Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соответствии с ИСО 9000




ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА В

13.3

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО 9000

13. 2

Развитие системного подхода к управлению качеством продукции носит всеобщий характер. В развитых странах фирмы вынуждены постоянно повышать качество своей продукции, исходя из жесточайшей конкуренции на ми­ровом рынке. Требование к надежности и эффективности системы качества предприятия-поставщика привело к практике проверки и оценки его системы качества. Мас­совый характер этого явления, в свою очередь, привел к необходимости стандартизации требований к системам качества. Так в 1987 г. появились международные стан­дарты, известные под названием стандарты ИСО се­рии 9000 (эту функцию выполняют стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003).

Из подобных стандартов самым емким является стан­дарт ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элемен­ты системы качества. Руководящие указания». Он со­держит философский подход и наиболее полное описа­ние системы управления качеством. Стандарт изложен в виде рекомендаций.

Рассмотрим содержание стандартов ИСО 9001 — ИСО 9003 на примере наиболее полного стандарта ИСО 9001.

Стандарт включает следующие разделы:

1. Введение.

2. Область деятельности и сфера применения.

3. Ссылки.

4. Определения.

5. Требования к системе качества: ответственность руководства; система качества; периодический анализ контракта; управление проектированием; действия по управлению документацией; закупки продукции; про­дукция, поставляемая потребителям; идентификация продукции и прослеживаемость; управление процесса­ми; контроль и проведение испытаний; контрольное, из­мерительное и испытательное оборудование; статус кон­троля и испытаний; действия по управлению несоответствующей продукцией; корректирующие воздействия; погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и
поставка; регистрация данных о качестве; внутренняя проверка качества; подготовка кадров; техническое об­служивание; статистические методы.

Главное назначение стандарта — способствовать пре­дупреждению отклонений от заданных требований на всех стадиях — от проектирования до поставки. Он применяется в тех случаях, когда доверие заказчика к дос­тижению нужного качества может быть обеспечено по­ставщиком только путем подтверждения своих возмож­ностей в проектировании, разработке, производстве, мон­таже и обслуживании, а технические требования к будущему изделию, разработка которого предусмотрена контрактом, заданы в виде основных эксплуатационных характеристик.

 

В условиях глобального рынка, в который интегри­руется экономика России, для предприятий необходим менеджмент, обеспечивающий преимущества перед кон­курентами по критериям качества, цены, сроков постав­ки и др. За последние годы приходит понимание, что для выпуска продукции необходимого качества уже не­достаточно отдела технического контроля, контролеров в цехах, заводской лаборатории и других специфичес­ких органов.

Все большее число предприятий с целью повышения своей конкурентоспособности осознает необходимость организации у себя системы менеджмента качества и проведения ее сертификации на соответствие требовани­ям международных стандартов ИСО серии 9000.

Во-первых, заказчик признает только того постав­щика, система качества которого сертифицирована на соответствие этим нормам. Только в этом случае он уве­рен, что минимальные требования к качеству выполня­ются или будут выполнены.

Во-вторых, сертификат на систему качества позволя­ет предприятию использовать его в рекламных целях и таким образом обеспечивать себе преимущество перед кон­курентами. Нельзя недооценивать пользу от правильно разработанной и внедренной системы качества, основан­ной на этих нормах, тем более что она проявляется не только после сертификации, а уже на пути к ней и про­должает проявляться после ее успешного завершения.

В-третьих, система качества приносит прибыль за счет максимального сокращения «скрытого производ­ства», связанного с доработками, переделками, повтор­ными испытаниями и т. п.

И, наконец, наличие сертифицированной системы ка­чества — серьезный аргумент в переговорах со страхо­вой компанией при определении условий страхования профессиональной ответственности.

Важно, чтобы требования к качеству были восприня­ты всеми членами организации, а высшее руководство определило и обнародовало политику качества компа­нии. Это определяет цели качества для всех производи­телей и помогает продемонстрировать позицию высшего руководства.

Документ «Политика качества» содержит как цели, которых компания желает достичь, так и обязательства компании. Перед составлением такого документа важно все его пункты осмыслить на высших уровнях руковод­ства. Политика качества — это отправная точка для по­литики управления качеством: это означает, что компа­ния должна быть готова выполнять обязательства и сле­довать им в их выполнении (реализации).

Организационная структура системы менеджмента качества должна базироваться на сложившейся структу­ре управления процессами производства, учитывать сло­жившиеся технологические связи, традиции и опыт кол­лектива.

Руководителем системы качества является дирек­тор организации. Он формирует политику в области качества, которая устанавливает стратегические цели, принципиальные направления деятельности и опреде­ляет всю идеологию документов системы менеджмента качества.

При руководстве системы качества создается совет по качеству — консультационный орган, основной задачей которого является анализ эффективности работ системы. Непосредственное руководство системой менеджмен­та качества осуществляет уполномоченный. Его обязан­ности должны быть определены «Положением об уполномоченном от руководства по системе менеджмента ка­чества». В частности, в круг его обязанностей входит:

· обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества;

· контроль за проведением внутренних аудитов систе­мы менеджмента качества, оценка ее готовности к сертификации;

· представление отчетов директору о функционирова­нии системы менеджмента качества, анализ ее эф­фективности.

Оперативную деятельность, связанную с функциони­рованием системы менеджмента качества, осуществляет специально созданная служба качества. В ее задачи входит:

· координация работ и непосредственное участие в разработке, внедрении и эксплуатации системы менедж­мента качества;

· создание базы данных по системе менеджмента ка­чества;

· организация учета и контроля за выполнением ме­роприятий и документов системы менеджмента ка­чества, проведение внутренних проверок;

· подготовка информации руководству о функциони­ровании системы менеджмента качества для анализа ее эффективности;

· совершенствование системы менеджмента качества.

В соответствии с новыми требованиями ИСО 9000: 2000 организация должна установить и подробно определить требования к изменению, включая критерии приемки для продуктов и/или услуг. Измерение продукта и/или услуги должно быть спланировано для того, чтобы вери­фицировать (подтвердить) соответствие с подробно уста­новленными требованиями.

Применительно к измерению продуктов и/или ус­луг, требования должны включать:

· план любого контроля испытаний;

· как организация намерена верифицировать постав­щика продуктов и/или услуг;

· где в технологической схеме процесса располагаются точки контроля и испытаний;

· какие характеристики могут быть проконтролиро­ваны и испытаны в каждой точке, каковы процеду­ры и критерии приемки, технические приемы и спе­циальное оборудование, требуемая квалификация персонала;

· где заказчик установил точки для доказательства или верификации выделенных характеристик продукта и/или услуги;

· где требуются испытания для подтверждения работ;

· где, когда и как организация намерена или обязана использовать для выполнения работ квалифициро­ванную третью сторону: выборочные испытания, ве­рификацию продукта и/или услуги, утверждение про­дукта и/или услуги;

· сертификация материала, продукта и/или услуги, про­цесса, системы менеджмента качества или персонала;

· окончательный контроль для подтверждения того, что все установленные операции контроля и испыта­ния выполнены и приняты;

· выходные данные измеряемого процесса, продукта и/или услуги.

До поставки продукции заказчику организация дол­жна подтвердить:

· соответствие продукта и/или услуги требованиям за­казчика;

· установление процесса поставки продукта и/или ус­луги;

· наличие ресурсов для выполнения сервисных обяза­тельств;

· выполнение применяемых на практике правил, стан­дартов, чертежей и спецификаций;

· наличие информации, предназначенной заказчику, в отношении использования продукта и/или услуги.

Типичными примерами результатов контроля про­дукции являются:

· отчеты о контроле и испытаниях;

· сопроводительная информация на реализуемый ма­териал;

· сертификация, когда это требуется.

Организация должна планировать использование ста­тистических методов для анализа данных. При анализе проблем причины должны быть определены до начала планирования корректирующих или предупреждающих действий. Информация и данные из всех частей органи­зации должны быть интегрированы и проанализирова­ны, чтобы оценить общее состояние выполнения работ в организации. На основе объективной информации опре­деляются методы и средства для непрерывного улучше­ния процессов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.