КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности исчисления НДС торговыми организациями
После расчета потерь выявляются резервы дальнейшего роста прибыли. При этом следует помнить, что, во-первых, в составе операционных расходов находятся налоги и сборы, которые следует планировать, во-вторых, потери станут резервами только после разработки и внедрения в практику реальных мероприятий, устраняющих причины их возникновения. Одной из наиболее вероятных причин роста налогооблагаемой прибыли является превышение фактических расходов над нормативными. В связи с этим следует выяснить целесообразность произведенных затрат. СН - ставка налога на прибыль. Где Стоимость оплаченных и отпущенных покупателям товаров списывается с материально ответственных лиц на основании их товарных отчетов по продажной стоимости (при учете товаров по продажным ценам согласно учетной политике) или по покупной стоимости (при их учете по покупным ценам). При учете товаров по продажным ценам в течение месяца (отчетного периода) стоимость проданных товаров отражается по дебету и кредиту счета 6010 «Доходы от реализации продукции» в одинаковой оценке, т.е. по продажным, розничным ценам. Такой порядок учета продаж позволяет контролировать правильность отражения в учете объема продаж (розничного товарооборота) и списания товаров материально ответственными лицами путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту данного счета. В конце месяца делается сторнировочная запись на сумму наценки по проданным товарам. Налог на прибыль рассчитывается по формуле: НП = НОП х СН: 100, НОП - налогооблагаемая прибыль; Влияние различий между прибылью до налогообложения и налогооблагаемой прибылью на сумму налога на прибыль осуществляется методом абсолютных разниц по формуле:
DНП (НБ) = (ПДН - НОП) х СН: 100.
Налоговая база по НДС при реализации товаров этими организациями определяется как стоимость этих товаров, исчисленная по продажным ценам, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При этом под продажной ценой в приведенном выше определении налогового законодательства понимается цена, по которой товары были реализованы покупателю за минусом НДС. Такая цена складывается из стоимости приобретения проданных товаров (то есть всех расходов, связанных с их приобретением) и торговой наценкой. Причем, торговая наценка определяется организацией самостоятельно, исходя из уровня ее накладных расходов и величины рентабельности (предполагаемой прибыли от продажи этих товаров). Таким образом, торговые предприятия и организации общепита, осуществляющие перепродажу товаров, формируют налоговую базу по НДС, исходя из стоимости этих товаров по цене их приобретения с добавлением торговой наценки. Естественно, при расчетах с покупателями к этой цене добавляется собственно НДС (определяемый умножением цены товара на ставку налога). Соответственно при реализации услуг общественного питания налоговая база по НДС будет формироваться исходя из выручки от оказания этих услуг за вычетом самого НДС. Для окончательного расчета величины НДС, причитающегося к перечислению в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы налога, уплаченного поставщикам и подрядчикам. Рассмотрим общий порядок исчисления НДС на условном примере. Пример 1 Организация оптовой торговли реализовала сторонним организациям в отчетном периоде товаров на сумму 560 000 тенге (в т.ч. НДС 12% — 60 000 тенге). Фактическая себестоимость проданных товаров составила 450 000 тенге. Величина «входящего» НДС, уплаченного за приобретенные в этом периоде товары, выполненные работы и оказанные услуги, составила 50400 тенге.
В бухгалтерском учете организации данная операция будет отражена проводками:
Что касается предприятий розничной торговли, а также организаций общепита, осуществляющих перепродажу товаров, то необходимо заметить, что отражение в бухгалтерском учете таких товаров может производиться как по их фактической себестоимости (как это приведено в Примере 1), так и по продажным ценам. В последнем случае продажная цена товаров (не путать с понятием продажной цены для расчета НДС!) будет включать помимо расходов, связанных с приобретением этих товаров, и торговой наценки, также НДС, то есть полную цену товара, по которой он будет реализован покупателю. Следует учесть, что подобное отражение в бухгалтерском учете величины НДС, включаемой в продажные цены реализуемых товаров, не влияет на сумму НДС для расчетов с бюджетом. Однако такого рода операции необходимы для определения фактической себестоимости проданных товаров. Пример 2 Согласно договору-поставки организация розничной торговли получила товаров на сумму 560 000 тенге (в т.ч. НДС — 60 000 тенге). Предположим, что торговая наценка в данной организации единая для всех товаров и составляет 30 процентов, ставка НДС для всех товаров — 20 процентов, налога с продаж в регионе — 5 процентов. В целях правильного формирования себестоимости и продажных цен на товары в учете организации открыты следующие субсчета к счету 1330-3«Торговая наценка»:
1330-3 — «Торговая наценка»; 1330-4 — «НДС в цене товара»;
Таким образом, продажная цена этих товаров будет составлять 728 000 тенге (500 000 + 150 000 + 78 000). Исчисление НДС по реализованным товарам будет производиться в общеустановленном порядке. Однако для определения их фактической себестоимости необходимо выделить в продажной цене этих товаров величину торговой наценки, НДС и налога с продаж. Пример 3 За отчетный период реализовано товаров в розничной сети на сумму 678000 тенге (включая НДС). Поскольку в нашем примере на все товары в организации установлена единая торговая наценка, а также единая ставка НДС и налога с продаж, то расчет этих величин, приходящихся на проданные товары, будет выглядеть следующим образом: 1) НДС: (678000: 1,12) х 12% = 72643 тенге; Для удобства расчетов предположим, что момент возникновения налоговых обязательств по НДС установлен учетной политикой организации «по отгрузке». За отчетный период было уплачено НДС по приобретенным товарам, выполненным работам и оказанным услугам на сумму 50400 тенг. В бухгалтерском учете операции по продаже товаров нужно отразить так:
Тема 10. Особенности учета на предприятиях общественного питания. 1. Особенности ценообразования и калькулирования в общественном питании 2. Учет продуктов, товаров и тары в кладовых предприятиях общественного питания. 3. Учет продуктов на производство и ее реализации в общественном питании. 4. Учет операций в буфетах, в магазинах, кулинарии и мелко розничной торговли 5. Учет расходов периода и формирования финансового результата
1. Особенности ценообразования и калькулирования в общественном питании. Предприятия общественного питания за производство, реализацию и организацию потребления получают плату, которая представляет собой цену за услугу. Она характеризуется торговой надбавкой к цене закупленного сырья и товаров, а также наценкой на продукцию общественного питания. Следовательно, сумма надбавок и наценок на реализуемую продукцию представляет собой валовой доход. Валовой доход представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначена для покрытия расходов по производству и образования дохода. Общественное питание является достаточно сложным видом деятельности, так как выполняет несколько функций: производство продукции, продажа продукции собственного производства и покупных товаров, а также организация их потребления. Достаточно сложным является и процесс ценообразования. Предприятия общественного питания традиционно состоят из трех структурных подразделений: кладовой; производства (кухни); буфетов (баров). Существуют и другие организационные структуры (отсутствие кладовой, буфетов и т.п.). Так, при создании некоторых предприятий, например «быстрого питания,} (fast food) заранее не предусматривается создание кладовых. В этих предприятиях сырье и товары от поставщиков сразу поступают на производство. Работники производства (кухни) путем холодной и тепловой обработки сырья вырабатывают готовую продукцию(закуски, первые, вторые, третьи блюда и т.п.), а затем продают их потребителям. Работники буфета реализуют потребителям как покупные товары, полученные из кладовой, так и продукцию собственного производства, полученную из кухни. Таким образом, сырье, поступившее на произвоство (кухню), не может квалифицироваться как товар, Т.