Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления, их функции и задачи




Управление финансами в Республике Беларусь.

 

Одним из условий стабильного развития экономики является хоро­шо отлаженная система управления финансами. Она представляет взаимосвязанный комплекс мер и финансовых институтов и подчинена финансовой политике государства.

Объектом управления финансы становятся тогда, когда осуществля­ются создание финансовых отношений, проверка законности их осуще­ствления, изучение, анализ и совершенствование форм этих отношений.

Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит процесс применения на практике установленных форм финансовых отношений.

Существуют следующие стадии управления финансами:

- познание закономерностей развития финансов;

- формирование форм и методов финансовых отношений, обеспечи­вающих реализацию функций финансов;

- применение этих форм на практике и проверка их соответствия

экономическим нормативно-законодательным актам;

- анализ результатов проверки;

- совершенствование форм и методов финансовых отношений. Стадии управления взаимосвязаны с финансовым правом, финансовой информацией, планированием и исполнением финансовых планов, финансовым контролем.

Государственное управление финансами включает следующие на­правления:.

- макроэкономическое где вырабатываются принципы, концепции и методы финансового регулирования, законодательное и нормативно-пра­вовое обеспечение, регулирование валютного курса и режима обраще­ния иностранной валюты, пути преодоления инфляции;

- микроэкономическое, характеризуемое обеспечением стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой сис­теме, поддержанием уровня и соотношения цен, формированием и под­держанием конкурентной сферы, ограничением монополизации, обеспе­чением финансовых источников, а также оптимального состава активов, необходимых для достижения поставленных целей в хозяйственной дея­тельности, содействием развитию финансового и страхового рынков;

- прямое административное воздействие, связанное с финансовым дотированием и субсидированием ряда производств и реализацией ряда товаров, применением акцизного налогообложения, установлением льгот по налогам, применением финансовых санкций в отношении нарушителей налоговой дисциплины с целенаправленной социальной защитой малообеспеченных слоев населения, установлением в ряде случаев предельных цен и квот на производство некоторых товаров исключительно­го ассортимента;

- прогнозирование экономического и социального развития в совокупности с важнейшими финансовыми показателями - объем ВВП, продук­ция сферы производства товаров и услуг, инвестиции в основной капи­тал, сальдо торгового и платежного баланса, индекс потребительских цен, основные статьи бюджета.

Совокупность всех институтов и организационных структур, осуще­ствляющих управление финансами; представляет финансовый аппарат. В Республике Беларусь к нему относятся органы общего, оперативного и отраслевого управления финансами.

К органам общего управления относятся Национальное собрание Ре­спублики Беларусь с Палатой представителей и Советом Республики и Совет Министров, В их функции входит формирование финансовой по­литики, утверждение финансового законодательства, осуществление об­щего контроля за его соблюдением,

Органами оперативного управления являются Министерство финан­сов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Минис­терство экономики, Государственный таможенный комитет, комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защи­ты. Министерство финансов, являясь центральным органом и, проводя свою деятельность через департаменты и финансовые управления областных и городских исполкомов, обеспечивает эффективное использова­ние финансов и воплощение бюджетной и налоговой политики, а также совершенствование форм финансовых взаимоотношений юридических физических лиц с централизованной сферой финансовой системы, кон­тролирует соблюдение государственной и валютной дисциплины и фи­нансового законодательства, разрабатывает методологию, отчетность и порядок контроля за состоянием отраслевого контроля, обеспечивает финансами подведомственные учреждения и организации.

К органам отраслевого управления финансами относятся финансо­вые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

 

Финансовая политика государства: содержание, значение и особенности на современном этапе

Финансовая политика - целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодатель­ства для решения стоящих перед экономикой задач. Некоторые авторы определяют финансовую политику как совокупность принципов, форм и методов организации и использования финансов, а другие - как сово­купность бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой, таможенной, социальной, инвестиционной политик и политики в области меж­дународных финансов, а также инструментов государственной власти, обеспечивающих формирование и использование финансовых ресурсов. Во втором определении проявляется единство двух составляющих финансовой политики: ее компонентов и финансовых институтов государственной власти. Сущность этого единства заключается в том, что все виды политики функционируют тогда, когда их реализация осуществля­ется в рамках Министерства финансов, Министерства по налогам и сбо­рам, кредитной системы и т.д.

Финансовая политика - часть экономической политики, имеет целе­вую направленность, а свое практическое воплощение в лице государст­ва осуществляет через финансовый механизм, его инструменты и рыча­ги. Финансовая политика относится к надстройке государства, а финан­совые отношения представляют элемент базиса государства. Они выступают основой финансовой политики и являются предпосылкой ее содержания и сущности..

Важнейшие направления финансовых отношений - это отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу форми­рования финансовых ресурсов и их использования. Исходя из содержа­ния финансовой политики, выделяются три ее составных части:

- выработка научно обоснованной стратегии и тактики;

- определение основных направлений использования финансов;

- осуществление практических действий для решения поставленных

задач.

К основным задачам финансовой политики, определяющим ее значе­ние в функционировании государства, относятся:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- определение основных направлений повышения экономического потенциала государства и источников мобилизации финансовых ресур­сов для этих направлений;

- установление рационального с государственных позиций распреде­ления и использования финансовых ресурсов;

- формирование финансовых методов регулирования и стимулиро­вания социально-экономических процессов;

- создание эффективной системы оперативного управления финан­сами;

- создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юри­дических и физических лиц в пользу государства.

Для решения стоящих перед финансовой политикой задач к ней предъ­является ряд требований:

- учет специфики конкретного исторического этапа;

- изучение и восприятие предшествующего опыта финансово-хозяй­ственной деятельности;

- научный и комплексный подход при выработке концепции финан­совой политики (целей, задач, форм, методов, рычагов, инструментов ит.д.);

- ориентация на повышение эффективности использования финан­совых ресурсов.

На современном этапе развития экономики финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действен­ной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечивающей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты на. селения. Эти особенности финансовой политики определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001­-2005 гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.