Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы региональных исследований

По задачам

По целям

По характеру

По целевому назначению

- теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.

- прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых, разрабатывают новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.

- предметные (исследование предмета)

- методологические (о том как надо изучать предмет)

- историко-научные (о том, кто и как изучает)

а) разведывательное исследование (пилотажное, зондажное). Направлено на изучение малоизвестных проблем. Это не глубокое, аналитическое исследование. Не требует больших затрат. Используется если:

- начинается исследование раннее неизученной проблемы

- необходимо определить как накопленный материал, инструментарий будет вести себя в определенных условиях

б) описательное исследование – предполагает получение эмпирических сведений, дающих достаточно целостное представление об изучаемом явлении или предмете и о его структурных элементах. Используется методологически апробированный инструментарий. Обязательно существует выборка исследовательской группы (представительная выборка).

в) аналитическое исследование. Не только описание структурных элементов, но и выяснение и анализ факторов, воздействующих на данное явление.

г) прогнозное исследование (в него входит аналитическое исследование). Позволяет предсказать некоторые ситуации на основе скрытых причинно-следственных связей.

- точечное исследо вание (единожды на предприятии)

- повторное исследование (возвращение к исследованию ранее исследуемого объекта).

- мониторинговое исслед о вание – постоянное исследование с интервалом времени, постоянное отслеживание по стандартным методикам.

- панельное исследование. Одних и тех же респондентов повторно опрашивают через определенный промежуток времени. Состав выборки не изменяется.

Программа проведения регионального исследования – это понятие для обозначения комплекса положений (пунктов), которые в совокупности дают предписание его проведения, кот. характеризуется тем, что здесь нет привязки к вопросам, кто, когда и как будет выполнять исследование. Это комплекс вопросов, продуманные ответы на которые показывают, будут ли достигнуты цели и как их достигнуть кратчайшим путем: быстро, недорого, с результатами. Исследовательская программа – это самостоятельный научный труд, по которому собирается и анализируется аналитический материал. Тщательно разработанная программа – важный элемент научной работы.

В структуру программу входят:

1. цель и задачи. Необходимо рассмотреть, например, цель и миссию организации (фирмы, предприятия, общественной организации), что мешает организации двигаться вперед? С какой целью начинается данное исследование, и какие задачи для этого надо решить?

2. содержание проблемы. Описание содержания проблемы и ее противоречий – это важный структурный элемент программы, т.к. здесь описывается проблемное поле, определяется объект и предмет исследования, подбираются необходимые методы исследования.

3. актуальность исследования. При описании содержания проблемы необходимо одновременно обосновывать правилами логики актуальность исследования. Если будет продумана цель и определена актуальность, быстро найдутся исполнители и соисполнители, легче изыскивать средства для проведения исследований.

4. рабочая гипотеза – это предположительное, предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях, знаниях и необходимое для начального момента исследования. Рабочая гипотеза может быть отвергнута, изменена, дополнена в процессе исследования или принята и подтверждена.

5. ресурсное обеспечение на этапе разработки программы включает интеллектуальное (идеи), кадровое (исполнители), информационное (данные), финансовое (деньги), временное (отведенные сроки) обеспечение. Отсутствие ресурсов не позволит выполнить исследование на необходимом качественном уровне.

6. предполагаемый результат, ожидаемая эффективность. Необходимо найти такой вариант проведения исследования, чтобы кротчайшим путем (низкая трудоемкость выполнения работ) прийти к максимальному успеху. Это есть соотношение усилий (затрат) на проведение исследования и того, каков будет результат, т.е. это и есть степень достижения цели.

 

 

В своих исследованиях регионоведы используют широкий ком­плекс научных методов. Выделим наиболее важные.

Методология региональных исследованипй включает в себя общенаучные методы, применимые в любой гуманитарной дисциплине, и специально-научные подходы, присущие именно «семье» исследований регионального пространства.

К общенаучным методам относится:

Системный метод. Такой метод проявляется как соответствующий способ научного мышления, состоящий прежде всего в том, чтобы зафиксировать основные элементы изучаемого явления или про­цесса и исследовать их взаимодействия. При этом исходят из того, что при взаимодействии элементов системы как целостного явления возникают ее новые свойства, отсутствующие у ее элементов и называемые эмерджентными (от англ. emerqence — появление). Само явление эмерджентности вы­ражает несводимость свойств системы к свойствам ее элементов. Из сказанного следует, что любая система представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура си­стемы есть совокупность прямых и обратных связей ее элементов, поэтому исследование любой социальной системы — экономичес­кой, политической и т.д. — направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов. Структура региональных процессов как ди­намично функционирующих систем выражает степень упорядо­ченности и организованности их элементов, механизмы их взаи­модействия. Целостность же системы заключается, с одной сто­роны, в устойчивом взаимодействии ее основных элементов, с другой — в ее относительной самодостаточности, способности вос­производить свои свойства, а также в наличии внутреннего источ­ника развития. В то же время любая система функционирует и развивается в тесном взаимодействии с другими системами. Регион рассматривается как целостная совокупность элементов системы, неразрывно взаимосвязанных и взаимодействующих. Это позволяет выявить сущность, содержание и отличительные признаки отдельных регионов в рамках пространственных систем более высоких уровней (национальных государств, человечества) и более низкого уровня (местных сообществ). Он предполагает рассмотрение любого изучаемого явле­ния как определенной системы составляющих его взаимодействую­щих элементов.

Структурно-функциональный_метод. Определяются строение и «ролевые системы» элементов регионов. Становится возможным сценарное прогнозирование и моделирование региональных процессов, использование количественных методов исследования. Особенно развит данный метод в применении к институциональной подсистеме регионов (политический режим, система органов власти, законодательство). Использование контент-анализа делает возможным структурно-функциональный подход к изучению фактов массового сознания.

Исторический метод состоит в диахронном анализе последовательной цепи фактов и событий. Выявляются черты преемственности и прерывности политических процессов. Проводится также синхронный анализ источников информации.

Сравнительный (компаративный) метод находит все более активное применение во всех разделах политической регионалистики, например, при изучении региональных режимов и политических культур, типов федерализма и центр-периферийных отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Региональные научные исследования в России и за рубежом | К частнонаучным методам, широко используемым в региональных исследованиях относятся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.