КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы и уровни регионализации
Модель глобальной системы Модель глобальной системы Склэра предлагает поставить в центр анализа «транснациональные практики», характерной чертой которых является деятельность международных (ненациональных) акторов, включая так называемый транснациональный капиталистический класс. Транснациональные практики, согласно Склэру, существуют на трех аналитически различаемых уровнях: экономическом, политическом, идеолого-культурном. На каждом из уровней транснациональные практики образуют базовый институт, стимулирующий глобализацию. На уровне экономики это – ТНК, на уровне политики – транснациональный класс капиталистов, на уровне идеологии и культуры – консьюмеризм. Таким образом, глобальная система Склэра возникает как структура, параллельная и аналогичная мир-системе Валлерстайна.
В настоящее время процессы регионализации активизировались сразу на нескольких уровнях. На макроуровне регионализация проявляется, с одной стороны, в стремлении локальных цивилизаций оградить себя от экспансии других цивилизаций извне. Это ведет к «столкновению цивилизаций», что, по мнению СП. Хантингтона, станет основной проблемой грядущего мироустройства. Регионализация на этом уровне сопровождается тем, что несколько основных цивилизаций, вобрав в себя относительно нейтральное окружающее социальное пространство, постепенно очерчивают контуры перманентных конфликтогенных зон, своего рода «тектонических» разломов в местах соприкосновения цивилизационных «плит». С другой стороны, регионализация на макроуровне проявляется в том, что государства, развивающиеся на постиндустриальной основе, являясь инициаторами «глобализма», сами стали на путь регионализации, все более явно образуя замкнутую и самодостаточную систему. Об этом свидетельствует, в частности, замыкание торговых и инвестиционных потоков в пределах постиндустриальной системы, ужесточение иммиграционной политики на Западе, его растущая устойчивость к сотрясающим периферию хозяйственным кризисам (В.Л. Иноземцев). Поэтому западные страны, максимизировав производственные результаты на основе самовозрастания накопленного интеллектуального капитала и обеспечив себе абсолютное превосходство над аграрно-индустриальным миром, сегодня как никогда ранее заинтересованы в сохранении и поддержании собственной стабильности и автаркии. На мезоуровне регионализация, носящая надгосударственный характер, обнаруживается в стремлении к интеграции отдельных территорий, входящих в состав различных государств. Так, доминирование внешних социально-экономических и политических факторов в структурировании пространства современной Западной Европы «запустило» процесс преобразования ее облика: на смену Европе национальных государств идет Европа регионов. В конце 1996 г. более 300 европейских регионов с различной территорией, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 млн. своих граждан приняли Декларацию о регионализме в Европе. Инициатором принятия этой Декларации была ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действий стремится к дальнейшей регионализации в институциональных рамках отдельных стран с учетом важности процессов интеграции и регионализации в современном мире» и поэтому к признанию регионализма не только в Европейском Союзе, но и за его пределами. На микроуровне процессы регионализации развернулись внутри национальных государств. Здесь регионализация связана с усилением своеобразия экономического или политического поведения тех или иных территориальных сообществ внутри страны, стремлением их к культурной автаркии, а иногда и к сепаратизму. В этом плане регионализация, сопровождающаяся экономической и этнокультурной дифференциацией, геополитической суверенизацией, часто приводит к политическому дроблению, конфликтам и нестабильности внутри ранее целостных государственных образований. Примером этому может служить распад СССР и Югославии, продолжающиеся процессы дезинтеграции в странах СНГ, этноконфессиональное противостояние в Северной Ирландии и Индии. На макроуровне процессы регионализации захватили и современную Россию, где в 90-х гг. XX в. нарастало государственно-административное, правовое, социокультурное и экономическое своеобразие отдельных территорий. Регионализация в стране сопровождалась «суверенизацией» национальных и территориальных образований, возникновением самостоятельных субъектов управления. Установление в России такого политико-правового института, как «субъект Федерации», предопределило развитие процессов политического, экономического и социокультурного самоутверждения регионов. Этот институт интересен не столько своей обусловленностью природно-географическими факторами, сколько зависимостью от этнических, социокультурных и политических обстоятельств, так как последние определяют процесс превращения российского провинциализма в российский регионализм. Факторы регионализации в России: 1. природно-климатическое, социально-экономическое, этнокультурное и политико-административное многообразие, 2. политические амбиции региональной элиты (этнократии в национальных республиках) и 3. анклавная ментальнось социальных, в том числе и этнических, групп, на местах. 4. глубокие региональные различия в характере и уровне развития, качестве жизни, ментальности населения, направлениях и темпах экономической и политической трансформации (неравномерное распределение кризисных регионов). 5. регионализация в России была следствием появления новых свойств ее общественной системы в целом, которая меняла свою социально-политическую и геополитическую организацию, пытаясь выйти из кризисного состояния. 6. регионализация была также реакцией на кризис той системы командно-административного управления, которая строилась на жестком централизме и унификации управленч-х целей и средств применительно к регионам. 7. неравенство политико-правового статуса субъектов РФ Регионализация не была абсолютно новым феноменом для России. Так, в ходе советской истории выделяются два цикла регионализации «по-советски» (внедрение территориального принципа управления экономикой): - в конце 20-х гг. (нэповская практика местного хозяйствования на базе огромных по площади «административно-экономических областей») и - в 50-е гг. (хрущевские совнархозы и территориальные комплексы). Однако индустрия и военно-промышленный комплекс не вписывались в рамки регионов, уже поэтому советская регионализация — чисто экономического характера, естественно, — была изначально ущербной и не состоялась. На рубеже 80-90-х гг. требования экономической регионализации (прежде всего регионального хозрасчета) со стороны союзных республик переросли в экономический (отказ от уплаты налогов союзному центру), далее — в политический сепаратизм. Попытки союзного центра «умиротворить» республики посредством экономической регионализации оказались запоздалыми и не смогли предотвратить территориальную дезинтеграцию Советского Союза. Важнейшими характеристиками российской регионализации 90-х гг. были: 1) ее лавинообразный, стихийный характер, что стало возможным в силу правового вакуума на федеральном уровне и политического кризиса самого федерального центра; 2) ее этнический характер, поскольку этнические различия оставались в СССР одним из ключевых факторов культурно-территориальной дифференциации. Таким образом, «пионерами» российской политической регионализации стали крупные, экономически и политически мощные республики — Татарстан и Башкортостан. Регионализация стала одной из причин усиления неоднородности, фрагментированности российского пространства. Следует различать внутренние и внешние причины развертывания процессов регионализации в России в начале 90-х гг. К внутренним причинам относятся слабость федерального центра, разрушение вертикально организованной системы политического, хозяйственного и идеологического контроля, децентрализация общественной жизни, экономический кризис, с другой стороны — быстрое развитие и усиление региональных элит, обострение межнациональных отношений, наконец — сам фактор разнообразия российских регионов. Внешние причины регионализации страны складываются из: а) геополитических и геоэкономических факторов (географического положения региона, его ресурсов, близости к коммуникациям, внешнеэкономических и внешнеполитических предпочтений); б) военно-стратегических факторов (военные альянсы, военные конфликты вблизи российской территории, характер размещения иностранных вооруженных сил), влияющих на развитие приграничных регионов; в) территориальных и этнических конфликтов, которые также оказывают мощное воздействие на развитие российских приграничных регионов. С 1999-2000 гг. берут начало новые процессы: 1) экономическая и политическая рецентрализация России, падение роли регионального фактора в российском политическом пространстве. Оценить итоги этого пока еще незаконченного цикла крайне трудно, очевидно, однако, что подобная дерегионализация чревата опасностью резкого усиления центробежных тенденций при любом ослаблении федеральной власти; 2) «новая регионализация» России, суть которой в потере административными регионами политической, экономической и социально-культурной активности и формировании новых «культурно-экономических» регионов, ориентированных на переход к постиндустриальной экономике, границы которых не совпадают с внутренними административными границами. «Новая регионализация» не замыкается границами России, в данном случае страна выступает как участник современного мирового процесса. Контрольные вопросы
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |