Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усвоение человеком определенной совокупности знаний, обобщенных наук и формирование на этой основе определенных качеств личности

           
   
     
 

 


Воспитание Развитие Обучение
целенаправленный и специальный процесс формирования этических, эстетических, нравственных, умственных и физических качеств человека. Процесс количественных и качественных изменений свойств качеств человека в образвовательном процессе под воздействием обучения воспитания совместная деятельность учителя и учащихся, которая направлена на усвоение знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется развитие личности

Категория образование — понимается как процесс обучения, воспитания человека и их результат, который представляет собой систему. Образование включает в себя и воспитание. Принципы, методы, формы обучения и воспитания являются основным фактором направленности образования (педагогического или технократического, демократического или авторитарного)

Под воспитанием понимают пере­дачу исторического и культурного опыта от по­коления к поколению. Воспитатель передает накопленный человечеством опыт, знакомит с миром культуры, инициирует к самовоспитанию. Ученик должен овладеть культурой работы над собой, способами общения и нравственным понятиям.

Обучение — третья категория педагогики. В процессе обучения происходит процесс взаи­модействия учителя и ученика, как результат — развитие ученика. В этом процессе учитель передает знания, жизненный опыт, основы куль­туры, управляет процессом освоения обучения, создает условия для развития психических свойств личности учащегося.

2. Категории воспитания и обучения – их взаимосвязь и соотношение.

 

Под воспитанием понимается обусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуще­ствляемых в педагогическом процессе с целью решения различных пе­дагогических задач: структурирование и конкретизация целей пе­дагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педаго­гического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является элементарной едини­цей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической сис­темы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвя­занная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаи­модействии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задачаэто материализованная ситуация воспитания и обучения (педагоги­ческая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного реше­ния одной задачи к другой.

Рассмотрим понятие «обучение». Оно является важнейшим средством образования и воспитания. Под обучением понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной дея­тельности, необходимых для непрерывного обра­зования:

Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов дея­тельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогическо; процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического. Например, в процессе об; чения должен быть реализован государственный стандарт (урове содержания образования. Оно также ограничено временными ра ками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных техничес­ких и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знако­вых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

Воспитание и обучение диалектически связа­ны друг с другом. Воспитание и обучение, яв­ляясь способами осуществления педагогиче­ского процесса, представляют собой технологии образования, в которых фиксируются этапы и сту­пени достижения выдвинутых целей образования.

Воспитание и обучение рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры и являются ка­чественными характеристиками образования, включающими в себя результаты педагогиче­ского процесса, которые отражают степень реа­лизации целей образования.

Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью сформировать у него определенные (рассматриваемые обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимые, позитивные) ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценок и т. д., выраженное отношение к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (В.Н. Мясищев). Воспитание рассматривается как целостное воздействие, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т. д.

Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем», — отмечал С.Л. Рубинштейн. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение. Именно оно преимущественно и рассматривается педагогической психологией.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением. Такое часто жестокое, жизненно реалистичное именно на момент воздействия воспитание старшими сверстниками часто оказывается решающим.

Соотношение же этих трех категорий выразим в утверждении, что обучение, воспитание и обра­зование можно рассматривать как организован­ную определенным образом деятельность, ре­зультатом которой является развитие человека.

Если рассматривать процессы воспитания, обучения или образования в качестве системы, то необходимо выделить следующие элементы: цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Существует также процесс самовоспитания, который характеризуется постановкой учеником воспитательной цели перед самим собой. При этом он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт на уровне содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных техничес­ких и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знако­вых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

 

3. Образование как обязательный компонент социализации.

 

Воспитание и обучение обусловливают качественную характе­ристику образования — результаты педагогического процесса, от­ражающие степень реализации целей образования. Результаты об­разования определяются степенью присвоения ценностей, рож­дающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех «потребителей» продукции образовательной сферы — и государ­ства, и общества, и каждого человека. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегия­ми развития образования, ориентированными на перспективу.

Обучение обусловливает качественную характе­ристику образования — результаты педагогического процесса, от­ражающие степень реализации целей образования. Результаты об­разования определяются степенью присвоения ценностей, рож­дающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех «потребителей» продукции образовательной сферы — и государ­ства, и общества, и каждого человека. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегия­ми развития образования, ориентированными на перспективу.

Усвоение индивидом общественного опыта, превраще­ние его из природного существа в общественное называ­ется социализацией. Этот процесс включает в себя усвое­ние норм нравственности, культуры человеческих отно­шений, правил поведения среди людей, социальных ро­лей, видов деятельности, форм общения. В результате социализации и собственного опыта у человека форми­руются психологические качества, знания, умения.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является культура.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые после их группировки могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. В процессе социализации осуществляются включение индивида в социальные отношения, изменение его психики.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, трудовые коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Ведущие направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально- нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, проявлять и переживать различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

 

4. Взаимосвязь воспитания и развития

 

Движущей силой развития являются разнообразные противоречия. Они возникают, например, между потреб­ностями человека и условиями их удовлетворения, меж­ду требованиями общественной среды, взрослых и воз­можностями ребенка, между самими потребностями. На разрешение этих противоречий и направлены многие дей­ствия воспитателя и усилия самого ребенка.

Важно правильно понимать суть противоречий. Мно­гими воспитателями они воспринимаются как следствие собственных ошибок или как намеренное противодействие воспитуемого. Противоречия в воспитании неизбежны, и естественны. Более того, некоторые воспитатели намеренно строят так воспитательный процесс, чтобы в нем имели место противоречия, разрешение которых, по их мнению, может продвинуть развитие ребенка. Такое отно­шение к противоречиям в воспитании помогает педагогу выработать оптимальный стиль общения с учащимися.

Под закономерностями развития личности понимаются необходимые и существенные связи, зависимости, проявляющиеся при соответствующих условиях воспитания. Эти связи, поскольку они носят необходимый характер, выражают наиболее важные, устойчивые особенности процесса формирования личности.

Самая общая закономерность состоит во взаимосвязи воспитания и развития личности. Воспитание, как и обучение, по выражению Л.С.Выготского, должно идти впереди развития, вести его за собой, управлять им. В то же время оно должно ориентироваться на "ближайшую зону развития" ребенка. Это означает, что воспитатель должен учитывать уровень психического развития ребенка, степень доступности для него организуемой с воспи­тательными целями деятельности или требуемой формы поведения.

Происходящие в процессе воспитания изменения лич­ности обусловлены не только содержанием и формами применяемых воспитательных средств, но и взаимодей­ствием их с внутренними условиями, такими как направ­ленность этой личности (потребности, интересы, установ­ки, идеалы, мировоззрение, убеждения), ее способности, характер, темперамент и др. С.Л.Рубинштейн писал: «Внешние условия не прямо и непосредственно опре­деляют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную природу данного тела или явления».

Тесная зависимость существует между формировани­ем личности ребенка и его возрастом. Рассмотрим эту зависимость на примере регуляции поведения ребенка. Вначале его поведение направляется непосредственно взрослыми, социальной и предметной средой в целом, которая выступает главным образом в виде сложивших­ся исторических способов поведения, овеществленных в нормах, знаниях, орудиях, приемах и т.д. Такая регуля­ция наблюдается вплоть до младшего школьного возраста.

Важнейшим психологическим механизмом всех этих изменений является интериоризация — превращение внешних предметных действий, норм и способов поведения во внутренние процессы, психические образования. Это превращение связано, в частности, с отражением в речи внешнего действия или способа поведения, его обобщением и сокращением, с дальнейшей его автоматизацией.

Происходит и обратный процесс — экстериоризация, т.е. переход внутренних состояний во внешние, практические действия, формы поведения. Экстериоризация проявляется и в том, что внутренние состояния определяют избирательное отношение к новым внешним воздействиям. С каждым переходом внутреннего во внешнее происходит совершенствование поведения человека. Таким образом, взаимопереходы внешних состояний во внутренние и внутренних во внешние и обеспечивают развитие личности.

Кроме интериоризации и экстериоризации в основе регуляции поведения лежат и другие психологические механизмы. В младшем и среднем школьном возрасте - это подражание, идентификация (отождествление себя с другими), внутригрупповая внушаемость, проявляющаяся в некритическом принятии индивидом мнений и позиций группы, к которой он принадлежит. В старшем школьном возрасте решающая роль принадлежит рефлексивным процессам (самонаблюдение, самоконтроль самоанализ своих поступков и действий).

Противоречия возникают и в процессе само­го воспитания, когда воспитатель ставит перед ребенком новые задачи, а у того еще отсутствуют необходимые для их решения средства. Указанные противоречия принято считать движущей силой психического развития ребенка.

Общей закономерностью является зависимость фор­мирования личности от деятельности, в которую вклю­чен человек. Исторически сложились такие основные виды деятельности, как игра, учение, труд. В них чело­век реализует свои потребности, интересы, цели, в них формируется и его личность.

Формирующими моментами в деятельности являют­ся те требования, которые она предъявляет к способнос­тям человека, его характеру, мышлению и другим его свойствам. Поскольку деятельность зачастую имеет со­вместный характер, то такую же роль играют нормы и правила поведения ее участников.

Формирование личности в деятельности происходит не всегда. Если иметь в виду учащегося, то, например его трудовая деятельность, будет выполнять развивающую роль лишь тогда, когда она организуется одновременно как учебная, когда ребенку доступно достижение ее целей и когда в ней реализуются его интересы и потребности.

Важной закономерностью является обусловленность развития ребенка не только актуальными, но и преды­дущими влияниями, которые отражены в его идеалах, мечтах, целях и других психических образованиях. Л.И.Божович подчеркивала: «Возникнув как усвоение определенных форм поведе­ния в деятельности, устойчивые качества личности, в свою очередь, в порядке обратного влияния, начинают опреде­лять поведение ребенка, его деятельность, характер его взаимоотношений с окружающими людьми».

Следующая закономерность состоит в зависимости усвоения норм и правил поведения от организации обрат­ной связи как основного способа подкрепления соответ­ствующих действий и поступков воспитуемого. Обратной информацией при этом является, наряду с показом их це­лесообразности, одобрение этих действий и поступков со стороны воспитателя. Такой же информацией является и порицание. И та, и другая информация — основа для более целенаправленного поведения ребенка в будущем.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Отраслевые особенности информационно-библиографического обеспечения в области социально-гуманитарных наук
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.