КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика конституционных основ российского федерализма
Необходимо различать понятия «конституционные» и «правовые» основы российского федерализма. Конституционные основы российского федерализма – принципы организации федеративных отношений в государстве, закрепленные в Конституции РФ и охраняемые ею. В Конституции РФ конституционные принципы, предопределяющие модель федерализма, обозначены в главе 1. В их системе можно выделить: 1) общие конституционные принципы (принципы основ общественного и политического строя), которые определяют одновременно и особенности институтов гражданского общества в РФ, и отличительные черты федеративного устройства: – народовластие; – разделение властей; – равноправие граждан РФ; – гарантированность местного самоуправления; 2) конституционные принципы федерализма, определяющие федеративное устройство государства, обусловливающие тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти по вертикали, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации: – государственный суверенитет; – единство системы государственной власти; – равноправие субъектов РФ; – единство конституционно-правовой системы; – разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; – разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; – равноправие и самоопределение народов РФ. Государственный суверенитет. Государственный суверенитет – свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права. В Конституции РФ закреплены следующие основные признаки государственного суверенитета: – верховенство федерального права над правом субъектов РФ; – неприкосновенность границ и территориальная целостность; – единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; – единая армия (единые Вооруженные Силы); – право Федерации на защиту своего суверенитета и прав граждан (право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения и т.д.), право на защиту интересов государства и его граждан вовне (международная политика, внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); – государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства России, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары. Признание принципа государственного суверенитета РФ предполагает четкое определение объема неотчуждаемых прав, которым должна обладать Федерация, чтобы ее государственный суверенитет был обеспечен. Единство системы государственной власти. Принцип единства систем государственной власти – это такая сущность организации государственной власти, которая характеризуется следующими признаками: 1) единство системы органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); 2) единая политика законотворчества, государственного регулирования, управления и контроля; 3) наличие механизмов координации деятельности и институтов представительства. В соответствии с Конституцией РФ принцип единства системы органов государственной власти непосредственно закрепляется в отношении системы органов исполнительной и судебной власти. Система организации исполнительной власти РФ базируется на основе сочетания субординации с отношениями децентрализации и кооперации. Субординация – принцип организации системы органов государственной власти, характеризующийся: – возможностью органов государственной власти вышестоящего уровня применять меры государственно-правового воздействия на органы нижестоящего уровня; – наличие определенных элементов централизации; – размежевание деятельности федеральных и региональных органов государственной власти. Принцип децентрализации заключается в определенной самостоятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по отношению к федеральной власти, что выражается, в частности, в возможности приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Президентом РФ в случае их противоречия федеральному законодательству. Принцип кооперации состоит в допустимости по федеральной Конституции договорных отношений между органами исполнительной власти: – федеральные органы имеют право передавать органам субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит федеральному законодательству; – органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право передавать федеральным органам исполнительной власти части своих полномочий. Что касается организации системы судебной власти в РФ, в Конституции РФ не предусмотрена возможность создания субъектов РФ и местных судебных органов. Хотя право субъектов принимать конституции (уставы) предполагает необходимость создания на уровне всех субъектов конституционных (уставных) судов, обеспечивающих правовую защиту статуса субъектов РФ и их законов. Согласно ст. 27 ФЗна конституционный суд субъекта РФ может рассматривать вопросы регионального регулирования: – соответствия нормативно-правовых актов субъектов РФ конституции (уставу) субъекта РФ; – толкования конституции субъекта РФ. Таким образом, в отношении конституционных судов судебная система построена на жестком принципе централизма. Равноправие субъектов РФ. Равноправие субъектов – принцип конституционной модели российского федерализма, характеризующийся: 1) наличием равных правовых условий субъектов с точки зрения их государственно-правовой природы и правосубъектности; 2) равные условия взаимоотношений с федеральными органами государственной власти (равный правовой статус). При реализации принципа равноправия субъектов в РФ возникает ситуация отсутствия равных правовых условий, выражающаяся: – право принятия основного закона на территории субъекта; – право устанавливать свои государственные языки; – самостоятельное установление системы органов государственной власти. При этом неравенство субъектов находит определенное нормативное закрепление: ст. 77 Конституции РФ – право субъектов устанавливать систему органов государства; практика договорного процесса. Вместе с тем законодательно устанавливается равный правовой статус, основанный на равноправии, равном статусе, правовом режиме равных правовых возможностей. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Необходимо различать понятия «нация» и «народ». Нация – общность граждан, объединяемых государством, единство которого они олицетворяют. Народ – политико-территориальная общность, исторически объединенная проживанием на одной территории, которая также может быть консолидирована по многим другим признакам (географическому, демографическому, экономическому, социальному, этническому, религиозному). В соответствии со ст. 3 Конституции РФ многонациональный народ России признается носителем и единственным источником власти в РФ. В преамбуле и ст. 5 Конституции РФ народы, проживающие на территории РФ, обладают правом на равноправие и самоопределение. Право народов на самоопределение – принцип федеративного устройства государства, устанавливающий способ политико-территориальной организации общества людей во внутригосударственных отношениях при соблюдении ряда условий: – отсутствие ограничений, которые существуют для выбора формы и содержания реализации права на самоопределение; – учет воли народа данного государства в целом при реализации права определенной общности на самоопределение; – соблюдение во внутригосударственных отношениях принципа территориальной целостности; – учет прав человека и гражданина, прав других народов. Принцип равноправия народов – один из конституционных принципов российского федерализма, закрепляющий правосубъектность народов в РФ, что предполагает: 1) самоопределение – выбор политического статуса и право на установление гарантий свободного и равного экономического, социального и культурного развития; 2) равноправие – равные возможности народов при равных условиях на выбор адекватной формы самоопределения и равные гарантии реализации их статуса и развития.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |