Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальное устройство общества и государства

План лекции

Тема 4. Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность

1. Территориальное устройство общества и государства

2. Современные тенденции развития территориальной организации в мире

 

Рекомендуемая литература

1. Баранов А.В., Вартумян А.А. Политическая регионалистика. Курс лекций. М., 2003

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. М., 2000

3. Доленко Д.В. Территориальная организация общества как объект научного исследования. //Регионология, 1999, № 2

4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М. - Ростов н/Д, 2000

5. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005

6. Попов Р. Региональный менеджмент: Учебник. Краснодар, 2000

7. Очерки истории государственного управления в России. Ростов н/Д, 1997

 

 

Территориальное устройство общества – это совокупность поселений и регионов, объединенных административно-территориальной структурой страны, государства.

Понятие территориальное устройство общества и территориальное устройство государства очень близки.

Территориальная организация государства (выражающаяся в административно-территориальном и государственном устройстве) является политико-юридической формой территориального устройства общества. Территориальное устройство государства отражает политическую жизнь в региональном разрезе, субъектами которой выступают органы государственной власти.

Территориальное устройство общества это совокупность поселений и регионов, объединенных ад­министративно-территориальной структурой страны, государ­ства. Оно отражает региональную общественную жизнь, субъектами отношений которой являются социальные, в том числе этнические общности.

Элементами территориальной организации общества являются те или иные территориальные социальные общности, рассматриваемые как сложные системы, включающие в себя экономическую, политическую и культурную подсистему.

Элементами территориальной организации государства являются территориальные политические институты, рассматриваемые, прежде всего как субъекты политической системы общества. Здесь субъектами отношений выступают не столько сами территориальные общности, сколько территориальные органы власти и управления.

Элементы территориального устройства общества:

1. поселение (система расселения)

Это территориально целостный компактный ареал концентрации населения со всеми необходимыми условиями и оборудованием для жизни, труда и отдыха людей.

Типы поселений:

- город (поселение людей, связанное с ремеслом, торговлей и т.д.)

- деревня (поселение людей, исторически связанных с сельскохозяйственным производством)

В современном обществе критерии, определяющие городское и сельское поселения таковы: официальными отличительными характеристиками города и деревни являются численность населения и род его занятий.

2. регион (региональная организация)

Общество для удобства управления делит свою территорию на более крупные части, чем поселения – регионы (штаты, коммуны, районы, области, края и т.д.).

Элементы территориального устройства государства:

1. поселение; 2. регион; 3. власть

Территориально-социальные общности:

- являются объектом воздействия власти;

- могут выступать субъектами политики.

Поэтому политико-территориальную организацию общества следует рассматривать как единство территориальной организации политической власти и территориальных общностей людей.

Для характеристики устойчивости территориального сообщества следует иметь ввиду не только общность территории, но и общность власти над этой территорией.

Политическая власть не только создает, но нередко разрушает объективно складывающиеся территориальные общности. Политическая власть выполняла исторически политико-правовую функцию прикрепления человека к определенной территории. Единство государственной территории обусловлено действием на этой территории общей власти. Таков же механизм обеспечения единства различных регионов государства.

Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД).

Административно-территориальное деление (АТД) – это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления

Административно-территориальное деление означает наличие внутри государства юридически закрепленных пространственных сообществ, которые соподчинены национальному уровню и наделены определенными полномочиями. Частный случай АТД - политико-территориальное деление. Оно есть в федеративных государствах, т.к. они наделяют субъекты федерации конституционно-правовым статусом.

Общими принципами АТД в мировой практике считаются:

1. приближение управляющих органов к населению, экономическим субъектам и т.д.;

2. наилучшее удовлетворение социальных потребностей населения;

3. сочетание «вертикали власти» - соподчинения уровней с «горизонталью управления» одноуровневыми объектами;

4. оптимальное число объектов, управляемых из вышестоящего центра;

5. четкое и рациональное распределение полномочий, прав и обязанностей между уровнями управления;

6. субсидиарность административных единиц, достаточный уровень их ресурсного правового обеспечения.

Российская Федерация пост­роена по смешанному типу, что предполагает деление го­сударства на основе двух принципов, которые в совокупности являются противоречивыми:

1) административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края);

2) национально-территориальное деление (автономная область, автономные округа, республики).

Далеко не все субъекты Федерации обладают чертами государст­венных образований. В соответствии с Конституцией РФ и местны­ми законодательными актами:

республика - это национальное государство в составе РФ;

край (область) - административно-территориальное или госу­дарственно-территориальное образование;

город федерального значения — населенный пункт;

автономная область (округ) - административно-национальное образование.

Поэтому все субъекты Федерации можно поделить на три основные категории.

1. суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной власти: 1. Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, 2. Дагестан, 3. Ингушетия, 4. Кабардино-Балкарская, Калмыкия — Хальмг Тангч, 5. Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), 6. Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия, 7. Чеченская (Ичкерия), Чувашская Республика — Чаваш республики.

2. политико-территориальные образования — края (Алтайский,- Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский), области (49 областей: - Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Орен­бургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалин­ская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябин­ская, Читинская, Ярославская), города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

3. национально-территориальные образования — автономная область (Еврейская) и автономные округа (Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий). Все округа, кроме Чукотского, входят в состав области или края, являясь, таким образом, субъектами РФ и области (края), в пределах которой расположены.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы и уровни регионализации | Современные тенденции территориальной организации России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.