КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 6. 4.1. Инновационно - технологическая деятельность как объект инно-вационного менеджмента
(к.т.н. Старовойтенко О.А.)
План
4.1. Инновационно - технологическая деятельность как объект инно-вационного менеджмента. 4.2. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента. 4.3. Национальна система государственного регулирования инно-вационной деятельности. 4.4. Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.
4.1. Инновационно - технологическая деятельность как объект инновационного менеджмента Все глобальные перемены в жизни общества связаны с инновационной деятельностью. Различают две основные формы инновационного предпринимательства: создание, приобретение и использование новшеств в экономическом обороте (инновационное предпринимательство) и производственный маркетинг (рыночное предпринимательство). Инновационный процесс в содержательном плане представляет собой отражение задач инновационного предпринимательства. Различают три формы инновационного процесса: - простой внутриорганизационный (натуральный); - простой межорганизационный (товарный); - расширенный. Натуральный используется в одной фирме. Товарный – используется в товарно-денежных отношениях и предполагает отделение его создания и изготовления от его потребления. Расширенный – предполагает нарушение технологии производителя-пионера и создание новых производителей нововведений, что в условиях конкуренции способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции. Переход простого инновационного процесса в товарный осуществляется в две фазы: создание и распространение новшества, диффузия новшества. К сожалению, механизмы стимулирования диффузии нововведений недостаточно развиты, именно поэтому развитие инновационно - технологической деятельности (ИТД) приобретает особую важность и актуальность. ИТД важно располагать не просто новыми технологиями, а именно технологиями рыночной ориентации, т.е. способными к воспроизводству конкурентоспособных товаров на рынке. Рыночная коммерциализация технологий невозможна без инвестиций, а вместе они образуют единую схему, обязательными компонентами которой должны быть перспективные технологии, рынок инновационно - технологических продуктов, профессионально подготовленный персонал, материально-технические ресурсы и информационные ресурсы, финансы, законодательство, инновационная инфраструктура, базовые элементы которой представляют конкретные организации (юридические лица), удовлетворяющие определенному набору требований. Как известно, важнейшим элементом инновационной инфраструктуры являются инновационно - технологические центры. Чтобы инновационные организации были конкурентоспособны в условиях открытого рынка и свободных цен кроме различных производственных ресурсов и направлений деятельности, им необходим специальный механизм – инновационный менеджмент по все цепочке инновационного процесса. Таким образом, объектом инновационного менеджмента выступает ИТД, полный жизненный цикл которой реализуется в инновационно - технологических центрах – структурных элементах инновационно - индустриальной системы. Чтобы поддержать и активизировать деятельность по вышеперечисленным направлениям в инновационной сфере, необходимо объединение (интеграции) организационных, финансовых и других ресурсов различных ведомств и структур, несущих ответственность за реализацию государственной инновационной политики. Инструментом такой интеграции и концентрации всех необходимых ресурсов на приоритетных направлениях и задачах ИТД служит система инновационного менеджмента ИТЦ.
4.2. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента Инновационный менеджмент – одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы. Инновационный менеджмент как вид деятельности и процесс принятия решений – это совокупность процедур общих технологических функций и задач, которая определяется уровнем инновационной системы управления инновациями, включающее в себя различные направления (функции) управленческой деятельности. Каждое из направлений состоит из отдельных этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав функций и задач определяется уровнем инновационной системы (народной хозяйство, отрасль, инновационный проект и т.д.) и условиями ее функционирования. Таким образом, под системой инновационного менеджмента (СИМ) следует понимать систему подготовки и принятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно - технологического потенциала России в решающий фактор ее экономического роста. СИМ представляет собой сложную организационно - распределенную технологическую систему, действующую в определенной производственной (политической, экономической, социальной) среде, в определенных экономических и правовых условиях. Из приведенного определения видно также, что оно отражает влияние на ИТД различных подразделений (структур), находящихся на разных уровнях управления (менеджмента) как в период создания инновационной продукции, так и во время ее использования в процессе рыночной коммерциализации. Введение в рыночный и практический оборот понятий «жизненный цикл продукции» и «уровни управления конкретной деятельностью» (в данном случае – инновационной) позволяют рассматривать в системном единстве следующие четыре элемента: 1) функции системы инновационного менеджмента; 2) последовательной движение инновационной продукции от замысла до ее использования и утилизации; 3) дифференцирующие управляющие и регулирующие воздействия на ИТД с различных уровней СИМ (управленческой иерархии); 4) перечень задач управления ИТД, определяющий специфику и специализацию отдельных структур СИМ. Изучение общей модели СИМ связано с пониманием ее отдельных элементов, куда входят: - цель создания и функционирования; - основные задачи национальной инновационной системы (НИС); - состав основных функций СИМ; - перечень функциональных задач СИМ; - технология подготовки и принятия решений, необходимых для управления ИТД. Стратегическая цель СИМ – формирование, поддержка и развитие национальной инновационной системы, в том числе: а) создание организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие малых и средних инновационных предприятий; б) поддержка и развитие ИТЦ в качестве базовых элементов НИС; в) экономически целесообразное получение, распространение и использование научно-технических результатов и новых технологий. Основными задачами национальной инновационной системы (НИС) являются: - существование комплекса согласованных мероприятий, связанных с развитием базовых элементов инновационной системы ИТЦ, а также обеспечивающей ее инфраструктурой, включающей нормативно-правовую, информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную составляющие; - привлечение и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты техническую помощь; - объединение и координацию действий всех элементов СИМ, использование международного сотрудничества в интересах развития НИС. Задачи, которые необходимо решать для оптимизации состава основных функций СИМ состоят в следующем: а) разработка и использование на практике системы программно-целевого планирования исследований и разработок, основанной в части прикладных исследований и разработок на концепции критических для обеспечения национальной безопасности технологий; б) реформирование сети научных организаций в целях обеспечения проведения приоритетных исследований и разработок с учетом реальных ресурсных ограничений; в) осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров; г) создание условий для повышения престижности научного труда, возрождения отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов; д) модернизация, усовершенствование, создание необходимых, организационных, экономических, нормативно-правовых информационных и других видов обеспечения научных исследований и создание высокопродуктивных технологий, их защиту и использование; е) разработка и реализация системы мер по сохранению, воссозданию и развитию в России инфраструктуры (зданий, сооружений, комплексов, сети компьютерных телекоммуникаций, системы производства, поставки и применения научного оборудования, приборов и др.), обеспечивающих проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне. Все задачи НИС могут быть сгруппированы следующим образом: - задачи ИТД; - задачи регулирования и ресурсного обеспечения ИТД; - задачи подготовки и принятия решений в области развития ИТД. Под технологическим обеспечением понимается совокупность мероприятий и правил, регламентирующих последовательность и взаимосвязи конкретных операций, методы и средства реализации технологических решений и действия специалистов в процессе проектирования системы и ее функционирования.
4.3. Национальна система государственного регулирования инновационной деятельности
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного регулирования и координации действий всех субъектов НИС, а, с другой, - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу. К основным методам и инструментам регулирования НИС относятся: 1) правовое обеспечение; 2) нормативно-методическое обеспечение; 3) финансово-экономическое обеспечение; 4) материальное обеспечение; 5) информационное обеспечение и статистика инноваций. Правовое обеспечение НИС включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятые на федеральном и региональном уровнях. Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям: а) правовые вопросы экономики страны (по приватизации, предпринимательству и др.); б) законы и нормативные акты по: - стандартизации; - метрологии; - сертификации товаров и услуг; - защите прав потребителей; - антимонопольной политике; - управлению качеством товаров; - безопасности и охране труда и др. в) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, развитию коллективов, охране окружающей среды; г) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы. В межгосударственных документах должны регламентироваться общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации; другие федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах. При этом документы нижестоящего уровня нив коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня. Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения. Ключевой вопрос ресурсного обеспечения инновационного менеджмента – финансирование инновационной деятельности. Информационное обеспечение должно удовлетворять следующим основным требованиям к качеству информации: - своевременность; - достоверность (с определенной вероятностью); - достаточность; - адресность; - правовая корректность информации; - актуальность информации. Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется Положением о государственной системе научно-технической информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). В структуру НТИ входят: * Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства образования и науки РФ; * Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства образования и науки РФ; * Всероссийский центр научной и технической информации Российской Академии наук (РАН) и Министерства образования и науки; * Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства образования и науки РФ; * Библиотека РАН; * Библиотека по естественным наукам РАН; * отраслевые библиотеки. Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г. На 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций. Международные стандарты по статистике и инноваций – это комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность, промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам: - Инновационная активность предприятия; - Источники информации об инновациях; - Цели инновационной деятельности; - Затраты на технологические инновации; - Исследования и разработки. - Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок; - Технологический обмен. - Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукта, процесс инноваций; - Результаты инновационной деятельности; - Факторы, препятствующие инновациям. В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции, в 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральном фонде производственных инноваций от 26 августа 1995 г. № 827. При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике. В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» от 18 июня 1999 г. № 651. Основными методами реализации инновационной политики государства выступают: - формирование институционных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере; - государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичическое производство, а также организации различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; - совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами хозяйственной деятельности; - внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке; - обеспечение квот в зарубежных кредитных линиях для развития инновационной инфраструктуры; - консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами; - развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования; участие инновационно - активных организаций в международных конкурсах; - выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов. Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли ВВП. К этим мерам относятся: - финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер; - расширение практики размещения бюджетных средств на конкурсной основе; - совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.
4.4. Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельной организации. Государственное регулирование основано на базе инновационных прогнозов (основные параметры инновационной деятельности), стратегий (приоритетные направления инновационной деятельности), выработке инновационной политики. Приоритетные направления отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу. (1998-2000 гг.) (2001-2005 гг.). Был разработан Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике. В 1999 г. Принят также Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации». Постановления Правительства РФ 1999 г.: «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий», «Об использовании результатов научно - технической деятельности» и др. Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в виде программ технологического развития и федеральных целевых программ. Федеральные целевые программы (ФЦП) концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансирование как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов. Программы технологического развития (ПТР) формируются в рамках стратегии развития отраслей народного хозяйства. Инновационные проекты включаются в ФЦП или ПТР на основании конкурсного отбора; создаются различные условия для инновационной деятельности; государственная поддержка; информационная поддержка; финансовое регулирование; законодательная база. Важный механизм регулирования процесса развития и распространения инновационной деятельности – создание благоприятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной деятельности. Инновационный климат определяется структурой, объемом и характером проводимых НИОКР. Фундаментальные исследования (ФИ). Делятся на теоретические и поисковые. Результаты их невозможно непосредственно использовать на практике. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности служат фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства. Затраты на выполнение инновационных исследований включаются в себестоимость продукции. Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуются в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги, (акции, облигации, векселя) эмитируемые субъектами инновационной деятельности; путем прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.
Литература
1.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2000., с.200.
2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995. 3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с. 4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с. 5. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»). 6. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. Пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с. 7. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 8. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»). 9. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
План практических занятий:
1. Понятия «инновационно - технологическая деятельность» и «инновационно –технологические центры. 2. Элементы системы СИМ и ее основные задачи. 3. Национальна структура регулирования научно-технической деятельностью. 4. Структура органов научно-технической информации в Российской Федерации. 5. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность. 6. Основные методы реализации инновационной политики государством
Литература
1.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2000., с.200. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995. 3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с. 4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с. 5. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»). 6. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. Пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с. 7. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 8. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»). 9. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
Раздел № 3. Методология инновационного менеджмента
Тема № 5. Функции и методы инновационного менеджмента
Лекция № 7
(к.т.н. Старовойтенко О.А.)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |