Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный туризм

Международный туризм - один из важнейших секторов меж­дународной торговли услугами. В то же время это одна из быстро­растущих отраслей мировой экономики и один из наиболее при­быльных видов бизнеса. Туризм, в том числе международный, привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую заня­тость и поступление доходов, в том числе и в государственные бюджеты.

Растущий спрос на туристские услуги во всем мире объясняет­ся прежде всего социально-экономическими причинами.

К социально-экономическим причинам развития туризма, в том числе и международного, можно отнести: общий рост дохо­дов при увеличении количества свободного времени, включая оп­лачиваемые отпуска; достаточный для продолжения активной жизни уровень пенсионного обеспечения; изменения в составе семей в сторону малодетности и бездетности.

Развитию туризма способствуют и другие факторы экономи­ческого и политического порядка: прогресс в развитии транспор­та, его удешевление и доступность, снятие или ослабление ва­лютных ограничений, либерализация визового режима.

Как и другие отрасли экономики, туризм является объектом как международного, так и национального регулирования. Веду­щей межправительственной организацией, отвечающей за разви­тие туризма, Генеральная ассамблея ООН признала Всемирную туристскую организацию (ВТО) (World Tourism Organization), которая действует с 1975 г. как преемница Международного союза официальных туристских организаций.

ВТО включает следующие категории членства: 1) действитель­ные члены уверенные государства, в том числе Россия и боль­шинство стран СНГ); 2) ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику) и 3) присоединившиеся члены (межправительствен­ные, негосударственные и коммерческие организации и объеди­нения, действующие в сфере, предоставляющей интерес для ту­ризма). ВТО приняла ряд деклараций и других документов по орга­низации международного туризма, включая Хартию туризма и Ко­декс поведения туриста (1985 г.), издает статистические справоч­ники и прогнозы, предлагает информационные банки данных для туристического бизнеса. ВТО зафиксирован целый ряд важных для международного туризма понятий (в том числе таких, как «ту­ризм» и «турист»).

Туризм определяется как активный отдых, способствующий ук­реплению здоровья и связанный с передвижением за пределы по­стоянного места жительства. В международном туризме выделяют­ся понятия «турист» (посетитель) и «экскурсант».

Турист - это любое лицо, которое остается на территории дру­гого государства не менее 24 ч, но не более 1 года в оздоровитель­ных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, ре­лигиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью. Этим определением прово­дится грань между туризмом и экономической миграцией.

Статус туриста по международным соглашениям предоставля­ет путешественнику целый ряд льгот, которые состоят в упро­щенном визовом режиме и скидках по оплате транспортных услуг и проживания.

Путешественник, который провел за границей менее 24 ч, счи­тается экскурсантом, и эта категория широко распространена преж­де всего в странах Западной Европы и Восточного Средиземномо­рья с их небольшими расстояниями и развитой инфраструктурой.

Туризм представляет собой целый комплекс услуг, объединяе­мых в туристскую индустрию: совокупность гостиниц и иных средств временного размещения (мотели, кемпинги и т.д.), объектов об­щественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, спортивного и иного назначения.

Главное звено туристской индустрии - гостиницы и другие средства размещения. Для обслуживания туристов, имеющих раз­личный достаток, действуют отели с разными уровнями комфор­та и сопутствующих услуг, но при наличии определенного, привычного для развитых стран стандарта. В зависимости от набора услуг и других параметров, гостиницам присваивается определенная классность, звездность. Помимо мелких и средних фирм, владеющих или управляющих гостиницами, мотелями, кемпингами, в сфере гостиничного бизнеса действуют ТНК в виде гостиничных цепей. Услуги гостиниц, интегрированных в такие цепи, однородны, они имеют общее название и знак. Считается, что при объединении гостиниц в цепи доходность значительно повышается по сравнению с независимыми отелями. К числу крупнейших гостиничных цепей относятся: «Холидэй Инн», «Аккор», «Хил-тон», «Хаятт», «Сол труп», «Шератон» и др.

Независимые отели и другие средства размещения также могут объединяться в гостиничные консорциумы с общей системой маркетинга и бронирования мест, они заинтересованы в государственном сертифицировании и поддержке.

Составной частью туристской индустрии выступает собственно туристский бизнес, где действуют: а) туроператоры фирмы, производящие туристский продукт (тур), и б) турагенты - самостоятельные фирмы или агенты туроператоров, которые распространяют туристский продукт.

Туристский продукт (тур) - это разработка маршрута и сопутствующего комплекса услуг. Туроператоры заключают договора с гостиницами, транспортными фирмами и другими участниками туриндустрии.

Различные звенья туриндустрии представляют собой капиталоемкие и трудоемкие отрасли.

По оценке ВТО на долю международного туризма приходится 11% мирового ВВП, 6 % мирового экспорта товаров и услуг и около 10 % рабочих мест. В 1999 г. общее число прибытий туристов по всем странам составило 657 млн. чел., что означает рост между­народного туризма за 90-е гг. в 1,5 раза. В 2002 г. этот показатель составлял уже 703 млн., правда, в 2003 г. он (по предварительным данным ВТО) снизился до 694 млн.

Все показатели международного туризма непрерывно растут и обгоняют по темпам роста мировой ВВП в целом. Это дает основание для прогноза о превращении международного туризма в крупнейшую отрасль мировой экономики. Однако динамика путешествий очень чувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Спад в экономике той или иной страны, сокращение доходов ее населения немедленно сказывается на активном отдыхе ее граждан. Точно так же обострение политической обстановки и военные конфликты в районах туриз-ма, будь то балканские государства, Ближний Восток или Закавказье, сказываются на количестве посетителей, вплоть до полного прекращения их приезда.

Международный туризм развивается неравномерно не только по годам, но и по регионам мира. В 1999 г. максимальное количество посетителей приходилось на страны Европы (58,7 %), на страны Азиатско-Тихоокеанского региона выпало 14,3 % посещений. В 90-е гг. увеличился приток туристов в некоторые страны Ближ­него и Среднего Востока (Египет, Израиль, ОАЭ), Юго-Восточ­ной Азии (Таиланд, Сингапур, Индонезия) и ряд других.

В десятку ведущих стран по приему иностранных гостей вхо­дят: Франция (71,4 млн. чел.), Испания (52,0 млн. чел.), США (47,0 млн. чел.), Италия (35,8 млн. чел.), а также Китай, Велико­британия, Мексика, Канада, Польша, Австрия. По величине до­ходов от иностранного туризма десятку первых составляют: США (73,0 млрд. долл.), Италия (31,0 млрд. долл.), Испания (25,2 млрд. долл.), Франция (24,7 млрд. долл.), а также Великобритания, Ки­тай, Австрия, Канада, Германия и Мексика. Наибольшее поло­жительное сальдо, т. е. превышение доходов от экспорта туристс­ких услуг над их импортом, имеют Испания, Италия, Франция, Турция и Мексика, тогда как наибольшее отрицательное сальдо характерно для Германии, Японии, Великобритании и государств Северной Европы.

В Российской Федерации туризм регулируется Федеральным за­коном «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. № 132- ФЗ и рядом других нормативных документов по вопросам лицензирования туристской деятельности и сертификации турист­ских услуг. Федеральный закон определяет принципы государствен­ной политики, направленной на установление правовых основ еди­ного туристского рынка в России и порядок рационального ис­пользования туристских ресурсов. Под туристскими ресурсами по­нимаются природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, которые способны удовлетворять духовные потреб­ности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Все важнейшие понятия системы туризма, которые употреб­ляются в его российской правовой базе, соответствуют общепри­нятым международным терминам. Федеральный закон выделяет туризм выездной (импорт туристских услуг) и туризм въездной (экспорт туристских услуг), которые в сумме составляют между­народный туризм России. Кроме того, выделяются: внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по тер­ритории страны), а в его составе - туризм социальный и самоде­ятельный. Федеральный закон рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей экономики страны.

В СССР международный туризм был жестко монополизирован и соответствии с государственной монополией на внешнеэконо­мическую деятельность.

Быстрый рост международных поездок граждан происходит со и горой половины 80-х гг. В этот период основной поток междуна­родного обмена осуществлялся между СССР и странами Цент­ральной и Восточной Европы. Максимального объема международный туризм в России в (составе СССР) достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. чел., выезд 2,2 млн. чел.) Международный туризм в Российской Федерации в 90-е гг. в целом стал более динамичным, но даже в лучшие годы для международного туриз­ма в России поток российских туристов не составлял и 1 % миро­вого потока (табл. 1).

 

Таблица 1. Динамика международного туризма в Российской Федерации (тыс. чел.)*

 

Год Въездной туризм Выездной туризм
     
     
     
     
     
     
     
     

Без учета турпоездок в страны СНГ и из стран СНГ.

В 2002 г., по данным Госкомстата РФ, число граждан России, в качестве туристов выезжавших за рубеж, впервые превысило 5 млн. человек. При этом россияне больше всего посещали Тур­цию, Польшу, Китай, Украину, Финляндию, Египет, Испанию, Германию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Италию. По­пулярностью пользуются также Кипр, Греция, Болгария, Таи­ланд, Франция. Первые места, которые занимают Китай, Украи­на, Польша, Финляндия, частично Турция и ОАЭ, в очень боль­шой степени связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. (Например, Польшу с деловыми целями активно посещают жи­тели Калининградской области).

Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финлян­дия, Китай, Германия и США.

Объемы международного туризма в России возрастали непре­рывно до 1997 г. включительно. Финансовый кризис 1998 г. резко сократил выездной туризм в страны вне СНГ. В то же время про­изошел всплеск внутреннего туризма, особенно на российское Черноморское побережье. Вырос и поток российских туристов в Украину, особенно на курорты Крыма.

Для всех видов туризма в России общим является то обстоятельство, что туристская отрасль приватизирована. Различные составные части индустрии туризма, в том числе гостиницы, сана­тории, пансионаты, базы отдыха, стали объектами предприни­мательской деятельности российских и иностранных юридиче­ских и физических лиц с очень небольшим участием государства. То же относится и к туристским фирмам туроператорам и тур­агентствам.

В общей сложности в России действует несколько тысяч турист­ских фирм, с преобладанием турагентов по выездному туризму.

Государство обязалось поддерживать прежде всего въездной и внутренний туризм путем налоговых и таможенных льгот. Туристеско-экскурсионные путевки не облагаются НДС. Федеральный за­кон «Об основах туристской деятельности» предусматривает воз­можность предоставления льготных кредитов и прямых бюджет­ных ассигнований на разработку федеральных и региональных целевых программ развития туризма.

Въездной туризм (экспорт туристских услуг) требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным гостиничным цепям («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка го­стиниц, обеспечивающих привычные условия комфорта и серви­са для иностранных туристов, принадлежащих к среднему классу.

Несоответствие в соотношении «цена качество» в организа­ции въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге оте­чественного туризма, впечатление о России как о стране крими­нала, война в Чечне все это сдерживает рост въездного туризма. Как и все несырьевые экспортные отрасли экономики России, въездной туризм сталкивается с серьезной конкуренцией на меж­дународном рынке путешествий несмотря на богатейшие турист­ские ресурсы.

Большинство туристических фирм России работают на рынке выездного туризма в качестве турагентов. Для их образования не требуются крупные инвестиции. Рынок выездного туризма огра­ничен финансовыми возможностями клиентов. Выездной туризм конкурирует с внутренним, и значительное число организаций туристического бизнеса сочетают эти виды туризма в своей дея­тельности.

С 1995 г. международная туристская деятельность, осуществля­емая на территории России российскими и иностранными юри­дическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также и физическими лицами, подлежит лицензирова­нию. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма и соответствующими органами субъектов Российской Федерации на определенный срок. Утверждена еди­ная форма туристской путевки (ТУР-1), к которой прилагается стандартный пакет документов (договор, ваучер, т. е. документ с перечислением обязательного пакета оплаченных услуг, медицин­ская страховка). С 2000 г. введена сертификация туристских услуг.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) | Международный рынок транспортных услуг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.