КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Репутация как накопление паблицитного капитала. Роль корпоративной культуры, положительного имиджа организации в наращивании паблицитного капитала.
Лекция 1. Понятие коммуникационного менеджмента. Основные принципы организации управления коммуникациями. Роль корпоративной коммуникации в системе менеджмента. Суть коммуникационного менеджмента, сфера его применения, характеристика его основных участников. Важнейшими проблемами современного бизнеса становятся выходящие на первый план действия трудноуловимых, трудноизмеримых и практически непредсказуемых факторов: - Главной задачей является не увеличение эффективности производства, а адаптация людей к изменениям вследствие внедрения более эффективных технологий; - Эффективность нововведения определяется не столько управлением программой развития, сколько изменением отношения к товару потребителей и отвечающих за реализацию агентов и дилеров; - Работа с персоналом заключается не столько в требовании соответствия стандартам, сколько в формировании у лучших людей мотивации на работу именно в этой фирме; - Финансовая деятельность состоит не столько в планировании затрат, сколько в умелой работе с инвесторами. Несмотря на уменьшающееся число запретов и ограничений, связанных с происхождением, воспитанием и положением в иерархической системе общества, выросло число правил, диктующих, как людям следует общаться друг с другом. На смену командной экономике пришла экономика переговоров. Из анализа этого процесса могло сложиться впечатление, что люди обрели большую свободу, однако на самом деле нормой стало обязательное консультирование и переговоры по всем более или менее важным вопросам. Теперь общество требует, чтобы, действуя, граждане каждый раз учитывали позиции огромного числа других членов, спектр интересов которых стал значительно шире по сравнению с тем, что было раньше. И поэтому люди намного чаще стали вступать в контакты и поддерживать отношения с большим числом людей, существенно различающихся между собой с точки зрения интересов и системы ценностей. Такая тенденция свойственна отношениям и между отдельными членами социума, и между организациями. Не так давно (1999) Шолтен — ученый, ведущий исследования в области коммуникации, — предложил теорию, согласно которой для выживания организации в современном мире фундаментальное значение имеют два фактора, а именно: «быть хорошей» и «быть видимой». Понятие «хорошая организация» можно трактовать двояко. Естественно, что организация должна быть «хорошей» прежде всего в том плане, что она обязана предоставлять качественные товарки услуги по приемлемым ценам. Но, кроме того, мы готовы считать «хорошей» ту организацию, которая может и способна подтвердить на практике, что ведет свою деятельность таким образом, что это дает ей право на определенное продолжение в социуме. Это означает, что критерии ответственности или безответственности следует искать в самом обществе. Но это только одна сторона медали. С другой стороны, организация должна быть явно «видимой». За этим также стоят две идеи: во-первых, это означает, что продукция и услуги организации должны быть «известны» — «видимы» обществу. Во-вторых, образ организации складывается в том числе из тех ценностей, которые она разделяет. Представление о ценностях организации можно почерпнуть из отчетов о ее деятельности и ее конкретных практических мероприятий, которые демонстрируют, что организация принимает во внимание интересы и мнения общественности. Оба отношения складываются из того, в какой манере организация осуществляет коммуникации с окружающей средой. В ходе исследований кризисных коммуникаций было установлено, что исход коммуникаций в условиях кризиса в значительной мере предопределяется отношениями, существовавшими между организацией и этими группами в докризисное время. Это означает, что метод коммуникации касается не только отдельных коммуникационных мероприятий, но и (может быть в первую очередь) превентивных мер для установления благоприятных отношений. Авторы, пишущие о коммуникациях в условиях кризиса, предупреждают, что если аудитория переходит к активным действиям и собирает свои «полки на баррикадах», значит, время уже упущено. Это означает, что общение с персоналом, клиентами, представителями прессы, рынком труда, источниками финансирования и т.д. должно регулироваться политикой организации на высшем уровне, опираясь на долгосрочную стратегию. Именно по этой причине сегодня речь идет о стратегическом управлении коммуникациями. Под этим подразумевается специальная функция, выполняемая внутри частной или общественной (государственной) организации или для нее — сторонней организацией. Стратегическое управление коммуникациями занимается вопросами инициации, направления (ориентации) и контроля над коммуникациями, а также над информационными процессами в контексте организации и в рамках ее политики. Стратегическое управление коммуникациями исследует перспективы организации, создает рычаги для наиболее эффективного воздействия на организацию как на единое целое с учетом характера ее функционирования в обществе и принятых кратко- и долгосрочных решений. Один из основоположников теории менеджмента А.Файоль характеризовал функции управления следующим образом: · предвидеть, · организовать, · руководить, · координировать, · контролировать. Рассматривая этот набор управленческих действий как базовый, соотнесем его с управлением коммуникацией. Таким образом, управлять коммуникацией - это значит: · определять цели коммуникации, · определять пути достижения этих целей, · планировать с учетом ресурсов и ситуаций конкретные действия, направленные на достижение целей, · организовать реализацию этих планов, · координировать взаимодействие компонентов коммуникационного процесса, а также действия непосредственных исполнителей, · контролировать, · корректировать процесс по результатам коммуникации. Деятельность, включающую в себя всю совокупность перечисленных управленческих процедур и операций, мы и называем коммуникационным менеджментом. Эта деятельность заключается в профессиональном использовании приемов, методов, процедур, технологии, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между различного уровня общностями и индивидами, представляющими организацию и ее среду. Коммуникационный менеджмент - профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой путем реализации коммуникационной политики. Коммуникационная политика включает в себя: · определение целей коммуникации, путей их достижения, · содержание распространяемой на различные аудитории информации, · планирование обратной связи. Функции соответствующего отдела: • Выработка общей коммуникативной стратегии фирмы - как на перспективу, так и в конкретных ситуациях; • Участие в подготовке публичных мероприятий и заявлений, включая подготовку текстов выступлений, речей и докладов; • Информационное продвижение фирмы в целом и ее продукции, услуг, включая планирование и проведение конкретных кампаний и акций; • Поддержка и развитие отношений с органами власти, включая выработку рекомендаций, обеспечение необходимых контактов, продвижение и защиту интересов фирмы, ее позиции в органах исполнительной и законодательной власти, участие в избирательных кампаниях; • Связи с потребителями, клиентами и партнерами, в том числе - обеспечение эффективной обратной связи, позитивного восприятия фирмы и ее деятельности; • Формирование и продвижение позитивного привлекательного имиджа фирмы (институциональная корпоративная реклама) - разработка и реализация программ, проектов, событий, направленных на завоевание расположения ключевых групп общественности; • Донорская деятельность фирмы - ее участие в благотворительности, патронаже, спонсорской поддержке социально значимых проектов и программ, учреждение или участие в создании специальных фондов, премий, стипендий и т. д.; • Поддержка добрых отношений с местным населением, включая благоустройство, защиту окружающей среды, обеспечение безопасности, разъяснение перспектив развития фирмы и т. д.; • Представительская деятельность - организация приема гостей, проведение экскурсий по предприятию, подготовка и проведение торжественных мероприятий и праздников; • Разъяснительная работа с персоналом фирмы относительно итогов и перспектив ее деятельности, проведение корпоративных акций, организация специальных образовательных проектов, программ и мероприятий; • Координация всех направлений PR-деятельности фирмы и ее подразделений.
Коммуникационный менеджмент - деятельность по разрешению коммуникационных проблем организации Возможные проявления коммуникационных проблем бывают следующими: · На рынке компания конкурирует только за счет ценовой политики · Возникают непредвиденные сложности с партнерами · Непредсказуемо ведут себя клиенты · Нет поддержки деятельности компании государственными структурами · Люди, окружающие компанию, ведут себя хаотическим непредсказуемым образом · Иногда возникают кризисы, т.к партнеры принимают непонятные решения · Сотрудники компании в своей деятельности не руководствуются стратегическими интересами компании · Журналисты все время пишут не о достижениях компании, а о ее проблемах Для того, чтобы решить проблему, в первую очередь нужно описать ее более детально. Само детальное описание и будет одним из важных шагов к решению проблемы. Затем необходимо исследование моделей мышления целевых аудиторий. Глубинное исследование призвано ответить на вопросы о целях деятельности, ценностях и стратегиях целевых аудиторий, об их представлении о желаемом будущем и путях достижения этого будущего, о ключевых программах, подчиняясь которым представители целевых аудиторий принимают те, или иные решения, о связях, которые существуют в их моделях мышления между стратегиями, тактиками и действиями. И только после этого, после того, как мы поняли куда стремятся столь значимые для каждой компании целевые аудитории и ключевые люди, мы можем строить коммуникационную политику, опирающуюся на интересы как самой компании, так и всех людей, вовлеченных в процесс развития компании. Создается основа коммуникационной политики, называемая Концепцией. В ней детально прописываются как цели, задачи, сами целевые аудитории, так и пути достижения результатов с учетом всех моделей мышления. Для создания и поддержания длительных, стратегических партнерских отношений с целевыми аудиториями, вовлеченными в развитие, нужно создавать самые ресурсные и эффективные стратегии, которые проявляются внешне в идеологии и наборе мероприятий. Иногда для налаживания взаимоотношений необходимо проводить большие рекламные кампании, иногда нужны небольшие PR, рекламные или промоакции, иногда нужны просто регулярные встречи с представителями целевых аудиторий, от которых зависит Ваш бизнес, иногда эти встречи должны носить мотивационный или переформировывающий характер, иногда необходимо создавать и реализовывать совместные проекты. Эти мероприятия являются каналами для налаживания взаимоотношений и могут быть различны в зависимости от доверия каждой целевой аудитории к каждому конкретному каналу. Как и любые другие взаимоотношения, стратегические партнерские взаимоотношения не могут быть налажены моментально. Необходима системная работа по налаживанию и поддержанию таких отношений, которая состоит в том числе из постоянного анализа целевых аудиторий и ключевых персон, анализа изменения моделей мышления этих целевых аудиторий, разработки способов и каналов налаживания и поддержания взаимоотношений, отслеживания обратной связи. Для успешной реализации коммуникационной политики в крупной организации необходимо, кроме технологических разработок, соответствующее подразделение, включающее в себя как минимум аналитико-прогностическую пресс-группу и группу по связям с общественностью. Такое структурированное подразделение позволит организации: · создать возможность для своевременного выявления и решения коммуникационных проблем; · сделать исходящую информацию управляемой; · более расчетливо выбирать цели коммуникации, ориентируясь не столько на массовую, сколько на специализированные аудитории; · обеспечить более высокий уровень обратной связи, что, в свою очередь, сделает коммуникацию более эффективной. Так же, как и другие сферы функционального менеджмента, коммуникационный менеджмент вытекает из целей и стратегии организации, реализуется в тактических решениях, имеет свои собственные цели и программы/проекты, бюджет. Стратегический подход к управлению коммуникациями обеспечивает системный подход к организации внешних и внутренних коммуникаций организации, интеграцию коммуникативной функции в систему организационного управления. Менеджер по коммуникациям осуществляет менеджмент паблицитного капитала клиента. Паблицитный капитал — это особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций. Этот вид капитала несводим к другим видам, но в существенной мере произволен от них. Паблицитный капитал, как и любой другой, представляет собой социальное отношение, связанное с собственностью, и сущность его связана с самовозрастанием стоимости за счет использования потребительной стоимости, заключенной в собственности. Субъект собственности на паблицитный капитал за счет его рыночного использования способен осуществить увеличение своей экономической власти. О какой потребительной стоимости идет речь при функционировании паблицитного капитала? В качестве соответствующей потребительной стоимости выступают такие нематериальные субстанции, как репутация, позитивное общественное мнение, престиж и привлекательный имидж в глазах общественности, эффективный и выгодный публичный дискурс и, в целом, позитивное паблисити. Каждая из этих субстанций и все они вместе в рыночных условиях имеют свой стоимостной эквивалент и, по существу, функционируют как стоимости. Как и другие виды капитала, паблицитный капитал представляет собой самовозрастающую стоимость, способную увеличивать экономическую власть своего собственника. Возрастание объема паблицитного капитала означает для его собственника прирост общественного доверия, укрепление позитивного имиджа, формирование все более благоприятного общественного мнения и другие. Но все эти результаты имеют свой, вполне определенный экономический эквивалент. Увеличение общественного престижа коммерческой фирмы, торговой марки и т.п. улучшает условия ее рыночного функционирования, увеличивает объем продаж, позволяют опередить конкурентов и в целом перестраивают в ее пользу конкурентную среду. В результате фирма приумножает свой финансовый капитал и вытекающую из него экономическую власть. Вкладывая далее средства в PR, развивая благотворительность, фирма увеличивает и объем своего паблицитного капитала. Аналогичная ситуация имеет место в политической сфере, когда инвестиции в PR субъекта политической жизни увеличивают его паблицитный капитал, он приобретает конкурентные преимущества на политическом рынке. В результате, когда тот или иной персонифицированный или институциональный субъект политического процесса выигрывает выборы, обретает политическую власть, увеличивается и объем его экономической власти. Победители выборов получают возможность формировать и исполнять бюджеты, распоряжаться собственностью и ресурсами, направлять и перенаправлять инвестиционные и экспортно-импортные потоки, видоизменять налоговое, бюджетное, таможенное, финансовое и другое законодательство. Паблицитный капитал (капитал публичности) способен конвертироваться в другие виды капитала—экономический, политический и другой, но и они, в свою очередь, могут быть конвертированы в паблицитный капитал. Роль менеджера по коммуникациям заключается в том, чтобы служить центральным звеном в системе контроля над коммуникациями в организации, т.е. не самому быть коммуникатором, а стать менеджером или руководителем, учителем процесса коммуникаций для других. Любой, кто является проводником этого процесса с любой стороны симметрично пограничной зоны, получает контроль не только над потоками коммуникаций к персоналу организации, но и к потокам, направленным на внешние аудитории. В смысле контроля, осуществляемого менеджерами по коммуникациям, высшее управленческое звено — это не более чем еще одна группа общественности. Каждый член организации в то или иное время (а иногда — и одновременно) выступает в роли передатчика и приемника сообщения. Менеджер по коммуникации находится в центре потока коммуникаций, он анализирует возникающие проблемы, затем решает, какие изменения можно внести с помощью коммуникаций, и для «лечения» выбирает одну или несколько стратегий. Таким образом пограничная — по сути процесса — позиция менеджера по коммуникациям становится центральной позицией в организации, в которой все и вся — персонал, отделы, подразделения, высший эшелон менеджмента, соседи по отрасли, конкуренты, потребители и прочие заинтересованные лица — разделены между собой четкими границами.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |