Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели регионального управления




Модель регионального управления – это когнитивный аналог регулятивного воздействия органов государственной власти, направленного на воспроизводство и изменение общественных структур, процессов и институтов. Носит регулятивный характер.

Модели регионального управления строятся с учетом существующих в современномом менеджменте двух подходов к пониманию сущности и задач управления:

· классического («научного»),

· неклассического («деятельностного»).

В рамках классического подхода выделяют такие модели регионального управления, как:

1. Механистическая,

2. Органическая,

3. Синтетическая

В рамках неклассического подхода выделяют:

1. Модель стратегического управления,

2. Антикризисное управление,

3. Инновационное управление,

4. Синергетическое управление («инициирующе-резонансная» модель). Эти модели применяются в различных смешанных вариантах.

5. «жизнь в пути» (модель «бесконечно малых приращений»)

Классический подход к региональному управлению.

Классическое («научное») управление, или «управление ради цели», предполагает конструирование будущего состоя­ния управляемой системы, базируясь на:

· выборе «идеала» социального развития и

· соотнесении его с возможностями этой системы.

Управление при этом рассматривается как способность его субъекта «совладать с людьми и неопределенностями среды», поэтому «человеческий фактор» при таком подходе часто вообще воспринимается как помеха. Отсюда у управленцев воз­никает искушение, опираясь на науку, конструировать буду­щее управляемых систем, без попыток найти способ согласо­вания ценностей по поводу идеала общественного развития.

В основе классического подхода лежит теория планирования, полу­чившая название «всеобъемлющего рационального подхода», предполагающего:

· проведение системно-диагностического и

· системно-прогностического анализа региональной ситуации

для выявления альтернатив её развития и оптимального выбора одной из них, в рамках которой ставятся управленческие задачи, определяются средства их решения и анализируются результаты в зависимости от реакции системы на управляющее воздействие.

Научный подход в управлении предполагает разделение функций по линии разработки и осуществления политики. Ученые, решая пробле­мы управления на теоретическом уровне, передают рекомен­дации политикам, а те реализуют их на практике по принципу: «ученые знают - политики могут». В результате научные рекоменда­ции ученых часто остаются политиками нереализованными или, более того, приводят к ухудшению региональной ситуации. Это объясняется тем, что «научный подход» позволяет строить мак­ромодели, дающие значительный массив управленческой ин­формации. Однако он таит в себе опасность отрыва от практической действительности. Проблема состоит в том, что ситуация, представляющаяся ученым простой в техническом отношении, в реальном политическом плане может оказаться довольно сложной, поскольку региональная общность оказывается не готовой на практическое воплощение «научных программ». Поэтому основ­ным препятствием реализации таких программ являются политический и социокультурный факторы.

Научность моделей регионального управления, выделяемых в рамках классического подхода, проявляется в убеждении, что только наука в состоянии предложить наиболее рациональные способы организации и развития региональной системы.

При этом региональное сообщество рассматривается как сложная, (с учетом в той или иной мере «человеческого фактора») система, в кото­рой существует жесткая детерминистская связь не только между ее элементами, но и между ее настоящим и буду­щим состоянием. Отсюда у ученых возникает искушение конструировать будущее управляемой системы, без попы­ток найти механизм согласования ценностей населения по поводу ее идеала.

«Механистическая» модель является программно-целе­вой, нормативистской, поскольку будущее состояние уп­равляемого объекта конструируется как модель желаемо­го его устройства. Это — «жесткая» модель управления, так как она ориентирована на подчинение тех элементов управляемой системы, которые выбиваются из общего дви­жения к цели.

Сильной стороной этой модели является широкое использование научно-технических методов раз­работки программ регионального развития. Конкретность планов позволяет администрации региона концентриро­вать усилия и средства по их выполнению и достаточно эффективно контролировать этот процесс.

Слабость этой модели кроется в изначальной посылке, что будущее со­стояние регионального сообщества как сложной системы может быть сконструировано, что существует некое «оп­тимальное решение» проблем для их реализации, которые надо только найти. Это порождает иллюзию о том, что «власть всесильна», особенно если она опирается на науку.

«Механистическая» модель регионального управления стро­ится по логике: «цель — средства — принуждение».

«Органическая» модель управления по характеру яв­ляется культурологической, ибо оно перестает быть «искусством» руководства абстрактными людьми с помощью жестких правил и распоряжений. Акценты в этой модели вмещены на учет возможностей регионального сообщества к собственному развитию.

Эта модель управления является «мягкой», поскольку построена на изменении нежелательного поведения элементов управляемой системы не путем внешнего принуждения, а путем создания соответствующих внутренних условий для корректировки этого поведения в нужном направлении.

Основными принципами «органической» модели регулирование управления:

· профессионализм (предполагает учет в управлении качественных характеристик как управляющих, так и управляемых систем, и создание ус­ловий для повышения уровня их профессионализации).

· простота,

которые порождены переоценкой роли и значения «человеческого» ресурса по сравнению с техническими, технологическими, финансо­выми и прочими «материальными» возможностями, а также стремлением к свободе в условиях перехода к новому типуорганизации жизни б регионах.

Простота управленческих структур достигается за счет автономизации операциональных единиц, дающей регио­нальным администрациям всех уровней достаточную сте­пень свободы для принятия самостоятельных решений. Автономизация операциональных единиц позволяет под­нять при соответствующей профессионализации дух твор­чества и ответственности на всех этажах региональной управленческой системы и более эффективно использовать существующие возможности. Однако автономизация дол­жна охватывать не только систему управляющих, но и систему управляемых, и в этом плане простота управле­ния является мощным средством мобилизации и развития человеческих ресурсов в регионах. Таким образом, то ло­гика «органической» модели: «цель — человеческие ресур­сы—автономия».

«Синтетическая» модель управления сочетает принципы «механи­стической» и «органической» моделей управления; широко использу­ется в период модернизации, поскольку сама модерниза­ция, с одной стороны, ориентируется на некие универ­сальные образцы, которые задаются более развитой соци­альной системой, а с другой — предполагает не просто копирование этих образцов, а их приспособление к иной социокультурной среде путем мобилизации органического потенциала самого модернизируемого сообщества.

Силь­ной стороной «синтетической» модели является осознание представителями властных структур того, что есть грани­цы силового воздействия этих структур на поведение эле­ментов управляемой системы, и поэтому в управлении не­обходимо учитывать «механизмы» саморегулирования и гомеостазиса.

Однако, несмотря на привлекательность ори­ентации этой модели на органичность развития, она име­ют ту же слабость, что и программно-целевая модель ре­гионального управления. Она выражается в том, что будущее состояние объекта управления (регионального сообщества) привносится извне и при этом без внимания оста­ется вопрос, почему и каким образом тот или иной «обра­зец» социального развития утвердил себя, какая духовная интенция жизнедеятельности скрывается за ним.

Неклассический подход к региональному управлению.

Сторонники неклассического («деятельностного») подхода стремятся преодолеть экспансионизм науки в управлении. Они исходят из того, что в науке, имеющей дело с прошлым и настоящим, недоступны представления о будущем сложноорганизованных систем, способных порож­дать непредсказуемые свойства, состояния и процессы.

Поэтому деятельностный подход в управлении отдаёт приоритет не глобальным теориям обществ, развития, а частным, прикладным исследованиям, позволяющим давать такие рекомендации, которые могут служить лишь средством прокладывания путей регионального развития.

В основе неклассического («деятельностного») подхода лежит представление о том, что регионом надо управлять не просто с учетом «человеческого фактора», а опи­раясь прежде всего на менталитет управляемого «большин­ства» и его творческий потенциал, который может изменяться в ходе реализации управленческих программ, что ведет к «сме­не правил во время самой игры».

Неклассический подход, или «управление ради процесса», начинается с

1. оценки состояния управляемой системы,

2. выявления возмож­ных вариантов ее развития,

3. соотнесения их с проблемами ментальности,

что позволяет сделать политический выбор и разработать программы деятельности в соответствии с учётом общности и различий в интересах и ценностных позициях.

4. после этого формируются инструменты реализации программы, и

5. осуществляется деятельность вначале в виде фазы свободного разви­тия событий, а затем - анализа и контроля.

Причем повторе­ние этих этапов происходит неоднократно, т.к. данная техно­логия управления не рассчитана на достижение какого-либо «оп­тимального» рез-та, тем более за один цикл, а представляет собой «жизнь в пути». Процесс управления, т.о, приобретает протяжённый и инновационный характер, при котором циклы научных расчетов и формализации сменяются циклами демокра­тических процедур и креативного развития.

«Деятельностный» подход не противопоставляется «научному», а предполагает вклю­чение последнего в современную модель управления в качествеве одного из этапов.

Модель стратегического управления регионом. В его основе стратегический анализ и планирование. Стратегический анализ и планирование решает такие задачи, как:

· определение специфики сложившейся ситуации, возможностей и целей ее изменения;

· направлений и при­оритетов управленческой деятельности,

· соответствие ее струк­тур и функций решаемым задачам.

Стратегический анализ и планирование стремится к альтернативному предвосхищению того, что может случиться, и разработать в соответствии с этим разные варианты действий при различных сценариях развития ситуации. Стратегический анализ и планирование носит муль­типликационный характер, нацеленный на одновременное вы­полнение частных программ с обязательным учетом социальных по­следствий и реакций населения.

В стратегическом анализе и планировании приоритет отдается целям, нежели средствам их достижения, поскольку в ситуации неопределённости конкретный выбор средств зависит от быстро меняющейся обстановки. Поэтому при стратегическом анализе и планировании вопрос о том, как достичь конкретной цели, может и не ставиться, в отличие от всеобъемлющего планирования, стремящегося к корреляции целей и средств их достижения.

Стратегический анализ и планирование осуществляется в тесном контакте с управленческим персоналом, который играет решающую роль в выборе приоритетов регионального развития, а аналитики и плановики выступают как компетентный «секретариат», помогающий властным структурам в выполне­нии управленческих задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.