Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6: Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия




Планирование как первая функция управления внешнеэкономической деятельностью предприятия представляет собой процесс выбора целей и принятия решений для достижения этих целей, включающий составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработка бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов, предполагающих, в том числе, привлечение внешних источников финансирования.

Перестройка экономики, переход от административно-командной экономики к рыночной привел не просто к критике старых методов планирования, а к отказу от планирования вообще или неправильному пониманию места планирования в рыночной экономике. Одна из особенностей рыночной экономики – это ее неопределенность, поэтому планирование как функция управления одной из целей имеет предвидение различных проявлений неопределенности рыночной среды и выработку соответствующих способов сокращения их неблагоприятных последствий для предприятия.

Сложившаяся в Украине экономическая ситуация – инфляционные процессы, неплатежи, нестабильность принимаемых государством решений в области таможенного регулирования – объективно затрудняет планирование внешнеэкономической деятельности. Неразвитость планирования ВЭД на предприятиях объясняется еще и тем, что основной формой ВЭД является не производственное кооперирование, а экспортно-импортные операции, которые часто носят нестабильный характер. Долговременное планирование, как и стратегическое, необходимо и практически осуществляется крупными украинскими предприятиями, производственно-хозяйственная деятельность которых построена на принципах вертикальной интеграции.

Планирование внешнеэкономической деятельности под заключенный контракт на основе разработанной концепции внешнеэкономической деятельности для малого и среднего предприятия предполагает частичное и нерегулярное производство предприятием продукции, которая идет на внешний рынок, по ограниченным срокам исполнения контракта. В план под контракт входят план производства экспортной продукции, план обеспечения его необходимыми ресурсами, а также валютно-финансовый план.

В зависимости от содержания целей и задач выделяют три формы планирования:

1) стратегическое;

2) среднесрочное;

3) текущее.

Бум стратегического планирования в американских и многих европейских корпорациях пришелся на 60 – 70-е годы, когда изменилась направленность планирования – не вглубь, в себя, а во внешнюю среду.

В условиях административно-командной экономики основным методом разработки плана был методы экстраполяции, т.е. учитывалась динамика различных показателей на пять лет в прошлом, и на их основе разрабатывался план за пять лет вперед с учетом поправочных коэффициентов.

В современных условиях при планировании на предприятии существует совершенно новый подход: не планирование будущего исходя из прошлого, а планирование сегодняшнего исходя из будущего, при этом улучшается процесс принятия текущих (оперативных) решений. Изменился и подход к определению будущего – исходя не из возможностей производства, а на основе исследований рынка, когда исходным пунктом планирования производства становится маркетинг, воздействие рыночного спроса и его формирование.

Так как планирование является центральным звеном эффективного управления, мировая практика разработала и успешно реализует разные схемы плановой деятельности:

• планирование на макроуровне и микроуровне, региональном и межгосударственном уровнях;

• директивное, индирективное (косвенное) и индикативное планирование;

• планирование маркетинга, финансов, кадров и других видов управленческой деятельности;

• разработка стратегических и тактических планов;

• составление планов на основе балансовых, оптимизационных и программно-целевых методов.

Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы осуществляется наряду с планированием предпринимательской деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает состав­ление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана - плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.

План внешнеэкономической деятельности включает показатели по экспорту и импорту (в зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности фирмы) с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в долларовом и физическом выражении за определенный период (обычно за год). Таким образом, в зависимости от содержания хозяйственной деятельности предприятия разрабатываются следующие виды планов:

• план реализации экспортной продукции;

• план импорта;

• план валютных доходов и расходов;

• план производства;

• план реализации;

• план НИОКР;

• финансовый план и т.п.

Планы внешнеэкономической деятельности, как правило, основываются на специальных маркетинговых программах – предложениях по расширению внешнеэкономической деятельности, указывающих наиболее перспективные внешние рынки, методы их освоения и повышения международной конкурентоспособности фирмы и ее товаров.

Планы внешнеэкономической деятельности весьма часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта и реальность возможности его окупаемости и прибыльности.

Особенности бизнес-плана внешнеэкономических проектов. Бизнес-план внешнеэкономического проекта предполагает, как правило, обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для фирмы. В частности, в нем даются:

· анализ и характеристика рынка для проникновения или усиления рыночной позиции фирмы,

· анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон,

· анализ конкурентных позиций своей фирмы,

· анализ внешней среды бизнеса: географических, демографических, организационно-правовых, политических, экономических, социально-культурных и других условий рынка проникновения на зарубежные территории и условия для развития данного вида внешнеэкономической деятельности в Украине;

· характеристику товара, предназначенного к поставке за рубеж; местоположение и характеристику предприятия, его производящего; меры по выводу товара на данный внешний рынок (формирование сбытовой сети, реклама и другие средства стимулирования сбыта, ценовая политика);

· характеристика производства и сбыта, раздел маркетинговой работы;

· данные по конкретной фирме, для которой или на которой этот бизнес-проект разрабатывался. Здесь дается характеристика правового и финансового положения фирмы, указываются организационные структуры и ведущие сотрудники, ответственные за реализацию данного внешнеэкономического проекта;

· дается оценка рисков данного проекта, приводится финансовый план по его реализации с указанием средств, выделяемых самой фирмой, и средств, необходимых ей в виде внешних заимствований. Рассчитывается точка безубыточности внешнеэкономического проекта.

Структура и содержание внешнеэкономического раздела бизнес-плана

1. Организационное обеспечение внешнеэкономической операции. В этом подразделе рассматривается торговое, таможенное, валютное, налоговое законодательство страны-импортера применительно к данному виду про­дукции и данной сделке (например, в США налоги, взимаемые на уровне штатов, отличаются разнообразием уровня ставок и методов взимания). Далее определяются международные правила и нормы, правила торговли данным видом продукции, ценообразование, международные обычаи, типовые контракты междуна­родных ассоциаций производителей и экспортеров.

Здесь же необходимо проанализировать организационно-правовые основы разработки данного продукта для внешнего рынка: особые требо­вания к качеству, экономической безопасности, а отсюда виды сертифи­кации, лицензирование, стандартизация, штриховое кодирование.

2. Экономическое обеспечение ВЭД. Обосновыва­ются все издержки, дополнительно возникающие при экспорте, обуслов­ленные таможенными пошлинами и таможенными сборами, транспорти­ровкой и страхованием, затратами на получение сертификатов, на декла­рирование, НДС, акцизы.

3. Способы и формы выхода на вне­шний рынок, рассматриваются:

— обоснование способа продвижения товара на внешний рынок;

— использование посредников: законодательство по посредникам, став­ки вознаграждения посреднической деятельности;

— возможности совместной производственной деятельности.

Бизнес-план — один из важнейших документов, необходимых для участия в получении инвестиций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.