Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертиза промышленной безопасности




Требования к размещению промышленного объекта

При размещении промышленного объекта должны учитываться возможные отрицательные воздействия на окружающую среду и население. Законодательно устанавливается процедура получения разрешения на размещение промышленного объекта, обеспечивающая участие в ней государства, предпринимателя и общественности. Политика правильного размещения объекта применяется только к новым объектам. Что касается уже существующих, то политика может быть направлена на ограничение развития районов в непосредственной близости к промышленным объектам. В развитых странах, таких, как Голландия, Бельгия, Япония и др., в определенных случаях правительство компенсирует населению затраты на переселение из особо техногенно-опасных районов.

Проведение экспертизы промышленной безопасности предусматривается на всех стадиях функционирования промышленных объектов, начиная со стадии проектирования. Декларации безопасности также могут стать объектом экспертизы. В практическом руководстве Международного бюро труда «О предупреждении крупных промышленных аварий» говорится о необходимости проведения экспертиз промышленных объектов. Они могут проводиться как в обязательном порядке, в соответствии с действующим законодательством, так и по поручению специально уполномоченных органов, местных органов власти или общественности.

В соответствии с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Госгортехнадзор России выдает лицензии экспертным организациям на право проведения экспертизы промышленной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности осуществляется независимыми экспертными организациями, получившими официальное признание в системе аккредитации и подтверждение компетенции в проведении конкретных типов экспертиз.

Эксперты, проводящие экспертизу промышленной безопасности, проходят квалификационную аттестацию в порядке, установленном Наблюдательным советом Системы экспертизы промышленной безопасности. Госгортехнадзор и его территориальные органы ведут реестр экспертов и осуществляют его мониторинг.

Результатом экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое представляется в Госгортехнадзор России или в его территориальные органы, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с экологической экспертизой, вневедомственной строительной, экспертизой охраны труда и другими. Условия проведения комплексной экспертизы определяются соглашениями между федеральными органами исполнительной власти.

Экспертизу промышленной безопасности финансируют организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

3.5. Информирование об опасностях

Одним из наивысших достижений демократии является «право общественности на информацию о вредном воздействии» (Community Right-to-Know). Эта информация должна включать:

—описание установки, являющейся объектом потенциальной опасности;

—полное, но простое описание потенциальноопасных видов деятельности, опасных используемых веществ и методов контроля за ними;

—описание способов оповещения о чрезвычайных ситуациях;

—описание действий населения, предпринимаемых в случае чрезвычайных ситуаций;

—описание известного воздействия на людей в результате происшедших ранее аналогичных аварий;

—описание мер, которые необходимо принимать в случае поражений в результате аварии.

Рекомендации по определению расстояния от опасного объекта, в пределах которого необходимо информировать население, могут предоставить эксперты, которые проводили экспертизу опасности. Информация должна периодически повторяться и при необходимости дополняться, обновляться с учетом возможных процессов миграции населения. В странах, в которых введена процедура декларирования безопасности, указанная информация для опасных промышленных объектов представляется в составе декларации безопасности.

Местные власти и администрация предприятия должны проверять, насколько надежно доходит такая информация и насколько полно она понимается, и при необходимости принимать меры, направленные на совершенствование этой работы.

Во время чрезвычайных ситуаций администрация должна информировать население, проживающее вблизи опасного объекта, о развитии аварии, о пострадавших во время аварии, о результатах расследования причин возникновения чрезвычайной ситуации и о возможном ближайшем или долгосрочном воздействии аварии на население и окружающую среду.

Декларация безопасности — одна из форм предоставления информации, закрепленная законодательно в странах Европейского сообщества для опасных промышленных объектов. Основная цель декларирования безопасности — заставить предприятие (опасный промышленный объект) провести оценку опасностей и информировать об этих опасностях компетентные органы. Декларация должна включать:

— информацию об объекте и производственных процессах для определения характера и масштабов использования опасных веществ;

— перечень мер, направленных на безопасное функционирование объекта и на контроль за отклонениями от обычного режима работ;

— идентификацию типа возможной аварии, ее вероятность и возможные последствия;

— практические действия и процедуры в случае аварийной ситуации на объекте.

Декларации безопасности должны обновляться через определенные промежутки времени, установленные законодательством, либо в случаях внесения изменений на объекте или получения новой информации об опасных веществах.

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Одна из основных задач декларирования — возложение на предпринимателя обязанностей по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им превентивных мероприятий. Работа заканчивается представлением декларации промышленной безопасности надзорным органам как обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также для информирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также информированность надзорных органов и органов местного самоуправления.

Госгортехнадзор России: определяет перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок оформления декларации; контролирует качество и своевременность представления декларации в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; в рамках соглашений взаимодействует по вопросам декларирования промышленной безопасности с министерствами и ведомствами путем разработки методических документов по декларированию типовых отраслевых объектов; определяет обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; выдает экспертным организациям лицензии на экспертизу декларации; разрабатывает нормативные и методические документы в области декларирования; ведет федеральные базы данных декларируемых объектов; контролирует правильность представления декларации органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в соответствии с действующими нормами; представляет Правительству Российской Федерации сводную информацию о ходе декларирования.

Территориальные органы Госгортехнадзора России контролируют установленные Правительством Российской Федерации сроки декларирования действующих опасных производственных объектов; взаимодействуют по вопросам декларирования промышленной безопасности с территориальными органами министерств и ведомств, органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации; контролируют правильность проведения экспертизы декларации промышленной безопасности; контролируют правильность и целесообразность уточнения или разработки декларации вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности; представляют в Госгортехнадзор России информацию о ходе декларирования в регионе.

3.6. Расследование аварий и их учет

При проведении оценки опасности и составлении декларации безопасности необходимо учитывать опыт всех происшедших аварий, анализировать причины их возникновения. Поэтому требование учета и расследования аварий является обязательным элементом законодательства по промышленной безопасности. Информацию об авариях администрация промышленного объекта обязана представлять в компетентные органы власти. Здесь следует отметить, что учету и расследованию причин мелких аварий придается большое значение, поскольку любая мелкая авария при определенном стечении обстоятельств может привести к катастрофическим последствиям. В Европейском сообществе ведется банк данных по учету аварий MARS, в который члены ЕЭС обязаны предоставлять информацию о происшедших авариях. Соответственно такое требование также содержится и в национальных законодательных актах. Например, в законе ФРГ«Об аварийных ситуациях» указано, что владелец установки обязан немедленно сообщить в компетентные органы об аварии, а также не позднее чем в недельный срок сообщить о причинах аварии и мерах, которые были приняты для ее локализации и ликвидации ее последствий.

Госгортехнадзор России организует разработку и утверждает нормативные документы по вопросам учета и расследования аварий на подконтрольных объектах, осуществляет учет и анализ аварий и несчастных случаев на подконтрольных объектах.

По каждому факту возникновения аварии проводится техническое расследование ее причин специальной комиссией. Комиссию возглавляет представитель Госгортехнадзора России или его территориального органа. В случае крупных аварий с тяжелыми последствиями Президент или Правительство Российской Федерации принимают решение о создании государственной комиссии и назначают ее председателя.

Результаты технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии. На основании анализа результатов расследования причин аварий и производственного травматизма разрабатываются меры по их предупреждению в виде указаний, приказов, постановлений Госгортехнадзора России и его территориальных органов, а также распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации. При необходимости вносятся изменения в действующее законодательство и нормативно-техническую документацию.

Представители Госкомэкологии России, Рострудинспекции Минтруда и других федеральных органов исполнительной власти при необходимости участвуют в техническом расследовании причин аварий на объектах, поднадзорных органам Госгортехнадзора России.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых произошли аварии, информируют органы Госгортехнадзора России о факте аварии, участвуют в работе комиссий по расследованию причин аварий и несчастных случаев на производстве, представляют в комиссии по техническому расследованию причин аварии всю необходимую информацию, финансируют расходы на техническое расследование аварий, Разрабатывают и обеспечивают выполнение мероприятий по предотвращению аварий и несчастных случаев на производстве, ликвидации последствий аварий.

Экспертные и страховые организации могут привлекаться к Участию в работе комиссий по расследованию причин аварий и Несчастных случаев на производстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.