к. оно предназначено не для продажи, а для выработки из него готовой продукции. Деятельность общественного питания не является чисто торговой, т.к. она выполняет три функции: производственную, торговую и организацию потребления. В учете сырья и товаров, используемых в производстве, как правило, применяется метод средневзвешенной стоимости. При разработке средневзвешенной стоимости продукты распределяются по однородным группам, независимо от кондиций (сорта, категории и т.п.). Например, средневзвешенная стоимость устанавливается на мясо только по видам (говядина, баранина, конина, свинина), независимо от размера, сорта, степени промышленной обработки. Средневзвешенная стоимость определяется с учетом количества израсходованных продуктов, изменений в транспортных расходах и других факторов, влияющих на изменение показателей, используемых при установлении средневзвешенной стоимости. Например, столовой использованы макаронные изделия, в том числе: Лапша 60 кг х 50 тeнre = 3000 тeнre Вермишель 20 кг х 60 тенге = 1200 тeнre Макароны 40 кг х 70 тeнre = 2800 тeнre Итого 120 кг 7000 тенге Средневзвешенная стоимость макаронных изделий составит 58,33 тенге (7000: 120). Так как на предприятиях общественного питания используются продукты разных кондиций, при расчете средневзвешенной стоимости на мясо, рыбу, овощи можно применять коэффициент выравнивания кондиций. Определяется он как отношение нормы выхода сырья нетто (полуфабриката) неосновной кондиции к норме выхода сырья нетто (полуфабриката) основной кондиции. Если норма выхода крупнокускового полуфабриката из говядины II категории 67,5 процента к массе брутто, а норма выхода крупнокускового полуфабриката из говядины 1 категории, принятой за основную кондицию, 75 процентов, то расчетный коэффициент выравнивания кондиций составит 0,9 (67,5: 75). Пример расчета
Средневзвешенная стоимость составит 386 тeнre (332000: 860). Предприятиям предоставлено право использовать методы ФИФО, ЛИФО для списания сырья и товаров на производство. Для определения стоимости сырья и товаров в учете необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями к СБУ 7 «Товарно-материальные запасы». Стоимостью приобретения товаров является сумма затрат, связанных с их приобретением (покупная цена и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров). На предприятиях общественного питания себестоимость единицы продукции не определяется. Цена на продукцию в виде прямых затрат представляет собой стоимость сырья. Расходы и доход включаются в наценку. Например, стоимость приобретения сырья 100 у.е., расходы по приобретению сырья и прочие расходы составили 10 у.е., которые включаются в надбавку. Сумма наценки, представляющий собой доход предприятия, определена в 20 у.е. Таким образом розничная цена общественного питания составила 130 у.е., из которых 110 у.е. возмещают расходы по приобретению сырья (стоимость сырья + расходы), а 20 у.е. являются доходом общественного питания. Большинство предприятий общественного питания определяют продажные цены на готовую продукцию посредством калькуляции. Калькуляция в общественном питании означает исчисление себестоимости единицы продукции, товаров и т.п.. В общественном питании калькуляцией называется исчисление продажной цены единицы продукции (одного блюда, одной порции, одного килограмма и т.п.). Недостатком данного способа определения продажной цены является, во-первых, большая трудоемкость расчетов. Это связано с тем, что на каждое наименование продукции требуется составлять отдельную калькуляционную карточку. В случае изменения цены хотя бы на один вид сырья бухгалтеру потребуется сделать новый расчет в новой калькуляционной карточке. Во-вторых, в связи с постоянным изменением цен на сырье необходимо пересчитывать продажные цены на продукцию. За рубежом на предприятиях общественного питания калькуляция как способ расчета продажной цены не составляется. В условиях рыночной экономики главным критерием установления цены на продукцию является уровень спроса и предложения, если иное не установлено законодательством. Поэтому главный фактор при определении цены- это наличие спроса на продукцию, а не стоимость входящего в нее сырья. Продажная цена того или иного блюда определяется с учетом конкретных условий деятельности: наличия конкурентов, покупательной способности предполагаемых потребителей продукции и др. Составление калькуляции целесообразно, когда на ее основе можно рассчитать уровень рентабельности того или иного вида продукции. В ряд случаев с ее помощью можно определить необходимость использования более дешевого сырья или изменения ассортимента продукции. Однако этим учетные преимущества калькулирования и ограничиваются. Тем не менее калькулирование продукции эффективно в целях контроля со стороны администрации за материально ответственными лицами. В соответствии с Правилами производства и реализации продукции (услуг) общественного питания калькуляция продажных цен производится на калькуляционных карточках. Калькуляционная карточка предназначена для определения продажной цены отдельно на каждое блюдо или изделие. Пример определения продажной цены. Рассмотрим порядок определения и проверки продажной цены (калькуляции) на салат мясной. Согласно Правилам nроизводства и реализации продукции (услуг) общественного питания предприятия производят свою продукцию в соответствии с требованиями нормативной документации. В нее входят межгосударственные, государственные, отраслевые стандарты, технические условия, технологические инструкции, сборники рецептур блюди кулинарных изделий. Предприятия общественного питания имеют право на их основе разрабатывать и производить фирменные и национальные блюда и изделия. При разработке рецептур самим предприятием технологические инструкции согласовываются с местными органами управления торговлей, санэпидслужбой. Технологические инструкции (рецептуры) на фирменные блюда, напитки, изделия утверждаются приказом предприятия общественного питания, которые являются его собственностью. Нормы вложения на большую часть продуктов в рецептурах приводятся в граммах, на яйца - в штуках и граммах. Для таких продуктов, как мясо, птица, рыба, овощи и др., подвергающиеся обработке, в рецептурах дается две или три нормы в соответствии с различной стадией обработки. Масса необработанных продуктов (для мяса - масса, включающая отходы в виде костей, сухожилий; масса неочищенного картофеля, овощей и т.д.) отражается в графе «Брутто». Масса обработанных продуктов(мясо, разделанное на крупнокусковые или мелкокусковые полуфабрикаты, овощи очищенные) отражаются в графе «Нетто». В строке «Масса полуфабриката» указывается общая масса основных и дополнительных продуктов, израсходованных на его изготовление, например: печень, рыба, мясо - панированные, масса фарша для изготовления котлет и биточков. Для некоторых продуктов, прошедших тепловую обработку, в отдельной строке указывается выход (масса отварного мяса, масса вареного очищенного картофеля). По некоторым продуктам, не подвергающимся кулинарной обработке (растительное масло, маргарин, майонез, масло сливочное и др.), масса брутто и масса нетто совпадают. На основе приведенной рецептуры на салат мясной (таблица 2.1.) рассмотрим примерную форму калькуляционной карточки для расчета продажной цены. Для упрощения расчетов калькуляцию составляют на 100 порций, или 10 кг. Масса продуктов, полученная в результате умножения нормыпо рецептуре на 100 или 10, выражается в килограммах. Таблица 2.1. Рецептура на салат мясной
Таблица 2.2. Предприятие ТОО ресторан «Достык» Калькуляционная карточка № 15 Наименование блюда Салат мясной. Номер по сборнику раскладок №
Показатели в графе «Сумма», проверяются умножением массы продуктов на цену за 1 кг, складываются и получают стоимость набора продуктов на 100 порций, или на 10 кг готовых изделий. Разделив эти суммы на 100 или 10, определяем цену 1 порции блюда, или 1 кг изделия. Если установлен порядок свободного выбора гарнира, то его цена калькулируется отдельно от цены основного блюда. Если предприятие является плательщиком НДС, то продажная цена формируется с учетом этого налога. Если предприятие не является плательщиком НДС, то стоимость сырья (продуктов), входящего в набор сырья, учитывается с НДС, на продажную стоимость НДС не начисляется.
