КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие деятельности
Активность – способность к самостоятельному реагированию (в отличие от реактивности). Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности Основные черты деятельности: 1) активность (внешняя и внутренняя); 2) социальный характер удовлетворения потребностей; 3) связь с потребностями, источником активности является мотив; 4) регуляция сознанием; 5) сознавание цели.
Классификация С. Л. Рубинштейна. · Игра. · Учение. · Труд.
Классификация Б. Г. Ананьева (и Б. Ф. Ломова). · Теоретическая деятельность (познание). · Общение и общественное поведение. · Практическая деятельность (труд). Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Учебная деятельность – особая форма познавательной активность, целью которой является осуществление познания. Труд - деятельность, направленная на удовлетворение тех или иных потребностей общества и индивидов как членов общества. Общение – 1) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера Структура общения (коммуникативный акт): отношения, установки, цели, намерения участников; средства коммуникативного процесса.
Основные закономерности психического развития Развитие как процесс количественных и качественных изменений физических и психических свойств человека. Общие законы развития: закон стадиальности (качественный характер развития); закон неравномерности (наличие подъемов, спадов, сенситивных периодов и критических возрастов); закон разновременности (гетерохронность развития психических функций); интеграция психики; пластичность и возможность компенсации психики. Закономерности, вторичные по отношению к воздействию среды (условий жизни и воспитания). Л.С.Выготский о социальных закономерностях развития: в процессе развития происходит переход от непосредственных (естественных) форм поведения к опосредованным формам, возникшим в процессе культурного развития психических функций (формирование опосредованного запоминания, произвольной памяти, внимания, восприятия, понятийного мышления); в психике нет ничего такого, чего не было бы в отношениях между людьми; в процессе развития происходит переход психических функций извне вовнутрь, т. е. интериоризация психических функций. Условия (факторы) психического развития в онтогенезе: наследственность; среда (биологическая и социальная); обучение и воспитание; собственная активность ребенка в различных видах деятельности, в общении и самовоспитании.
Взаимосвязь психического развития и деятельности Взаимосвязь психического развития и деятельности (С.Л.Рубинштейн): принцип единства сознания и деятельности. Генетическая классификация видов деятельности: игра, учение, труд. Классификация видов деятельности: предметная деятельность, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность. Д.Б.Эльконин о взаимосвязи психического развития и игры и учения. М.И.Лисина о влиянии различных форм общения на психическое развитие ребенка. Игра как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Функции игры: воспроизведение норм человеческой жизни и деятельности; интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности; проектирование; формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Теории игры в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Структура игры детей: роли; игровые действия как средства реализации ролей; игровое употребление предметов; реальные отношения между играющими. Роль в игре как сочетание прав и обязанностей ребенка. Сюжет как отражение действительности. Содержание игры как отражение деятельности взрослых. Средства игры: знания о людях, взаимоотношениях, способы действия с предметами, нравственные оценки и чувства. Результаты игры: развитие общения; произвольности внимания, памяти, психомоторики, мышления, речи, воображения; развитие предметных умений (рисование, конструирование); подготовка к учебной деятельности. Двуплановость игры: реальная деятельность, условная деятельность. Символический характер игры. Эволюция игры ребенка: предметно-манипулятивные игры (их подражательный характер); сюжетные (многоактные) игры; сюжетно-ролевые. Виды игр: подвижные, дидактические, игры-драматизации, ролевые, конструктивные. Учебная деятельность. Понятия "усвоение", "развитие", "обучение". Усвоение как процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных способов преобразований предметов окружающей действительности, типов отношения к ним и процесс превращения этих общественно выработанных эталонов в форме индивидуальной "субъективности". Развитие как усвоение (присвоение) индивидом общественно-исторического опыта. Обучение как система организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта. Усвоение обобщенных способов действия в сфере научных понятий и происходящие на этой основе качественные изменения в психическом развитии ребенка как главное содержание деятельности. Строение учебной деятельности: понимание ребенком учебных задач (принятие ее); осуществление ребенком учебных действий; выполнение самим учеником действий контроля и оценки. Психическое развитие в процессе предметной и трудовой деятельности. Труд как процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой (К.Маркс). Труд как сознательная целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении трудящегося и регулируется волей в соответствии с поставленной задачей. Своеобразие труда: деятельность в соответствии с задачей; подчинение достижению намеченного результата; планирование и контроль исполнения; труд требует внутренней дисциплины. Далекая и короткая мотивация в трудовой деятельности. Значение воли, произвольного внимания, знаний, навыков, интеллектуальных процессов и творчества в трудовой деятельности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |