КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Федерализм в России
План лекции Тема 9. Региональное управление 1. Федерализм в России 2. Полномочия субъектов Российской Федерации 3. Система региональных органов власти 4. Модели регионального управления Рекомендуемая литература
1. Барбаков О.М. Регион как объект управления // СОЦИС № 7, 2002 г. 2. Гельман В.Я. Региональная власть современной России: институты, режимы, практика // Полис. 1998. № 1. 3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М.- Ростов н/Д, 2000 4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2000 5. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2005 6. Михайлов А.П. Моделирование российской власти. // СОЦИС, №5, 2000 7. Попов А.В. Управление регионами. Ростов н/Д, 2001 8. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. Ростов н/Д, 2004. 9. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002
Необходимо различать следующие понятия федерализма: – федерализм как принцип; – федерализм как форма организации; – федерализм как режим. Федерализм (как принцип обустройства) представляет собой союз, объединение людей, государственно-территориальных образований с целью урегулирования разногласий и противоречий. Акцент делается на особенности государственного устройства. Формы государственного устройства: - федерация - конфедерация (союз независимых государств - ЕС) - унитарное государство (соподчинение унитарных частей при ведущей роли центра) Федерализм (как форма организации) выступает как разделение государственной власти по вертикали с определением предметов ведения в едином государстве. Данное определение используется в правовых исследованиях, где акцент делается на способах организации государства. Федерализм (как режим) представляет собой разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями с определением структуры государственных органов, их иерархии в едином государстве. Акцент на способах осуществления государственной власти. Теоретические подходы к природе (возникновению) российского государства как федерации: 1. договорная Федеративный договор предшествует федерализму. 2. конституционная Конституция 1993 г. установила разграничение предметов ведения. 3. конституционно-договорная Все нормы федеративного договора развиты в Конституции, включены в нее. В процессе формирования конституционных основ современного российского федерализма можно выделить 3 этапа: 1) принятие Российской Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 года; 2) подписание Федеративного договора 31 марта 1992 года и внесение соответствующих изменений в российскую Конституцию 1978 года; 3) принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 года. В период I этапа характеристика государственного устройства России заключалась в следующем: 1) происходит суверенизация составных частей России, дезинтеграция, разрушение государственности в Российской Федерации (конфедерализм): – признание различий в статусе территорий – составных частей РФ, выделение особого статуса республик; – правовое закрепление гарантий политического, экономического и финансового суверенитета автономных республик; – стремление республик стать полноправными участниками Союзного договора и установить договорные отношения с РСФСР; 2) признание права на сецессию послужило идеологической основой распада СССР и развитию процессов разрушения государственности в РФ: – принятие республиками деклараций о государственном суверенитете; – отказ от статуса автономных республик и провозглашение ими статуса суверенных государств. Таким образом, с принятием Декларации Россия формально провозглашалась федерацией, но фактически существовало сочетание элементов унитаризма и конфедерализма. Было признано различие статусов территориальных образований. II этап был связан с подписанием Федеративного договора 1992 года. Основным положениями Договора являлись: 1) разделение государственной власти между центром и регионами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 2) отказ от принципа закрепления открытого перечня вопросов ведения Федерации; 3) право субъектов самостоятельно выступать участниками международных, внешнеэкономических связей; 4) определение статуса природных ресурсов по договоренности РФ и субъектов РФ; 5) участие субъектов РФ в законотворческом процессе на федеральном уровне, наличие права самостоятельно осуществлять правовое регулирование на территории данных субъектов. С одной стороны, Федеративный договор впервые закрепил федеративное устройство российского государства, а установленная в Договоре система федеративных отношений впоследствии была инкорпорирована в Конституцию РФ 1993 года. С другой – принятие Договора способствовало развитию больше квазифедеративных отношений, нежели федеративных: – закреплялась асимметрия в определении правового статуса республик и иных территорий; – получили развитие элементы конфедерализма в отношениях между Федерацией и республиками в ее составе; – в ст. III Договора закреплялся принцип делегирования полномочий снизу вверх – республики в составе РФ обладают всей полнотой государственной власти на территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти РФ. Договор закрепил ряд прав и гарантий, обеспечивающих автономию субъектов РФ, прежде всего республик. У них закрепилось право на: - правовое регулирование (сво конституции) - самостоятельное участие в международных и экономических связях - по договоренности определять статус природных ресурсов. С принятием Конституции РФ 1993 г. и началом III этапа получили развитие меры по законодательному закреплению и обеспечению централизации и выравнивания в правах всех субъектов РФ: – признание единства государственного суверенитета РФ и отмене наименования республик «суверенными»; – закрепление принципов верховенства Конституции России и федеральных законов; – конституционное разграничение предметов ведения Федерации и ее субъектов; – приоритет норм Конституции над положениями Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий – ужесточение режима единого регулирования международных и внешнеэкономических связей, прав и свобод человека и гражданина, общегосударственных стандартов, более последовательное закрепление централизованного характера судебной системы; – провозглашение принципа равноправия субъектов РФ, расширение возможностей регионов в решении общегосударственных вопросов. По своей природе Российская Федерация представляет собой конституционно-договорную федерацию – форму государственного устройства, которая учреждена Конституцией и Федеративным договором и характеризуется следующими особенностями: 1) Конституция и Федеративный договор определены как основные источники правового регулирования федеративных отношений; 2) приоритет с точки зрения юридического верховенства отдается нормам Конституции; 3) изменение федеративного устройства государства возможно через механизм внесения поправок в Конституцию. По способу образования Россия является децентрализованной федерацией – форма государственного устройства, которая характеризуется следующими признаками: 1) отсутствие элементов соподчиненности в системе разделения государственной власти по вертикали; 2) низкий уровень централизации государственной власти. С точки зрения способа образования Россия является децентрализованной федерацией. Это обусловлено отсутствием правовых оснований принципа делегирования полномочий федеральным органам государственной власти снизу вверх, хотя в конституциях отдельных республик в одностороннем порядке признается делегированная модель. По характеру разделения государственной власти по вертикали в России действует модель кооперативного федерализма. Кооперативный федерализм – принцип совместного разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, характеризующийся: 1) определением круга предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов; 2) формированием механизма совместного осуществления государственной власти на основе сотрудничества и согласования деятельности; 3) определением круга предметов ведения центра с закрытым перечнем. В отличие от дуалистического федерализма – принципа разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, который характеризуется: 1) наличием двух сфер полномочий (исключительной компетенции центра и регионов); 2) формированием механизма раздельного осуществления государственной власти; 3) определением круга предметов ведения центра с открытым перечнем.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |