Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые информационные и коммуникационные технологии в организации психологической службы




(Исследование Рубцова А.В.,Лебедевой С. В.)

Использование интернет-пространства для оказания различных типов услуг, в том числе и психологической помощи, стало технически возможным и экономически рентабельным только в последние несколько лет. Это связано с возникновением новых форм передачи данных по информационным сетям, с внедрением высокоэффективного и относительно недорогого телекоммуникационного оборудования, с появлением целого ряда организаций, оказывающих техническую поддержку в разработке модульных элементов интернет-содержания и др. При этом основной проблемой для эффективного и успешного оказания услуг в среде Интернет является задача проектирования и последующей реализации специализированных человеко-машинных систем, способных решать разнообразные задачи. Рубцов А.В., иЛебедев С. В. предложили концепцию организации Виртуальной психологической службы (ВПС), основанной на использовании сети Интернет (в форме психологического портала) как инструмента организации совместной деятельности психологов и потенциальных клиентов.

Виртуальная психологическая служба рассматривается исследователями как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы интернет-средой.

Согласно теории человеко-машинных систем их ведущим фактором является совместная деятельность человека, в которой машинный компонент выступает лишь средством ее эффективной реализации. Последнее означает, что эффективность любой человеко-машинной системы зависит от того, каким образом согласуются различные ее компоненты или каким образом машинные, а в случае работы в Интернете – информационные и телекоммуникаионные компоненты вписываются в целостную деятельность человека, в его потребности, мотивы, цели и действия. Оказание психологической помощи через Интернет – идеальная среда для проектирования человеко-машинных систем совместной деятельности «клиент – психолог», так как позволяет пользоваться практически неограниченными ресурсами для внедрения различных форм взаимодействия заинтересованных участников в процессе выявления, обсуждения и практического решения ими различных вопросов и проблем. Учитывая специфику работы в Интернете (анонимность, отсутствие физического контакта между клиентом и психологом, возможность «выдавать себя за другого»), создание психологической службы необходимо начинать с разработки системы моделей взаимодействия психолога и клиента-пользователя. Такая разработка сводится, во-первых, к содержательному проектированию психологического интернет-портала и определению спектра задач, которые этот портал может обеспечить, во-вторых, с анализа особенностей запросов (обращений) различных групп клиентов, которые будут пользоваться ВПС. На основании полученных данных можно выделить те способы организации совместной работы, которые доступны в рамках спроектированного портала и наиболее эффективны при решении задач соответствующих групп клиентов.

В отечественной психологии наиболее точное определение задачи было дано А.Н. Леонтьевым, согласно которому в общей структуре деятельности задача занимает структурное место цели. Она представляет собой цель, данную в определенных условиях. В этом случае задача фактически выступает как особого рода единство цели и условий выполняемой субъектом деятельности. Такая постановка вопроса с самого начала ориентирует на уточнение организационных целей с учетом возможностей и ограничений соответствующих организаций. Определение (классов) задач для организаций начинается, следовательно, с уточнения тех целей, которые могут преследовать их потенциальные клиенты, вступая во взаимодействие с организацией. При этом «границы» клиентских целей должны задаваться не клиентами, а организацией; в этом случае клиентские цели будут выступать как функциональные возможности и ограничения деятельности организации.

Для ВПС данное определение организационных задач обусловливает необходимость обоснования таких условий работы ее клиентов, которые позволят удовлетворять различные запросы и требования этих клиентов. Поэтому начинать проектирование ВПС нужно с выявления целей потенциальных пользователей, т.е. потребностей потенциальных клиентов-посетителей, и дальнейшего соотнесения этих целей с условиями работы в ВПС.

Предварительный анализ показывает, что потенциальные пользователи – клиенты ВПС преследуют целый ряд целей.

Во-первых, это цели, связанные с оказанием психологического консультирования (индивидуального и группового) для решения разных проблем.

Во-вторых, это цель обучения детей через Интернет различным практическим навыкам (организации памяти, внимания и т.п., координации действий, решения различных детских психологических проблем и др.).

В-третьих, это оказание информационных психологических услуг. Однако форма удовлетворения данных целей зависит от возраста клиентов ВПС, которая рассчитана на разные возрастные группы пользователей. Предполагается привлечение клиентов детского, подросткового и взрослого возрастных сегментов. Подробнее особенности каждого сегмента представлены в табл. 1.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.