КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программирование регионального развития
Планирование – метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики. Важной частью планирования является программирование. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ. Плановый подход к реализации государственной политики, как в бывшем СССР, так и в новой России складывался непросто. После кратковременного (в начале 90-х годов) периода отрицания планирования как «пережитка социализма» в стране началось возрождение активного интереса к возможностям этого инструмента региональной политики в новых рыночных условиях. В этот период в ряде федеральных органов исполнительной власти и отдельных субъектах Российской Федерации был достигнут ряд позитивных результатов, показавших высокую востребованность методов планирования и перспективы их развития. Вместе с тем выявились различные подходы к планированию территориального развития на федеральном и региональном уровнях. Региональные аспекты развития оказались в значительной степени утраченными в прогнозных и плановых разработках федеральных органов власти. Субъекты Российской Федерации при разработке прогнозов, программ и планов собственного развития не учитывали четко обозначенные региональные интересы и приоритеты государства в целом. Наиболее определенным на федеральном уровне является порядок разработки и реализации целевых программ: эти вопросы регулируются федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами Минэкономразвития России и Минфина России, которые, в свою очередь, не могут быть использованы для разработки перспектив территориального развития страны и регионов. Основной разновидностью плановой деятельности в регионах в настоящее время является программно-целевое планирование регионального развития. При этом качество документов, направленных на программно-целевое планирование регионального развития, является, как правило, невысоким. Эти планы практически сводят различные меры и действия, осуществляемые разными участниками процесса территориального развития в единое целое, распределяют их исполнение между отдельными подразделениями региональных органов власти и используют бюджетные ресурсы, но по большей части представляют собой просто перечни мероприятий, которые в любом случае нужно провести в текущем году или ближайшее время (к примеру, организация летнего отдыха детей или традиционная подготовка к зимнему отопительному сезону). В настоящее время положение в стране стало коренным образом меняться. Реализован комплекс мер по формированию единого правого пространства страны, завершен первый этап административной реформы, определивший новую структуру федеральных органов власти и порядок их взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Начато упорядочение административно-территориального устройства страны, продолжается реформирование местного самоуправления. Завершается разграничение полномочий между центром и регионами, совершенствуется система межбюджетных отношений. Важнейшим результатом этих позитивных перемен стала возможность перехода к политике долгосрочного развития страны на основе создания единой общегосударственной системы разработки прогнозно-плановых документов, опирающейся на прогнозы, стратегии и программы комплексного социально-экономического развития регионов, разрабатываемые исходя из приоритетных направлений развития страны в целом и с учетом региональных особенностей, предпосылок и ограничений. Необходимо особо отметить, что создание такой системы не следует расценивать как попытку реанимации системы директивного территориального планирования советского образца. Программы – комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, ресурсам и исполнителям мер по решению приоритетных проблем региона, обеспечивающих решение указанных проблем в 3-5-летний период. Разработка программ социально-экономического развития регионов осуществляется органами государственной власти соответствующего уровня. Программы характеризуются адресностью, директивностью исполнения Все предложенные уточнения формулировок удовлетворяют минимально необходимым требованиям к содержанию вышеуказанных документов. Выполнение этих требований является необходимым условием для формирования единой системы разработки и реализации перспективных направлений территориального развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Эта система должна обладать рядом признаков, отличающих её от сложившейся практики действий по разработке и реализации мер по решению проблем территориального развития страны и её регионов. Это – признаки целостности (т.е. охват всех уровней и всех звеньев власти) и единства (т.е. методической, организационной, правовой и информационной согласованности порядка разработки и содержания документов). Следует особо уточнить смысл требования единства системы. во-первых, в обязательности определения федеральными органами власти общегосударственных интересов и приоритетов в региональном развитии и их учета в документах, определяющих перспективы развития каждого субъекта Российской Федерации (в концепциях, стратегиях и программах), во-вторых, в согласованности всех указанных документов между собой, в-третьих, в общем методическом подходе к разработке и реализации прогнозно-плановых документов на федеральном и региональном уровнях, в-четвертых, в едином порядке информационного обеспечения и обмена информацией в процессе разработки этих документов, в-пятых, в использовании единой общегосударственной правовой базы системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и регионов, в-шестых, в установлении единого порядка организации взаимодействия органов власти при разработке федеральных и региональных прогнозов, концепций, стратегий и программ социально-экономического развития. В действующих федеральных нормативно-правовых документах по значимости (масштабам) выделяются лишь два типа программ: федеральные и межгосударственные. Однако региональные проблемы, нуждающиеся в программно-целевом решении, вовсе не всегда имеют федеральное и тем более межгосударственное значение. Имеется масса проблем, для решения которых достаточно мобилизовать ресурсы нескольких регионов или даже одного субъекта РФ, т.е. целевые региональные программы могут быть: федерального, межрегионального, регионального и локального значения. По характеру решаемых проблем (тип программы) среди них выделяются комплексные, экономические, социальные и экологические, а по региональному уровню (по масштабу) межрегиональные (охватывающие несколько субъектов РФ), субъектов РФ, локальные (относящиеся к части территории одного или нескольких субъектов РФ) и муниципальные (городские). По cmamуcу, уровню утверждения и управления все программы могут быть федеральными. Кроме того, межрегиональные программы могут утверждаться и финансироваться межрегиональными ассоциациями или несколькими заинтересованными республиками, краями и областями; программы субъектов РФ, локальные и муниципальные — финансироваться и утверждаться органами власти и управления субъектов РФ, а муниципальные - еще городов и администраций закрытых территориальных образований. Единственным федеральным законом, установившим формат и процедуры разработки документов, определяющих перспективы территориального развития, является Федеральный закон от 20 июля 1995 г. Ряд конкретизирующих положений содержится в подзаконных актах Правительства Российской Федерации и федеральных министерств. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. Необходимо отметить, что в действующем законодательстве не рассматривается вопрос взаимосвязи основных документов социально-экономического планирования государственного и регионального уровня (стратегий и программ социально-экономического развития Российской Федерации, стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации). Программные инструменты государственного управления территориальным и региональным развитием также отличаются низкой эффективностью. В Программе развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы), в действующих отраслевых программах региональный разрез представлен минимальным набором учтенных аспектов, а отсутствие конкретных предложений по развитию территорий затрудняет планирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Программы социально-экономического развития страны, принимаемые на основе Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», ориентированы в основном на отраслевой принцип.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |