Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К частнонаучным методам, широко используемым в региональных исследованиях относятся

1). Сравнительно-географические методы. Всевозможные сравнения всегда были свойственны всем людям. Оказавшись в новом для себя месте, человек непременно вспомнит знакомые ему ландшафты, сопоставит с только что увиденным. То же самое он сделает и по отношению к хозяйственным, архитектурно-планировочным особенностям города, поселка. На основе сравнений познается жизнь. Накопив факты, человек делает выводы, принимает решения, основанные на интуиции.

В самом общем смысле сравнение - это установление сходства и отличия объектов познания. В данном случае нас интересуют объекты, созданные природой и преобразованные в процессе хозяйственной деятельности, а также геотехнические системы, созданные человеком и функционирующие в природном окружении. Все эти объекты можно сравнивать, сопоставлять в ходе так называемых визуальных исследований, то есть без приборов и даже без статистических данных.

Говоря о сравнениях, мы подчеркиваем сходство в основных, наиболее существенных особенностях, оставляя без внимания многие отличительные черты. Например, сопоставляя промышленные предприятия по структуре производства, объемам выпуска продукции, мы не учитываем особенностей обеспечения их транспортными путями и другими элементами инфраструктуры, архитектуры промышленных зданий и т.д. Но при сравнении условий обеспечения, например, целлюлозно-бумажных комбинатов сырьем (древесиной) нас в первую очередь будут интересовать транспортные условия: наличие подъездных железнодорожных путей, возможности доставки леса водным путем, состояние автодорог и т. п.

Число признаков, по которым сравниваются объекты, должно быть достаточно большим, чтобы решать задачи под названием типизация объектов. Для объединения объектов в одну группу, или тип, подтип, класс и т. п„ нужно систематизировать данные по функциональному назначению (например; промышленный центр, Ворота Северного Кавказа), структуре (например: регион с преобладанием славянских народов), экономико-географическому положению (например: приморские города; территория, тяготеющая к крупному городу; приграничный регион) и т. д.

При типизации объектов появляется возможность выделения эталонов, с которым можно сопоставить другие объекты. Это - метод эталонов - разновидность сравнительно-географического метода.

В комплексных региональных исследованиях бывает достаточно сложным деление на классы (классификация) объектов по тем или иным признакам, что обусловлено тесной взаимосвязью и большим взаимовлиянием всех сред жизнедеятельности. При невозможности глубокого изучения каждой из них используют метод аналогии. Суть его состоит в сопоставлении одной региональной составляющей с другой, находящейся в аналогичных природных и социально-экономических условиях. Чаще всего этот метод используется для выбора стратегии развития регионов нового освоения на основе сопоставления с опытом развития уже освоенных территорий.

2) Метод таксонирования. Это процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны — равнозначные или иерархически соподчиненные территори­альные ячейки, к примеру, административные районы, муници­пальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, то в данном случае можно употребить понятие «регионализация».

3) Методы социологических исследований. Они разнообразны: стан­дартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономичес­кого комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалис­тов, и т. д.

Важное место в региональных исследованиях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогно­зирования развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными эко­номическими органами разработана методика сопоставления на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счете основная цель территориального анализа уровня жизни на­селения заключается в выявлении фактически сложившихся раз­личий в уровне жизни и достижении относительно равной степе­ни удовлетворения потребностей населения всех регионов Российской федерации. А уровень жизни населения непосред­ственно связан с развитием региональной социальной инфраструк­туры.

4) Статистический метод. Основываясь на отчетной статистической информации, отраслевых и региональных банках данных, этот метод позволяет обеспечить систематизацию собранных данных, придать количественную характеристику факторам, влияющим на состояние объектов, сравнить между собой сами объекты по конкретным количественным и качественным характеристикам.

При характеристике регионов наиболее распространен метод определения средних величин. В качестве примеров можно привести определение средней плотности населения

(P/S, где Р - численность населения, S – площадь).

Пользование этими величинами позволяет точнее охарактеризовать специфику региона, сделать вывод о насыщенности территории теми или иными объектами.

Различают несколько видов средних величин: среднюю арифметическую, среднюю гармоническую, среднюю геометрическую и среднюю квадратическую. Их дифференциацию можно продолжить. Например, выделяют простую и среднюю арифметическую взвешенную; первая отражает среднюю из индивидуальных величин одного и того же вида явлений, вторая - среднюю из группированных индивидуальных величин.

Среднюю гармоническую применяют в тех случаях, когда известны индивидуальные значения явления, но не известна частота, повторяемость данного явления.

Средняя геометрическая служит для определения коэффициента роста какого-либо явления, выраженного единицей времени на определенное географическое пространство (например, среднегодовые темпы роста, прироста ими снижения населения в регионе, городе).

Среднюю квадратическую используют при наложении показателей на площадь, измеряемую квадратными величинами, то есть квадратными километрами.

Одним из главных методов познания организации региональной системы является сравнительный анализ. Установление региональных различий осуществляется путем сопоставления природных предпосылок (природно-ресурсного потенциала) и экономических факторов развития. Далеко не всегда можно сравнивать регионы по абсолютным показателям. Например, топливно-энергетический потенциал определяется не только по суммарным запасам, но и по калорийности топлива; обеспеченность региона транспортом - не только по суммарной протяженности дорог, но и с учетом технико-экономических характеристик транспортных средств, влияющих на пропускную способность транспортной системы.

В качестве основной меры сравнительного анализа выступает показатель концентрации. Он выражается через плотность явлений (населения, транспортных путей, пашни и т. д.) на определенной территории.

Количественная оценка влияния того или иного фактора на формирование и развитие объекта выполняется на основе корреляционно-регрессионного анализа. Его суть состоит в том, что из множества факторов выделяют генерирующий, а влияние второстепенных факторов искусственно затушевывается, рассматривается как случайное явление. Взаимосвязь между фактором и объектом прослеживается в виде функциональной зависимости.

В ряде случае величина коэффициента корреляции как показателя связи между явлениями совпадает с величиной коэффициента регрессии, но последний, в отличие от первого, показывает среднее увеличение или уменьшение результативного признака в связи с ростом факторного признака. Сделанные при анализе одного коэффициента регрессии выводы нельзя распространять на другие аналогичные явления в другом регионе, поскольку влияние не фиксированных факторов на изменение результативного признака может протекать совершенно иначе.

Одной из разновидностей статистического метода является балансовый метод. В региональных исследованиях разрабатывают балансы состояния и использования трудовых ресурсов, балансы запасов (по категориям А+В+С)) и потребления природных ресурсов, транспортно-экономические балансы (производство - потребление, ввоз - вывоз), материально-технические балансы. Главная суть балансового метода состоит, в увязке потребностей и ресурсов в масштабе региона и составляющих его других территориальных объектов.

Статистические методы имеют как самостоятельное, так и сопряженное значение. Практически их используют во всех видах региональных прогнозно-аналитических исследований.

5). Циклический метод, или метод циклов. Как один из молодых методов он персонифицирован (то есть носит имена создателей), находит все более широкое распространение в региональных исследованиях.

Л. Н. Гумилев, проанализировав историю более 40 суперэтносов, составил «кривую» этногенеза, выделив семь циклов (фаз, стадий) этногенеза: подъема, акматическую, надлома, инерционную, обскурации (протеста, враждебный науке, посвящению, мракобес), регенерации, реликта (остаточная, пережиток). Для каждого цикла этногенеза определены периоды развития (от 150 до 300 лет), характерные черты пассионарного напряжения этнической системы, от которых зависит поведение этноса.

Можно сказать, что цикличность свойственна всем пространственно-временным структурам, поэтому и метод циклов становится все более популярным.

6) Методы моделирования. В самом общем смысле под моделированием понимают исследование объектов, процессов и явлений, протекающих в отличных от естественных условий. Моделирование — это воспроизведение в специально созданном объекте (модели) свойств изучаемого явления или процесса — природного, технологического, социального и т.д. В качестве модели (от лат. modulus — мера, образец, норма) может выступать любая материальная система (модель проектируемого самолета, элект­ростанции и т.д.) или мысленная конструкция (график, чертеж, теоретическое построение, математическая формула), воспроиз­водящая свойства изучаемого явления или процесса, в том числе экономического, политического и т.д.

И материальная, и идеальная модель строится по принципу аналогии, т.е. сходства фиксируемых в ней свойств со свойствами изучаемого с ее помощью явления или процесса. Полученные дан­ные используются в дальнейшем исследовании этого явления или процесса.

Их изучение с помощью моделирования носит, как правило, эвристический (творческий) характер, открывающий нечто новое. В частности, при анализе самой модели обнаруживаются свойства, которые отсутствуют у отдельных ее частей и их простой суммы.

Любое моделирование включает в себя как физическое и геометрическое подобие, так и адекватность времени, то есть укладывается в суть пространственно-временной парадигмы. Для региональной политики из большого числа моделей особое значение имеют информационные модели, разрабатываемые средствами математического и логического аппарата.

В моделировании региональных систем должна найти отражение вся сложность взаимосвязанных явлений и процессов, протекающих в пространстве-времени. Вместе с тем модель должна быть максимально пригодна для практического использования, то есть должна быть понятна лицу, принимающему решения. Поиск оптимального варианта приводит к разумной абстракции, к отвлечению от тех или иных сторон реальных явлений и процессов, имеющих второстепенное значение. Однако упрощение реальных ситуаций в сложных региональных системах таит в себе опасность получения неверных или тривиальных результатов. Следовательно, существует предел упрощению модели.

Известны два приема построения моделей. Суть первого из них состоит в постепенном переходе от нахождения простейших зависимостей, описывающих отдельные стороны изучаемой системы, к зависимостям, характеризующим ее с достаточной полнотой. Вначале на основе эмпирических исследований находят простейшие зависимости, а затем на основе синтеза получают более достоверную и цельную картину. Суть второго приема заключается в постепенном переходе от обобщенной модели, учитывающей только основные характеристики, к модели, раскрывающей в более полном виде изучаемый объект.

К числу формализуемых методов моделирования относят систему взаимосвязанных математических моделей, а к числу неформализуемых методов - логическое моделирование, основывающееся на вербальных (модели - образы, дефиниции и др.) и графических (блоковые и картографические модели, аэро- и космические снимки) моделях.

Применяемые в региональных исследованиях математические модели можно свести к четырем типам:

1) стохастические детерминированные, основанные на теории поля, методах линейного и нелинейного программирования, балансовых и матричных моделях;

2) статистические стохастические (модели миграции, модели взаимодействия, модели размещения и др.);

3) динамические детерминированные (модели расселения в развивающемся городе, агломерации, модели размещения объектов в условиях конкуренции и др.);

4) детерминированные стохастические (модели воспроизводства населения, модели использования земельного фонда и др.).

Главная особенность моделирования региональных процессов состоит в необходимости обеспечения прямой и обратной связи с объектами, явлениями и процессами более высокого иерархического ранга. Прямая связь означает, что развитие нижнего (микро-) уровня зависит от развития выше расположенных уровней - мезо- и макросистем. И, наоборот, при обратной связи моделирование развития региональных систем осуществляется на основе обобщенной местной информации.

Второй вид моделирования - логический - базируется на описательных и картографических моделях. Первый тип модели - первичная формализация на уровне поставленной цели, второй тип - образное представление объекта в картографической форме, включая графическую, блоковую, блокосхемную модели. Примером описательного моделирования служат рассмотренные выше методы эталонов, аналогии, циклов и др.

Картографический метод, являясь частью моделирования, имеет в то же время и относительно самостоятельное значение. Любая карта представляет собой мысленное, идеальное создание. Она выступает как определенна система большей или меньшей сложности, отображающей ту или иную сторону объекта в качестве источника нового знания о нем.

7). Программно-целевой метод. Этот метод направлен на решение сложных проблем, связан с разработкой долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны и ее регионов. Он основан на формировании целей социально-экономического развития, их разделении на подцели все более дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации.

Логика программно-целевого метода выстраивается в такую последовательность: проблема -цель - ресурсы - организация - решение (реализация). В совокупности элементы приведенной последовательности решения проблемы представляют собой целевую комплексную программу. В первую очередь выявляется наличие проблемной ситуации, то есть такого состояния объекта (явления), которое характеризуется определённой напряженностью, нарушением равновесия между отдельными его элементами или между объектом и внешней средой.

Второй этап - разработка целевой части программы. Для формирования целей используют аппарат теории графов, а именно: построение графов дерева целей. Такое название возникло потому, что процесс формирования целей напоминает собой перевернутое дерево. Ствол - это главная (генеральная) цель. Каждая ветвь, отходящая от ствола, - цель второго порядка. Ветвь, отходящая от главной ветви, - цель третьего порядка и т. д. Чем сложнее путь к достижению цели, тем раскидистее «крона». На конечных уровнях «дерева целей» даются исчерпывающие ответы на вопросы о том, кто, что и в какие сроки должен сделать, чтобы проблема была решена.

На следующем этапе определяются все виды ресурсов, необходимые для достижения целей. Эту стацию разработки программы называют ресурсной. Она отводится определению потребности в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, в инвестициях и рабочей силе.

Необходимый этап разработки целевых комплексных программ - организационный. На первых порах в качестве ведущего выступает заказчик. Он, заказчик, выбирает (согласовывает) головного разработчика, который в свою очередь может привлечь соисполнителей. В результате их совместной деятельности формируется проект программы, а после всех согласований и экспертиз он, проект, становится программой.

Каждый из рассмотренных методов региональных исследований применяется при решении конкретных задач регионального исследования.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какова цель и логика научного исследования?

2. Назовите основные этапы программы регионального исследования.

3. Назовите общенаучные методы, применяемые в региональных исследованиях.

4. Постройте «дерево целей» решения произвольно выбранной региональной проблемы.

 


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы региональных исследований | Системные характеристики региона
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.