оценка полученных данных в ретроспективе; б) экспериментальные ситуации далеко не полностью заменяют реальное действие психологических стимулов преступного поведения, так как воспроизводятся лишь отдельные элементы ситуации или она описывается в словесной форме; в) интерпретация значения выбора обследованным тех или иных высказываний или действий, по которым определяются наличие и степень развитости криминогенных черт, носит в значительной степени опытный характер.

Литература

1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1984.

2. Брунон Холыст. Методы криминологических исследований // Криминология (основные проблемы). М., 1980.

3. Варчук Т. В., Егорышев С. В. Методы сбора данных в социологическом исследовании. Метод экспертных оценок. Уфа, 1995.

4. Горяинов К. К. и др. Организация и методика оперативных криминологических исследований. М., 1982.

5. Зелинский А. Ф. Методика криминологических исследований. Киев, 1992.

6. Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М., 1985.

7. Как провести социологическое исследование. М., 1985.

8. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.

9. Лиенин А. Я. Информатизация криминологических исследований (теория и методология). Екатеринбург, 1992.

10. Максимов С. В. Краткий криминологический словарь. М., 1995.

11. Методика изучения территориальных различий преступности и их причин. М., 1989.

12. Методологические вопросы изучения социальных условий пре­ступности / Под ред. Д. К. Звирбуля. М., 1979.

13. Моделирование в криминологии. М., 1979.

14. Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаи­модействии с социальной средой. М., 1972.

15. Панкратов В. В. Методология и методика криминологического исследования. М., 1972.

16. Психологические методы изучения личности и среды осужденно­го. М., 1989.

17. Савюк Л. К. Организация и методика изучения преступности органами внутренних дел. М., 1988.

18. Хохряков Г. Ф. Объяснение в криминологии: системный подход в криминологическом исследовании. М., 1979.

19. Четвериков В. С. Криминология. М., 1996.

20. Шахматов А. В. Преступность. Методологические указания для применения системного и вероятностного метода исследования. Ленин­град; Красноярск, 1978.

21. Щегорцов В. А. Социология правосознания. М., 1981.

22. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, про­граммы, методы. М., 1972.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы криминологического исследования | И анализа информации о преступности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.