Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1.Назначение и порядок проведения экологического аудита

ТЕМА 9. Экологический аудит как элемент механизма экологического регулирования.


Вопрос 1.Назначение и порядок проведения экологического аудита.
Вопрос 2. Мотивация руководства промышленных предприятий и объединений к организации и развитию деятельности в области экологического менеджмента.
Вопрос 3.Перспективы развития экологического менеджмента и экологическою аудита в России.
ГЛАВНАЯ
Конспект лекций по экологическому менеджменту


Понятие экологический аудит введено в России постановлениями Правительства РФ от 27.12.1994 г. 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 26.02.1996 г. "Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды". Данными документами определялось, что одним из направлений лицензирования различных видов деятельности в области охраны окружающей среды является экологический аудит.

В соответствии с Федеральным законом РФ "Об охране окружающей среды" (2002 г.) экологический аудит понимается как предпринимательская деятельность по осуществлению независимого анализа на основе установленной документации и оценке деятельности хозяйствующих субьектов, способной оказать негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, а также выработке рекомендаций о снижении такого негативного (вредного) воздействия на природную среду.

Другими словами, экологический аудит - это аудит защиты окружающей среды или проверка производства на безопасность для окружающей природной среды.

Предметом экологического аудита является не столько экологическая отчетность экономического субъекта, сколько его фактическая экологическая деятельность.

Процедура экологического аудита нацелена на минимизацию воздействия на окружающую среду. Особенности экологического аудита, в основном, определяются тем, что в случае экологического аудита хозяйственная деятельность уже осуществляется или осуществлялась в прошлом, и воздействие на окружающую среду уже проявляется в се изменениях. Вследствие этого при экологическом аудите (по сравнению с ОВОС) снижается необходимость в прогнозе воздействий осуществлявшейся деятельности, меньше альтернатив по размещению объектов, ограничен выбор принципиальных технологических решений.

В то же время при экологическом аудите информация о воздействии на окружающую среду может быть получена при натурном исследовании объектов, и существует возможность идентификации и сокращения тех воздействий, которые трудно или невозможно предсказать априорно. Анализ перечисленных особенностей условий проведения экологического аудита показывает, что они гак же, как и в случае ОВОС. не должны оказывать принципиального влияния на соответствующую процедуру.

Экологическое аудирование является одним из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения в Российской Федерации, подлежащих лицензированию.

Экологический аудит строится на следующих основных принципах:

  • объективность и независимость экологических аудиторов (экоаудиторов) от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирование работ по проведению экологического аудита;
  • комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

К числу задач экологического аудита относятся:

  1. обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления:
  2. проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства:
  3. повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  4. снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением окружающей среды.

При проведении экологическою аудита оценивается соответствие осуществляемой деятельности природоохранным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и се субъектов, а также нормативными документами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.

Результатом экологического аудита является проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства РФ, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Экологический аудит как инструмент экологического права охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России. Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, которые, давая предприятию кредит, изучают вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет потенциальный заемщик.

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного (или инициативною) экологического аудита. Обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды и по своему характеру является государственным. Он проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ. Инициативный экологический аудит проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности, определяющею цели и задачи проведения экологического аудита.

Государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  • приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если деятельность является экологически особо опасной;
  • проведении экологическою страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и возмещений;
  • кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. государственными банками;
  • оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  • принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическими лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  • выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • в иных случаях, установленных Правительством РФ.

Государственный экологический аудит является одной из функций государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды. Он может проводиться как подразделениями специально уполномоченного государственного органа в области экологического аудита, гак и юридическими лицами или гражданами на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. С учетом сложности работ право на проведение государственного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научнообоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ но рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повешению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую природную среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при модернизации производственного и технологического процесса и в иных случаях.

Экологический аудит осуществляется но следующим основным направлениям:

  1. экологический аудит производственных объектов;
  2. экологический аудит территорий;
  3. экологический консалтинг.

Экологический аудит производственных объектов имеет целью проведение проверки деятельности предприятия в части соблюдения норм и предписаний по охране окружающей среды, вы- работки рекомендаций по природоохранным мероприятиям, а также стоимостной оценки расходов, связанных с природопользованием. Проводится на предынвестиционных стадиях работ, а также при решении спорных ситуаций с контролирующими органами.

Экологический аудит территории направлен на оценку природно-ресурсного потенциала конкретных земельных участков, выявление негативных природных и природно-техногенных процессов, установление видов и оценку уровней техногенного воздействия на окружающую среду. Проводится при сопровождении операций с недвижимостью, сделках с земельными участками. Возможна оценка состояния одного из компонентов окружающей среды. Результатом работ является независимое экспертное заключение, подкрепленное необходимым обоснованным материалом.

В условиях крупного города проблемы охраны окружающей среды тесно связаны с технологическими аспектами производства, вопросами землепользования, имущественными правами и др. По- этому важное место среди работ занимает экологический консалтинг.

Экологический консалтинг - консультационные услуги, среди которых могут быть:

  1. предпроектное обследование земельных участков с выдачей заключения о возможных экологических проблемах территории;
  2. экологическая оценка существующих или проектируемых технологий;
  3. оценка эффективности (необходимости и достаточности) различных природоохранных мероприятий;
  4. обоснование применения природоохранных мероприятий;
  5. участие в подготовке разнообразной исходно-разрешительной документации.

Задачи, которые решаются в процессе программ аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том. что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации и предложения по улучшению природоохранной деятельности предприятия и развитию системы экологического контроля и управления. Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического контроля. Наиболее целесообразно проведение проверки аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой.

Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение и справка об аудиторской проверке природоохранной деятельности хозяйственного объекта.

Справка об аудиторской проверке природоохранной деятельности может включать следующие вопросы:

  • оценку технологий;
  • оценку уровня воздействия опасных факторов;
  • опенку потенциальных эффектов воздействия на население;
  • оценку мероприятий по защите окружающей среды и здоровья населения;
  • оценку мероприятий по изменению технологий;
  • оценку формирования стратегий и мероприятий по обеспечению снижения техногенного воздействия на окружающую среду
  • оценку баланса затрат и выгод по каждой схеме уменьшения загрязнения окружающей среды;
  • выбор оптимальной стратегии предприятия (с точки зрения защиты здоровья, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, а также с учетом необходимости оценки экономических затрат и выгод).

Аудиторское заключение включает оценку достоверности результатов:

  1. природоохранной деятельности; бухгалтерской отчетности в природоохранной части:
  2. составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
  3. нарушений в ведении отчетности но природоохранной деятельности.

Кроме того в нем даются пояснения, раскрывающие:

  • характер особых условий подтверждения или неподтверждения отчетности;
  • оценку достоверности инвентаризации выбросов;
  • оценку достоверности данных в экологическом паспорте предприятия;
  • оценку достоверности данных в экологической декларации для информирования населения в средствах массовой информации.

Но мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:

  • разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и. соответственно, уменьшения отрицательного воздействия на природу:
  • обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны:
  • предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработку предложений по их своевременному разрешению;
  • инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

Имеющийся опыт по проведению экологического аудита промышленных предприятий позволяет предложить содержание процедуры экологического аудита с позиций решения задачи минимизации воздействия осуществляемой деятельности на окружающую среду (табл. 8).

  • предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработку предложений по их своевременному разрешению;
  • инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п. Имеющийся опыт по проведению экологического аудита промышленных предприятий позволяет предложить содержание процедуры экологического аудита с позиций решения задачи минимизации воздействия осуществляемой деятельности на окружающую среду (табл. 8).

Таблица 8. Этапы решения задачи при проведении экологического аудита(ЭА)

Общая формулировка этапов Содержание этапов
1. Уточнение цели и условий решения задачи
  • уточнение цели и определение условий ЭА;
  • определение объектов ЭА;
  • сбор имеющихся данных;
  • анализ имеющихся данных, включая требования законодательства и нормативных актов;
  • определение/выбор критериев, использующихся при ЭА;
  • предварительный выбор методик для использования в ходе ЭА
2. Выявление и ранжирование проблем но приоритетам
  • разработка аудиторской анкеты, заполнение ее силами аудируемого субъекта (предприятия);
  • определение приоритетных объектов и разработка программы ЭА; В отношении воздействия на окружающую среду, системы экологического менеджмента, готовности к аварийным ситуациям и т.п.:
  • сбор и анализ данных (в том числе путем обследования территории/промплошадки. проведения интервью, анализа документации);
  • выявление воздействий на ОС и проблем, вызывающих или могущих вызвать воздействие на ОС;
  • оценка значимости и ранжирование выявленных проблем по приоритетам
3. Выделение причин, вызывающих проблемы выделение и анализ причин возникновения приоритетных проблем, вызывающих или могущих вызвать воздействие на окружающую среду
4. Поиск решений o поиск путей решения приоритетных проблем, мер но сокращению воздействия, компенсаторных мер. альтернативных технических и организационных решений
5. Отбор наилучших решений
  • подготовка краткого отчета, обсуждение промежуточных результатов с руководством предприятия;
  • выбор альтернатив и наиболее эффективных мер по предупреждению, сокращению и/или компенсации воздействий
6. Разработка программы внедрения и контроля выполнения решений
  • разработка рекомендаций по применению альтернативных технических и организационных решений, мер по уменьшению/компенсации воздействий;
  • разработка системы мониторинга внедрения альтернативных решений, мер по уменьшению/компенсации воздействий:
  • подготовка аудиторского отчета
7. Утверждение решений решение заказчика о реализации рекомендаций ЭА
8. Управление применением решений o внедрение рекомендаций ЭА (в том числе дополнительное консультирование при разработке и внедрении технических и организационных решений)
9. Проверка эффективности решений
  • производственный экологический мониторинг и контроль:
  • периодическое проведение ЭА;
  • государственный экологический мониторинг и контроль, общественный экологический контроль

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Некоторые проблемы внедрения экологического менеджмента в условиях России | Вопрос 2. Мотивация руководства промышленных предприятий и объединений к организации и развитию деятельности в области экологического менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.