Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика конституционных основ российского федерализма




Необходимо различать понятия «конституционные» и «правовые» основы российского федерализма.

Конституционные основы российского федерализма – принципы организации федеративных отношений в государстве, закрепленные в Конституции РФ и охраняемые ею.

В Конституции РФ конституционные принципы, предопределяющие модель федерализма, обозначены в главе 1. В их системе можно выделить:

1) общие конституционные принципы (принципы основ общественного и политического строя), которые определяют одновременно и особенности институтов гражданского общества в РФ, и отличительные черты федеративного устройства:

– народовластие;

– разделение властей;

– равноправие граждан РФ;

– гарантированность местного самоуправления;

2) конституционные принципы федерализма, определяющие федеративное устройство государства, обусловливающие тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти по вертикали, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации:

– государственный суверенитет;

– единство системы государственной власти;

– равноправие субъектов РФ;

– единство конституционно-правовой системы;

– разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

– равноправие и самоопределение народов РФ.

Государственный суверенитет. Государственный суверенитет – свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права.

В Конституции РФ закреплены следующие основные признаки государственного суверенитета:

– верховенство федерального права над правом субъектов РФ;

– неприкосновенность границ и территориальная целостность;

– единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем;

– единая армия (единые Вооруженные Силы);

– право Федерации на защиту своего суверенитета и прав граждан (право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения и т.д.), право на защиту интересов государства и его граждан вовне (международная политика, внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность);

– государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства России, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.

Признание принципа государственного суверенитета РФ предполагает четкое определение объема неотчуждаемых прав, которым должна обладать Федерация, чтобы ее государственный суверенитет был обеспечен.

Единство системы государственной власти. Принцип единства систем государственной власти – это такая сущность организации государственной власти, которая характеризуется следующими признаками:

1) единство системы органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);

2) единая политика законотворчества, государственного регулирования, управления и контроля;

3) наличие механизмов координации деятельности и институтов представительства.

В соответствии с Конституцией РФ принцип единства системы органов государственной власти непосредственно закрепляется в отношении системы органов исполнительной и судебной власти.

Система организации исполнительной власти РФ базируется на основе сочетания субординации с отношениями децентрализации и кооперации.

Субординация – принцип организации системы органов государственной власти, характеризующийся:

– возможностью органов государственной власти вышестоящего уровня применять меры государственно-правового воздействия на органы нижестоящего уровня;

– наличие определенных элементов централизации;

– размежевание деятельности федеральных и региональных органов государственной власти.

Принцип децентрализации заключается в определенной самостоятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по отношению к федеральной власти, что выражается, в частности, в возможности приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Президентом РФ в случае их противоречия федеральному законодательству.

Принцип кооперации состоит в допустимости по федеральной Конституции договорных отношений между органами исполнительной власти:

– федеральные органы имеют право передавать органам субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит федеральному законодательству;

– органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право передавать федеральным органам исполнительной власти части своих полномочий.

Что касается организации системы судебной власти в РФ, в Конституции РФ не предусмотрена возможность создания субъектов РФ и местных судебных органов. Хотя право субъектов принимать конституции (уставы) предполагает необходимость создания на уровне всех субъектов конституционных (уставных) судов, обеспечивающих правовую защиту статуса субъектов РФ и их законов.

Согласно ст. 27 ФЗна конституционный суд субъекта РФ может рассматривать вопросы регионального регулирования:

– соответствия нормативно-правовых актов субъектов РФ конституции (уставу) субъекта РФ;

– толкования конституции субъекта РФ.

Таким образом, в отношении конституционных судов судебная система построена на жестком принципе централизма.

Равноправие субъектов РФ. Равноправие субъектов – принцип конституционной модели российского федерализма, характеризующийся:

1) наличием равных правовых условий субъектов с точки зрения их государственно-правовой природы и правосубъектности;

2) равные условия взаимоотношений с федеральными органами государственной власти (равный правовой статус).

При реализации принципа равноправия субъектов в РФ возникает ситуация отсутствия равных правовых условий, выражающаяся:

– право принятия основного закона на территории субъекта;

– право устанавливать свои государственные языки;

– самостоятельное установление системы органов государственной власти.

При этом неравенство субъектов находит определенное нормативное закрепление: ст. 77 Конституции РФ – право субъектов устанавливать систему органов государства; практика договорного процесса.

Вместе с тем законодательно устанавливается равный правовой статус, основанный на равноправии, равном статусе, правовом режиме равных правовых возможностей.

Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Необходимо различать понятия «нация» и «народ». Нация – общность граждан, объединяемых государством, единство которого они олицетворяют. Народ – политико-территориальная общность, исторически объединенная проживанием на одной территории, которая также может быть консолидирована по многим другим признакам (географическому, демографическому, экономическому, социальному, этническому, религиозному).

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ многонациональный народ России признается носителем и единственным источником власти в РФ. В преамбуле и ст. 5 Конституции РФ народы, проживающие на территории РФ, обладают правом на равноправие и самоопределение.

Право народов на самоопределение – принцип федеративного устройства государства, устанавливающий способ политико-территориальной организации общества людей во внутригосударственных отношениях при соблюдении ряда условий:

– отсутствие ограничений, которые существуют для выбора формы и содержания реализации права на самоопределение;

– учет воли народа данного государства в целом при реализации права определенной общности на самоопределение;

– соблюдение во внутригосударственных отношениях принципа территориальной целостности;

– учет прав человека и гражданина, прав других народов.

Принцип равноправия народов – один из конституционных принципов российского федерализма, закрепляющий правосубъектность народов в РФ, что предполагает:

1) самоопределение – выбор политического статуса и право на установление гарантий свободного и равного экономического, социального и культурного развития;

2) равноправие – равные возможности народов при равных условиях на выбор адекватной формы самоопределения и равные гарантии реализации их статуса и развития.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.