КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогнозирование регионального развития
План лекции Тема 10. Региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития
1. Прогнозирование регионального развития 2. Программирование регионального развития 3. Региональная идеология в системе государственного регулирования регионального развития 4. Региональные идеологии субъектов Российской Федерации
Рекомендуемая литература
1. Волков Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы. Волков Ю.Г. //Социально-гуманитарные знания №3, 2003 г. 2. Гуманистическое будущее России. Волков Ю.Г. 3. Волков Ю.Г. Идеология для России.//Социально-гуманитарные знания №2, 2001 г. 4. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998. 5. О механизме взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов //Доклад рабочей группы по вопросам комплексного социально-экономического планирования развития регионов Государственного совета Российской Федерации, 2006 6. Макарычев А. С. Глобальное и локальное: меняющаяся роль государства в управлении пространственным развитием // Политическая наука. Пространство как фактор политических трансформаций. М.: ИНИОН РАН, 2003. 7. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000. 8. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. Ростов н/Д, 2004. 9. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002. 10. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Основы региональной политики: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000
Величина территории России, её неоднородность по различным признакам, исторические особенности обусловили, что в настоящее время многие ее регионы резко отличаются друг от друга. В этих условиях социальная и экономическая политика в регионах должна быть продуманной и четко выверенной. Очевидно, что последнее невозможно без научного анализа сложившейся в регионах обстановки, предвидения будущего и стратегического планирования. Несмотря на большое разнообразие территориальных, экономических, социальных, экологических и других особенностей субъектов Российской Федерации, на различные темпы вхождения их в рыночную экономику и качество жизни населения, возможен единый системный подход к их изучению. Разработка методологии исследования отдельного региона может быть применена к изучению других субъектов Российской Федерации. Прогнозирование регионального развития является важнейшим условием выработки рациональной региональной политики, выявления и своевременного согласования региональных и общегосударственных интересов, определения стратегически важных направлений развития регионов и путей решения региональных проблем, имеющих важное значение для социально-экономического развития как отдельных субъектов Федерации, так и государства в целом. Разработка стратегии развития региона немыслима без учета всех сторон его существования и моделирования сценариев развития. При моделировании социально-экономических процессов в регионе возникают проблемы получения объективных оценок для укрупненных блоков показателей состояния региона. «Прогноз» (prognosis, лат. – предвидение, предсказание) – совокупность вероятностных суждений, основанных на знании законов развития природы, общества и мышления и способности человеческого мозга к опережающему отображению действительности о тенденциях и путях развития данного объекта в ближайшем или отдаленном будущем. Методика прогнозирования складывается из ряда приемов: а) частично-научные методы, применяемые в рамках отдельных наук (гидрологические, социологические и т. п.); б ) частично-научные методы, применяемые во всех науках (формально-логические, математические, эвристические); в) общеметодологические принципы. Цель прогнозирования – это создание научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций, вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающего как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование направлений социально-экономического развития для принятия управленческих решений. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки прогнозов, основанных на научных методах познания социально-экономических явлений прошлого и настоящего, учитывающих планируемые конечные цели и средства их достижения для принятия обоснованных управленческих решений. Социально-экономическое прогнозирование базируется на принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности (разные траектории развития), целенаправленности (прогнозирование включает цели), эффективности. Региональные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Данные прогнозы представляют совокупность обоснований и показателей, характеризующих перспективную динамику экономической и социальной ситуации по сценариям, отличающимся сроками и результатами реализации отдельных концептуальных направлений государственной политики (например, в части развития демографической ситуации) по России в целом и по каждому субъекту Российской Федерации, параметрами федеральных целевых программ, национальных проектов, структурных и институциональных реформ, крупнейших инвестиционных проектов, состоянием экономической и политической конъюнктуры в мире. В целях регионального регулирования применяются следующие виды прогнозов: по объекту прогнозирования — прогнозы территориального аспекта развития России; прогнозы развития отдельных природно-экономических зон (зона Севера, регион Большая Волга и т.п.) и экономических районов; прогнозы развития субъектов РФ; прогнозы развития территориально-промышленных комплексов и районов нового освоения (например, Нижнего Приангарья); прогнозы развития локальных регионов и городов (крупнейшие города, закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны и т.п.); по предмету прогнозирования — прогнозы комплексного социально-экномического характера, прогнозы инвестиционные; прогнозы социальные (демографические, рынков рабочей силы и т.н.); прогнозы экологические и т.г по срокам прогнозирования — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы; по субъектам прогнозирования — прогнозы, выполняемые федеральными министерствами, субъектами РФ и научными организациями; комплексные прогнозы, выполняемые совместно федеральными и региональными органами.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |