КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели регионального управления
Модель регионального управления – это когнитивный аналог регулятивного воздействия органов государственной власти, направленного на воспроизводство и изменение общественных структур, процессов и институтов. Носит регулятивный характер. Модели регионального управления строятся с учетом существующих в современномом менеджменте двух подходов к пониманию сущности и задач управления: · классического («научного»), · неклассического («деятельностного»). В рамках классического подхода выделяют такие модели регионального управления, как: 1. Механистическая, 2. Органическая, 3. Синтетическая В рамках неклассического подхода выделяют: 1. Модель стратегического управления, 2. Антикризисное управление, 3. Инновационное управление, 4. Синергетическое управление («инициирующе-резонансная» модель). Эти модели применяются в различных смешанных вариантах. 5. «жизнь в пути» (модель «бесконечно малых приращений») Классический подход к региональному управлению. Классическое («научное») управление, или «управление ради цели», предполагает конструирование будущего состояния управляемой системы, базируясь на: · выборе «идеала» социального развития и · соотнесении его с возможностями этой системы. Управление при этом рассматривается как способность его субъекта «совладать с людьми и неопределенностями среды», поэтому «человеческий фактор» при таком подходе часто вообще воспринимается как помеха. Отсюда у управленцев возникает искушение, опираясь на науку, конструировать будущее управляемых систем, без попыток найти способ согласования ценностей по поводу идеала общественного развития. В основе классического подхода лежит теория планирования, получившая название «всеобъемлющего рационального подхода», предполагающего: · проведение системно-диагностического и · системно-прогностического анализа региональной ситуации для выявления альтернатив её развития и оптимального выбора одной из них, в рамках которой ставятся управленческие задачи, определяются средства их решения и анализируются результаты в зависимости от реакции системы на управляющее воздействие. Научный подход в управлении предполагает разделение функций по линии разработки и осуществления политики. Ученые, решая проблемы управления на теоретическом уровне, передают рекомендации политикам, а те реализуют их на практике по принципу: «ученые знают - политики могут». В результате научные рекомендации ученых часто остаются политиками нереализованными или, более того, приводят к ухудшению региональной ситуации. Это объясняется тем, что «научный подход» позволяет строить макромодели, дающие значительный массив управленческой информации. Однако он таит в себе опасность отрыва от практической действительности. Проблема состоит в том, что ситуация, представляющаяся ученым простой в техническом отношении, в реальном политическом плане может оказаться довольно сложной, поскольку региональная общность оказывается не готовой на практическое воплощение «научных программ». Поэтому основным препятствием реализации таких программ являются политический и социокультурный факторы. Научность моделей регионального управления, выделяемых в рамках классического подхода, проявляется в убеждении, что только наука в состоянии предложить наиболее рациональные способы организации и развития региональной системы. При этом региональное сообщество рассматривается как сложная, (с учетом в той или иной мере «человеческого фактора») система, в которой существует жесткая детерминистская связь не только между ее элементами, но и между ее настоящим и будущим состоянием. Отсюда у ученых возникает искушение конструировать будущее управляемой системы, без попыток найти механизм согласования ценностей населения по поводу ее идеала. «Механистическая» модель является программно-целевой, нормативистской, поскольку будущее состояние управляемого объекта конструируется как модель желаемого его устройства. Это — «жесткая» модель управления, так как она ориентирована на подчинение тех элементов управляемой системы, которые выбиваются из общего движения к цели. Сильной стороной этой модели является широкое использование научно-технических методов разработки программ регионального развития. Конкретность планов позволяет администрации региона концентрировать усилия и средства по их выполнению и достаточно эффективно контролировать этот процесс. Слабость этой модели кроется в изначальной посылке, что будущее состояние регионального сообщества как сложной системы может быть сконструировано, что существует некое «оптимальное решение» проблем для их реализации, которые надо только найти. Это порождает иллюзию о том, что «власть всесильна», особенно если она опирается на науку. «Механистическая» модель регионального управления строится по логике: «цель — средства — принуждение». «Органическая» модель управления по характеру является культурологической, ибо оно перестает быть «искусством» руководства абстрактными людьми с помощью жестких правил и распоряжений. Акценты в этой модели вмещены на учет возможностей регионального сообщества к собственному развитию. Эта модель управления является «мягкой», поскольку построена на изменении нежелательного поведения элементов управляемой системы не путем внешнего принуждения, а путем создания соответствующих внутренних условий для корректировки этого поведения в нужном направлении. Основными принципами «органической» модели регулирование управления: · профессионализм (предполагает учет в управлении качественных характеристик как управляющих, так и управляемых систем, и создание условий для повышения уровня их профессионализации). · простота, которые порождены переоценкой роли и значения «человеческого» ресурса по сравнению с техническими, технологическими, финансовыми и прочими «материальными» возможностями, а также стремлением к свободе в условиях перехода к новому типуорганизации жизни б регионах. Простота управленческих структур достигается за счет автономизации операциональных единиц, дающей региональным администрациям всех уровней достаточную степень свободы для принятия самостоятельных решений. Автономизация операциональных единиц позволяет поднять при соответствующей профессионализации дух творчества и ответственности на всех этажах региональной управленческой системы и более эффективно использовать существующие возможности. Однако автономизация должна охватывать не только систему управляющих, но и систему управляемых, и в этом плане простота управления является мощным средством мобилизации и развития человеческих ресурсов в регионах. Таким образом, то логика «органической» модели: «цель — человеческие ресурсы—автономия». «Синтетическая» модель управления сочетает принципы «механистической» и «органической» моделей управления; широко используется в период модернизации, поскольку сама модернизация, с одной стороны, ориентируется на некие универсальные образцы, которые задаются более развитой социальной системой, а с другой — предполагает не просто копирование этих образцов, а их приспособление к иной социокультурной среде путем мобилизации органического потенциала самого модернизируемого сообщества. Сильной стороной «синтетической» модели является осознание представителями властных структур того, что есть границы силового воздействия этих структур на поведение элементов управляемой системы, и поэтому в управлении необходимо учитывать «механизмы» саморегулирования и гомеостазиса. Однако, несмотря на привлекательность ориентации этой модели на органичность развития, она имеют ту же слабость, что и программно-целевая модель регионального управления. Она выражается в том, что будущее состояние объекта управления (регионального сообщества) привносится извне и при этом без внимания остается вопрос, почему и каким образом тот или иной «образец» социального развития утвердил себя, какая духовная интенция жизнедеятельности скрывается за ним. Неклассический подход к региональному управлению. Сторонники неклассического («деятельностного») подхода стремятся преодолеть экспансионизм науки в управлении. Они исходят из того, что в науке, имеющей дело с прошлым и настоящим, недоступны представления о будущем сложноорганизованных систем, способных порождать непредсказуемые свойства, состояния и процессы. Поэтому деятельностный подход в управлении отдаёт приоритет не глобальным теориям обществ, развития, а частным, прикладным исследованиям, позволяющим давать такие рекомендации, которые могут служить лишь средством прокладывания путей регионального развития. В основе неклассического («деятельностного») подхода лежит представление о том, что регионом надо управлять не просто с учетом «человеческого фактора», а опираясь прежде всего на менталитет управляемого «большинства» и его творческий потенциал, который может изменяться в ходе реализации управленческих программ, что ведет к «смене правил во время самой игры». Неклассический подход, или «управление ради процесса», начинается с 1. оценки состояния управляемой системы, 2. выявления возможных вариантов ее развития, 3. соотнесения их с проблемами ментальности, что позволяет сделать политический выбор и разработать программы деятельности в соответствии с учётом общности и различий в интересах и ценностных позициях. 4. после этого формируются инструменты реализации программы, и 5. осуществляется деятельность вначале в виде фазы свободного развития событий, а затем - анализа и контроля. Причем повторение этих этапов происходит неоднократно, т.к. данная технология управления не рассчитана на достижение какого-либо «оптимального» рез-та, тем более за один цикл, а представляет собой «жизнь в пути». Процесс управления, т.о, приобретает протяжённый и инновационный характер, при котором циклы научных расчетов и формализации сменяются циклами демократических процедур и креативного развития. «Деятельностный» подход не противопоставляется «научному», а предполагает включение последнего в современную модель управления в качествеве одного из этапов. Модель стратегического управления регионом. В его основе стратегический анализ и планирование. Стратегический анализ и планирование решает такие задачи, как: · определение специфики сложившейся ситуации, возможностей и целей ее изменения; · направлений и приоритетов управленческой деятельности, · соответствие ее структур и функций решаемым задачам. Стратегический анализ и планирование стремится к альтернативному предвосхищению того, что может случиться, и разработать в соответствии с этим разные варианты действий при различных сценариях развития ситуации. Стратегический анализ и планирование носит мультипликационный характер, нацеленный на одновременное выполнение частных программ с обязательным учетом социальных последствий и реакций населения. В стратегическом анализе и планировании приоритет отдается целям, нежели средствам их достижения, поскольку в ситуации неопределённости конкретный выбор средств зависит от быстро меняющейся обстановки. Поэтому при стратегическом анализе и планировании вопрос о том, как достичь конкретной цели, может и не ставиться, в отличие от всеобъемлющего планирования, стремящегося к корреляции целей и средств их достижения. Стратегический анализ и планирование осуществляется в тесном контакте с управленческим персоналом, который играет решающую роль в выборе приоритетов регионального развития, а аналитики и плановики выступают как компетентный «секретариат», помогающий властным структурам в выполнении управленческих задач.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |