Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне государства

До перестройки управление внешнеэкономическими связями в нашей стране осуществлялось на макроуровне, т.е. на уровне государства. При монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности государство устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле; определяло посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в нее. Кроме того, государство непосредственно регулировало ввоз и вывоз, операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий (разрешений). В тот период только около 80 специальных внешнеэкономических объединений имели право осуществлять экспортные и импортные операции на мировых рынках.

Однако с началом перестройки, реально с 1987 г., когда вступил в силу правовой акт, допускающий на внешний рынок практически любую организацию (предприятие, фирму) нашей страны, чья продукция обладала конкурентоспособностью на мировом рынке, государственная монополия на ведение внешнеторговых операций ослабла, а затем была устранена. В настоящее время каждая организация (предприятие, фирма), соблюдая соответствующие законодательные регламентации, может самостоятельно организовывать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность и соответственно управлять ею на микроуровне. Государству в этом случае отводятся функции регулирования, координации, контроля и содействия развитию внешнеэкономической деятельности украинских предприятий и фирм, защиты общегосударственных интересов и обеспечения экономической безопасности Украины, эффективного продвижения отечественных товаров на мировые рынки.

В связи с желанием украинских предприятий и организаций освободиться от жесткого контроля со стороны государства за проведением внешнеторговых операций в Украине сложился необоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статей украинского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. Изучение опыта зарубежных стран свидетельствует о значительной роли государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических и других трудностей, спадов деловой активности и кризисов.

Основой регулирования деятельности предприятий Украины на внешних рынках является Закон «Про зовнішньоекономічну діяльність» (16.04.91). Кроме того, в соответствующих сферах регулирующую роль играют и другие Законы Украины:

- „Про захист іноземних інвестицій в Украиїні” (10.09.91);

- „Про дію міжнародніх договорів на терріторії України” (10.12.91);

- „Про іноземні інвестиції” (13.03.92);

- „Про державну програму заохочення іноземних інвестицій в Україні” (17.12.93);

- „Про міжнародний комерційний арбітраж” (24.02.94);

- „Про режим іноземного інвестування” (19.03.96) и др.

Необходимо учитывать регулирующую роль других Законов Украины, которыми предусмотрена степень управления внешнеэкономической деятельностью в конкретных ее видах и направлениях. В частности, ст.41 Закона Украины „Про цінні папери і фондову біржу” предусмотривает, что в случае разногласий положений этого Закона и правил международного договора действует последний. Подобную ст.22 содержит и Закон Украины „Про інвестиційну діяльністсь” (18.09.91). Кроме Законов Украины, важное значение в регулировании ВЭД имеют Указы Президента Украины. Среди них:

- „Про заходи для попередження експорту товарів походженням з України за цінами, що можуть роглядатися як демпінгові, і врегулювання торгових суперечок” від 25.07.94;

- „Про заходи здійснення єдиної державної політики регулювання імпорту” від 21.09.94;

- „Про виконання Міжнародних правил інтерпретації комерційних термінів” від 04.10.94 и т.д.

Также существуют нормативные решения Кабинета Министров Украины, Министерства экономики Украины и по вопросам европейской интеграции, других министерств и ведомств, которые регулируют отдельные вопросы тарифного и нетарифного характера.

Высшим законодательным органом государственного регулирования ВЭД является Верховная Рада Украины. В соответствии со ст.9 Закона Украины «Про зовнішньоекономічну діяльність» Верховная Рада:

- принимает, отменяет и изменяет законы о ВЭД;

- утверждает главные направления внешнеэкономической политики Украины;

- заключает международные договора;

- утверждает таможенные тарифы и сборы;

- устанавливает специальные режимы ВЭД;

- утверждает списки товаров, которые подпадают под лицензирование при экспорте или и импорте.

Кабинет Министров Украины как орган исполнительной власти осуществляет координацию ВЭД, принимает нормативные акты в пределах своих полномочий, подает свои предложения в Верховную Раду Украины, составляет платежный баланс и валютный план.

Национальный банк Украины регулирует валютные и международные вопросы ВЭД: сохранение и использование золотовалютных резервов, взаимоотношения с центральными банками других стран и международными финансовыми организациями, подписание межбанковских соглашений, регулирование курса национальной валюты и др.

Существенную роль в регулировании ВЭД играет Министерство экономики Украины и по вопросам европейской интеграции, в его компетенцию входит:

- проведение единой внешнеэкономической политики при осуществлении субъектами ВЭД выхода на внешний рынок, координация их деятельности;

- контроль внешнеэкономической деятельности;

- нетарифное регулирование ВЭД и т.д.

Государственный комитет таможенного контроля осуществляет контроль ВЭД соответственно с действующим законодательством. Также в регулировании внешнеэкономической деятельности принимают участие органы местного управления: законодательные и исполнительные органы власти; территориальные подразделения органов государственного регулирования ВЭД.

Как экономический инструмент регулирования ВЭД выступает в виде:

- налогообложение субъектов ВЭД;

- таможенное регулирование и контроль;

- ведение расчетов и кредитования внешнеэкономических операций;

- страхование внешнеэкономических операций;

- лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций;

- запрет отдельных видов экспорта и импорта;

- проведение антимонопольных мер в сфере ВЭД;

- размещение государственных заказов на производство, экспорт и импорт;

- перечень внешнеэкономических операций, отчетность, ревизия и аудит субъектов ВЭД;

- информационное обеспечение ВЭД.

Украинские предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа.

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.

Это требует от отечественных субъектов мирового рынка высокого профессионализма, знания сложившейся практики и обычаев ведения внешней торговли, ее форм и методов, умения проводить комплексные исследования зарубежных рынков и отбирать для своей работы наиболее перспективные и оптимальные из них.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коллизионные Проблемы вещных прав | Тема 2: Сущность менеджмента внешнеэкономической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.