Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликт как предмет исследования




Конфликтологияотносительно новая и специфическая область научных знаний, изучающая теорию и практику предупреждения и раз­решения конфликтов.

Конфликтологияприкладная научная дисциплина и вместе с тем область профессиональной деятельности, требующая специальных знаний, умений и навыков по урегулированию конфликтов и, соответ­ственно, специальной подготовки.

Предметом конфликтологии как интегративной области научных знаний являются общие закономерности возникновения, развития и раз­решения конфликтов, а также основные принципы, способы и прие­мы деятельности по отношению к конфликту, т. е. управление кон­фликтом.

В последние годы развиваются отрасли и специфические методы конфликтологии как новой интегративной науки, в частности общая конфликтология и отраслевые, или специальные, ее направления. Опре­деляется и предмет изучения общей конфликтологииприрода воз­никновения и развития конфликтной ситуации, измерение степени раз­вития конфликта, возможные пути целенаправленного влияния на кон­фликтную ситуацию.

Конфликтология базируется на подходах и методах различных наук, прежде всего философии, социологии, психологии. При этом каждая из перечисленных наук рассматривает конфликтологию с точки зрения собственного предмета изучения конфликтов и используемых методов.

С точки зрения психологии конфликтология — область научных зна­ний о путях и способах предвидения, предупреждения, преодоления про­тиворечий в отношениях между отдельными людьми, группами, объеди­нениями и их гармонизации.

Конфликтология — интегративная и междис­циплинарная наука, в которой существенное место занимают, в частно­сти, психологические знания и методы. С другой стороны, в различных отраслях психологии и в профессиональной психологической деятельно­сти (например, в психологии управления коллективами, при оказании психологической помощи, в психотерапии, психоконсультировании) важнейшее значение имеют психологические проблемы и анализ кон­фликтов, особенности конфликтного реагирования и поведения в кон­фликтах, продуктивное преобразование и преодоление, а также конст­руктивное разрешение конфликтов.

В психологической лексике непосредственное отношение к конфлик­тологии имеет прежде всего такое ключевое понятие, как "конфликт". Однако трактовка его в разных областях психологических знаний, в раз­ных сферах и отраслях психологической науки различна.

Большинство публикаций по конфликтологии и психологии конфлик­тов носят практически ориентированный характер. Объектом изучения являются конфликты разных уровней: внутриличностные, социальные (межличностные, межгрупповые, межгосударственные) и др. При этом преобладают исследования конфликтов, возникающих между субъекта­ми одного уровня (личность—личность, малая группа — малая группа и т. п.). Сторонники различных концепций рассматривают конфликт с разных сторон, и каждое из многочисленных его определений отражает специфику предмета анализа.

Один из подходов заключается в том, что поведение человека и груп­пы рассматривается гомеостатично как ряд функциональных единиц, каждая из которых начинается с нарушения равновесия внутри группы и заканчивается его восстановлением.

Следовательно, конфликт — это адаптационная реакция системы на неспецифическое возмущение внешней среды, происходящая путем пе­рестройки структуры системы. Этот общесистемный подход вполне со­гласуется с различными взглядами психологов на сущность как внутри-личностного, так и межличностного конфликта. Так, высказывается мнение, что конфликт возникает тогда, когда наблюдается рассогласова­ние между возможностями субъекта (по существу, структурой его лично­сти) и конкретными условиями, в которых он действует.

Р. Кричевский и Е. Дубовская рассматривают конфликт как дисгармо-низацию межличностных отношений, а А. Ишмуратов — как бо­лезнь общения.

А. Анцупов и А. Шипилов показывают, что "межличностный ролевой конфликт возникает на основе несоответствия ролевой структуры диады взаимодействия требованиям актуальной ситуации и проявляется в пере­стройке ролевых взаимоотношений".

А. Донцов, характеризуя функционально-ролевую структуру группы, утверждает, что она "стремится" к соответствию с объективно необходи­мой в настоящих условиях, но никогда полностью не совпадает с ней. В постоянно возобновляющемся преодолении этого противоречия он видит одну из движущих сил развития предметной активности этой группы, предпосылку адаптации групповой деятельности к изменяю­щимся условиям ее воспроизводства. Приведение в соответствие суще­ствующего уровня предметно-деятельностных связей требуемому сопро­вождается перестройкой собственно межличностных отношений и системы внутригрупповых ожиданий.

Следует отметить, что существуют конфликтогенные ситуации и существуют роли, более или менее чувствительные к изменению раз­личных психологических элементов этих ситуаций в силу своего функ­ционального предназначения, а следовательно, более или менее конф­ликтные.

Анализируя неформальные ролевые взаимоотношения и сущность межличностного ролевого конфликта, приходим к выводу, что этот кон­фликт возникает тогда, когда сложившиеся в группе ролевые взаимоот­ношения не отвечают требованиям новой ситуации. Это выражается в противоречиях:

• функциональном (противоречие в распределении власти, обязан­ностей и прав);

операциональном (противоречие в способах поведения в новой ролевой структуре, определяющих качество коммуникативных процессов, стиль руководства, общения и взаимодействий);

внутриличностпом (противоречие в ролевом наборе кого-то из членов группы). Осваиваемая человеком новая роль может ока­заться несовместимой с ролями, которые он исполнял ранее и про­должает исполнять в других ситуациях.

Ролевые взаимоотношения - только компонент психической жизни группы, более того — это лишь один из типов взаимоотношений. Цельной кар­тины развития группы пока нет, и приходится управлять развитием каж­дого компонента в отдельности. Следует отметить, что в отличие от некоторых концепций группового развития, концепция ролевого разви­тия достаточно динамична.

Ролевые взаимо­отношения в группе развиваются дискретно, под влиянием окружающей среды. Каждый цикл развития начинается с нарушения ролевого равно­весия под влиянием внешнего стимула и завершается его восстановлени­ем путем спецификации очередного неспецифического стимула и меж­личностного конфликта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.