Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие понятия о средствах физической культуры и спорта




Для реализации задач, решаемых в высшем учебном заведении, используются многие средства физического воспитания и образования. Специфическую группу среди них составляют те, которые основаны на целесообразно направленной двигательной активности.

В процессе физкультурно-спортивной деятельности используются следующие средства: физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения – это движения и действия, направленные на улучшение физического состояния личности. Перечень основных упражнений, которые включаются в занятия с учащимися, определится образовательными программами.

Бег, ходьба, прыжки и другими упражнения развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту и координацию. Ряд упражнений из гимнастики, спортивных игр, вырабатывают специфические физические и психологические качества, прикладные навыки.

Выполнение упражнений обеспечивается совокупностью медико - биологических и физиолого-психических процессов. В результате перестройки организма, происходящей под их воздействием, развиваются и совершенствуются физические качества, двигательные навыки, улучшается координация движений, укрепляется здоровье.

При осознанном выполнении упражнений совершенствуются умственные способности. Овладение различными движениями, их точное и своевременное применение в соответствии с конкретно сложившимися условиями требуют от обучаемых осмысленных действий, памяти внимания.

Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию. Форма – это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей человека.

При обучении новому упражнению обучаемые овладевают основами техники. При многократном его повторении у них формируются наиболее эффективные способы выполнения элементов в соответствии с их индивидуальностью, что придает технике специфическую окраску. Техника упражнения постоянно совершенствуется и определяется пространственными, временными (скоростными) и силовыми показателями: положением движения и амплитудой, скоростью и силой, темпом и ритмом.

Упражнения делятся на группы: одни направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; другие развивают гибкость; третьи снимают застойные явления в организме при длительной статической работе.

По структурным признакам выделяются упражнения циклические (ходьба, бег), упражнения ациклические (поднятие тяжестей, прыжки с места), смешанные (прыжки с разбега в длину, движения в спортивных играх).

По характеру режима деятельности мышц упражнения делятся на динамические, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением; статические, когда мышцы относительно продолжительное время находятся в напряжении (например, удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора); направленности, когда осуществляется развитие мыши рук,

ног, шеи, спины или мышечных групп.

Классификация упражнений дает возможность лучше понимать сущность, значение, особенности использования их в решении задач физического воспитания и образования студентов.

Оздоровительные силы природы – это солнце, воздух, вода, другие элементы окружающей среды. Они способствуют закаливанию организма человека, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему. При закаливании повышается сопротивляемость организма холоду, жаре, резкому перепаду температур, а также устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность. Закаливание включает в себя обмывание или обтирание тела холодной водой, принятие холодного душа, полоскание горла, мытье ног

холодной водой. Оно происходит на утренней зарядке, учебных занятиях, тренировках и соревнованиях. Бег или ходьба обеспечивают непосредственный контакт с оздоровительными силами природы.

Гигиенические факторы – это санитарное состояние мест занятий и учебно-спортивного оборудования, что означает чистоту воздуха, определенную температуру и влажность, освещение и постоянную уборку помещений. Личная гигиена – непременный атрибут физической культуры обучаемых, которые должны соблюдать гигиенические требования, самостоятельно выполнять процедуры общественной и личной гигиены. Несоблюдение этих правил снижает эффективность упражнений, отрицательно отражается на здоровье.

Упражнения – основное средство физического воспитания и образования личности. Термин «упражнение» имеет двоякое значение: определённые виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств воспитания; процесс неоднократного воспроизведения действий, которые проводятся в соответствии с принципами обучения. Эти понятия взаимосвязаны и частично совпадают. Однако смешивать их не следует.

Необходимо знать воздействие упражнений на состояние человека в процессе обучения, какими методами оно осуществляется. Целесообразно

пользоваться терминами «физическое упражнение» («физические упражнения»), «метод упражнения» («методы упражнения»). Двигательные действия – трудовые, бытовые и игровые, совершаемые человеком, многообразны. Через совокупность движений, объединённых в целостные действия, проявляется практически активное отношение человека к миру.

Посредством двигательных действий человек удовлетворяет свои потребности и изменяет самого себя.

 

Профессиональная направленность физического воспитания – это совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.

Существенные свойства и меру проявления физической культуры личности можно выявить, опираясь на перечисленные ниже критерии:

- степень сформированности потребности в физической культуре и способы

ее удовлетворения;

- интенсивность сложности и творческий уровень этой деятельности;

- выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности

в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность,

настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм,

патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

- степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

- проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования,

самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

- уровень физического совершенства и отношение к нему;

- владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми

для физического совершенствования;

- системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний

по физической культуре для творческого использования в практике

физкультурно-спортивной деятельности;

- широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и

опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового

стиля.

Распределение студентов по учебным отделениям.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» с целью допуска к занятиям физической культурой и участию в массовых спортивных соревнованиях все студенты проходят медицинское обследование в сертифицированных медицинских учреждениях по установленному объему и видам врачебных исследований.

На основании медицинского заключения студенты распределяются на 3 медицинские группы:

· основная – возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях;

· подготовительная - возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями без участия в соревнованиях;

· специальная - возможны занятия физической культурой по специальной программе.

Для тренировочно - оздоровительных и контрольных занятий студенты распределяются в основное, спортивное и специальное учебное отделения.

В основное учебное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты специальной медицинской группы.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии.

На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов.

Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты второго и старших курсов основной медицинской групп, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе.

Внеучебные занятия организуются в форме:

· занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

· массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеаудиторных занятий елю), необходимый для поддержания хорошего состояния здоровья.

В нашем вузе проводятся занятия по видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, атлетическая гимнастика, фитнесс, стрельба пулевая. Из одного учебного отделения в другое студент может переводиться после окончания учебного семестра (или года) согласно врачебно-медицинским рекомендациям, либо по согласованию с преподавателями-тренерами, проводящими практические занятия.

 

Обязанности студента.

1. Систематически посещать занятия по физическому воспитанию

(теоретические и практические) в дни и часы предусмотренные учебным

расписанием.

2. Выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачеты по

физическому воспитанию в установленные сроки.

3. Повышать свою физическую подготовку, выполнять требования и нормы

Государственных тестов и совершенствовать спортивное мастерство.

4. Соблюдать рациональный режим дня, учебы, отдыха и питания.

5. Проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и физического развития.

6. Регулярно самостоятельно заниматься физическими упражнениями и

спортом.

7. Активно участвовать в массовых физкультурных и спортивных

мероприятиях на курсе, факультете, в вузе и др.

8. Рассматривать занятия по физическому воспитанию, включенные в учебное

расписание, не как учебную нагрузку, а как средство активного отдыха.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.