Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы исследования

Методологические основы маркетинга складываются из общенаучных методов.

Системный анализ позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.

Так, изменения на рынке потребительских товаров могут быть следствием, с одной стороны, внешних процессов, т.е. изменений в сфере рынка средств производства, финансового и междуна-родного рынков, а с другой – внутренних, касающихся развития рынков тесно взаимосвязанных турпродуктов.

Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные направления.

Например, проблематика рынка отдельного турпродукта может быть связана с изменением спро-са, товарного предложения или цены. Изучая их в комплексе, можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшейся ситуации.

Конечно, системный анализ и комплексный подход не являются антиподами, они тесно взаимо-связаны и не могут быть реализованы один без другого, поскольку при конкретной ситуации необ-ходимо исследовать:

- во-первых, все ее связи (внутренние и внешние),

- во-вторых, все стороны и аспекты ее проявления (структура, объем).

Программно-целевое планирование совершенно необходимо при выработке и реализации стра-тегии и тактики маркетинга. Более того, можно сказать, что маркетинг – это и есть использова-ние программно-целевого подхода в сфере рынка. На этом принципе основана вся плановая маркетинговая деятельность турфирмы.

Линейное программирование – как математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного, т.е. с минимальными расходами, максимальной прибылью, на-именьшими затратами времени или усилий – применяется при решении ряда проблем маркетинга, например: разработка более выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, планирование маршрутов движения сбытовых агентов.

Методы теории массового обслуживания применяются при решении проблем выбора очеред-ности обслуживания заказчиков, составления графиков поставки турпродуктов и других анало-гичных задач. Они дают возможность,

- во-первых, изучить складывающиеся закономерности, связанные с наличием потока заявок на

обслуживание, и,

- во-вторых, соблюсти необходимую очередность их выполнения.

Теория связи, рассматривающая механизм «прямых обратных связей», позволяет получить сиг-нальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров. В марке-тинговой деятельности такой подход дает возможность управлять процессами производства и сбыта (увязка производственной мощности с возможностями сбыта). Применение теории связи к организационным структурам маркетинговой деятельности помогает усовершенствовать связь предприятий с рынком и повысить эффективность использования получаемых данных.

Методы теории вероятностей помогают принимать решения, которые сводятся к определе-нию значения вероятностей наступления определенных событий и выбору из возможных действий наиболее предпочтительного. В данном случае речь идет о том, производить или нет какой-либо турпродукт, реорганизовывать либо расширять производство, проникать на рынок или нет и т.п.

Метод сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и взаимо-зависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определять сроки их выполнения, разграничивать от-ветственность, снижать затраты, предусматривать возможные отклонения. Этот метод достаточно

 

- 11 -

эффективен при разработке программы производства нового турпродукта и организации пробных продаж, подготовке и проведении сбытовых и рекламных компаний.

Экономико-статистические методы используются для комплексного решения задач, связан-ных с повышением качества услуг и одновременной экономией материальных и трудовых ресур-сов.

Турпродукт как потенциальная потребительная стоимость проявляется лишь тогда, когда пре-вращается в объект потребления. Следовательно, предметом исследования должен быть не просто производственный процесс, но и требования рынка. Причем процессы производства и изучения рынка в равной мере могут влиять друг на друга. Более значительную экономическую выгоду по-лучит та турфирма, которая, овладев искусством маркетинга, употребит знание рынка для форми-рования такой производственной программы, в которой будет отдано предпочтение продукции пользующейся повышенным спросом.

По мере развития конкуренции взаимодействие функций производства и маркетинга усложня-ется. Обращение к экономико-статистическим методам позволит предприятиям вести поиск раци-ональных решений в области технологии, организации производств и обслуживания турпродукта обеспечивающих его повышенную конкурентоспособность, проектирования.

Методы моделирования описывают систему известных или предполагаемых связей между со-бытиями, действиями или процессами:

- экономико-математическое моделирование дает возможность с учетом действующих факторов

внешней и внутренней среды оценить перспективы развития емкости рынка, определить наибо-

лее рациональные стратегии маркетинга, возможные ответные шаги конкурентов, оптимальные

затраты на маркетинг для получения необходимого размера прибыли;

- метод экспертных оценок позволяет достаточно быстро получить ответ о возможных процес-

сах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны турфирмы,

оценить эффективность тех или иных маркетинговых мероприятий. Правильное проведение

экспертизы предполагает решение ряда вопросов, связанных с формированием экспертной

группы, проведением процедуры экспертизы, выбором методов обработки результатов экс-

пертной оценки. Основными требованиями к экспертам являются их компетентность, профес-

сионализм, авторитетность, беспристрастность. Процедура экспертизы предполагает коллек-

тивное генерирование идей на основе проведения дискуссий или опросов (обычных или много-

ступенчатых) с применением анкет. Использование средств вычислительной техники помогает

не только обработать полученные данные, но и построить аналитические и имитационные мо-

дели. Все это делает метод экспертных оценок достаточно авторитетным и перспективным.

В исследованиях и разработках маркетинга активно используются методические приемы, заим-ствованные из других областей знаний. Например, широкое применение находят методы психо-логии, поскольку особое внимание в маркетинге уделяется поведению потребителей и факторам, влияющим на него. Для этого изучается мотивация поведения потребителей на рынке, исследуется восприятие ими рекламных мероприятий, образа турпродукта. Широко используются психологи-ческие тесты, мотивационный анализ.

Методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношение потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнеде-ятельности человека, его ценностные ориентации. При этом используются методы анкетирования, «панельных» обследований и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления исследования в маркетинге | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.