Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к информации и методам, необходимым для проведения анализа риска

РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РСЧС

 

При нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров РСЧС функционирует в режиме повседневной деятельности.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или воз­никшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера решением руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации при возникновении и во время ликви­дации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В зависимости от режима функционирования основными ме­роприятиями, проводимыми РСЧС, являются:

в режиме повседневной деятельности:

наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению ус­тойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, организации обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

создание и пополнение резервов финансовых и материально-техни­ческих ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществление целевых видов страхования;

участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению гражданской обороны.

В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осу­ществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления;

в режиме повышенной готовности:

формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерских служб;

усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и при­легающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их масштабов;

принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях;

приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предполагаемый район действий.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления, а при необходимости с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных);

в режиме чрезвычайной ситуации:

выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

организация ликвидации чрезвычайной ситуации, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведение других неотложных мероприятий;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

В режиме чрезвычайной ситуации управление РСЧС осуществляется с повседневных и (или) вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) - в зависимости от развития чрезвычайной ситуации.

Информационное обеспечение РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

региональные информационно-управляющие центры;

информационно-управляющие центры органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

информационные центры организаций;

средства связи и передачи данных.

Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется правительством Российской Федерации.

Целевые функции РСЧС:

предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций (которая может быть подразделена, в свою очередь, на функцию предотвращения чрезвычайных ситуаций и функцию снижения размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций);

ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций обеспечивается заб­лаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и мате­риальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций заключается в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Решая задачи по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, РСЧС является важным элементом системы национальной безопасности страны. Основными направлениями ее деятельности являются:

во-первых, разработка предложений по государственной политике в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их реализация. РСЧС осуществляет эту функцию, объединив органы управления, силы и средства страны, в компетенцию которых входило решение этих проблем, но раньше они занимались ими разрозненно.

Ведущая роль РСЧС в реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проявляется в разработке и осуществлении государственных целевых программ по наиболее важным вопросам в данной области;

во-вторых, управление функционированием РСЧС. Руководящий орган - МЧС России - координирует деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В целях повышения эффективности этой деятельности правительством Российской Федерации образована Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющаяся коллегиальным органом управления и предназначенная для межотраслевого регулирования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее решения являются обязательными для выполнения федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В подсистемах и звеньях РСЧС эту функцию выполняют органы управления ГОЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям;

в-третьих, контрольная функция. Контроль в РСЧС осуществляется с целью обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями законодательных, нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения.

Контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является особым видом контроля и на федеральном уровне осуществляется МЧС России (при необходимости - совместно с фе­деральными надзорными органами, государственными надзорными и контрольными органами других федеральных органов исполнительной власти или их структурными подразделениями).

На территориальном и местном уровнях контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления через соответствующие органы управления ГОЧС;

в-четвертых, производственная деятельность. Она заключается в том, что РСЧС проводит профилактические мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение их масштабов, снижение потерь и ущерба от них, а также осуществляет аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций. Это направление деятельности РСЧС реализуется ее органами управления, силами и средствами.

в-пятых, функция обучения, включающая в себя подготовку и повышение квалификации специалистов РСЧС, а также обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Это обязательная функция органов управления РСЧС всех уровней.

Подготовка и повышение квалификации специалистов РСЧС осуществляются в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях осу­ществляется в учреждениях среднего и высшего образования, по месту работы в организациях и по месту жительства.

Ответственность за подготовку специалистов РСЧС и обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях несут руководители учебных заведений, организаций и органов управления ГОЧС;

в-шестых, обеспечивающая функция, предусматривающая материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности РСЧС.

Финансирование содержания органов управления, сил и средств РСЧС и проводимых ими мероприятий осуществляется:

на федеральном уровне:

за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной заявки и средств федеральных органов исполнительной власти;

на территориальном и местном уровнях:

за счет средств бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании бюджетных заявок;

за счет средств бюджетов органов местного самоуправления;

за счет собственных средств (внебюджетных фондов) - по решению руководителей органов управления РСЧС:

- от взыскания штрафов за правонарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- по договорам от страховых компаний и обществ взаимного страхования из резерва на предупредительные мероприятия;

- целевых кредитов;

- добровольных взносов предприятий промышленности и транспорта на данной территории и других источников;

на объектовом уровне (в организациях) - за счет бюджетов организаций.

Для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в целях обеспечения возможности экстренного привлечения необходимых средств в случае их возникновения решениями правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администраций предприятий, учреждений и организаций создаются резервы материальных ресурсов:

федеральный резерв материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накапливаемый в составе государственного материального резерва за счет средств федерального бюджета;

резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти - за счет средств федеральных органов исполнительной власти;

резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

местные резервы материальных ресурсов - за счет средств местных бюджетов;

объектовые резервы материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя резервы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, инженерного имущества, вещевого имущества, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной радиационной и химической защиты и др. Они формируются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, на всех уровнях государственного управления создаются резервы финансовых ресурсов.

Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов, порядок их создания, хранения, использования и восполнения определяются создающими их органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Резервы материальных ресурсов размещаются на объектах, предназначенных для их хранения, в тех местах, откуда возможна оперативная их доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

Использование ведомственного резерва МЧС России регламентируется специальной инструкцией министерства, в соответствии с которой материальные ресурсы резерва могут направляться на:

усиление материально-технического обеспечения соединений и воинских частей ГО, участвующих в ликвидации ЧС;

усиление материально-технического обеспечения поисково-спа­сательных служб, участвующих в ликвидации ЧС;

усиление материально-технического обеспечения медицинских подразделений и организаций, оказывающих первую медицинскую и первую врачебную помощь при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

расширение фронта работ воинских частей, поисково-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований при ликвидации ЧС, а также для восполнения естественной убыли материальных ресурсов в ходе этих работ;

оказание помощи воинским частям и поисково-спасательным службам в быстром восстановлении способности к выполнению возложенных на них задач;

решение других внезапно возникших неотложных задач.

Для материально-технического обеспечения на всех уровнях РСЧС создается своя материальная база;

наконец, в-седьмых, международное сотрудничество. Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сотрудничество организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, работы в рамках крупнейших специализированных международных организаций.

 

 

Лекция 7. Основные направления и методы моделирования чрезвычайных ситуаций

Цель: Довести основные направления и методы моделирования ЧС

Учебные вопросы:

1. Определение вероятностных сценариев развития аварийных ситуаций. Стадии развития техногенных ЧС

2. Требования к информации и методам, необходимым для проведения анализа риска

Время 2 часа.

Литература: Защита окружающей среды в ЧС. /В.Ф. Мартынюк, Б.Е. Прусенко/

7.1. Определение вероятных сценариев развития аварийных ситуаций. Стадии развития техногенных чрезвычайных ситуаций

Ранее было показано, что при всем многообразии аварийных процессов количество поражающих факторов ограничено. Однако желательно не только конечные эффекты, но и сценарии аварии описывать конечным числом физико-химических процессов, комбинации которых могут охватывать всю совокупность чрезвычайных ситуаций. Тогда сценарий чрезвычайной ситуации представляет собой последовательность физических явлений, происходящих одно за другим в результате аварийной ситуации. В принципе каждому физическому явлению должна соответствовать своя модель и своя методика расчета — элемент системы методик. Например, после образования отверстия в емкости с горючей жидкостью происходит истечение последней с образованием бассейна пролитого вещества. Затем, при соответствующих условиях, жидкость испаряется и образуется облако воспламеняемого газа. Это облако переносится ветром и рассеивается. При наличии источника поджигания может произойти взрыв неограниченного облака газа, который повлечет за собой фугасное и тепловое поражение близлежащих объектов. С другой стороны, если воспламенение вещества происходит сразу после пролива или жидкость недостаточно летуча, то произойдет пожар в бассейне пролитого вещества. Это вызовет уже только тепловое поражение. Рассматривая всевозможные пути, сценарии развития аварии, мы видим, что возможны разветвления путей и их пересечения. Таким образом, возникает понятие «деревьев событий». Модель чрезвычайной ситуации должна давать воз­можность рассчитывать последствия аварий при реализации того или другого варианта событий на основе одного или нескольких корневых процессов.

Количество возможных сценариев аварии определяет число необходимых моделей и элементов системы методик. В частности, в вышеприведенном примере можно выделить семь таких элементов: истечение жидкости, испарение, рассеяние облака, взрыв облака, горение бассейна, тепловое и фугасное поражение. Деление сценария на структурные элементы должно происходить на основе следующих принципов:

1. Каждый элемент должен содержать в себе конкретное физическое явление, которое можно описать математической или эмпирической моделью.

2. Элемент должен быть изолированным, готовым к использованию в других сценариях развития аварии. Например, элемент — тепловое поражение является следствием как газовоговзрыва, так и горения бассейна. Поэтому имеет смысл не включать оценки теплового поражения в элементы для каждого из этих явлений, а выделить его в отдельный элемент. Этим же требованием обеспечивается взаимозаменяемость элементов. К примеру, в зависимости от типа жидкости может происходить как образование облака газа с нейтральной плавучестью, так и облако тяжелого газа. В обоих случаях для оценки рассеяния облака используются различные физические и математические модели. В то же время основные входные и выходные параметры этих моделей одинаковы. Поэтому оценка последствий может проводиться по одному и тому же сценарию, с использованием одних и тех же элементов (методик), за исключением методик, описывающих рассеяние, которые для каждого случая будут свои.

3. Возможность использования нескольких методик, описывающих один и тот же процесс. Например, процесс рассеяния тяжелых газов можно рассчитать как по сложным трехмерным кодам, требующим несколько часов работы, так и по упрощенным эмпирическим моделям. В то же время входные параметры для этих моделей одинаковы. В зависимости от целей оценки, оперативности и точности в системе можно воспользоваться тем или иным видом элемента. Кроме этого, существует возможность замены устаревшей методики новой, что не потребует переработки всей системы методик.

Таким образом, количество элементов должно быть не слишком большим, чтобы обеспечить целостность описания физических процессов, но и не слишком малым, чтобы обеспечить необходимую гибкость системы. Пример модели развития аварийного процесса, содержащей не слишком большое число физических явлений, показан на рис. 7.1.

При анализе конкретный выбор пути развития аварии зависит, от типа вещества и условий его хранения и эксплуатации. При этом можно использовать несколько сценариев. Например, при выбросе углеводородов возможно как оксическое поражение, так и тепловое и фугасное. При оценке опасности в таких случаях определяются опасные зоны для каждого из этих сценариев, а затем определяется максимальный ущерб. Аналогичная ситуация возникает при рассмотрении смеси веществ. В этом случае оценка производится по свойствам основного компонента смеси или по свойствам наиболее опасного компонента смеси.

Отдельным вопросом в модель должны входить критерии поражения.

Степень риска возникновения аварии определяется двумя главными составляющими:

1) масштабами ее последствий;

2) вероятностью (частотой) возникновения этих последствий. Поэтому количественные методики оценки опасности можно разделить на методы расчета последствий реализации опасности (зон разрушения, жертв, ущерба) и вероятностные методы оценки опасности, включая расчеты индивидуального, социального (группового) и экологического риска, называемые иногда собственно методами оценки риска или анализа риска.

Кроме того, указанные методики разделяются в зависимости от поражающего фактора (пожароопасность, взрывоопасность, токсическая опасность) и типа промышленной деятельности (аварии на химических объектах, при транспортных перевозках опасных грузов, нефтегазодобыче, хранении и т.д.).

Одним из самых важных условий внедрения в практику расчетных методов является их информационное обеспечение исходными данными. Эти методики различаются по глубине охвата возможных сценариев аварии, по исходным предположе­ниям (уравнениям) и по объему информации, требующейся для расчета. При этом не всегда более сложные модели или методики, основанные на строгих (фундаментальных) предпосылка и уравнениях, оказываются более точными по сравнению с делями, использующими эмпирические соотношения и коэффициенты.

Для достижения целей риск-анализа и решения всех организационно-технических задач обеспечения безопасности промышленных объектов необходимо располагать большим объемов информации, различающейся по уровню и характеру рассматриваемых объектов. В общем случае для выработки мер обеспечению безопасности необходимая информация должна включать:

—сведения об объекте, производственных процессах;

—данные о токсичных, пожаровзрывоопасных и других физико-химических свойствах используемых веществ;

—данные по надежности оборудования и системам автоматизации;

—нормативно-техническую документацию по безопасности производств;

—методики оценки последствий при пожарах, взрывах, выбросах токсичных веществ;

—методики оценки вероятности возникновения (риска) аварий;

—данные о системах и методах локализации аварийных ситуаций и борьбы с их последствиями и средствах противоаварийной защиты;

—данные о средствах индивидуальной и коллективной защиты персонала и населения;

— данные по авариям и аварийным ситуациям (неполадкам) Для анализа риска, который предназначен для выработки рекомендаций на основе вероятностных оценок опасности, обходимы все вышеперечисленные сведения, хотя в разной пени и на разных этапах проведения анализа. Объем и полис информации зависят от конкретной ситуации, цели, стадий анализа и квалификации экспертов.

Рассмотрим состав необходимой информации для проведения анализа риска в соответствии со схемой на рисунке раздела 4.2. ]

На 1 этапе анализа — идентификация опасностей — необходимо располагать общими сведениями об объекте, включающими: характеристики месторасположения объекта, сведения о местах где находятся опасные установки, нормативный перечень опасных веществ с указанием их пороговых значений, количество опасных веществ на объекте.

На этапе 2 — изучение реализации опасностей — необходимо сполагать сведениями об авариях, включая их подробное описание также детальным описанием технологических процессов.

На этапе 3 — анализ последствий аварий — добавляется необходимость располагать методиками расчета зон поражения, для которых нужны сведения о характере местности, данные о погодных условиях, информация о размещении людей внутри и вне объекта, банки данных по свойствам опасных веществ и их соединений с другими веществами и (или) методы расчета параметров веществ.

На этапе 4 — получение вероятностных оценок риска — необходимо знать частоту предшествующих аналогичных аварий или неполадок, которую можно определить из статистических сведений в банках данных по авариям или неполадкам, располагать данными о надежности оборудования из банков данных по отказам и неполадкам, иметь компьютерные программы (коды) методов «деревьев отказов и событий», располагать методами компьютерной обработки информации.

На этапе 5 — выработка рекомендаций по управлению (снижению) риска — нужно располагать нормативно-технической документацией, регламентирующей безопасное ведение работ. При необходимости рекомендации могут касаться изменения этих нормативов или разработки новых.

Отметим, что ряд сведений, касающихся, например, объекта, свойств веществ, аварийности, используется на нескольких этапах анализа риска. Данное обстоятельство указывает на необходимость создания компьютерных банков данных с программными средствами управления содержащимися в них данными. Обобщая сведения, которые используются на всех этапах, можно представить следующую структуру информации для анализа Риска, которую можно рассматривать как первичную модель структуры информационной системы поддержки анализа риска.

Согласно рис. 7.2 весь объем информации разделен на 6 блоков:

1. «Объект» — информация, включающая данные о месте расположения объекта, сведения о физико-химических процессах и технологии, численности и размещении персонала, плотности населения, характере местности, метеоусловиях в регионе объекта и др.

2. «Аварии» — сведения, касающиеся аварийности производств данной отрасли.

3. «Свойства веществ» — информация, включающая данные по физико-химическим свойствам и пожаровзрывоопасным и токсичным характеристикам веществ, участвующих в рассматриваемом производстве.

4. «Надежность» — данные по надежности (отказам) оборудования и средств автоматизации технологических процессов.

5. «НТД» — нормативно-техническая документация по безопасности производств.

6. «Методики» — модели описания, методы расчета аварий, компьютерные коды (программы) оценки риска аварий.

 

 


 

 

Рис. 7.2. Общая структура информации, необходимой для анализа риска

 


 

Эти блоки не являются изолированными и могут, в свою очередь, подразделяться на составные части.

Рассмотрим более подробно состав информации отдельно по этапам анализа риска, в соответствии с предложенными схемами и с сохранением нумерации блоков.

На рис. 7.3 представлена общая структура данных при идентификации (выявлении) опасностей объекта.

Как видно, на данном этапе необходимы данные двух блоков общей структуры информации — «Объект» и «Свойства веществ». Кратко поясним состав информации по пунктам.

Для идентификации и предварительного анализа опасности крупных аварий на промышленных объектах необходимо определить наличие опасных веществ (ОВ) на установках объекта. Для этого можно использовать приведенный в законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» перечень опасных веществ с указанием их пороговых значений. Данные о количестве опасных веществ на объекте необходимы для выяснения степени опасности объекта.

Сведения о процессах и технологии касаются выявления опасных установок, например, сосудов высокого давления, химических реакторов, трубопроводов, использующих опасные вещества. Сбор этих сведений осуществляется на основе проектно конструкторской документации. Для оперативности идентификации и разработки компьютерных кодов полезно располагать классификатором типовых технологических схем и оборудования. К сведениям об опасностях, обусловленных месторасположением объекта, относятся данные о наличии рядом расположенных опасных промышленных объектов, способных воздействовать на данный объект по типу «домино» (техногенные опасности), а также о существовании природных опасностей (горных обвалов, затоплений и др.), которые также могут быть источником промышленной аварии;

На этапе изучении условия реализации опасности проводится выявление возможного сценария аварии, которое иногда требует дополнительного исследования свойств веществ и экспериментального моделирования аварии в лабораторных и полигонных условиях. На рис. 7.4 представлена общая структура данных при изучении условий реализации опасности.


Рис.7.4 Структура информации при изучении условий реализации опасности.

 

Перечисленная информация об объекте, касающаяся технологических сведений, необходима для выявления критических режимов эксплуатации оборудования, опасных воздействий и опасных состояний, которые возможны при отклонении от нормативного регламента производства.

Данные по авариям включают в себя причины, обстоятельства возникновения и развития аварий и неполадок на данном или аналогичных объектах, которые можно получить из банков данных или из материалов расследования технических причин аварий. Результаты научных исследований (отчеты, статьи, дополнительные исследования) нужны для уточнения сценариев аварий.

Для данного этапа необходимы, в основном, общие свойства веществ (агрегатное состояние, температура плавления, кипения, совместимость с компонентами, классы по токсичности и пожаровзрывоопасности и т.п.). Численные значения этих характеристик интересуют экспертов, как правило, лишь для сравнения значений характеристик используемых веществ с параметрами других веществ, например, по степени взрывоопасности или летучести, а также для сопоставления их с параметрами технологического процесса (температуры, давления, скоростей потоков и пр.).

 

 

Этап анализа последствий характеризуется подключением расчетных методик оценки опасности, а именно, расчета зон токсического, термического, ударно-волнового (фугасного), осколочного поражения, а также оценки материального, экономического и экологического ущерба. Информация, необходимая для расчета (рис. 7.5), определяется на основе выявленных, на предыдущем этапе наиболее вероятных сценариев аварии.

Данные об окружающей объект местности, персонале, населении требуются для расчета действия поражающих факторов при аварии.

Сведения о территории внутри и вне объекта включают:

—характеристику месторасположения промышленного объекта с указанием размеров и границ его территории, доступности средств, используемых при локализации и ликвидации аварий;

—характеристику опасных установок, источников повышенной температуры с указанием координат их размещения на территории объекта и вне его;

—характеристику сооружений, предназначенных для защиты людей от токсичных веществ, взрыва и пожара.

Сведения о плотности размещения персонала и населения вокруг объекта включают:

- информацию о плотности размещения персонала и максимальном количестве людей, которые могут одновременно находиться на территории промышленного объекта и подвергнуться опасности, в том числе численность персонала на объекте – по проекту, фактически, по сменам, с указанием среднего, минимального и максимального числа работающих;

аходиться на территории промышленного объекта и под­вергнуться опасности, в том числе численность персонала на объекте — по проекту, фактически, по сменам, с указанием среднего, минимального и максимального числа работающих;

— данные о распределении плотности населения на территории вне объекта (размер этой территории определяется на основе предварительной оценки зон поражения), в том числе с учетом временных факторов (времени суток, сезонов и пр.).

Данные для расчета выбросов должны содержать информацию о преобладающих погодных условиях и характере распространения облаков при аварийных выбросах опасных веществ.

Численные данные о свойствах веществ могут быть получены путем расчета исходя из значений температуры и давления среды, скорости истечения, плотности и т.п. или из таблиц (банков данных). Объем этих показателей определяется конкретной ситуацией. На основе существующих методов определения физико-химических свойств можно предложить следующий перечень основных характеристик опасных веществ.

1. Общие сведения: химическое название, брутто-формула, структурная формула, синонимы названия, состав (для смеси), агрегатное состояние вещества при нормальных условиях, цвет, группа горючести, плотность, молекулярная масса, температуры фазовых переходов.

2 Пожаровзрывоопасные характеристики: температура вспышки, температура воспламенения, температура самовоспламенения, температурный предел воспламенения (верхний), температурный предел воспламенения (нижний), область воспламенения (% об.),минимальная энергия зажигания, максимальное давление взрыва нормальная скорость распространения пламени, склонность к детонации (критический диаметр, скорость детонации, теплота взрыва) категория взрывоопасности смеси (ГОСТ 12.1.II-78), чувствительность к механическим воздействиям (ГОСТ 45-45-88)).

3 Токсичные характеристики ГОСТ 12.1.005-76, 12.1.007-76:средняя смертельная концентрация в воздухе, средняя смертельная доза при попадании на кожу, ПДК в воздухе рабочей зоны, коэффициент возможного ингаляционного отравления, степень опасности веществ по воздействию на организм, максимально допустимые концентрации (время действия 10, 30, 60 мин.).

4. Физико-химические данные: теплота сгорания, энтальпия образования, уравнение состояния, теплота испарения, теплота фазового перехода, теплоемкость, давление насыщенного пара, вязкость, коэффициент поверхностного натяжения жидкости, теплопроводность, корродирующее действие по отношению к стандартным конструкционным материалам, реакционная способность.

Помимо вышеперечисленных стандартных показателей, иногда необходимо располагать сведениями по нестандартным (исследовательским) методикам типа параметров чувствительности к статэлектричеству, лучу огня, прострелу и т.п.

Расчет вероятности возникновения аварии, индивидуального, группового (социального), экологического рисков является ключевым и наиболее сложным этапом анализа риска. Для решения этой задачи должны быть известны вероятности возникновения исходных событий,,

В общем случае принято считать, что основными причинами отказов и аварий сложных технических систем являются ошибки человека в совокупности с отказом оборудования. Источником данных по вероятностям отказов в системе «человек—машина» являются:

1) данные по надежности (отказам) оборудования;

       
 
   
 


2) материалы расследования причин аварий и неполадок;

3) квалификация обслуживающего персонала;

4) результаты экспертной оценки надежности специалистами данной области производства.

В связи с этим структуру информации, необходимой для количественной оценки риска, можно отобразить следующим образом (рис. 7.6).

 


 

 

Рис. 7.6 Структура информации, необходимой для количественной оценки риска

Информация об объекте подразумевает получение количественных данных на основе сведений о процессах и технологии данного объекта, которые использовались на предыдущих этапах анализа. Так как сведения о квалификации персонала могут иметь только качественный характер, при численном анализе данные о вероятности нарушения персоналом правил безопасно­сти часто полагают свободными параметрами задачи. Варьируя величину этого параметра методом «дерева отказов», определяют степень его влияния на конечную величину риска. Отметим, что количественный анализ влияния человеческого фактора на надежность объекта является одним из самых сложных моментов оценки риска.

По рекомендациям THO (Offshore reliability data manual) при сильном стрессе человек с вероятностью 10-5 совершает вообще необъяснимые ошибки, с 10-4 — при выполнении простейших задач при минимальном стрессе, 10-3 — при решении простых задач при недостатке времени (например, нажимает не на ту кнопку из-за неправильного прочтения дисплея), 10-2 — оплошности при решении более сложных задач, требующих небольшой подготовки, 10-1 — при решении сложных задач в условиях значительного стресса и недостатка времени. И, наконец, вероятность ошибки в условиях сильного стресса и недостатка времени при решении сложных незнакомых задач, требующих размышлений, лежит в интервале от 10-1 до 1. Проще говоря, если оператор не готов заранее к сложной ситуации, он почти наверняка не найдет правильный выход. В самом общем виде можно применить правило Свайна—Гутмана, согласно которому правила безопасности нарушаются не реже чем в одном из 100 случаев.

Сведения об авариях нужны для выявления типов оборудования, отказы которого стали причинами аварий и несчастных случаев.

Выработка рекомендаций по снижению риска (если его величина оказывается чрезмерной) является одной из главных целей анализа риска. Как правило, эти рекомендации связаны с изменением или разработкой нормативов по безопасности производственной

 

 

Лекция № 8

Гражданская оборона и инженерная защита населения

 

Учебные вопросы:

1. Организационная структура и основные задачи гражданской обороны

2. Основные направления деятельности гражданской обороны по подготовке к защите населения

3. Инженерная защита населения

 

1. Организационная структура и основные задачи гражданской обороны

 

Принятый в 1998 г. Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организация и ведение гражданской обороны, в соответствии с законом, являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значительному материальному ущербу.

Оценивая военно-политическую обстановку в современном мире необходимо отметить позитивные сдвиги на международной арене, но, в то же время нельзя не учитывать, что пока еще не созданы достаточно надежные гарантии необратимости этих перемен и перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрачный характер. Подтверждением этому служит тот факт, что все еще сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источники военной опасности. Они проявляются, в частности, в продолжающемся расширении НАТО на Восток.

Негативное влияние на безопасность страны оказывают национальный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенденции в ряде ее регионов. Не устранена опасность внутренних вооруженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешательства со стороны других государств.

В связи с этим ряд военных специалистов прогнозирует к 2010-2015 гг. возможное резкое обострение военно-политической обстановки, существенный рост военных угроз для России.

Этим обусловлена необходимость поддержания готовности страны к обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей страны на уровне, адекватном реальным угрозам. Главное место в решении данной задачи отводится гражданской обороне.

Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В нашей стране ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918 г.) были впервые определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения.

В дальнейшем, в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 г. «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона страны. МПВО организовывала и проводила комплекс организационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В 1956 г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены ее задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны.

В 1961 г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР, которая становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально-производственный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданской обороны СССР. За время своего существования гражданская оборона страны прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961-1972 гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения в загородную зону из городов -вероятных целей нападения. Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях этих городов, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствовались войска ГО, создавались массовые невоенизированные спасательные и аварийно-восстановительные формирования.

На втором этапе (1972 - 1992 гг.) появились новые аспекты в подготовке гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строилось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и противорадиационных укрытий на 3,0 - 4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок. Создавался запас средств индивидуальной защиты на все население страны.

Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на гражданскую оборону.

С 1992 г. начался третий этап развития гражданской обороны.

Этот период характеризовался следующими особенностями:

Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, заставили по новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и место при этом гражданской обороны.

Во-вторых, за эти годы существенно изменилась военно-политическая обстановка в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.

В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борьбы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь - высокоточного оружия и оружия основанного на новых физических принципах.

В-четвертых, в условиях коренного политического реформирования общества и перехода к рыночной экономике кардинально изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды гражданской обороны в прежних объемах.

В этот тяжелый период основные усилия руководства страны направляются, прежде всего, на сохранение существующей системы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.

Гражданская оборона в январе 1992 г. выводится из структуры Минобороны России, Вооруженных Сил СНГ и объединяется с созданным в декабре 1991 г. ГКЧС России. Органы ее управления и войска ГО нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В 1994 г. ГКЧС России преобразуется в МЧС России. На вновь образованное министерство возлагается ряд дополнительных функций, включая ведение аварийно-спасательных работ на акваториях и координацию работ в области мобилизационной подготовки экономики.

Вступивший в силу в феврале 1998 г. Федеральный закон «О гражданской обороне» определил задачи гражданской обороны, правовые аспекты их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников граждан­ской обороны всех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

 

В военное время гражданская оборона имеет ту же главную цель, что и Вооруженные Силы - защиту тыла страны, гражданская оборона применяет в целях снижения людских и материальных потерь, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.

Необходимо отметить, что гражданская оборона нацелена на защиту в тылу Вооруженных Сил в первую очередь мобилизационных ресурсов и производственных мощностей. Поэтому, если гражданская оборона не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и Вооруженные Силы будут заведомо обречены на поражение.

Исходя из этого своего предназначения, роли и места в обеспечении безопасности государства перечень решаемых гражданской обороной задач чрезвычайно широк. Основные из них приведены на схеме 4.2.

Организация гражданской обороны страны представлена на схеме 4.3.

Структура гражданской обороны соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления. Построение органов управления и сил гражданской обороны также максимально полно соответствует требованиям как мирного, так и военного времени.

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации. Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной на основе использования принципа единоначалия при осуществлении ее мероприятий.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Указанные органы созданы при начальниках гражданской обороны всех уровней: в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях и в организациях.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России.

Основными задачами МЧС России в области гражданской обороны являются:

реализация единой государственной политики в данной области;

осуществление по решению Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны;

осуществление государственного управления и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и объектов экономики;

осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации по гражданской обороне.

МЧС России имеет территориальные органы, созданные в ус­тановленном порядке - они показаны на схеме 4.3. Это региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Границы регионов, в которых осуществляют свою деятельность региональные центры, практически совпадают с границами военных округов.

По согласованию между МЧС России и субъектами Российской Федерации повсеместно созданы органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях республик, краев, областей, автономных округов, а также на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне. Указанные органы возглавляются и комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны. Ими являются министерства, государственные комитеты и комитеты по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также главные управления, управления и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, созданные в составе или при соответствующих органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Решением соответствующих органов местного самоуправления ана­логичные управленческие структуры гражданской обороны образованы по на территориях сельских районов, территориях городов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением, по решению их руководителей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Количество работников структурных подразделений организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, зависит от численности работников организации и составляет при численности работников организации: до 500 человек - один освобожденный работник; от 500 до 2,0 тыс. человек - 2-3 осво­божденных работника; от 2,0 тыс. до 5,0 тыс. человек - 3-4 освобожденных работника; свыше 5,0 тыс. человек - 5-6 освобожденных работников.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек, назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из работников по совместительству.

Силы гражданской обороны, в соответствии с законодательством, включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач в области гражданской обороны привлекаются, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

Войска гражданской обороны организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.

Самая массовая часть сил гражданской обороны - гражданские организации гражданской обороны, которые создаются сейчас по территориально-производственному принципу из бывших невоенизированных формирований гражданской обороны. В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний, а также техника, оборудование и имущество, не подлежащие поставке в военное время в Вооруженные Силы.

Гражданские организации гражданской обороны - это формирования, созданные на базе организаций и владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Они предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.

Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные производственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также специализированные организации, имеющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Условия определения организаций, создающих гражданские организации гражданской обороны, а также порядок их создания и деятельности установлены Положением о гражданских организациях гражданской обороны, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 620.

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, про­тивопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасательные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механизации работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские отряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.

Значительная часть гражданских организаций гражданской обороны организационно сведена в службы гражданской обороны. Они представляют собой особый вид организационно-технического объединения сил гражданской обороны, наиболее подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности формирований и высокопрофессиональной подготовки личного состава.

Постановлением правительства Российской Федерации в 1999 г. образованы 5 федеральных служб гражданской обороны (противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, медицинская и защиты культурных ценностей) на базе соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Кроме них в субъектах Российской Федерации, городах и районах созданы также и другие службы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и светомаскировки, горючесмазочных материалов и другие. В среднем количество служб гражданской обороны на соответствующих территориях колеблется от 13 до 20. Без проведения возложенных на них специфических мероприятий зачастую невозможна деятельность гражданских организаций гражданской обороны и даже войск гражданской обороны по защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Решение о создании федеральных служб принимаются правительством Российской Федерации, о создании территориальных, местных и объектовых служб - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций.

Для создания служб гражданской обороны на соответствующей тер­ритории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных - независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности (подчиненности) - к совместному проведению конкретных видов мероприятий гражданской обороны.

Структура, задачи и деятельность служб гражданской обороны оп­ределяются положениями о службах гражданской обороны, утверждаемыми соответствующими начальниками гражданской обороны.

В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отселения) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходимой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в заданных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника повсеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил гражданской обороны в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, коммунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.

В целях обеспечения подготовки и ведения гражданской обороны в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и других мероприятий.

Все мероприятия гражданской обороны проводятся дифференцированно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают возможность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемого воздействия по городам и объектам тыла страны.

В целях реализации указанного дифференцированного подхода среди тысяч городов и объектов экономики условно выделены такие (получившие название категорированных по гражданской обороне), по которым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжирование. В зависимости от оборонной, экономической и административно-политической значимости для страны территориям городов и организациям присвоены соответствующие группы и категории по гражданской обороне. Кроме того, осуществлено зонирование территории страны по видам и степеням возможной опасности возникновения первичных и вторичных факторов поражения.

Для территорий и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по ГО, для каждой из зон потенциальной опасности и для всей остальной территории страны установлены свои комплексы мероприятий и нормативно-технических требований по ГО, которые должны неукоснительно выполняться в мирное и военное время.

Чем выше значимость для страны (и для противника) конкретной территории (или организации), тем больший объем защитных мероприятий по ГО должен на ней выполняться в целях гарантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

При этом планирование и проведение мероприятий гражданской обороны должно осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Финансирование мероприятий ГО осуществляется в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации:

в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях -за счет средств федерального бюджета;

в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных им бюджетных организациях - за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

во внебюджетных организациях - за счет собственных средств этих организаций.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (независимо от формы собственности), возмещаются - при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа - за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств феде­рального бюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в двух приведенных выше случаях, финансируются:

бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;

организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющи­ми управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

 

2. Основные направления деятельности гражданской обороны по подготовке к защите населения

 

Важность и масштабность задач, возлагаемых на гражданскую оборону, требуют самого пристального внимания со стороны всех руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к вопросам подготовки к ведению ГО.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне» подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Комплекс планируемых и заблаговременно осуществляемых мероприятий охватывает правовые, организационные, инженерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны.

Основными направлениями деятельности гражданской обороны по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются:

планирование мероприятий гражданской обороны;

создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления гражданской обороны;

накопление в соответствии с установленным порядком фонда за­щитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых;

создание необходимых запасов средств индивидуальной защиты, а также запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы, к размещению эвакуированного населения, развертыванию больничных баз, лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего

населения;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирова­ния экономики и выживания населения в военное время;

развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обес­печения;

организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего и командно-начальствующего состава органов управления и сил гражданской обороны, подготовка формирований сил гражданской обороны;

развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств, технологий и способов проведения аварийно-спасательных и других неотложных

работ.

Объемы и сроки осуществления мероприятий по гражданской обороне в городах, других населенных пунктах и на объектах экономики определяются с учетом их военно-политического, оборонного и экономического значения, природных и иных характеристик, а также исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования заблаговременно осуществляемых мероприятий по гражданской обороне в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование (в том числе разработку планов гражданской обороны и планов перевода на работу в условиях военного времени); разработку планов отмобилизования и мобилизационного развертывания, планов мероприятий гражданской обороны на расчетный год в составе мобилизационных планов экономики и разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и информирование населения об опасностях, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечиваются: созданием и поддержанием в постоянной готовности систем централизованного оповещения гражданской обороны, их организационно-техническим сопряжением с системами оповещения военных округов (флотов) и местных военных органов, а также с пунктами (центрами) сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны; созданием постоянно действующих локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, общий перечень которых устанавливается правительством Российской Федерации; установлением и практической разработкой порядка приоритетного использования в интересах ГО общегосударственных и ведомственных систем связи, проводного радио- и телевизионного вещания, местных радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитны­ми сооружениями гражданской обороны включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны;

освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование име­ющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;

строительство заглубленных сооружений производственного, хозяй­ственно-бытового и другого назначения, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах;

проведение необходимых подготовительных мероприятий для уско­ренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных со­оружений гражданской обороны с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

Населению предоставляется право строить убежища и укрытия на правах личной и кооперативной собственности.

Накопление по установленным нормам имущества гражданс­кой обороны (средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, медицинских средств индивидуальной защиты и др.) осуществляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации и созданием запасов на объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имущества в мобилизационном резерве определяются правительством Российской Федерации исходя из потребности в нем населения и формирований гражданской обороны, а в запасе объектов экономики - исходя из необходимости обеспечения имуществом персонала этих объектов и формирований гражданской обороны (в пределах норм, устанавливаемых табелями).

Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются в первую очередь личный состав гражданских организаций гражданской обороны, участвующий в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно и химически опасных объектов, а также население, проживающее в зонах возможного опасного заражения (загрязнения).

Порядок хранения и содержания имущества гражданской обороны определяется соответствующими инструкциями.

Подготовка эвакомероприятий включает: разработку планов эвакуации, создание и подготовку необходимых эвакоорганов; подготовку транспортных средств для вывоза эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; подготовку маршрутов эвакуации, развитие инфраструктуры загородной зоны и ее подготовку к размещению и жизнеобеспечению эвакуированных, хранению и использованию эвакуированных материальных средств.

Основными направлениями по сохранению объектов, суще­твенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются:

осуществление градостроительной деятельности и районной плани­ровки, размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строительных норм и правил, государственных стандартов, а также других утвержденных в установленном порядке нормативных актов по гражданской обороне;

заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженер­но-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий ГО;

разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки населенных пунктов и объектов экономики;

разработка и проведение, обусловленных особенностями объектов, подготовительных работ (включая создание и оснащение необходимых формирований гражданской обороны, их обучение) по обеспечению лик­видации последствий поражения городов и объектов современными средствами поражения и восстановлению их функционирования;

осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время;

осуществление мероприятий по инженерной и другим видам физической защиты зданий и сооружений;

организация защиты персонала объектов и его жизнеобеспечения.

Группировки сил гражданской обороны (сведенные в определенную систему и развернутые соответствующим образом соединения, воинские части, подразделения войск ГО, гражданские организации ГО, другие силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных работ) создаются заблаговременно, в мирное время, а полное их развертывание завершается в период перевода ГО с мирного на военное время или с началом военных действий.

В ходе подготовки гражданской обороны особое внимание уделяется созданию и поддержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). СНЛК представляет собой комплекс специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на которые возлагается выявление случаев радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения окружающей природной среды, питьевой воды, продовольствия, пищевого сырья и фуража.

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осу­ществляется по соответствующим возрастным и социальным группам на предприятиях, в образовательных и других учреждениях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), а также по месту жительства.

Подготовка личного состава служб гражданской обороны и граж­данских организаций гражданской обороны проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения (видами занятий) по специальной подготовке являются практические и тактико-специальные занятия с использованием учебных городков и площадок.

Подготовка и повышение квалификации по гражданской обороне руководящего состава и специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, служб и формирований гражданской обороны, работников органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям проводится в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, в учебных заведениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной

власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их планам), а также непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС России.

Для приобретения необходимых навыков руководящим составом и специалистами, а также в целях проверки готовности органов управления и сил гражданской обороны регулярно проводятся командно-штабные, штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.

В целях осуществления комплексного контроля за соблюдением действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, а также оценки степени готовности органов управления, служб и сил гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводится периодическое инспектирование органов управления и сил гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, которое осуществляется вышестоящими началь­никами гражданской обороны.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осу­ществляется, как правило, заблаговременно -в угрожаемый период, характеризующийся нарастанием угрозы агрессии потенциального про­тивника, а также при возникновении вооруженных конфликтов, начале военных действий и войны в целом. В зависимости от обстановки граж­данская оборона на военное положение может переводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение состоит в последовательном осуществлении мероприятий, направленных на наращивание ее возможностей по решению возложенных на нее задач военного времени. С этой целью приводятся в готовность органы управления и силы гражданской обороны, развертываются системы защиты населения и осуществляется ускоренная подготовка к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения.

Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, или с введением Президентом Российской Федерации военного положения на всей территории России (в отдельных ее местностях) в полном объеме или частично.

Ведение гражданской обороны заключается в практической реализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий, обеспечению действий сил и мероприятий ГО, по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их.

Правительство Российской Федерации с началом военных действий (введением режима военного положения) и в ходе реализации Плана гражданской обороны Российской Федерации уточняет порядок восполнения недостающего фонда защитных сооружений для населения, средств индивидуальной защиты, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий уточняют и реализуют согласованные с МЧС России планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, проводят мероприятия, направленные на сохранение устойчивого функционирования наиболее важных объектов экономики и выживания населения в военное время.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответствующих территорий:

уточняют и реализуют планы гражданской обороны, в т.ч. планы мероприятий ГО на расчетный год;

создают и поддерживают в постоянной готовности к исполь­зованию технические системы управления, объекты и силы ГО;

в случае необходимости проводят мероприятия по эвакуации в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей и развертыванию лечебных и других учреждений для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

поддерживают в необходимых количествах запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации поддерживают в готовности локальные системы оповещения, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования, запланированные на военное время; осуществляют обучение своего персонала способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; приводят свои силы в готовность к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; поддерживают на установленном уровне в ходе военного конфликта необходимые для ведения гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Для обеспечения управления гражданской обороной создается соответствующая система управления, включающая органы и

пункты управления, системы оповещения и связи, а также авто­матизированную информационно-управляющую систему.

Непосредственное управление гражданской обороной при ее приведении в высшую степень готовности осуществляют начальники гражданской обороны и подчиненные им органы управления. Управление будет успешным лишь в том случае, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.

Один из основных элементов системы управления гражданской обороны - это пункты управления. Они создаются на всех уровнях и во всех звеньях гражданской обороны. Пунктами управления гражданской обороны называются специально оборудованные или приспособленные и оснащенные техническими средствами сооружения, помещения либо их комплексы или транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управления в особый период, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Главной особенностью организации и ведения гражданской обороны при применении противником оружия массового поражения является необходимость обеспечения защиты населения и выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в максимально возможных объемах и в предельно сжатые сроки.

При угрозе применения вероятным противником ядерного оружия повсеместно на территории всей страны, с привлечением всех людских и материальных ресурсов осуществляются, согласно планам на расчетный год, строительство защитных сооружений, изготовление и обеспечение населения средствами индивидуальной защиты.

При прямой угрозе ядерного нападения может осуществляться общая и частичная эвакуация населения с территорий городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, других заблаговременно назначенных населенных пунктов, а также с части территорий зон возможного катастрофического затопления. Решение о массовой эвакуации населения принимает Президент Российской Федерации. Эвакуационные мероприятия проводятся в максимально сжатые сроки с задействованием всех видов транспорта и пешим порядком.

Частичным видом эвакомероприятий является рассредоточение в загородной зоне гражданского персонала отдыхающих работающих смен организаций, продолжающих свою деятельность в военное время на территориях городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

В условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения обширных территорий особое значение приобретает выбор и установление режимов поведения (защиты) людей (карантинных мероприятий) на зараженной территории. Режимы поведения (защиты) разрабатываются органами управления ГО в мирное время в зависимости от возможной обстановки, конкретных условий защиты и установленных на военное время условий, предельно допустимых концентраций и доз.

 

Общие сведения о защитных сооружениях гражданской обороны, их предназначение

 

Для защиты руководства страны, органов управления, войск и населения от ЧС мирного и военного времени используются следующие виды защитных сооружений (ЗС): специальные фортификационные сооружения (СФС), войсковые фортификационные сооружения (ВФС) и защитные сооружения ГО (ЗС ГО). Эти виды ЗС могут использоваться как для оборудования пунктов управления (ПУ), так и для защиты населения, техники, матери­альных ценностей. Общие сведения о ЗС приведены на схеме 4.4.

Для защиты населения от современных средств поражения (ССП) разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства ЗС ГО.

Защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты населения, техники и материальных ценностей от воздействия ССП противника, а также при ЧС техногенного и природного характера.

Степень защиты, конструктивно-планировочные решения, требования к системам жизнеобеспечения защитных сооружений -ТО и порядок их использования в мирное время определяются нормами проектирования инженерно-технических мероприятий ГО (ИТМ ГО), строительными нормами и правилами СНиП- II— 11 - 77* («Защитные сооружения ГО») и другими нормативными документами по проектированию жилых, общественных производственных и вспомогательных зданий и сооружений.

Защитные сооружения ГО приводятся в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на атомных станциях (АС) и химически опасных объектах (ХОО) содержатся в готовности к немедленному приему укрываемых.

Защитные сооружения, входящие в состав ХОО и АС, включаются в пусковые объекты первой очереди. Ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве АС предусматривается до физического пуска первого энергоблока.

Защита наибольших работающих смен (НРС) объектов экономики, расположенных в зонах возможных сильных разрушений (ΔРф > 30кПа) (ЗВСР) и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов (КГ) и объектов экономики особой важности (ОВ) осуществляется в убежищах.

 

На АС предусматривается защита в убежищах персонала станций личного состава воинских и пожарных частей, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций.

Защита НРС объектов первой и второй категории по ГО и других объектов, расположенных за пределами ЗВСР, в также населения, проживающего в некатегорированных городах, поселках и сельских населенных пунктов, и населения, эвакуируемого в указанные населенные пунктах, планируется осуществлять в противорадиационных укрытиях (ПРУ).

В местах размещения убежищ для личного состава боевых расчетов пожарной охраны следует предусматривать строительство защитных укрытий для пожарной техники из расчета на 30% основных пожарных автомобилей дежурной смены гарнизона пожарной охраны КГ, дежурного караула пожарной части по охране объектов «ОВ».

Фонд ЗС для НРС создается на территории предприятий или вблизи них, а для остального населения - в районах жилой заст­ройки.

Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение (см. схему 4.5).

Основными направлениями по созданию фонда ЗС и ею наращиванию могут быть:

1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:

а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

в) приспособление под убежища метрополитенов;

г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.

2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.

На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.

Защиту нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницы и клиники), рас­полагаемых в ЗВСР осуществляют в убежищах. Численность укрываемых больных при этом принимается не менее 10% от общей проектируемой вместимости лечебных учреждений (ЛУ) в мирное время.

Защита больных, медицинского и обслуживающего персонала учреждений здравоохранения, располагающегося за ЗВСР категорированных городов и объектов «ОВ», а также ЛУ, развертываемых в военное время, должна осуществляться в ПРУ, которые проектируются на полный численный состав учреждений по условиям их функционирования в мирное время.

В ЗС, действующих в мирное время учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе коечный фонд и лечебных учреждений, разворачиваемых в военное время, кроме основных помещений для укрытия больных, медицинского и обслуживающего персонала следует предусматривать функциональные помещения, обеспечивающие проведение лечебного процесса.

Защита персонала работающих смен предприятий по добыче полезных ископаемых должна, как правило, предусматриваться в ЗС, размещаемых в подземных горных выработках (ПГВ), шахтах и рудниках. При невозможности защиты в указанных сооружениях рабочих и служащих, работающих на поверхности, их укрытие необходимо осуществлять в ЗС, размещаемых в подвалах, этажах зданий или отдельно стоящих ЗС.

Строители и другие рабочие и служащие, участвующие в строительстве новых или в расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих объектов, расположенных в ЗВСР, должны защищаться в убежищах, предусмотренных для защиты НРС этих объектов. В случае возведения объектов за пределами ЗВСР, строители укрываются в ПРУ по месту работы, жительства или эвакуации.

 

3.2. Основные типы защитных сооружений гражданской обороны

 

Защитные сооружения ГО разделяются на убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ) и простейшие укрытия (см. схемы 4.6,4.7)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Силы и средства РСЧС | Убежища
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.452 сек.