2.3. Учет продуктов, товаров и тары в кладовых предприятиях общественного питания.
Предприятия общественного питания, для выполнений своих функций должны располагать определенными запасами сырья и товаров. Товарные запасы сосредоточиваются на продовольственных складах, а также в кладовых предприятий. Их наличие требует организации систематического учета и повседневного за ними контроля по мaтeриально ответственным лицам. На склады сырье и товары поступают от разных поставщиков, а также на рынках и в магазинах. Они должны быть правильно приняты, документально оформлены, отнесены под отчет материально ответственных лиц, своевременно и полно отражены в учете. Порядок приемки товаров производится в соответствии с требованиями Положения о поставках товaров, инструкций о порядке приемки по количеству и качеству, действующих стандартов, технических условий, Особых условий поставки отдельных товаров; Уставом железных дорог, водного и автомобильного транспорта, Правилами перевозок грузов, условиями договора и другими положениями. Получение товарно-материальных запасов у поставщиков производится на основании доверенности при предъявлении документа, удостоверяющего личность, указанного в доверенности. При закупке продуктов на рынке или у населения составляется закупочный акт, в котором должны указываться сведения о форме предпринимательской деятельности (патент, свидетельство), РНН. На складах должен быть организован учет исполнения всех условий договора о поставке товаров. Эта задача требует организации учета и контроля не только выполнения всех договорных условий, но и своевременного оформления и предъявления претензионных материалов по установленным отклонениям каждой поступившей партии сырья и товаров, а также за просрочку поставки, недопоставку товаров в установленный договорами срок, поставку товаров в некачественной таре, доставку немаркированных товаров и тары. Рациональная организация учета позволяет постоянно контролировать выполнение плановых заданий, обеспечивает безусловное выполнение задач по сохранности товарных ценностей при их транспортировке, хранении и отпуске получателям. Контроль за сохранностью товаров предполагает также сокращение товарных потерь, рациональное и эффективное использование сырья и товаров. Важнейшим требованием учета товарных операций является правильная организация документооборота, разработка по каждому документу документограмм, обеспечивающих контроль и повышение ответственности по каждой совершаемой товарной операции, движению, наличию сырья и товаров при передаче их материально ответственными лицами на всем пути товародвижения. Строгий учет товарных ценностей по материально ответственным лицам предполагает его организацию по местам хранения сырья и товаров непосредственно на складах, кладовых, а также в бухгалтерии, постоянную сверку учетных данных как в течение отчетного периода, так и на l-e число месяца. Особенностью учета товарно-материальных ценностей на предприятиях общественного питания является учет в количественном выражении на складах и в стоимостном - в бухгалтерии. Это в свою очередь требует текущего контроля правильности применения цен, организации систематической отчетности материально ответственных лиц, своевременного ее представления в бухгалтерию, а также проверки отчетных данных в день представления и тщательной проверки со стороны бухгалтерии записей в карточках аналитического учета кладовщиков на складе. Единство цен сырья и товаров, по которым они приходуются, списываются с материально ответственных лиц и отражаются в учете, является обязательным условием правильной организации учета. При этом на предприятиях общественного питания учет сырья, товаров на складах производится по учетным (розничным, средневзвешенным) ценам с наценкой или без нее в пользу предприятий общественного питания. На складах сырье и товары учитывают по розничным или средневзвешенным ценам, а в кладовых - по учетным ценам, определенным исходя из средневзвешенных розничных цен, с наценкой или без нее. На предприятиях общественного питания, в их подразделениях, филиалах, где применяется одна категория наценок, сырье и товары учитывают кладовых по розничным или средневзвешенным ценам с учетом установленной наценки, а на предприятиях, имеющих филиалы, по которым установлены различные категории наценок, ведут учет по розничным или средневзвешенным ценам без наценок. Тара на предприятиях общественного питания принимается и документально оформляется вместе с товаром, с которым поступила. Ее учет ведут по прейскурантным номерам и ценам или ценам, предусмотренным заключенными договорами. Учет поступившей с товаром тары ведется, в строгом соответствии с результатами ее проверки по качеству, требованиями ГОСТов и ценами действующих прейскурантов. Сырье и товары могут поступать на склады предприятий общественного питания от иногородних и местных поставщиков по железной дороге, водным, воздушным и автомобильным транспортом в таре и без тары. Приемка поступивших товаров может быть произведена на складе получателя, складе поставщика и в месте вскрытия и выгрузки транспорта на станции назначения. Поступившие на склад сырье и товары должны иметь сопроводительные.. документы поставщика,.предусмотренные условиями.поставки товаров, правилами перевозки грузов. К сопроводительным документам относятся транспортный документ, удостоверение о качестве, отвес, спецификация, а в надлежащих.случаях ветеринарное свидетельство бактериологические и химические анализы. Поставщик при отгрузке товаров выписывает счет-фактуру, накладную. При транспортировке товаров по железной дороге, он оформляет железнодорожную накладную, которая следует вместе с грузом и является основным перевозочным, документом. Документом, подтверждающим nриемку товаров железной дорогой к транспортировке и ответственность ее за сохранность груза в. пути, является грузовая квитанция. При доставке сырья и товаров на склады автотранспортом основным документом является товарно-транспортная накладная. Поступившие, платежные требования от поставщиков, регистрируют в журнале. После этого проверяют указанные в них цены на сырье и товары, тару, а также размеры скидок, и соблюдение условий договора поставки. Если документы, удостоверяющие массу. количество, ассортимент, качество сырья и товаров, поступают на продовольственные склады по почте, то бухгалтерия осуществляет в последующем контроль за своевременным их поступлением, доставкой на склад, полным получением и приходованием материально ответственными лицами. Проверенныe документы вместe. со счетами после проверки передаются руководству предприятия для акцепта. Приемка сырья и товаров на складе материально ответственным лицом производится по фактическому наличию. Данные приемки сопоставляются с данными транспортных документов, товарно-транспортных накладных, счетов, платежных требований, спецификаций, описей, отвесов, упаковочных ярлыков поставщика. Документально приемка товаров может оформляться путем составления специального приемного акта по каждой поступившей партии товаров или проставления штампа на сопроводительный документ поставщика. В случае отсутствия расхождений при приемке товаров с данными по документам поставщика заведующий складом (кладовщик) проставляет на документе поставщика (товарно-транспортной накладной) специальный штамп приемки с указанием номера поступившей партии товара, стоимости товара и тары. На выявленные в этом случае расхождения товара составляется акт, о чем делается отметка в накладной. Как правило, на каждую поступившую партию продовольственных товаров при приемке составляют приемный акт, в котором указываются данные по документам поставщика, сколько фактически принято и расхождения по каждому наименованию товара данной партии. Приемному акту присваивается очередной номер, под которым учитывается товар на складе. Товары, поступившие на склад без сопроводительных документов поставщика (неотфактурованные поставки), принимаются отдельно. Отсутствие документов поставщикa не приостанавливает приемку товаров и составление соответствующего акта о фактическом наличии товаров, однако в нем делается отметка об отсутствии документов. При отсутствии счета поставщика или при наличии противоречий в сопроводительных документах поступившая партия товаров принимается как претензионная на ответственное хранение и ее обезличивание не допускается до получения распоряжения поставщика или истечения срока, необходимого для приезда его представителя. Товары, принятые от органов транспорта с недостачами в пределах норм естественной убыли в пути, оформляются приемными актами, подписанными комиссией. В целях усиления контроля в приемке товаров по количеству и качеству участвуют также товароведы (технологи) и санитарные 6рачи. В случае обнаружения -недостачи товаров сверх норм естественной убыли в пути, а также излишков против отгрузочных документов, установления пересортиц при отсутствии сопроводительных документов, подтверждающих количество и качество товаров, при одногородней поставке вызывается представитель поставщика в установленные сроки для участия в приемке-сдаче товаров и составления двустороннего акта. При иногородней поставке товаров, если груз не сопровождается поставщиком, вызывается его представитель в случаях и сроки, предусмотренные Особыми условиями поставки отдельных товаров или договором, но не позднее 24 ч с момента приемки. При неявке представителя поставщика, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего поставщика не обязателен, приемка товаров по количеству и составление акта об их недостаче или излишках производятся с участием эксперта бюро товарных экспертиз, уполномоченного представителя незаинтересованной компетентной организации или представителя общественности, уполномоченного профсоюзной организацией и утвержденного приказом по предприятию. Представитель общественности должен предъявить доверенность или удостоверение направо участия в приемке товаров. Составляемый в этом случае акт подписывается комиссией, участвовавшей в проверке товаров по количеству. К акту о недостаче товаров прилагаются копии сопроводительных документов поставщика, подлинная транспортная накладная, а также копии телеграммы о вызове представителя поставщика и накладной по предъявлению претензии opraнy тpaнcпортa или поставщику. При составлении коммерческого акта к акту о недостаче товаров прилагаются его копия, а также квитанция железнодорожной станции (пристани, порта) назначения о проверке массы груза. Приемные акты с приложенными первичными документами не позднее следующего дня после оформления приемки товаров представляются материально ответственными лицами в бухгалтерию.. Бухгалтерия предприятия вдень представления проверяет соответствие приемных актов приложенным к ним документам, соблюдение установленного порядка приемки и документального оформления приемки товаров. Результаты приемки товаров по каждой поступившей партии в тот же день рассматриваются и утверждаются руководством предприятия. Сырье и товары, поступающие в кладовую, принимаются под материальную ответственность кладовщика. При приемке товаров кладовщик проверяет их количество, качество и состояние тары в сроки, установленные нормативными документами. Приемка товаров кладовщиком оформляется распиской в товарно-транспортной накладной с проставлением штампа предприятия. В случаях выявления расхождений между количеством и качеством., указанными в сопроводительных документах поставщиков и количеством и качеством фактически принятых товаров составляется специальный акт на расхождения. Сырье и товары из кладовой предприятий общественного питания отпускаются на производство (кухню), в филиалы, буфеты, магазины кулинарии, мелкорозничную торговую сеть по требованию, выписанному заведующим производством и подписанному руководителем предприятия. Отпущенное сырье и товары оформляются накладной, в которой указываются полное наименование отпущенных товаров, сорт, кондиция, единица измерения. количество, цена, применяемая на предприятии общественного питания в кладовой и по месту реализации потребителям. Отпуск сырья и товаров из кладовой производится в строгом соответствии с указанными в требовании наименованиями и количеством. Замена одного наименования другим или даже одного сорта и того же наименования другим не разрешается без соответствующего оформления документами.. В мелкорозничную сеть для продажи через ларьки, палатки, с тележек, продавцы которых не составляют товарных отчетов, отпуск товаров из кладовой производится путем оформления расходно-приходных накладных. В этом случае сырье и товары из кладовой отпускаются по расходным накладным, которые нумеруются и являются бланками строгой отчетности.. Учет сырья и товаров материально ответственные лица на складах и в кладовых предприятий общественного питания ведут на карточках количественного учета или в товарных книгах. В книге на каждое наименование, сорт, категорию продуктов и тары отводится несколько страниц. Книга выдается кладовщику бухгалтерией в пронумерованном виде, подписанная руководителем предприятия и главным бухгалтером, скрепленная печатью. Кладовщик производит в нее записи на основании приходных и расходных документов только по количеству без указания суммы. В кладовых сырье и товары учитывают оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом: в бухгалтерии – в суммовом (денежном) выражении по розничным или средневзвешенным ценам с установленной наценкой или без нее, а в кладовых материально ответственными лицами в натуральном (количественном) выражении по наименованиям, сорту (категории), количеству и учетным ценам. Записи в карточках количественного учета или в книге систематически (не реже одного раза в неделю) проверяются бухгалтерией. Ежемесячно и на дату инвентаризации кладовщик на основании карточке (товарной книги) составляет ведомость остатков продуктов, которую представляет в бухгалтерию. Общая сумма остатков по ведомости сверяется с данными бухгалтерского учета, что обеспечивает постоянный контроль за наличием и движением продуктов в местах хранения. Материально ответственные лица ежедневно или в другие сроки в установленном порядке представляют сопроводительные реестры сдачи документов или товарные отчеты, подписанные кладовщиками, ведущими учет сырья, товаров и тары, бригадиром кладовщиков или его заместителем. Сопроводительный реестр сдачи документов ведется при натурально-стоимостном учете ценностей в бухгалтерии, а также в условиях применения современных вычислительных средств, обеспечивающих механизированный или автоматизированный порядок составления товарных отчетов. В сопроводительном реестре перечисляются приходные и расходные документы, их номера. Составляют его в двух экземплярах, из которых первый вместе с приложенными документами сдают в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, остающемся у материально ответственного лица. Товарный отчет составляют на складах и в кладовых предприятий общественного питания при оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе учета сырья, товаров и тары в бухгалтерии. В товарном отчете указываются, стоимость товаров и тары на начало отчетного периода, приход и pacxoд пo каждому документу, остаток на конец отчетного периода. Вместе с приложенными первичными документами первый экземпляр товарного отчета передают в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, остающемся у кладовщика. Бухгалтерия в день поступления товарного отчета (сопроводительного реестра) проверяет правильность сделанных записей, арифметических подсчетов, соответствие их приложенным документам. Обнаруженные ошибки исправляются в двух экземплярах отчета за подписью кладовщика, представившего отчет, и бухгалтера, его проверявшего. Для усиления контроля за обеспечением сохранности товарно-материальных ценностей в местах хранения, товаров и тары руководством предприятия (организации) устанавливаются лимиты переходящих oстатков в течение отчетного периода, которые показываются в товарных отчетах. Их соблюдение постоянно контролируется бухгалтерией Сырье и товары на продовольственных складах и в кладовых предприятий общественного питания учитывают в бухгалтерии по материально ответственным лицам по розничным или средневзвешенным ценам. Учет сырья и товаров по розничным ценам с наценкой ведут в кладовых предприятий, применяющих одну категорию наценок во всех подразделениях – на кухне, в буфетах. В кладовых предприятий общественного питания, в подразделениях которых применяют наценки разных категорий, учет сырья и товаров ведут по розничным или средневзвешенным ценам без наценки. Поэтому при отпуске сырья и товаров из кладовой на производство или в буфеты в накладных указывают две цены - цену их учета в. кладовой и цену, по которой они будут реализованы покупателям. Учет сырья и товаров ведут на активном счете 1330 «Товары» соответственно по субсчетам 1«Товары на складах». По дебету с чета отражается стоимость поступивших, а также оплаченных, но не прибывших на склад в течение месяца сырья и товаров, а по кредиту стоимость сырья и товаров, отпущенных и списываемых с материально ответственного лица, а также товарных потерь. Дебетовое сальдо счета показывает наличие остатков сырья и товаров на опредeленную отчетную дату. Бухгалтерский учет наличия и движения сырья и продуктов питания в кладовых ведут на активном синтетическом счете 1330 «Товары» на субсчете 1 «Товары на складе». По дебету этого счета отражается поступление товаров на склад, а с кредита они списываются в производство (на кухню) или в буфеты. Рассмотрим операции по оприходованию поступивших товаров
2.4.Учет продуктов на производство и ее реализации в общественном питании.
Предприятия общественного питания занимаются не только реализацией, но и организацией производства и потребления продукции. В состав производственно-торговых единиц, наряду с кладовыми, входят цех и по выработке полуфабрикатов и кондитерских изделий, буфеты, мелкорозничная сеть. Товарооборот общественного питания состоит из оборота реализованной продукции собственного производства и оборота покупных товаров в стоимостном выражении. Он является основным показателем производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания. Товарооборот общественного питания подразделяется на розничный, мелкооптовый и оптовый оборот. Реализация продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению через обеденный зал, в том числе отпуск обедов на дом, а также через магазины кулинарии, буфеты, мелкорозничную торговую сеть составляет розничный товарооборот предприятий общественного питания. Продажа продукции покупных товаров организациям и предприятиям для непосредственного потребления является мелкооптовым товарооборотом. Реализация готовой продукции и полуфабрикатов другим предприятиям общественного питания или предприятиям розничной торговли для доработки и последующей продажи составляет оптовый товарооборот общественного питания. Основными принципами рациональной организации учета сырья и реализации продукции (товаров) являются их правильное и своевременное документальное оформление, применение соответствующих учетных цен и отражение на счетах бухгалтерского учета строго по материально ответственным лицам. Соблюдение основных принципов учета реализации продукции и товаров позволяет правильно определить сумму валового дохода предприятия общественного питания, возместить расходы и обеспечить получение доходов. Сырье, поступившее на производство, приходуется по массе брутто и стоимости необработанного сырья. Списывается сырье в расход на основании норм вложений продуктов по рецептурам или калькуляции и фактического количества реализованных блюд и изделий. Готовая продукция из производства реализуется через обеденный зал, буфеты, мелкорозничную торговую сеть и магазины кулинарии. отпуск продукции непосредственно потребителям через обеденный зал производится за наличный расчет с предварительной или последующей оплатой через кассу либо по абонементам и талонам. При предварительной оплате кассовые чеки выдаются, как правило, на каждое блюдо для удобства подсчета реализованных блюд. На предприятиях, применяющих самообслуживание с последующей оплатой потребителями стоимости отпущенного им питания, отпуск блюд, закусок и напитков производится с раздаточной стойки по выбору. На общую сумму отобранной продукции пробивается один кассовый чек. На предприятиях общественного питания с обслуживанием официантами оплата отпущенной продукции производится по счету, предъявленному посетителю официантом. На выписанные посетителям в течение рабочего дня счета официанты составляют реестр с подведением дневных итогов. Реестры вместе с копиями счетов после проверки их метрдотелем или администратором сдаются официантом в кассу, где они хранятся в течение сроков, установленных для контрольных кассовых лент. Бланки счетов хранят и учитывают как документы строгой отчетности. Отпуск обедов работникам предприятий общественного питания производится по специальному меню с указанием общего количества блюд. По плану- меню определяется суточная потребность продуктов с учетом переходящего остатка на кухне. На основании плана-меню в бухгалтерии устанавливаются продажные цены на блюда и составляются меню для посетителей, в котором, наименование блюда и его стоимости, рассчитанной в калькуляционной карточке, указывается также масса в готовом виде. Сырье и товары отпускаются из кладовой на производство с учетом суточной потребности исходя из плана-меню на день и имеющихся запасов. Заведующий производством по установленной форме на потребное количество сырья оформляет требование, которое утверждает руководитель предприятия. Поступление сырья на производство оформляется накладной, выписываемой на основании этого требования. В накладной указываются учетная цена сырья в кладовой и цена, по которой оно учитывается на производстве. При получении на производстве из кладовой сырья (мяса, рыбы) разных кондиций в документах на отпуск указываются отдельной строкой размер (в процентах) и сумма скидок (накидок) от стоимости по розничным ценам продукции, учитываемой на производстве. Стоимость мяса и рыбы в этом случае приходуется по розничным ценам продукции предприятий общественного питания за вычетом суммы указанной скидки или с добавлением соответствующей накидки. Сырье на производстве учитывают по розничным ценам предприятий общественного питания по сумме или наименованиям, количеству и сумме. На работающих за данный день меню составляется ежедневно по действующим рецептурам блюд и утверждается директором предприятия. Стоимость питания исчисляется в меню по учетным ценам производства и по отпускным ценам сырьевого набора (по розничным ценам без наценки). Отпуск готовых изделий в раздаточные, которые отделены от основного производства, в филиалы, буфеты, мелкорозничную сеть, магазины кулинарии оформляется, как правило, дневными заборными листами или накладными. Дневные заборные листы выписываются бухгалтерией ежедневно на каждое материально ответственное лицо в двух экземплярах, нумеруются и регистрируются в специальном журнале. В заборном листе указывается сумма лимита дневного отпуска, которая утверждается директором и бухгалтером предприятия. Заведующий производством отмечает каждый фактический отпуск. Первый экземпляр дневного заборного листа передается лицу, получившему готовую продукцию, а второй остается у заведующего производством. По окончании рабочего дня заборные листы подсчитывают и подписывают. Если отпуск готовых изделий из производства в филиалы, буфеты, мелкорозничную сеть, магазины кулинарии, кафетерии производится один раз в день, то оформляется накладная. Первые экземпляры заборных листов или накладных сдаются в бухгалтерию материально ответственным лицом вместе с товарным отчетом за день. Вторые экземпляры этих документов, подтверждающих отпуск из производства готовых изделий, сдаются в ц бухгалтерию заведующимпроизводством вместе с ежедневным отчетом о движении продуктов на производстве. Заведующие производством (материально ответственные лица ежедневно представляют в бухгалтерию акт о реализации и отпуске изделий кухни или акт о продаже и отпуске изделий кухни, а также отчет о движении продуктов и тары на кухне. Отчетность о произведенной и реализованной продукции составляется в натурально-стоимостном или стоимостном выражении. Акты о реализации и отпуске составляются заведующим производством и марочницей (контролером) на основании кассовых чеков, абонементов, талонов, накладных, дневных заборных листов и других документов о реализации и отпуске изделий кухни. В акте готовые изделия группируют по наименованиям, количеству блюд, видам реализации и отпуска (реализация за наличный расчет, отпуск в буфеты и мелкорозничную сеть, работникам предприятий и др.). Реализованные готовые изделия показываются по розничным ценам общественного питания для определения выручки за проданную продукцию и по учетным ценам производства для определения стоимости израсходованного сырья, подлежащего списанию с материально ответственного лица. На предприятиях общественного питания II и III категорий, на которых применяется самообслуживание, ежедневно составляется акт о продаже и отпуске изделий кухни по установленной форме в стоимостном выражении. В акте указывают сумму реализованной по учетным ценам производства за наличный расчет обеденной продукции, порционных блюд, обедов на дом, а также отпуск продукции работникам предприятия по стоимости сырьевого набора и отпуск изделий кухни буфетам, филиалам с той же или другой категорией наценок. В ресторанах, кафе и на других предприятиях, реализующих обеденную продукцию в дневное время с наценкой предприятий II категории, а в вечернее время с более высокой наценкой, реализацию и отпуск изделий кухни оформляют отдельными актами. Заведующий производством ежедневно составляет отчет о движении продуктов и тары на кухне. В отчете движение продуктов указывается по учетным ценам.по данным накладных, заборных листов, документов на полученные продукты из кладовой, непосредственно от продовольственных складов и поставщиков. Расход продуктов определяют на основании акта о реализации и отпуске изделий кухни, накладных на возврат продуктов в кладовую и других расходных документов. В отчете выделяется в отдельную графу расход специй и соли, определенный по справке к акту о продаже блюд, в калькуляцию ко торых включена их стоимость. На предприятиях общественного питания, на которых не составляется бухгалтерская отчетность о количестве реализованных блюд при их стоимостном учете, определение стоимости специй и соли, подлежащих списанию, производится по среднему проценту к обороту кухни по ценам фактической реализации и отпуска готовой продукции. На лицевой стороне отчета о движении продуктов на кухне показывается также движение тары по стоимости, а на обороте отчета - по наименованию, количеству, цене и сумме. Отчет составляется в двух экземплярах, первый из которых с приложенными первичными документами сдается в бухгалтерию с распиской бухгалтера на втором экземпляре, остающемся у заведующего производством. К отчету прилагается также план-меню на день. При проверке в бухгалтерии отчета о движении продуктов и тары на производстве контролируют правильное списание специй и соли. В отчете указывают нормативный расход соли и специй, который определяют по среднему проценту к установленному обороту кухни или по количеству выпущенных блюд. Сопоставление нормативного расхода специй и соли с фактическим производят с помощью контрольного расчета, составляемого за межинвентаризационный период. Фактический расход соли и специй определяется путем прибавления к остатку на начало инвентаризационного периода поступления за инвентаризационный период и вычитания стоимости их остатка наконец инвентаризационного периода. Сопоставляя фактический расход с нормативным, определяют, как правило, недорасход соли и специй при излишнем их списании с материально ответственного лица. Сумму недорасхода исключают из стоимости израсходованного сырья сторнировочной записью в отчете о движении продуктов и тары на кухне. Проверенные отчеты материально ответственных лиц с приложенными документами являются основанием для записи в учетные регистры. На производстве учет сырья, ведут на активном счете 8110 «Основное производство». В дебете этого счета отражают стоимость сырья, поступившего на производство, а по кредиту - стоимость продуктов, израсходованных на приготовление готовых изделий, по розничным ценам продукции предприятий общественного питания с наценкой. По кредиту отражают также возврат продуктов в кладовую, списание на основании aктов (бой, порча и брак) и недостачи. Срок годности продуктов, изготовленных в производстве, установлен24 часа, что показывается в документах, поэтому незавершенного производства на кухне не должно быть. Аналитический учет ведется по каждому производству и материально ответственному лицу. Учет движения продуктов на производстве отражается следующими проводками: Таблица
Предприятия общественного питания производят отпуск обеденной продукции своим работникам, что оформляется решением собрания коллектива. На основании решения руководитель издает приказ. В нем устанавливается сумма льготного питания. Отпуск обедов производится на основании составленного заведующим производством меню на отпуск питания сотрудникам предприятия по учетным ценам. Синтетический учет розничного товарооборота предприятий ведут на операционно-результатном счете 6010«Доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), выделяя отдельно оборот по реализации в розницу продукции собственного производства и оборот по реализации покупных товаров предприятиями общественного питания. По дебету этого счета в течение месяца отражается стоимость израсходованного сырья, продуктов и товаров по учетным ценам, а в конце месяца - по покупной стоимости. По кредиту этого счета указывается оборот по продаже продукции собственного производства и покупных товаров по розничным ценам продукции предприятий общественного питания. Кредитовое сальдо счета показывает сумму валового дохода предприятия общественного питания от продажи продукции собственного производства и покупных товаров. Валовой доход равен сумме торговой скидки и наценки по реализованной продукции и товарам. Кредитовый оборот этих счетов позволяет обеспечить по учетным данным контроль за выполнением плана розничного товарооборота. Счет реализации ежемесячный и сальдо не имеет. Операции по реализации продукции и товаров должны быть своевременно отражены на счетах бухгалтерского учета. Стоимость продукции собственного производства, отпущенная для питания работникам предприятия, согласно статье 145 Налогового кодекса Республики Казахстан, признается доходом работника и облагается индивидуальным подоходным налогом по установленным ставкам. Доход от реализации обеденной и другой продукции собственного производства, выработанной на кухне и в других производственных цехах, определяется выручкой, полученной в кассу (за наличный расчет) и на расчетный счет (безналичный расчет). При этом будет следующая корреспонденция счетов. Таблица
На предприятиях общественного питания при определении финансовых результатов хозяйственной деятельности большое значение имеет правильное исчисление валового дохода от реализации готовой продукции и товаров. Валовой доход исчисляется по всем видам реализации, включая реализацию в розницу продукции собственного производства, покупных товаров, оптовую реализацию продукции собственного производства, внутрисистемный отпуск продукции собственного производства. Учет торговых скидок и наценок ведется на субсчете «Торговая наценка (скидка, накидка)» к счету 1330/3. По дебету этого счета отражают разницу между стоимостью сырья и товаров по розничным ценам или розничным ценам продукции предприятий общественного питания и покупной стоимостью продукции, списанной по актам. Кроме того, отражается разница между ценами учета сырья на производстве и ценами продукции буфетов, когда в них применяются разные категории наценок. По кредиту счета учитывают разницу между стоимостью сырья и товаров по ценам их реализации и покупной стоимостью. Кредитовое сальдо этого счета показывает сумму торговой скидки и наценки на остаток товаров. Таблица Расчет реализованных торговых наценок
Продолжение таблицы 2.3.
Сумма торговых скидок и наценок по реализованной продукции и товарам исчисляется в конце месяца по среднему проценту. При расчете должны быть учтены все операции и суммы, отраженные за месяц на счете «Торговая наценка (скидка, накидка)», и определены остатки по счетам «Товары и сырье в кладовых предприятий общественного питания», «Товары в предприятиях розничной торговли», «Основное производство», а также кредитовые обороты за месяц по счетам «Реализация товаров и продукции в розницу предприятиями общественного питания» отдельно по реализации в розницу продукции собственного производства и реализации в розницу покупных товаров. Определив необходимые данные по соответствующим счетам, исчисляют размер реализованной торговой скидки и наценки с помощью расчета по следующей форме. По окончании месяца реализованные торговые наценки корректируются методом «красное сторно Д-Т 13302«Товары в розничной торговле» К-Т 1330/3«Торговая наценка» - 52 850-38
2.5. Учет операций в буфетах, в магазинах, кулинарии и мелко розничной торговли.
На предприятиях общественного питания готовые изделия, полуфабрикаты и товары реализуют через буфеты, магазины кулинарии и мелкорозничную сеть. Готовые изделия, полуфабрикаты, товары поступают в буфеты, магазины кулинарии, мелкорозничную сеть из производства, кладовой или непосредственно от поставщиков. Материальная ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей и денежных средств возлагается на буфетчика, бригадира продавцов, заведующих магазинами, киоскеров. При этом меняется бригадная и индивидуальная материальная ответственность, а также материальная ответственность с ограниченным кругом лиц (руководителей, их заместителей, заведующих отделами, секциями). Поступление продукции из производства оформляют дневными заборными листами или накладной. Прием покупных товаров из кладовых оформляют накладными. При сменной работе буфетов передача материальных ценностей одним материально ответственным лицом другому оформляется актом о передаче товаров и тары. Акт составляют в трех экземплярах, первый из которых вместе с товарным отчетом, первичными документами сдается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица, принимающего материальные ценности по смене, третий - у лица, передающего материальные ценности. Бригадная материальная ответственность устраняет проверку и оформление передачи ценностей между сменами. Вместо акта на передачу ценностей остатки регистрируют в книге передачи с распиской лица, принявшего их по смене, и лица, их передающего. В бухгалтерском учете передачу материальных ценностей при смене материально ответственных лиц в этом случае не отражают. Для контроля за сохранностью материальных ценностей необходимо периодически проводить передачу товарно-материальных ценностей и денежных средств совместно с представителем администрации. Готовую продукцию и товары реализуют потребителям за наличный расчет с оплатой через кассу или непосредственно буфетчикам, продавцам, работникам мелкорозничной сети. Сумма выручки подтверждается чеками и показаниями счетчиков кассовых аппаратов, а при оплате за товар непосредственно буфетчикам, продавцам, работникам мелкорозничной сети - квитанциями приходного кассового ордера на сдачу денег в конце смены. Товары и продукция отпускаются после их оплаты. Суммы по кассовым чекам в конце рабочего дня сверяют с отчетом кассира по данному буфету, отделу, секции. Ежедневно или в другие установленные сроки, но не позднее пяти дней буфетчики, заведующие магазинами кулинарии представляют в централизованную бухгалтерию или учетно-контрольную группу товарные отчеты. В товарном отчете указываются остаток товаров и тары на начало отчетного периода, их поступление по каждому документу, расход, подтвержденный в сумме выручки кассовым ордером или другими документами. В нем определяется остаток на конец отчетного периода. Товарный отчет составляют в двух экземплярах, один вместе с приложенными документами сдается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, остающемся у материально ответственного лица. При проверке товарных отчетов в бухгалтерии, помимо арифметической проверки правильности произведенных подсчетов, соответствия сумм отчета первичным документам, обязательно осуществляют встречную сверку приходных и расходных операций с документами кладовой, кухни и кассы за день. С целью упрощения отчетности материально ответственных лиц в буфетах применяется лимитная система учета, при которой значительно сокращается общий объем документации, усиливается контроль за сохранностью товар но-материальных ценностей и денежных средств, исключается, как правило, возможность возникновения крупных недостач. Работники разносной и развозной мелкорозничной торговой сети товарных отчетов, как правило, не составляют. Товары и готовую продукцию для реализации они получают из кладовой по приходно-расходной накладной, а из кухни - по дневному заборному листу. В конце рабочего дня они сдают в кассу предприятия выручку за проданные товары с оформлением приходного ордера. Остатки товара возвращаются в кладовую или на производство с отметкой этих операций в приходно-расходной накладной или в дневном заборном листе. Без полного отчета работников за предыдущий день на следующий день отпуск изделий для реализации не производится. Продукцию собственного производства и покупные товары в буфетах, магазинах кулинарии, другой мелкорозничной сети учитывают на активном счете 1330 субсчет «Товары в розничной торговле» В суммовом выражении по розничным ценам предприятий общественного питания. В дебете счета отражают поступление товаров и продукции, а по кредиту - списание реализованных товарных ценностей, а также прочее выбытие. Дебетовое сальдо счета показывает наличие товаров, готовой продукции в буфете, магазине, находящихся под отчетом материально ответственных лиц. На предприятиях общественного питания готовые изделия, полуфабрикаты и товары реализуют через буфеты, магазины кулинарии и мелкорозничную сеть и будет отражено следующими учетными записями: Таблица
2.6. Учет расходов периода и формирования финансового результата.
Расходами периода признаются расходы, понесенные хозяйствующим субъектом в отчетном периоде, но не включаемые в себестоимость товарно-материальных запасов. Расходы периода, в отличие от затрат на производство продукции, не зависят от объема производства и являются постоянными расходами, не связанными с конкретными видами реализованной продукции или услуг. Хозяйствующие субъекты несут расходы периода даже в том случае, когда в течение определенного периода они ни чего не про изводят. К расходам периода относят: - общие и административные расходы; - расходы по вознаграждениям; - расходы по реализации товарно-материальных запасов Эти расходы не относятся на остатки товарно-материальных запасов; списываются на уменьшение итогового дохода предприятия в том отчетном периоде, в котором они произведены, и не переносятся на последующие периоды в остатках нереализованной продукции и незавершенного производства. Общие и административные расходы. К данному виду расходов периода относятся расходы, связанные с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно хозяйственной деятельностью. Учет этих расходов ведется на активном счете 7210 "Административные расходы". Аналитический учет общих и административных расходов ведется по следующей типовой номенклатуре статей расходов.
Предприятия общественного питания являются хозяйствующими субъектами, поэтому общие и административные расходы распределяются по двум подразделам: 1) Расходы периода, включаемые в цену товаров (работ, услуг)); 2) Расходы периода, не включаемые в цену товаров (работ, услуг). К первому подразделу относятся следующие расходы: - оплата труда административного персонала - фонд заработной платы, премирование по итогам текущей деятельности, материальная помощь к отпуску, премирование по итогам деятельности за год: Д-Т?210 «Административные расходы» К-Т 3350 «Краткосрочная кредиторская задолженность по оплате труда», 1010; - отчисления от оплаты труда административного персонала по установленным нормам - социальный налог: Д-Т 7210 К-Т 3150 «Социальный налог»; - материально-техническое и транспортное обслуживание, в том числе расходы на содержание служебного легкового автотранспорта, компенсации за использование служебных поездок легковых автомобилей: Д-Т 7210 К-Т 3310 и др.; - расходы на содержание и обслуживание технических средств, средств сигнализации, вычислительных центров и других технических средств управления, износ основных средств общехозяйственного назначения, расходы на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения: Д-Т 7210 К-Т 3310, 2420 «Амортизация основных средств», 3390 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность», 1310 «Сырье и материалы» и др.; - расходы по созданию и совершенствованию средств административного управления: Д-Т 7210 К-Т 3310,1010, 3350 и др.; - оплата услуг банка: Д-Т 7210 К-Т 1030; - оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по общехозяйственному направлению: Д-Т 7210 К-Т 3310; - расходы на командировки административного персонала управления: Д-Т 7210 К-Т 1250; - конторские, типографские, почтово-телеграфные расходы, телефонные расходы: Д-Т 7210 К-Т 3310, 3390; - налоги, сборы и отчисления с имущества, недвижимости: Д-т 7210 К-Т 3180 «Налог на имущество»; - расходы на коммунальные услуги, охрану труда работников, расходы на охрану субъекта, противопожарную охрану и другие расходы обще хозяйственного характера: Д-Т 7210 К-Т 3350 - сверхнормативные потери, порчи, недостачи товарно-материальных запасов на складах и другие непроизводительные потери: Д-Т 7210 К-Т 1280 - доплата в случае нетрудоспособности: Д-Т 7210 К-Т 3350; - единовременные вознаграждения за выслугу лет непроизводственным работникам: Д-Т 7210 К-Т 3350; - оплата консультационных (аудиторских и информационных) услуг: Д-Т 7210 К-Т 3310, 1030; - выплаты работникам, высвобожденным из организации в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов: Д-Т 7210 К-Т 3350 - судебные издержки: Д-Т 7210 К-Т 3310, 3390; - присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки. и другие санкции за нарушение условий хозяйственных договоров: Д-Т 7210 К-Т 3310; - штрафы и пени за сокрытие (занижение) доходов: Д-Т 7210 К-Т 3190«Прочие налоги, сборы и обязательные платежи в бюджет»; - убытки от хищений, виновники которых не установлены, или в случае если невозможно возместить необходимые суммы за счет виновной стороны: Д-Т 7210 К-Т 334 «Прочая дебиторская задолженность»1280 Ко второму разделу относятся следующие расходы: - представительские расходы, расходы по проведению официального приема представителей других предприятий, включая иностранные, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате, посещение культурнозрелищных мероприятий, а также буфетов, и прочее обслуживание во время деловых переговоров: Д-Т 7210 К-Т 3310, 1010, 1030; - затраты по организации выставок, ярмарок: Д-Т 7210 К-Т 1010; - расходы по охране здоровья и организации отдыха, не связанные не посредственно с участием работников в производственном процессе: Д-Т 7210 К-Т 3310, 3390, 1010; - расходы по содержанию дорогостоящей связи (сотовые телефоны и пр.): Д-Т 7210 К-Т 3310, 3390 - расходы по подписке на периодические издания: Д-Т 7210 К-Т 3310, 1010; - расходы на рекламу, включая участие в ярмарках, выставках и пр.: Д-Т 7210 К-Т 1330, 1030; - расходы на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий (проведение вечеров отдыха, лекций, диспутов, встреч с деятелями искусства): Д-Т 7210 К-Т 1030, 1010, 3350 и др.; - расходы на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством: Д-Т 7210 К-Т 1250; - оплата путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств предприятия: Д-Т 7210 К-Т 1010, 3310; - предоставление питания работникам бесплатно или по сниженным ценам: Д-Т 7210 К-Т3310; - расходы по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставленbе своим работникам медицинской помощи: Д-Т 7210 К-Т 3310; - платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ: Д-Т 7210 К-Т 1030; - оказание всех видов спонсорской помощи: Д-Т 7210 К-Т 1330 «Товары», 2415 «Прочие основные средства»; - другие льготы (оплата абонементов в группы здоровья, занятия в секциях, клубах, подписка на газеты и журналы, протезирование и т. п.): Д-Т 7210 К-Т 1030, 1010. В конце отчетного периода сумма общих и административных расходов списывается на результаты финансово-хозяйственной деятельности Д-т 5610 «Итоговая прибыль (убыток)» К-т 7210. После списания общих и административных расходов на счет итогового дохода, счет 7210 должен быть закрыт. Расходы по процентам - к ним относят оплату процентов по кредитам банков, по кредитам поставщиков, по аренде имущества и другие. Процент (вознаграждение) - часть дохода, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежный капитал. Источником погашения процентов является стоимость, создаваемая в процессе использования ссудного капитала. Для учета расходов по процентам предназначен счет 831 "Расходы по процентам". Аналитический учет расходов по процентам ведется в ведомости по видам процентов. При начислении всех видов процентов дебетуют счет 7310 "Расходы по вознаграждениям" и кредитуют счет 3380 "Краткосрочные вознаграждения к выплате". Оплата всех видов процентов отражается по дебету счета 3380 и кредиту счетов: 1010, 1030. В конце года суммы процентов, учтенные на счете 7310, списываются с кредита этого счета в дебет счета 5610 "Итоговая прибыль (убыток)". После этой записи счет 7310 должен быть закрыт. Расходы по реализации продукции - это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товаров от производства до потребителя, то есть расходы, связанные с приобретением, доставкой, хранением и реализацией товаров. Расходы по реализации товаров являются одним из основных показателей работы торгового предприятия. От их величины во многом зависит финансовый результат торгового предприятия, то есть доход. За размером расходов и их хозяйственной целесообразностью должен осуществляться систематический контроль, который производится путем проверки смет, договоров, товарных и денежных документов, которыми оформляются операции по производству расходов, путем анализа и аудита. Систематический контроль расходов позволяет выявить резервы их дальнейшего снижения. При переходе на международные стандарты произошло деление расходов хозяйствующих субъектов на расходы, относимые в себестоимость продукции (работ, услуг) и так называемые «расходы периода», которые списываются в конце отчетного периода на уменьшение итогового дохода, то есть бухгалтерский учет ведется по так называемой модели «усеченной се бестоимости». Расходы по реализации товаров (работ, услуг) основываются на составляемой в установленном порядке первичной документации, которой оформляются все операции. Первичные документы должны содержать, в соответствии с пунктом 4 статьи 6-1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», следующие основные реквизиты: - наименование документа; - наименование организации (или инициалы предпринимателя); - дату составления; - содержание хозяйственной операции; - измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении); - должность, фамилию, подпись лиц, ответственных за решение хозяйственной операции. Расходы по реализации товаров (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим экономическим эле ментам: - материальные затраты; - расходы на оплату труда; - отчисления - социальный налог, социальный сбор, пенсионный фонд; - амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств и нематериальных активов; - прочие затраты. В расходы по реализации (в соответствии с учетной политикой субъекта) включаются следующие расходы, произведенные при продаже товарно-материальных запасов (работ, услуг): - заработная плата работников, занятых реализацией товаров: Д-Т 7110 «Расходы по реализации продукции (товаров, работ, услуг») К-Т 3350; - отчисления от оплаты труда работников, занятых реализацией това ров (социальный налог): Д-Т 7110 К-Т 3150 «Социальный налог»; - расходы по страхованию собственности: Д-Т 7110 К-Т 3410 «Гарантийные обязательства»; - командировочные расходы работников сбыта: Д-Т 7110 К-Т 1250; - амортизационные отчисления и расходы по содержанию основных средств, используемых при реализации товаров: Д-Т 7110 К-Т 2420 «Амортизация основных средств»; - транспортировка грузов до пункта отправления, погрузочно-разгрузочные работы: Д-Т 7110 К-Т 3350, 3150 «Социальный налог», 3310 и др.; - расходы по изучению рынков сбыта и продвижению товаров на рынок (затраты на маркетинг): Д-Т 7110 К-Т 3310, 1330 «Товары»; - расходы на разработку и издание рекламных изданий: Д-Т 7110 К-Т 3310, 3390; - участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателю или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные расходы: Д-Т 7110 К-Т 1330. В конце отчетного периода расходы по реализации продукции также подлежат списанию на итоговый доход (убыток): Д-т 5610 К-т 7110 В конце отчетного периода списывается себестоимость реализованных товаров на уменьшение итогового дохода: Д-Т 5610 К-Т 7010 «Себестоимость реализованных товаров» Списываются доходы на увеличение итогового дохода: Д-Т 6010 «Доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» К-Т 5610 На счете 5610 «Итоговая прибыль (убыток»> в конце отчетного периода определяется налогооблагаемый доход (убыток) от хозяйственной деятельности субъектов путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов: Начислен подоходный налог с юридических лиц: Д-Т 7710 «Расходы по корпоративному подоходному налогу» К-Т 3110 «Корпоративный подоходный налог к выплате» Списываются расходы по подоходному налогу на уменьшение итогового дохода: Д-Т 5610 «Итоговая прибыль (убыток)» К-Т 7710 «Расходы по корпоративному подоходному налогу» Затем определяем доход после налогообложения: Д-Т 5610 К-Т 5510 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года»
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |