Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраслевые особенности информационно-библиографического обеспечения в области социально-гуманитарных наук

Лекция 1. Состав и структура документального потока социально-гуманитарного комплекса.

1. Отраслевые особенности информационно-библиографической деятельности в области социально-гуманитарных наук.

2. Отличительные особенности документального потока социально-гуманитарного комплекса, видовая характеристика.

3. Периодические издания социально-гуманитарного комплекса.

 

Информационно-библиографическое обеспечение – это совокупность ресурсов и услуг для удовлетворения долговременных информационных потребностей.

Социально-гуманитарные науки – это социология, статистика, демография, политология, идеология, экономические и юридические науки (общая теория права, история государства и права, отдельные отрасли права), военное дело и военная наука, науковедение, культура и культурология, образование и педагогические науки, история и смежные исторические науки (нумизматика, археология, этнография и др.), музейное и архивное дело, науки о массовой коммуникации, журналистике и социально-культурной деятельности, книжное и издательское дело, библиотековедение и библиография, религиоведение и богословские науки (св. писание, фундаментальное богословие), философские и психологические науки, языкознание (грамматика, фонетика, морфология и др.).

Информационные потребности (ИП) – это осознанная потребность в информации, необходимой для получения недостающих знаний.

Принято выделять следующие виды потребностей:

- реальные и потенциальные

- пассивные и выраженные

- временные и постоянные

- профессиональные и непрофессиональные

Также достаточно распространенной считается следующая классификация ИП – по видам необходимой информации различают потребности:

- документальные

- библиографические

- фактографические.

Использование информации социально-гуманитарного комплекса осуществляется в трех сферах:

1) Наука

2) Практика

3) Образование.

В качестве основных категорий потребителей данного вида информации в сфере науки можно выделить теоретиков, историков науки. В сфере практики – специалисты, разрабатывающие концептуальные проблемы. В образовании – преподаватели, студенты, аспиранты, магистранты.

Говоря о проблеме дифференциации пользователей социально-гуманитарного комплекса можно указать следующие сферы деятельности: сфера государственного управления (законотворческая, правоохранительная, правоприменительной деятель­ности и т.д.). Пользователями в данной сфере выступают: Президент РБ, сотрудники Администрации Президента; Депутаты Национального собрания, местных Советов депутатов, сотрудники органов исполнительной власти, Совета Минист­ров, отдельных министерств и ведомств; сотрудники судов, прокуратур; сотрудники МВД, ОВД; юристы, юрисконсульты, нота­риусы и т.д.; руководители предприятий, организаций;

преподаватели и студенты Академии управления при Президенте, юридических вузов. Центрами информационно-библиографической деятельности по данным вопросам являются Президентская библиотека; Библио­тека общественного объединения "Белорусский союз юристов"; НББ; Библиотека Академии управления при Президенте РБ; Фундаментальная библиотека БГУ; НЦПИ; публичные центры правовой информации; библиотеки юридических вузов и ссузов, классических университетов, имеющих юридические факультеты; библиотеки прокуратур, органов ис­полнительной власти, информаци­онные отделы юридических фирм.

Следующей можно считать экономическую сферу. Пользователями экономической информации выступают сотрудники органов государственного управления экономикой; руководители предприятий, предприниматели; экономисты-практики, бухгалтерские кадры различных отраслей хозяйство­вания, студенты экономических специальностей. Центрами библиографического обеспечения являются: Президентская библиотека; РНТБ и ее филиалы в областных центрах; РНСХБ; библиотеки разных типов субъектов хозяйствования; библиотеки предприятий, информа­ционные центры на предприятиях; библиотека БГЭУ, библиотеки эко­номических вузов и ссузов; библиотеки сети Министерства культуры. В сфере внутренней и внешней политики, а также международных отношений пользователями выступают сотрудники МИД, дипломаты РБ в зарубежных странах; сотруд­ники международных организа­ций и сотрудники ООН в РБ; ру­ководители политических партий и общественных организаций. Немногочисленными центрами можно считать НББ; НЦПИ; Президентскую библиотеку; библиотеку МИД; библиотеки посольств.

В сфере военного дела потребителями информации социально-гуманитарного комплекса являются сотрудники Министерства обо­роны, офицеры и военные спе­циалисты (военные историки, военные врачи, военные юристы и т.д.); военнослужащие срочной службы; депутаты Вооруженных сил, ветераны. К их услугам Библиотека Дома офицеров, библио­теки Министерства обороны, биб­лиотеки военных учебных заведе­ний, библиотека музея Великой Отечественной войны, НББ, библио­теки сети Министерства культуры.

В сфере культуры потребителями социально-гуманитарной информации выступают сотрудники Министерства куль­туры, работники архивов, музеев, журналисты, сотрудники куль­турно-просветительских учреж­дений, преподаватели, студенты. Ведущая роль в организации информационно-библиографического обеспечения принадлежит НББ и отделу информации по про­блемам культуры и искусства; областным универсальным библиоте­кам и аналогичным секторам по про­блемам культуры и искусства; библиотекам сети Министерства культуры, библиотекам архивов, му­зеев, учебных заведений.

Научные работники, исследова­тели, сотрудники и руководители НИИ, учебных заведений также являются пользователями информацией данного комплекса.

Кроме ранее названных учреждений в организационной структуре библиографического обеспечения следует назвать НАН им. Беларуси и НИИ при ней; ЦНБ НАН им. Я. Коласа; Национальный институт образова­ния и Научно-педагогическая биб­лиотека при нем (НПР НИО), библиотеки при органах управления образования, при инсти­тутах усовершенствования учителей, библиотеки вузов и ссузов, школь­ные библиотеки, сеть библиотек Министерства культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Усвоение человеком определенной совокупности знаний, обобщенных наук и формирование на этой основе определенных качеств личности | Отличительные особенности документального потока социально-гуманитарного комплекса, видовая характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.