Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Услуги в мировой экономике. Классификация услуг

Лекция 8. Международная торговля услугами

 

1. Услуги в мировой экономике. Классификация услуг

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

3. Международный туризм

4. Международный рынок транспортных услуг

5. Международный рынок технологий

 

 

Услуги- это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением сово­купности потребностей людей. Поскольку это очень общее опреде­ление, различают понятие «услуги» в широком и узком смысле сло­ва. В широком смысле услуги - это комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, по­средством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, ко­торые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Услуги составляют так называемый третичный сектор эконо­мики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преоблада­ние в экономике США и других промышленно развитых госу­дарств, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой абсолютно. В 2000 г. удельный вес услуг в ВВП Российской Федерации составлял 47,2 %.

Большинство услуг продается и покупается, следовательно, ус­луга это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:

• они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невиди­мость» большинства услуг является нередко основаниям для того, чтобы называть внешнюю торговлю услугами «невидимым» экспортом и импортом;

• услуги неотделимы от своего источника;

• их производство и потребление, как правило, происходят од­новременно;

• для них характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения.

Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.

Это объясняется следующими причинами:

• научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом и, в частности, бурный рост информационных технологий, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;

• развитие международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, рас­ширяющее международный обмен услугами;

• повышение доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и многим развивающимся государствам.

Количество услуг очень велико. Например, в ходе международ­ных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учитывается более 160 ви­дов услуг, разбитых на 12 секторов. В классификатор услуг ООН включено более 500 позиций и субпозиций, объединенных в 6 отраслевых групп.

Услуги можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу предоставления, связи с движением факторов произ­водства и другим критериям.

Часть услуг производится и потребляется внутри той или иной страны. Это относится, в частности, к правительственным и обя­зательным социальным услугам, которые финансируются из на­циональных бюджетов.

Большинство видов услуг может быть объектами международ­ной торговли. Торговля услугами это нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт или импорт услуг не обязательно оз­начает перемещение через таможенную границу. Например, если иностранец снимает номер в гостинице или оплачивает проезд внутри другой страны, это считается международной нетоварной сделкой по покупке (продаже) услуги.

Преобладает трансграничная торговля услугами, когда произ­водитель и потребитель услуги разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, пред­ставительства торговых, строительных, консультационных фирм.

Возможны варианты, когда потребитель услуги отправляется в страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает услугу, приезжает в страну ее потребителя.

Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:

1) персональные услуги, удовлетворяющие потребности фи­зических лиц;

2) деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ, группирует услуги по трем разделам:

- транспортные услуги;

- туризм;

- другие частные услуги.

В отраслевой структуре экспорта услуг до 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они усту­пили первенство другим частным услугам и туризму, которые раз­вивались гораздо быстрее. В 90-е гг. другие частные услуги заняли первое место в экспорте услуг (около 45%), поскольку именно в их состав входят деловые услуги, включающие финансовые услу­ги (банковские, страховые и т.д.), информационные (программ­ное обеспечение, базы данных и др.), консультационные, торгово-посреднические и ряд других.

Объем международного экспорта услуг растет быстрее между­народной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд.долл., в 2003 г. уже превышал 1,5 трлн. долл., т.е. вырос более чем в 3,7 раза. Доля экспорта услуг в совокупной междуна­родной торговле товарами и услугами составляет около 20 %. Од­нако этот показатель растет и к 2015 г., по оценкам, может соста­вить 25-30%.

Все новые виды услуг включаются в международную торгов­лю. В ней увеличивается роль услуг, которые прежде ограничива­лись национальными рамками (образование, здравоохранение). Однако очень часто трудно разграничить экспорт товаров и экс­порт сопутствующих услуг в крупных и долгосрочных сделках.

Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы развитых (индустриальных) стран. Их удельный вес в международном экспорте услуг достигает 70 %. Однако он имеет тенденцию к сокращению, поскольку новые индустриаль­ные страны и другие развивающиеся государства проявляют боль­шую активность в этом секторе мировой экономики.

По объемам торговли услугами со значительным отрывом от других государств лидируют США (около 19 % мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг), на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десят­ку ведущих экспортеров услуг в начале 2000-х гг. вошли (кроме США) Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия-Люксембург и Гонконг, а в де­сятку импортеров США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург. К ней примыкает Китай. При этом Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем вывозят, т. е. являются чистыми импортерами услуг.

Россия на международном рынке услуг в 2002 г. занимала 29-е место в мире по экспорту (0,8 %) и 20-е место по импорту (1,4 %). Россия - нетто-импортер коммерческих услуг. По данным Бан­ка России и расчетам независимого российского Центра разви­тия отрицательное сальдо страны по услугам составляло в 2000 г. 5,2 млрд. долл.

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В раз­витых (индустриальных) странах такая специализация представле­на прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуни­кационными, информационными) и экспортом передовых техно­логий, а также услугами по образованию, здравоохранению и ту­ризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве услуг. Так, Турция, Египет, Таиланд, Кипр спе­циализируются на туристских услугах; Панама, Либерия, Синга­пур, Гонконг - на услугах морского транспорта; оффшорные цен­тры Карибского моря и Тихого океана- на финансовых услугах.

Возрастает роль в международной торговле услугами новых ин­дустриальных государств, Китая и ряда других. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь преимуще­ства в использовании своего евразийского положения для орга­низации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33 % приходится на транспорт, 42 % на туризм и 25 % на другие частные услуги.

Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, ГАТС). ГАТС было выработано в ходе Уругвайс­кого раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из ее юридических основ.

Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, по­ставка которых связана с правительственными функциями управ­ления. Особенно подробно в ГАТС рассматриваются финансовые услуги.

В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те, которые производятся и потребляются иностранными физиче­скими и юридическими лицами на территории стран-участниц.

ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, при­нимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства - это РНБ, который обеспе­чивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. Исключения мо­гут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.

К специфическим обязательствам относятся прежде всего обя­зательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны, т. е. равных условий с местными участниками рынка.

Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не име­ет права их применять.

Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу спой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления нацио­нального режима. При переговорах о вступлении в ГАТС можно до­биваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг и с учетом приоритетов национальной экономической политики, а также уровня развития.

Различные виды услуг либерализованы неодинаково, и раз­личные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Естественно, что в наибольшей степени в этом заин­тересованы прежде всего развитые государства и ТНК.

К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекомму­никаций и информационных технологий, которые не только стре­мительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что также может привести к снижению стоимости страхова­ния и кредита. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.

Переговоры России о вступлении в ВТО касаются и торговли услугами. Это одно из самых сложных направлений переговоров, так как российское законодательство в этой сфере развито недо­статочно. За исключением транспорта, российские фирмы, торгу­ющие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут не выдержать ее, как это уже про­изошло на рынке многих товаров.

Лучше других защищен российский рынок финансовых услуг, где имеются определенные ограничения для нерезидентов. С 1999 г. в страховых организациях поправкой к закону «Об организации страхового дела» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 установлена сово­купная квота участия иностранного капитала - 15%.

Проводя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Рос­сия должна будет принять общие требования ГАТС, представить и согласовать общие для всех секторов услуг и специфические (по отдельным видам услуг) обязательства. Потребуется модифици­ровать или заново сформировать нормативно-правовую базу в со­ответствии с требованиями ГАТС, а также добиться в ходе пере­говоров наиболее выгодных для страны условий либерализации рынка услуг.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Международный туризм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.