Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав местных государственных администраций формируют председатели местных государственных администраций




4.

3.

2.

1.

В статье 6 Конституции Украины провозглашается, что государственная власть в Украине осуществляется на основах ее раздела на законодательную, исполнительную и судебную. В частности, это означает, что исполнительной власти дается приоритет в сфере управления экономикой всего государства, реализации единой социально-экономической политики государственного аппарата в целом. Исполнительная ветвь государственной власти представлена Кабинетом Министров, министерствами, ведомствами, областными и районными государственными администрациям, Советом Министров Автономной республики Крым (1).

Для определения сущности государственного органа Кабинета Министров Украины в общей системе власти следует его рассмотреть как: 1) государственный орган в системе исполнительной власти – высший орган исполнительной власти, который обладает широким спектром полномочий в обеспечении государственного суверенитета Украины; 2) по внутренней структуре – высший коллегиальный орган в системе исполнительной власти.

При характеристике коллегиальности органов следует обратить внимание на определяющую роль премьер-министра (принято даже говорить о "диктатуре" премьер-министра а Кабинете Министров, либо о неполном его влиянии на данный орган, в связи с широкими полномочиями Президента Украины в исполнительной ветви власти);

3) по задачам - орган исполнительной власти, обладающий высшими полномочиями в систематическом надзоре за исполнением положений Конституции и законов Украины, актов Президента Украины органами исполнительной власти всех уровней и принятию постановлений, решений по устранению их нарушений;

4) по цели образования- правительство Украины обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины. В науке государственного строительства понятие правительство - это более широкое по своему содержанию и структуре государственный орган, который включает в себя министров и полную внутреннюю структуру министерств.

Совокупность министерств следует понимать, как государственный аппарат исполнительной власти, которым руководят высшие исполнительные органы, и в частности, Кабинет Министров. В основе деятельности государственного аппарата является деятельность государственного служащего в министерстве, которая регулируется нормами не только конституционного права, но и административного права. Административное право устанавливает строгую соподчиненность государственных служащих. В соответствии с должностями, занимаемых чиновников в министерствах, можно провести соответствующую классификацию:

1) администраторы – министры, зам. Министры;

2) профессионалы – чиновники, работающие в системе министерств;

3) исполнители – технические служащие, занятые канцелярской работой.

Государственная служба в Украине – профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и в их аппарате для практического выполнения задач и функций государства и получают зарплату за счет государственных средств.

Должность – обозначенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложено установленное нормативными актами круг служебных полномочий.

Основным принципам государственной службы являются:

- демократизм и законность;

- гуманизм и социальная справедливость;

- приоритет прав человека и гражданина;

- профессионализм, компетентность, инициативность, честность, верность делу;

- персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей и дисциплина;

- соблюдение прав и законных интересов органов местного и регионального самоуправления;

- соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций, объединение граждан.

Именно на государственных служащих возложена обязанность практическое осуществление задач и функций государства, что является основной функцией исполнительной ветви государственной власти. Высший орган в исполнительной ветви государственной власти – Кабинет Министров Украины, который возглавляет Премьер-министр Украины.

Формирование Кабинета Министров происходит в два этапа:

I. 1) выборы Премьер-министра - рассмотрение в Верховной Раде предложенной кандидатуры Президентом на пост Премьер-министра (подается письменное предложение об утверждении кандидатуры в Верховную Раду с информационным материалом по данной кандидатуре);

2) перед внесением на рассмотрение Верховной Рады кандидатуры Премьер-министра Украины она обсуждается в соответствующих постоянных комитетах и может рассматриваться в депутатских группах (фракциях). Перечень постоянных комитетов, которым поручается представить заключения по кандидатуре Премьер-министра Украины, оглашается председательствующим на пленарном заседании: в случае возражений по этому вопросу Верховной Радой принимается процедурное решение,

3) кандидат на должность Премьер-министра Украины выступает с докладом о программе предстоящей деятельности Правительства. Каждый народный депутат Украины имеет право задавать вопросы Президенту Украины, непосредственно кандидату, высказывать свои мнения по предложенной кандидатуре;

4) в случае, когда предложенная Президентом Украины кандидатура на должность Премьер-министра не получила поддержки необходимого большинства депутатов. Президент Украины представляет Верховной Раде в десятидневный срок другую кандидатуру, по которой проводиться новое обсуждение и голосование Повторное представление отклоненной Верховной Радой кандидатуры не допускается;

5) в обсуждении кандидатуры на должность Премьер-министра и других лиц могут участвовать только депутаты;

6) утверждение кандидата на должность Премьер-министра Украины осуществляется на заседании Верховной Рады тайным путем подачи бюллетеней в соответствии с главой 37 Регламента Верховной Рады от 27 июля 1994 г.

7) об утверждении Премьер-министра Украины Верховная Рада принимает постановление;

II. Формирование состава Кабинета Министров Президентом Украины с подачи Премьер-министра (сам процесс формирования внутреннего состава Кабинета Министров законодательно не урегулирован, т.к. порядок образования Кабинета Министров Украины определяется Конституцией Украины 1996 г, где этот процесс не отражен. Законом УССР "О кабинете Министров УССР" от 19 декабря 1978 г.; Регламентом Верховной Рады от 27 июля 1994 г.. Законом Украины "О постоянных комиссиях Верховной Рады" от 4 апреля 1995 г.

На особенность формирования правительства влияет партийный состав парламента. В связи с этим различают правительства:

- коалиционное;

- беспартийное;

- двухпартийное.

Коалиционное правительство обычно бывает при парламе­нтарной или смешанной форме правления, когда ни одной из пар­тий в итоге выборов не удалось получить в парламенте (его нижней палате) такого большинства, которое бы позволило сфо­рмировать однопартийное правительство. Коалиционные прави­тельства создаются обычно в Германии, Италии. В кризисные моменты (например, в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, создание пра­вительства национального единства, что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.

Беспартийное правительство образуется в случае, если парти­ям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это прави­тельство обычно называется служебным, деловым, чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае зна­чения не имеет. Продолжительность существования такого прави­тельства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе.

Двухпартийное правительство создается в парламентарных республиках и парламентарных монархиях в обстановке, когда ни одна из главных партий не имеет большинства в парламенте, но каждый из них недостает небольшого количества депутатских мест, чтобы получить такое большинство. В этих условиях решающую роль играет позиция третьей, небольшой партии, которая может примкнуть к той или другой главной партии и таким образом создать правительственное большинство.

Правительство, образованное в соответствии с конституци­ей, считается постоянным, хотя смена состава парламента или из­брание нового президента приводят к его отставке. При парламен­тарных и смешанных формах правления к этому приводит и вотум недоверия или отказ в доверии со стороны парламента (палаты). Правительства, образованные неконституционным или не вполне конституционным путем при смене режима, сопровождающейся к тому же изменением конституции, обычно считаются временными.

В зависимости от формы правления и в связи со степенью уча­стия парламента в формировании правительства можно разгра­ничить две основные модели формальной процедуры образова­ния правительства: парламентскую и внепарламентскую.

Парламентская модель предусматривает образование пра­вительства на базе итогов парламентских выборов (при двухпа­латном парламенте - обычно выборов в нижнюю палату). Это ха­рактерно для парламентарных республик и монархий и многих смешанных республик.

По общему правилу, глава государства назначает главу пра­вительства, в отношении которого есть основания полагать, что он и возглавляемое им правительство будут пользоваться доверием бо­льшинства парламента или его нижней палаты. Получив мандат, глава правительства формирует состав правительства и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту.

Внепарламентская модель формирования центральной ис­полнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также и некоторых смешанных рес­публик. В последнем случае нужно различать формально внепа­рламентскую модель, которая на деле является парламентской, поскольку правительство нуждается в доверии парламента (ниж­ней палаты), как это имеет место во Франции, и реально внепар­ламентскую, при которой центральная исполнительная власть в доверии парламента не нуждается и формируется совершенно не­зависимо от него.

В соответствии с Конституцией Украины (ст.113) Кабинет Ми­нистров Украины является высшим органом в системе органов ис­полнительной власти. Он осуществляет исполнительную власть как непосредственно, так и через центральные и местные органы испо­лнительной власти, направляя, координируя и контролируя их деятельность.

Правовое положение Кабинета Министров определяется Кон­ституцией Украины (Раздел VI), Законами Украины, нормативными актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных в ст.ст. 85, 87 Конституции Украины.

Проблема организации работы Кабинета Министров в том, что до сих пор ст. 113 законодательно не урегулирована: «Кабинет Министров Украины ответственней перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины».

Кабинет Министров Украины подконтролен Верховной Раде Украины:

- утверждение программы деятельности Кабинета Министров Верховной Радой Украины;

- выполнение законов Кабинетом Министров, которые принимает Верховная Рада;

- утверждение бюджета Верховной Радой, которое дает возможность финансового контроля за деятельностью правительства.

Кабинет Министров подотчетен Верховной Раде (ст. 85, 97, 116 Конституции Украины):

- отчетность Премьер-министра, министров в Верховной Раде;

- в ст. 87 Конституции определен институт коллективной ответственности Кабинета Министров перед Верховной Радой и осуществления процедуры выражения недоверия, который нельзя отнести к форме контроля, т.к. в Конституции Украины не предусмотрена процедура интерполяции (хотя в Регламенте Верховной Рады дана процедура отставки премьер-министра ст. 5.3.1 -5.3.2.).

Интерпелляция – сформулированная группой депутатов требование к главе или отдельному члену правительства дать разъяснения по конкретным действиям или вопросам общей политики.

По результатам интерпелляции ставится вопрос и недоверии к правительству.

Вполне возможно трактовать ст. 87 Конституции Украины не как парламентский контроль и отчетность правительства перед ним, а как коллективная политическая ответственность перед Верховной Радой.

Правительство ответственно перед Президентом Украины:

- политическая ответственность (коллективная и индивидуальная) Кабинета Министров перед Президентом, которая выражается в санкции приостановления полномочий Премьер-министра имеет непрямую форму, т.к. согласно ст. 115 Конституции Украины, отставка всего правительства является последствием только отставки Премьер-министра, которая имеет форму волеизъявления главы правительства, а не приостановления его полномочий с подачи главы государства.

Проблемы законодательства Украины в организации работы Кабинета Министра урегулируются Указами Президента Украины. Так, своим Указом №1573\99 от 15 декабря 1999г. Президент утвердил структуру центральных органов исполнительной власти Украины.

Структура Кабинета Министров Украины и его аппаратов (см. схему 3):

- Премьер-министр Украины;

- Первый вице-премьер-министр;

- Три вице-премьер министра;

- Министры;

- Государственный секретарь;

- Секретариат Кабинета Министров;

- Руководящий орган управления государственной службой;

- Канцелярия Премьер Министра;

- Патронажная служба Премьер-министра;

- Пресс служба Кабинета Министров;

- Патронажная служба вице-премьер министров;

- Общефункциональные подразделения Секретариата;

- Подразделения Секретариата по отдельным направлениям деятельности Кабинета Министров;

- Правительственные комитеты.

Формирование структуры и количества министерств долж­но проводиться в разрезе четырех блоков проблем государствен­ного управления, а именно:

1) материальными и финансовыми ресурсами;

2) производством валового внутреннего продукта;

3) распределением и перераспределением валового внутрен­него продукта в интересах государственной безопасности;

4) распределением и перераспределением валового внутрен­него продукта в интересах гуманитарной безопасности.

Каждый из этих блоков должен состоять из 3 - 4 минис­терств. Состав министерств и ведомств, иерархия их создания не должны определяться наличием тех или иных особенностей по­литического характера.

В соответствии с этим Указом схема организации и взаимо­действия центральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом:

1. Министерства, руководители которых входят в состав Ка­бинета Министров Украины;

Структурная схема

Кабинета Министров Украины и его аппарата

 

               
   
  Премьер-министр
 
     
 

 

                                       
 
вице-премьер министры
 
министры
 
 
   
 
   
Патронажные службы вице-премьер-министров
 
 
   
Секретариат Кабинета Министров
 
     
 
 
   
Общефункциональные подразделения Секретариата
     
Подразделения Секретариата по отдельным направлениям деятельности Кабинета Министров Украины
 

 


Схема 3.

 

2. Государственные комитеты и иные центральные органы исполнительной власти, статус которых приравнивается к Госу­дарственным комитетам Украины;

3. Центральные органы исполнительной власти со специа­льным статусом;

4. Центральные органы исполнительной власти, деятель­ность которых направляется и координируется Кабинетом Ми­нистров Украины через соответствующих министров.

В Концепции административной реформы в Украине, а та­кже в соответствующем Указе Президента Украины, даны опре­деления вышеназванных структур: (2).

Министерства - это центральные органы исполнительной власти, призванные формировать и реализовывать государствен­ную политику в соответствующих сферах общественной жизни (секторах государственного управления), их возглавляют минис­тры, являющиеся по должности членами Кабинета Министров Украины и в соответствии с этим имеют статус политического де­ятеля (политиков).

Государственные комитеты - это центральные органы исполнительной власти, которые непосредственно не формируя пра­вительственную политику, призваны содействовать министерст­вам и правительству в целом в реализации этой политики путем выполнения функций государственного управления, как правило, межотраслевого или межсекторного характера.

Центральные органы исполнительной власти со специаль­ным статусом - это новый вид органов исполнительной власти, входящий в группу ЦОИВ. Особенность данного вида органов заключается в том, что все вопросы их правового статуса и взаи­моотношений с иными органами должны решаться путем приня­тия законов, определяющих полномочия и порядок деятельнос­ти именно этих ЦОИВ.

Правительственные учреждения и организации, непосредс­твенно подчиненные Кабинету Министров Украины, и которые по сфере своей деятельности не могут быть структурно включе­ны в тот или иной центральный орган исполнительной власти.

Эти органы могут функционировать на основе как единоначалия, так и коллегиальности и имеют право издавать общео­бязательные (нормативные) акты только в пределах полномочий, делегированных им Кабинетом Министров Украины.

Схематично реформированную систему государственного управления, можно представить в таком виде:

Центральные органы исполнительной власти:

- Министерства

- Комитеты

- Комиссии

- Агентства

- Государственные фонды

- Таможенная служба

- Казначейство

- Администрация

- Управления

- Департаменты

При этом все комитеты, агентства, администрации, служ­бы, должны быть подразделены на две категории:

а) независимые (те, что действуют в пределах соответству­ющих законов о них);

б) подконтрольные соответствующим министерствам.

Сегодня различные государственные комитеты отличаются от министерств лишь тем, что их руководители не входят в сос­тав членов Кабинета Министров, но их льготы, оплата труда та­кие же, как и у министров.

Новеллою в структуре Кабинета Министров Украины является учреждение правительственных комитетов, чей правовой статус, функции и полномочия определенны нормативным актом Кабинета Министров.

Целью создания правительственных комитетов является:

а) повышение эффективности деятельности Кабинета Ми­нистров Украины; б) координация работы центральных органов исполнительной власти в формировании и организации государственной по­литики.

В связи с этим образованы четыре правительственных ко­митетов, а именно:

1. Комитет экономического развития;

2. Комитет социального и гуманитарного развития;

3. Комитет по реформированию топливо энергетического комплекса;

4. Комитет по реформированию аграрного сектора и по вопро­сам экологии.

Правительственный комитет это рабочий орган Кабинета Ми­нистров, основной задачей которого является формирование и реали­зация государственной политики в соответствующей сфере согласно стратегии, определенной правительством Украины.

В связи с этим комитет:

а) рассматривает и одобряет концепцию проектов нормативно-правовых актов и иных документов, подлежащих разработке;

б) рассматривает, урегулирует расхождения и одобряет про­екты нормативно-правовых актов и иных документов, поступа­ющих на рассмотрение в Кабинет Министров, в соответствии с регламентом;

в) рассматривает иные вопросы связанные с формированием и реализацией государственной политики в соответствующей сфере.

В состав Правительственного комитета входят только чле­ны Кабинета Министров Украины. Комитет возглавляет предсе­датель, который по должности является первым вице-премьер министром или вице-премьер министром Украины.

Основной организационной формой работы Правительст­венного комитета является заседание, которое созывается реше­нием его председателя по мере необходимости, и правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комитета.

Решения комитета принимаются путем консенсуса, наличие или отсутствие которого определяется председателем комитета. Реше­ния комитета принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Правительственного комитета, осуществляет структурные подразделения Секретариата Кабинета Министров Украины.

Особенность структуры Кабинета Министров Украины определяется его компетенцией, которая имеет значительный объем по осуществлению исполнительной власти:

в сферах экономики, финансов, науки и технологий:

осуществляет, прогнозирование и антимонопольное регулирование экономики Украины, содействует развитию предпринимательства на началах равенства перед законом всех форм собственности и обеспечивание социальной направленности экономики, организует управление объектами права государственной собственности, разработку и реализацию общегосударственных программ;

применяет меры по поддержанию отечественного товаропроизводителя, структурной перестройки экономики и ускорению развития ее приоритетных отраслей, проведение земельной реформы, привлечения инвестиций в экономику Украины;

организовывает разработку и исполнение Государственного бюджета Украины, контролирует обслуживание государственного долга, поддержание порядка государственного ценообразования, организовывает государственное страхование, выпуск государственных внутренних займов;

принимает меры по стимулированию инновационной деятельности товаропроизводителей, обосновывает приоритетные направления развития науки и техники, разрабатывает предложения по объему бюджетного финансирования научно-технической сферы, создает, реорганизовывает и ликвидирует государственные научные учреждения;

в сферах социального развития, образования и культуры:

принимает меры по повышению реального уровня жизни населения, обеспечения его занятости, приоритетного социального развития села, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки работников социальной защите нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, охраны семьи, материнства и детства, регулирует миграционные процессы;

создает материально-техническую базу и иные условия, необходимые для развития отраслей охраны здоровья, образования, культуры, спорта и туризма, обеспечивает доступность для граждан всех форм государственных медицинских, образовательных, культурных, физкультурно-спортивных и рекреационных услуг;

обеспечивает духовно-культурное развитие украинской нации, всего украинского народа, сохранение и охрану историко-культурных памятников, гармоничное функционирование межнациональных отношений, содействует удовлетворению национально-культурных потребностей украинцев проживающих за пределами Украины;

в сферах гарантирования прав и свобод человека, законности и общественного порядка, национальной безопасности и обороноспособности:

организовывает и контролирует поддержание органами исполнительной власти законодательства, определяющие права и свободы человека и гражданина, гарантии их реализации и защиты;

обеспечивает охрану честной и иной формы собственности, укреплению общественного порядка, активную борьбу с преступностью, выполнения судебных решений, принимает меры социальной защиты работников (и членов их семей) правоохранительных и судебных органов;

обеспечивает соблюдение требований законности в деятельности органов исполнительной власти и ее аппарата, а также должностных лиц;

принимает меры по укреплению национальной безопасности и обороноспособности Украины, охране и защите государственной границы и территории, руководство Гражданской обороной Украины;

определяет в пределах бюджетных ассигнований на оборону численность граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу и учебные сборы, обеспечивает реализацию прав и гарантий военнослужащих и лиц уволенных с военной службы;

в сферах охраны природы, экологической безопасности и природопользования:

организует управление охраны и рационального пользования природными ресурсами, разрабатывает и обеспечивает исполнение государственных и межправительственных экологических программ; принимает меры по усовершенствованию экономического механизма природопользования;

обеспечивает выполнение программы ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, решает вопросы по ограничению, временного запрета или прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей среды;

в сферах внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности:

принимает участие в обеспечении выполнения международных договоров Украины, принимает решение и проводит переговоры и подписание международных договоров Украины, составляемые от имени Кабинета Министров Украины;

организовывает управление внешнеэкономической деятельностью государства, таможенным делом, составление платежного баланса Украины, обеспечивает рациональное использование государственных валютных средств, осуществляется совместно с Национальным банком Украины валютное регулирование, выступает гарантом по кредитам предоставляемых иностранными банками, финансовыми и иными международными организациями.

В своей деятельности Кабинета Министров руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.

 

 

Непосредственная деятельность Кабинета Министров Украины осуществляется через министерства и иные центральные органы исполнительной власти. На современном этапе идет процесс поиска и создания оптимальной системы центральных органов исполнительной власти, которая сопровождается изменениями в составе министерств, государственных комитетов и иных центральных органов этой власти (2).

Министерства – центральные органы исполнительной власти, призванные формировать и реализовывать государственную политику в соответствующих сферах государственного управления. Министерства напрямую подчинены Кабинету Министров (3).

Министерства являются органами государства, государственными организациям создаваемыми Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины и действуют от его имени в интересах государства в определенных сферах общественных отношений.

Как государственный орган министерства, характеризуются всеми иными признаками присущими этому виду государственной организации, а именно:

- наличием определенной компетенции;

- организационной структурой (см. схему 4);

- территориальным масштабом деятельности;

- правовой связью ее работников.

Анализ общего положения и министерстве, ином центральном органе исполнительной власти в Украине позволяет выделить три группы основных задач министерств:

1) разработка государственных программ и реализация государственной политики;

2) экономическое развитие и система налогообложения;

3) осуществление международной и внешнеполитической деятельности.

Этими задачами определяется содержание осуществляемого государственного управления соответствующими отраслями. Вместе с тем министерства представляют собой группу центральных органов, специальной компетенции связанной с конкретными отраслями государственного управления. Таким образом, это центральные отраслевые органы государственного управления.

От иных центральных и межотраслевых органов управления специальной компетенции они отличаются отраслевой специали­зацией, хотя в принципе не исключена возможность возложения на них функций касающихся вопросов относящихся ко многим отраслям управления.

От иных отраслевых органов управления министерства отлича­ются объемом компетенции и территориальным масштабом дея­тельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что министерство - это часть государственного аппарата, один из центральных орга­нов исполнительной власти, призванный осуществлять функции го­сударственного управления в пределах соответствующей отрасли на основе Конституции Украины, законов и иных нормативно- пра­вовых актах.

Внутренняя структура министерства

 

 

                                                   
   
Министр
 
         
 
 
 
Первый Заместитель министра
 
Заместитель министра
 
Заместитель министра
 
Руководитель аппарата министерства
 
         

 

                       
 
Патронажная служба
 
· Управления · отделы
 
· Руководитель департамента · Инспектор исполнитель-ного бюро
 
· Управления · Отделы
 
 
   
 
   
Отделы

 


Схема 4.

 

Кабинет Министров Украины является коллегиальным органом исполнительной власти, поэтому основная форма работы его – заседания. Заседания Кабинета Министров Украины проводятся не реже одного раза в месяц.

Порядок подготовки заседаний Кабинета состоит из следующих этапов:

1. Формирование плана заседаний Кабинета Министров Украины;

2. Внесение документов для рассмотрения на заседании Кабинета Министров Украины;

3. Подготовка заседаний Кабинета Министров Украины;

4. Проведение заседаний Кабинета Министров Украины и оформление принятых решений.

Для проведения заседаний за 20 дней до начала следующего квартала Секретариат Кабинета готовит перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть на заседаниях, с учетом предложений членов Правительства, руководителей центральных органов исполнительной власти, Совета Министров Автономной республики Крым, председателей областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Вопросы для рассмотрения на заседании Кабинета готовятся соответствующими министерствами и иными органами испол­нительной власти в соответствии с планами заседаний, а также по выполнению поручений Премьер-министра, его заместителей, или по собственной инициативе.

Все вопросы повестки дня заседаний Кабинета Министров вносимые со­ответствующими субъектами предварительно согласовываются с иными министерствами, а в необходимых случаях осуществляет­ся проверка на местах.

Подразделения Секретариата Кабинета Министров оказывают необхо­димую помощь министерствам и иным органам в подготовке ма­териалов по вопросам вносимым на заседания Кабинета.

Проект повестки дня заседания Кабинета Министров формирует Правительственный Секретарь, предварительно согласовав его с Премьер-министром, а затем вместе с материалами проект на­правляется участникам заседания. Последние не позднее, чем за два дня до начала заседания могут представить в Кабинет свои замечания и предложения по существу рассматриваемых вопросов.

В заседаниях Кабинета принимают участие все члены Пра­вительства, иные должностные лица по перечню, утвержденному Премьер-министром, а также лица, приглашенные по каждому рассматриваемому вопросу.

Заседание Кабинета Министров считается правомочным, ели на нем присутствует не менее чем две трети членов Правительства, председательствует на заседании Премьер-министр, а в случае его отсутствия первый вице-премьер-министр.

Перед началом заседания Кабинета Министров все участники проходят регистрацию. Приносить и использовать в зале во время заседания кино-видео-фотосъемку, аудио аппаратуру участникам и приглашен­ным лицам запрещается.

Повестка дня заседания Кабинета утверждается непосредствен­но на заседании. Всем выступающим на заседании предоставляется время для доклада до 10 минут, для содоклада и обсуждений до 5 ми­нут, для справок до 3 минут. В необходимых случаях председательс­твующий на заседании может изменить продолжительность выступ­ления.

Участники заседания и приглашенные лица могут при обсуж­дении вопросов выступать, вносить предложения, делать замечания, давать справки относительно обсуждаемых вопросов.

Решения на заседаниях Кабинета Министров принимаются большинством голосов от общей численности членов Правительства.

Кабинет Министров может при необходимости создавать рабочие группы, для доработки проектов законов, постановлений Верховной Рады, указов и распоряжений Президента Украины, своих постановлений и распоряжений. В состав рабочих групп могут входить члены Ка­бинета, представители иных государственных органов и учреждений.

Основной формой, реализации компетенции Кабинета Ми­нистров Украины являются его правовые акты - постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории Украины.

В форме постановлений Кабинета Министров издаются акты, имеющие нормативный характер, или по вопросам, имеющим важное значение.

В форме распоряжений Кабинетом Министров даются акты, имеющие индивидуальный характер или по вопросам внутренне-организационной, или иной текущей работы Кабинета Министров.

Существует специальная процедура подготовки правовых актов Кабинета Министров Украины:

- подготовка текста акта и пояснительной записки к нему, где обосновывается необходимость принятия данного нормативного акта;

- проекты актов нормативного характера в обязательном порядке согласовываются с заинтересованными органами государственной исполнительной власти и с Министерством юстиции, визируются руководителями соответствующего министерства и Премьер-министром;

- проекты решений, которые имеют особое общегосударственное значение предварительно посылаются для согласования всем министерствам и всех уровней государственным администрациям;

- опубликование постановления, распоряжения;

- для осуществления контроля за исполнением принятых правительством правовых актов, Указы президента Украины "О едином государственном реестре нормативных актов" от 27 июля 1996 г. в Украине был введен Государственный реестр нормативных актов, где собраны все постановления и распоряжения Кабинета Министров.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Правительства Украины создан его аппарат - Секрета­риат Кабинета Министров (далее - Секретариат).

Секретариат является постоянно действующим органом обес­печивающий деятельность Кабинета Министров Украины как высше­го органа в системе органов исполнительной власти.

Основными задачами Секретариата является организацион­ное, экспортно-аналитическое, правовое, информационное, мате­риально-техническое и иное обеспечение деятельности Кабинета Министров Украины.

В соответствии с основными задачами, Секретариат выпол­няет следующие функции:

1. Координирует разработку и выполнение органами испол­нительной власти планов работы Правительства и его комитетов;

2. Проводит работу по подготовке заседаний Кабинета, ве­дет протоколы заседаний;

3. Осуществляет необходимую аналитическую работу, гото­вит экспертные обоснования представленных документов, проек­тов нормативно-правовых актов;

4. Осуществляет протокольное обеспечение встреч Главы Правительства, его заместителей;

5. Осуществляет финансовое, материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности Правительства;

6. Выполняет иные функции в соответствии с решениями Кабинета и поручений Премьер-министра.

Функциональные обязанности Правительственного Секретаря, структура аппарата Кабинета регулируются соответствую­щими нормативными актами Кабинета.

Секретариат Кабинета Министров состоит из следующих структурных подразделений.

1. Правительственный Секретариат и его службы;

2. Департаментов:

- кадрового обеспечения и персонала;

- юридического;

- экономической политики;

- внутренней политики. 3. Управлений:

- юридической экспертизы проектов актов законодательства;

- анализа и проблем развития законодательства;

- стратегии реформирования экономики и стратегического планирования;

- международного сотрудничества, международных отноше­ний и внешнеэкономической политики;

- финансовой политики;

- стратегии реформирования отношений собственности и регуляторной политики;

- экспертизы, анализа и дерегуляции развития реального сектора экономики;

- обеспечения связей с Верховною Радою Украины, общес­твенностью;

- экспертизы и анализа развития территорий;

- гуманитарного развития;

- стратегии реформирования социальных отношений;

- административных реформ;

- делопроизводства;

- подготовки и организационного обеспечения проведения заседаний Кабинета и Правительственных комитетов;

- информационных технологий;

- экспертизы и анализа оборонно-мобилизационной рабо­ты, правоохранительных органов и органов юстиции;

- экспертизы и анализа развития техногенной, экономичес­кой, ядерной безопасности и природопользования;

- экспертизы и анализа развития топливо-энергетического комплекса;

- экспертизы и анализа развития агропромышленного ком­плекса;

- хозяйственное управление.

4. Отделы:

- учета и систематизации актов законодательства;

- редакционной работы;

- мониторинга;

- первый отдел;

- бухгалтерского учета, финансов и планирования хозяйст­венной деятельности.

К системе вспомогательных структур Кабинета Министров необходимо также отнести службу Премьер-министра, в состав которой входят:

- руководитель службы Премьер-министра Украины;

- секретариат Премьер-министра Украины;

- группа советников Премьер-министра Украины;

- политико-правовой сектор;

- реальный сектор;

- финансово-экономический сектор;

- социальный сектор;

- пресс-служба;

- служба протокола;

- центр анализа и разработки стратегии деятельности Правительства.

Правительственный Секретариат, который возглавляет Секретариат Кабинета Министров Украины назначается на должность и освобождается от должности Премьер-министров Украины.

Полномочия Правительственного Секретариата:

- организовывает деятельность Секретариата Кабинета Ми­нистров по организационному, экспертно-аналитическому, пра­вовому, информационному и материально-техническому обеспе­чению деятельности Кабинета и правительственных, комитетов;

- лично подает на подпись Премьер-министру проекты нормативно-правовых актов;

- обеспечивает взаимодействие Секретариата Кабинета Министров Секретариатом Верховной Рады Украины и Администрацией Президента в процессе текущей деятельности;

- распределяет обязанности между заместителями Правите­льственного Секретаря, утверждает положения о структурных подразделениях Секретариата, обеспечивает проведение кадровой политики;

- издает приказы по вопросам, относящимся к его компе­тенции;

- определяет порядок возвращения обращений, иных доку­ментов, внесенных с нарушением установленных нормативными актами порядка;

- осуществляет иные полномочия данные ему Кабинетом Министров и Премьер-министром Украины.

Таким образом, деятельность Кабинетом Министров Украины и центральных органов исполнительной власти имеют сложенный механизм функционирования, в связи с объемными полномочиями возложенных на них – обеспечение государственного суверенитета Украины.

Исполнительная власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации, которые являются местными органами исполнительной власти и входят в систему органов исполнительной власти.

Правовой статус местных государственных администраций устанавливается Конституцией Украины, законом «О местных государственных администрациях» от 9 апреля 1999г. и другими законами Украины (4) (см. Приложения VIII,IX).

В практике государственного управления существуют интегрированная и не интегрированная форма местной государственной администрации:

- интегрированная форма местной госадминистрации предполагает высокую степень централизации, строгая иерархия и соподчиненность чиновников местного аппарата высшим органам власти, что соответствует системе государственной власти Украины;

- не интегрированная форма местной администрации предполагает отсутствие назначаемого чиновника общей компетенции, и агенты различных министерств действуют независимо друг от друга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.189 сек.