КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6: Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия
Планирование как первая функция управления внешнеэкономической деятельностью предприятия представляет собой процесс выбора целей и принятия решений для достижения этих целей, включающий составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработка бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов, предполагающих, в том числе, привлечение внешних источников финансирования. Перестройка экономики, переход от административно-командной экономики к рыночной привел не просто к критике старых методов планирования, а к отказу от планирования вообще или неправильному пониманию места планирования в рыночной экономике. Одна из особенностей рыночной экономики – это ее неопределенность, поэтому планирование как функция управления одной из целей имеет предвидение различных проявлений неопределенности рыночной среды и выработку соответствующих способов сокращения их неблагоприятных последствий для предприятия. Сложившаяся в Украине экономическая ситуация – инфляционные процессы, неплатежи, нестабильность принимаемых государством решений в области таможенного регулирования – объективно затрудняет планирование внешнеэкономической деятельности. Неразвитость планирования ВЭД на предприятиях объясняется еще и тем, что основной формой ВЭД является не производственное кооперирование, а экспортно-импортные операции, которые часто носят нестабильный характер. Долговременное планирование, как и стратегическое, необходимо и практически осуществляется крупными украинскими предприятиями, производственно-хозяйственная деятельность которых построена на принципах вертикальной интеграции. Планирование внешнеэкономической деятельности под заключенный контракт на основе разработанной концепции внешнеэкономической деятельности для малого и среднего предприятия предполагает частичное и нерегулярное производство предприятием продукции, которая идет на внешний рынок, по ограниченным срокам исполнения контракта. В план под контракт входят план производства экспортной продукции, план обеспечения его необходимыми ресурсами, а также валютно-финансовый план. В зависимости от содержания целей и задач выделяют три формы планирования: 1) стратегическое; 2) среднесрочное; 3) текущее. Бум стратегического планирования в американских и многих европейских корпорациях пришелся на 60 – 70-е годы, когда изменилась направленность планирования – не вглубь, в себя, а во внешнюю среду. В условиях административно-командной экономики основным методом разработки плана был методы экстраполяции, т.е. учитывалась динамика различных показателей на пять лет в прошлом, и на их основе разрабатывался план за пять лет вперед с учетом поправочных коэффициентов. В современных условиях при планировании на предприятии существует совершенно новый подход: не планирование будущего исходя из прошлого, а планирование сегодняшнего исходя из будущего, при этом улучшается процесс принятия текущих (оперативных) решений. Изменился и подход к определению будущего – исходя не из возможностей производства, а на основе исследований рынка, когда исходным пунктом планирования производства становится маркетинг, воздействие рыночного спроса и его формирование. Так как планирование является центральным звеном эффективного управления, мировая практика разработала и успешно реализует разные схемы плановой деятельности: • планирование на макроуровне и микроуровне, региональном и межгосударственном уровнях; • директивное, индирективное (косвенное) и индикативное планирование; • планирование маркетинга, финансов, кадров и других видов управленческой деятельности; • разработка стратегических и тактических планов; • составление планов на основе балансовых, оптимизационных и программно-целевых методов. Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы осуществляется наряду с планированием предпринимательской деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана - плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности. План внешнеэкономической деятельности включает показатели по экспорту и импорту (в зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности фирмы) с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в долларовом и физическом выражении за определенный период (обычно за год). Таким образом, в зависимости от содержания хозяйственной деятельности предприятия разрабатываются следующие виды планов: • план реализации экспортной продукции; • план импорта; • план валютных доходов и расходов; • план производства; • план реализации; • план НИОКР; • финансовый план и т.п. Планы внешнеэкономической деятельности, как правило, основываются на специальных маркетинговых программах – предложениях по расширению внешнеэкономической деятельности, указывающих наиболее перспективные внешние рынки, методы их освоения и повышения международной конкурентоспособности фирмы и ее товаров. Планы внешнеэкономической деятельности весьма часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта и реальность возможности его окупаемости и прибыльности. Особенности бизнес-плана внешнеэкономических проектов. Бизнес-план внешнеэкономического проекта предполагает, как правило, обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для фирмы. В частности, в нем даются: · анализ и характеристика рынка для проникновения или усиления рыночной позиции фирмы, · анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон, · анализ конкурентных позиций своей фирмы, · анализ внешней среды бизнеса: географических, демографических, организационно-правовых, политических, экономических, социально-культурных и других условий рынка проникновения на зарубежные территории и условия для развития данного вида внешнеэкономической деятельности в Украине; · характеристику товара, предназначенного к поставке за рубеж; местоположение и характеристику предприятия, его производящего; меры по выводу товара на данный внешний рынок (формирование сбытовой сети, реклама и другие средства стимулирования сбыта, ценовая политика); · характеристика производства и сбыта, раздел маркетинговой работы; · данные по конкретной фирме, для которой или на которой этот бизнес-проект разрабатывался. Здесь дается характеристика правового и финансового положения фирмы, указываются организационные структуры и ведущие сотрудники, ответственные за реализацию данного внешнеэкономического проекта; · дается оценка рисков данного проекта, приводится финансовый план по его реализации с указанием средств, выделяемых самой фирмой, и средств, необходимых ей в виде внешних заимствований. Рассчитывается точка безубыточности внешнеэкономического проекта. Структура и содержание внешнеэкономического раздела бизнес-плана 1. Организационное обеспечение внешнеэкономической операции. В этом подразделе рассматривается торговое, таможенное, валютное, налоговое законодательство страны-импортера применительно к данному виду продукции и данной сделке (например, в США налоги, взимаемые на уровне штатов, отличаются разнообразием уровня ставок и методов взимания). Далее определяются международные правила и нормы, правила торговли данным видом продукции, ценообразование, международные обычаи, типовые контракты международных ассоциаций производителей и экспортеров. Здесь же необходимо проанализировать организационно-правовые основы разработки данного продукта для внешнего рынка: особые требования к качеству, экономической безопасности, а отсюда виды сертификации, лицензирование, стандартизация, штриховое кодирование. 2. Экономическое обеспечение ВЭД. Обосновываются все издержки, дополнительно возникающие при экспорте, обусловленные таможенными пошлинами и таможенными сборами, транспортировкой и страхованием, затратами на получение сертификатов, на декларирование, НДС, акцизы. 3. Способы и формы выхода на внешний рынок, рассматриваются: — обоснование способа продвижения товара на внешний рынок; — использование посредников: законодательство по посредникам, ставки вознаграждения посреднической деятельности; — возможности совместной производственной деятельности. Бизнес-план — один из важнейших документов, необходимых для участия в получении инвестиций.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |