КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные цели в перестройке целей обучения в высшей школе
Тема 6. Методика преподавания. Основные категории: социальная установка, индивидуальная установка, аттитюд, иерархия социальных установок, закономерности формирования социальных установок, роль личности в группе, обособление личности. Контрольные вопросы: 1. Что такое социальная установка? 2. Соотношение социализации и социальной установки? 3. Социальная и индивидуальная установки? 4. Основные направления исследования аттитюда? 5. Аттитюд и социальная установка? 6. Сущность диспозиционной концепции социального поведения В.А.Ядова? 7. Уровни социальных установок? 8. Закономерности формирования и смены социальных установок? 9. Положение и роль личности в группе? 10. Направления оценки личности в группе? 11. Закономерности поведения личности в группе? 12. Основные типы поведения людей, их детерминированность? Литература: 1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981. 2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. 3. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997. 4. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 1999. 5. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. 6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. 7. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. 8. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. 9. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994. Изучение соотношения цели и средств в учебном процессе является одним из необходимых условий достижения соответствия учебной и обучающей деятельности с требованиями общества к высшему образованию. Совершенствование учебного процесса качественно изменяет средства обучения, формы, методы и содержание учебных предметов. Все это в свою очередь влияет на цели высшего образования. Цели и средства в образовании взаимосвязаны и в своей функциональной связи встречают различные противоречия. Но в этих противоречиях средства и их применение совершенствуются на основе оптимального достижения цели. При появлении более совершенных средств изменяются и цели, они могут ставить и решать более сложные задачи. Оптимальные действия требуют соответствия целей и средств. Существенно важным элементом учебного процесса высшей школы является определенность цели. Если цель хорошо определена, то она в свою очередь направляет развитие и выбор средств. Учебный процесс характеризуется значительной гибкостью применения средств и методов обучения, для достижения той или иной цели. При решении одних и тех же задач могут применяться различные средства, однако выбор их не может быть случайным. Этот выбор требует обоснования путем определения качественной значимости средств в достижении цели, как общей, так и частной, в условиях решения каждой задачи. Учебный процесс характеризуется разделением общих целей на частные, и здесь очень важен синтез этих целей и средств, что и является одним из условий достижения общей цели. Широкую известность получила классификация цели обучения, разработанная Блумом и Стоунсоном. Таксономия Блума: 1. Знание конкретного материала, фактов, определений. Понимание, интерпретация, экстраполяция, объяснение. Применение для решения задач, прежде учебных, дидактических. Анализ, синтез, оценка. Полигерова выделяет 5 основных групп (классов) задач. Учебная задача – разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, проект будущего учебного действия, определенное интеллектуальное пространство, в котором будет действует ученик. Задачи, требующие воспроизведения знаний (узнавание, воспроизведение определенных фактов, предметов, текста. Для оценки – тесты). Описание и систематизация фактов. Задачи, требующие простых описательных ситуаций (материальные формы: взвешивание, измерение, анализ, синтез, обобщение, решение по алгоритму). Сложные мыслительные операции (интерпретация, индукция, дедукция, аргументация, оценка). Обобщение знаний – порождение речевых высказываний, устных и письменных. Самостоятельное решение проблем. Формулирование вопросов. Применение на практике знаний предыдущих уровней. Встречается очень редко: рефлексия собственной деятельности. Постановка задачи на осознанное использование приемов интеллектуальной деятельности, стратегий совместной продуктивной творческой деятельности, осознанный выбор научных методов для решения задачи. Модель Талызиной: 1-ая группа задач – задачи века – должны решать все специалисты вне зависимости от профессии и страны. Организация деятельности с точки зрения ее коллективного характера. Постоянное повышение квалификации. 2-ая групп задач – решение задач, специфических для данной страны. 3-я группа задач – решение собственно профессиональных задач: а) исследовательские б) практические в) педагогические Основные тенденции в перестройке содержания обучения в высшей школе. Содержание образования является одним из основных предметов исследования в системе учебного процесса высшей школы. Однако роль и значение содержания в процессе образования оцениваются и раскрываются не одним содержанием, а взаимодействием формы и содержания. Форма учебного процесса широка и многогранна – это учебный план, программы, их выполнение, расписание занятий, курсовая система обучения, сами занятия, экзамены, зачеты, практика и т.д. Каждый элемент формы обучения несет в себе содержание и его направление. Ведущая роль высшего образования раскрывается по частям, соответственно уровням обучения и в целом, причем всегда в связях и отношениях с формами обучения. Поиски оптимальных форм обучения не мыслятся без взаимосвязи с содержанием всех видов обучения и его совершенствованием. Поэтому задача заключаются в то, чтобы изыскивать такие пути, которые улучшали бы обучение как по форме, так и по содержанию. Если же форма применяется без взаимопроникающей связи с содержанием, целями, задачами обучения, то она превращается в серию формальных актов и приводит к снижению качества образования. Проектирование содержания образования. Уровень общих теоретических представлений о том социальном опыте, который должен быть усвоен. Фиксируется в учебном плане (перечень предметов с количеством часов, распределение их по семестрам). Уровень учебного предмета. Определенность целей, функций. Фиксируется в учебной программе. Представляет собой педагогические отработанные знания, т. е. отбор инвариантности знания и отбор средств его усвоения. Уровень учебного материала. Конкретная форма, реализующаяся в учебных пособиях, учебниках. Требования к учебнику. Отражение в учебнике всех компонентов содержания образования. Систематичность и системность. Представленность содержания совместно с материалом усвоения. Организация зрительного представления материала.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |