Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Течения 1960-х

Лекция 2. Лирика Б. Пастернака и различные поэтические

1890-1960. В 40-50-е годы Пастернак является уже зрелым поэтом. К этому времени относятся такие сборники «На ранних поездах» 1944; «Когда разгуляется» 1958. В эстетике этого времени для поэта становится важен принцип простоты, он обращается к природе как источнику такой простоты и к быту, к социуму, к жизни простого народа, поэт ищет этические основы жизни. В жизни простых людей, часто в тишине этой жизни Паст видит высшее проявление бытия, именно бытовой повседневный мир обладает тем необходимым человеку теплом, что держит его всю жизнь. Открывая простых людей поэт обретает любовь к ним. «Поездка» – поезд выступает как символ истории, поэт ищет и находит своё место в этом поезде с тем, чтобы включиться в общую драму бытия, истории «Гамлет». Зрелый паст выступает восторженным почитателем жизни даже в отношении и приятии смерти: «Жизнь ведь тоже только миг», «В больнице» – готовность встретить смерть и чувство благодарности за жизнь.

Зрелый паст подводит итоги своего творчества и тема творчества является сквозной в его творчестве. Концепция поэта выглядит следующим образом – поэт не одиночка и не индивидуалист, он должен находится вместе со всем народом, с людьми, только тогда он постигнет свою роль в истории и эпохе «Быть знаменитым некрасиво». Это особое отношение к жизни, когда каждый её миг ценен и поэт лишь помогает голосу жизни выразить себя, поэтому при описании природы зрелый Паст ставит в центр природы не себя, свою индивидуальность, своё видение, а как бы изнутри выражает облик природы, она начинает выступать как самостоятельный образ. В это время появляется образ ученика, подмастерья, каковым и является поэт, он лишь переносит, копирует жизнь, природу, мир на бумагу. В природе поэт угадывает сакральное духовное начало: «Когда разгуляется», «Снег идет», «Ветер», «Июль», «Иней», «Единственные дни». В этих стихотворениях проявляется некое религиозное чувство поэта в соединении с природой, это абсолютная нераздельность мира людей и мира природы. Когда разгуляется показательный пример соединения человека и природы, здесь поэт открывает сущность жизни закон вечного возрождения вечной жизни.

«Громкая поэзия». Термин неофициален, означает эстрадную поэзию, т.е. ту, что читалась с эстрады, для всех, поэты этого направления собирали стадионы. Наиболее известны вечера поэзии в Политехническом институте. Пример: фильм М. Хуциева и Г. Шпаликова «Мне 20 лет (Застава Ильича)». Именно поэзия, сфокусирова тогда проблематику, которая волновала всех и каждого, стала действенным стимулом общественного и личного самосознания. «Стихи читает чуть не вся Россия, и чуть не пол-России пишет их» (Евтушенко). Лидером течения был Е. Евтушенко (1933), кот начал писать ещё в середине 50-х годов. Сюда же примыкали Р. Рождественский, Вл. Цыбин, Вл. Гордеечев, А. Вознесенский (1933), Р. Казакова, Б. Ахмадулина (совсем немного) и Б. Окуджава (немного). Для эстетики этого течения в целом характерны рост личности, чувство самосознания, право на свою необычность, критический пафос по отношению к действительности. Действительность поэтами гром поэзии воспринималась как дисгармоническая, ибо наследие прошлого, особенно культ личности во многом повлияли на их сознание, они критически относились к прошлому, в частности к жизни своих отцов: «если бы мы жили тогда, мы бы не молчали», однако это не пессимистическая разочарованность, а с надеждой на будущее, вера в новые времена. Именно они первыми начали говорить о нецельности человека, о противоречивости его стремлений и желаний, им принадлежит заслуга возвращения в литературу авангардистской поэтики, для кот характерны повышенная метафоричность, гротеск, детализация, когда мир разнимается на отдельные детали, а затем собирается в субъективном образе этого мира. Для поэзии характерен пафос бунта, духовный стриптиз перед публикой, перед многомиллионной аудиторией, это и желание говорить от лица всех, от всей эпохи, желание быть услышанным всей Вселенной. Гром поэзия создала обобщающий образ лирического героя и мира. Герой представляет собой некоего злого мальчика, эта злость на безотцовщину. Евтушенко «Свадьбы» Рождественский «43 год». Казакова «Проклинаем войну», Вознесенский «Андрею Тарковскому». В связи с мотивом безотцовщины важен мотив московского двора. Это святой Вифлеем, кот воспитал и вскормил поколение, ср., например, «Арбат, мой Арбат» Окуджавы, «Большой Каретный» Высоцкого. Двор является малой родиной. Поэтому, выпячивая своё «я», герой воспринимал себя как рядового представителя поколения, они были не только молоды биографически, но и молоды душой, поэтому в них не было самоуверенности, а характерно стремление к обычности. Евтушенко «Будем великими», Вознесенский «Мы песчинки». Они хотели быть посредниками между прекрасным будущим и настоящим, отсюда драматичное сознание своей жертвенности, ибо они не успели стать великими. Так наблюдается внутренний трагизм, когда приходится жертвовать собой, своими желаниями ради будущего. Так обостренно лирический герой воспринимает своё «я». Громкая поэзия исповедальна на весь мир, распахнута всему миру. Расширение интимного мира происходит в двух направлениях: во-первых, лирич герой обращен к обществу, к быту. Обыденная жизнь входит в поэзию, в эстетическую систему, это нужно для того, чтобы дать этическую оценку происходящему, что плохо, что хорошо. Евтушенко «Я в русской чайной», «Кассирша», «Лифтерше Маше за сорок», «Две дикторши». Поэт видит конкретного человека, кот брошен обществом на произвол судьбы, а на самом деле этот человек интересен и значим, его малая жизнь делает жизнь большую, отсюда равнозначность мира большого и мира малого. Во-вторых, планетарность мироощущения. Поэтический мир расширяется до размеров всей Вселенной, поэтому нет стихов с классовой ориентацией, с какой-то одной культурой, поэзия гуманистична. Однако в ощущении мира нет единства, мир разрознен и урбанистичен, он сделан руками человека, отсюда противоречивое отношение к научно-технической революции. С одной стороны, она воспевается поэтами, ибо ломает старое, отжившее, с другой стороны, НТР уничтожает природу, элементы вечного бытия.

В середине 60-х годов громкая поэзия претерпевает кризис, это связано с и кризисом идей шестидесятничества вообще, и с внутренним кризисом, противоречия цивилизации отразились и на громкой поэзии, неудовлетворенность человеческой души в современном мире поэты громкой поэзии связали с овеществлением души. В поэзии таких поэтов как Евтушенко и Вознесенский кризис выразился в обращении к природе. Если ранние стихи Вознесенского «Параболла», «Треугольная груша», «Мозаика» выражали поэтику авангарда, когда мир разнимается на составные части и доводится до знака, до символа, то в начале 70-х появляются стихотворения, говорящие о хаосе окружающего мира: «Плач по двум нерожденным поэмам» (неосуществленность всех людей, в каждом погиб великий ученый или поэт), «Рок-н-ролл» (модель современного мира, жестокий, бессмысленный круг, из кот нет выхода), «Тишины хочу, тишины».

В 70-х годах у Вознесенского появляются такие сборники как «Тень звука», «Дубовый лист виолончельный», «Витражных дел мастер», где с новым пафосом звучит иная эстетика. Вознесенский становится эклектичен – вмещает как цивилизацию так и природу, появляется представление о человеке как преобразователе и концепция жизни как движении. В обращении к природе у Вознесенского отсутствует чувство покоя, гармонии, наоборот, все в мире противоречиво, история – это вечная борьба противоречий, где прогресс не может спасти мир. «Пес твой, эпоха» – лирический герой связан с эпохой, появляется образ пса хранителя времени. Он нюхом чувствует приближение времени торга, обмена, рынка. Приходит иная цивилизация, цивил массовой культуры, общего потока, общих мест. НТР в этом ряду понимается уже как разрушительная сила, появляется экологический аспект, кот связан с темой разрушения и умирания природы («Собакалипсис»).

Экологическим может быть названо стихотворение «Кабанья охота», где разворачивается гротесковая ситуация, герой занимает место затравленного на охоте кабана, расчлененного на части, так разворачивается метафора жизни-охоты, где убивают и уничтожают люди друг друга.

В это время для Возн становится важной тема искусства и художника, поэта в искусстве. В стихотворении «Васильки Шагала» природа и искусство уравниваются, но, по мнению Возн, Шагал слишком идеализирует и романтизирует жизнь, в реальной жизни господствуют сорняки. Но поэт должен всегда нести свет и тепло. У Возн рождается и мотив суверенности внутренней жизни человека, нельзя вмешиваться во внутренний мир другого человека, должно быть сострадание и умение услышать дальнего – «Фары дальнего света».

В настоящее время Возн остается поэтом-модернистом. Он человек современного мироощущения в том, что видит действительность во всей её правде, отсюда образы реальной действительности, данной эпатажно, но часто эпатаж – это лишь способ защиты души. Один из последних сборников поэта наз «Казино», это символ нашей жизни, где все превращено в рулетку, в возможность проиграть и выграть жизнь. Видеома «Мона Лиза».

Антитезу громкой поэзии составляла «тихая лирика». Закономерно, что 60-е зафиксированы в «громкой лирике» с их пафосом и декларативностью, а начало 70-х связано уже с камерностью и интимностью «тихой лирики». Слово поэта, адресованное многим, теперь обращается к каждому. Представители: Н. Рубцов (1936-1971), В. Соколов (1928-1997). Тихая лирика, наоборот, ориентирована на узкий круг читателей, на душевный разговор, она вводит в сегодняшний день прошлое, но не как прапамять (объяснить, что такое), а как свои собственные накопления, личные переживания прошлого, поэтому у поэтов тихой лирики нет катастрофического ощущения времени, они просто фиксируют состояние души человека, его ощущения в переживании прошлого, так Рубцов связывал такие события прошлой истории как татарское нашествие и Великую Отечественную войну с настоящим ощущением жизни.

Корни тихой лирики и, в частности, лирики Рубцова заложены ещё новокрестьянскими поэтами Н. Клюевым и С. Есениным. Родина, её восприятие, обращение к ней как в диалоге становится центральным образом поэзии. Возможно ещё одно определение этой поэзии – онтологическая или натурфилософская, т.е. философия природы, рассматриваемая в её целостности, в переживании бытия. Человек и природа в этой лирике связываются в нерасторжимое целое, тождество макрокосмоса и микрокосмоса. В лирике Рубцова происходит не только описание неразрывности существования человека и бытия, но и попытка выделения себя из мира природы, чтобы писать о ней. Важным в понимании концепции Рубцова становится стих «Ночное ощущение».

Затем – трагедия России в таких стихотворениях, как «Старая дорога», «Я буду скакать по холмам …». Россия лишилась своих былых заслуг, прошлое превращается в заброшенную дорогу, кот ведет в никуда, Россия уснувшая и умирающая страна, великая, но потерянная навсегда, дети её – это пилигримы, ищущие и не находящие смысла в жизни, своего пути. Возникает ощущение Апокалипсиса – «на реке Сухоне», и сам лирич герой забывает, откуда он родом и что он хочет от жизни.

Поэзия Соколова представляет городской вариант тихой лирики. Природу здесь заменяет городская культура Москвы, садово-парковые ансамбли. В соединении с рукотворной природой должна проходить жизнь человека, поэтому такое природные явления, как дождь, снег, времена года, их смена становятся связующими элементами между бытием и человеком. «Весь в перьях сад..», «Снегопад, в эту ночь очистительную», «Снег в сентябре». Однако, и у Сокол мир негармоничен, ибо человек своими руками может разрушить то, что создал: «Новоарбатская баллада».

Общее замечание для шестидесятников и литературной ситуации: устремление к гармонии результативно только тогда, когда не игнорируется общая дисгармоничность окружающей жизни. Чем сильнее жажда идеала, тем обостреннее восприятие драматизма и трагичности человеческого существования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Культурная атмосфера послевоенного десятилетия и 50-60-х годов. Феномен «оттепели» | Лекция 3. Роман Л. Леонова «Русский лес»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.