Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Введение в общую психологию. Общее представление о психологии как науке

 

Общее представление о психологии как науке. Основные отрасли и отличие житейской психологии от научной:

 

1) Фундаментальная психология – это наука, изучающая сущность психологических явлений формулируемых в законах. Фундаментальной психологией занимаются в научно – исследовательских институтах психологии: Психологический институт РАО (основан в 1912 – 1914 годах в МГУ) и институт психологии российской академии наук «ИПРАН» (основан в 1971 году).

а) Теоретический метод – теоретический анализ предмета.

б) Эмпирический метод – осуществляемый с помощью опытов: наблюдение, беседа, анамнез (анализ истории жизни), анализ продуктов деятельности, эксперимент.

 

2) Прикладная психология – занимается приложением фундаментальных законов к решению многообразных задач практики. Занимается внешними (чужими) видами практики, то есть для других профессий. Исследования направлены не на поиск общих вопросов, а на решение практической задачи.

 

3) Практическая психология – строит и изучает различные виды внутренней психологической практики. Существует 4 вида такой практики:

а) Психодиагностика – разработка методов выявления индивидуальных психологических особенностей человека и их отклонение.

б) Психологическое консультирование – это выявление психологических причин, лежащие в основе многообразных проблем практики. Здесь клиенту нужно показать причину возникновения его проблемы, но не давать советы.

в) Психокоррекция – это целенаправленное приближение, к каким либо психологическим особенностям с целью их коррекции в сторону нормы.

г) Психотерапия – это форма психологической помощи, направленная на развитие у клиента возможности к самостоятельному решению своих проблем.

 

Житейская психология Научная психология
1) Житейские знания конкретные (связаны с конкретными случаями). 1) Научные знания стремятся к обобщению знаний.  
2) Носят интуитивный характер. 2) Рационально – логические разъяснения.  
3) Передаются в ограниченных вариантах (из уст в уста). 3) Передаются через книги, лекции и кумулируются в теориях и научных концепциях.
4) Получения знаний через наблюдения, рассуждения или переживания. 4) Всё то же самое + в специально – организованных исследованиях, экспериментах.
5) --------------------------------------------------     5) Располагает общим разнообразным фактическим материалом. Имеется системность и упорядоченность.  

 

Основные этапы развития предмета психологии:

 

I. Этап – Психология в античной философии (6 – 5 век до н.э.). Определялась как наука о душе. Представления древних философов о душе:

Демокрит -основатель материалистической идеологии. В основе всех явлений лежат материальные атомы. Душа состоит из быстрых и легких атомов, а тело состоит из более тяжелых. Они толкают друг друга.

Платон – идеалист.Считал, что в основе всего лежит идеальная сущность, а материя вторична. Душа это идеальная сущность, которая вселяется в тело (материю).

Аристотель – дуалист. Ему принадлежит особая роль вразвитии психологии. У каждого явления есть материя и форма. Они всегда в единстве. Материя - это, то из чего явление состоит, а форма - это его предназначение (функция). Дом - материя, форма - быть жилищем. При этом материя может переходить в форму, и наоборот, т. е. все явления связаны между собой, а мир един. Душа - это форма живого тела. Тело - материя, душа - форма, душа неотделима от тела. По отношению к телу, душа определяет, задает поступки телу.

II. Этап – Классической психологии, начинается с 17 века до начала 20 века. Предметом психологии стало сознание.

Основатель психологии как науке о сознании – Рене Декарт(1569-1650), латинский вариант имени – Ренатус Картезис. Согласно его представлениям знания должны строиться на непосредственно очевидных данных, методом логического рассуждения. Данная позиция в научном мире известна как Картезианская философия. Наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда выражение: «Мыслю – значит, существую». А что же такое мысль? В этих суждениях человек обнаруживает в себе сознание. Психология становится наукой о сознании.

Сознание – это восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Это то, что открывается каждому в самонаблюдении (интроспекции), которая становится главным и основным методом.

Идеологом метода интроспекции был философ Джон Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей, в результате чего появляется Картезианско – Локковское учение.

Принципы классической психологии сознания:

1) Использование интроспекции - как основной метод изучения сознания.

2) Отрыв сознания от внешней реальности.

3) Сведение всей психики к сознанию, но есть еще и бессознательное. Следовательно, классическая психология сознания исключает бессознательное. Лейбниц это заметил и выступил против классической психологии сознания.

4) Анализ сознания по элементам, элементаризм, атомизм. Это представление о том, что сознание состоит из различных элементов (атомов) и пытались объяснить, как сумму простых элементов.

5) Ассоцианизм - благодаря ассоциациям элементы сознания объединяются в сложные структуры.

6) Простейшие элементы сознания-ощущения. Сведение всех процессов к ощущениям - сенсуализм.

Интроспекция как особый способ познания человеком своего сознания через "непосредственное" восприятие психических явлений, в течение долгого периода являвшаяся господствующим методом в психологии исчезла из ее оборота.

В 1879 г. в рамках интроспективной психологии В. Вундт (1832-1920) открыл первый в мире научный экспериментальный метод, и психология становится самостоятельной наукой. Предметом изучения остаётся сознание. В 1885 г. в Казани В.Н. Бехтерев (1857 – 1927) создал 1-ю в России экспериментальную лабораторию.Метод интроспекции в 1910 г. распалась, т.к. произошел отрыв предмета от реальности, а так же появились новые требования к науки:

1) Принцип объективности (субъект осуществляет объект).

2) Принцип непосредственной наблюдаемости объекта в поле зрения субъекта.

 

III. Этап - Раскол предмета и открытый кризис психологии. В XX веке появляется много направлений в психологии, диктующих свою трактовку предмета и психики.

Этапы появления:

1. Бихевиоризм

2. Гештальтпсихология

3. Психоанализ

4. Гуманистическая психология

5. Экзистенциальная психология

6. Когнитивная (познавательная) психология

 

Бихевиоризм:

 

Behavior – поведение. Основоположником бихевиоризма является Дж. Уотсон (1878-1958). Он видел задачу психологии в исследовании поведения. Поведение в современной психологии понимают как внешнее проявление психической деятельности человека. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путём внешнего наблюдения, что и соответствовало новым требованием к науке.

Классический бихевиоризм: Поведение – это сумма внешних реакций, которые вызываются внешними стимулами. Единицей поведения является S → R. Но классический бихевиоризм исключал промежуточную переменную (чёрный ящик) между S и R, то есть психику. Сложные реакции образуются путём образования комплексов безусловных реакций:

 

S1®R1

S2®R2 S1, S2, S3 = A → R1, R2, R3

S3®R3

 

Предположим первый безусловный стимул, вызвал первую безусловную реакцию, второй – вторую, третий – третью. А потом все безусловные стимулы заменились на один условный (А). В результате условный стимул вызывает сложный комплекс реакций. Отталкивался от работ Павлова и Бехтерева. Различия между человеком и животными у бихевиористов не проводилось.

Необихевиоризм: Основатель Э. Толмен (1886-1959) разработал эксперимент латентного научения (Т - образный лабиринт). Выработал кривую научения, зависимость научения от пробы (ошибочные действия). Он вводит промежуточную переменную между S и R – «V» – внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула. К ним относятся такие образования как цели, намерения, гипотезы, когнитивные карты. Так контрабандным путём психика попала в бихевиоризм. Поведение становится молярным феноменом (целостный акт), не сводимый к его составляющим. Затем в этот промежуток Кларк Халл добавляет мотивацию, то есть влечение (драйв), которое стремится к редукции. Новый шаг в необихевиоризме сделал Беррес Скиннер (1904-1990) в изучении особого типа условных реакций, которые получили название оперантные (инструментальные), основанные на механизме подкрепления.

Гештальтпсихология:

 

Gestalt – форма, структура. Основатели школы: М. Вертгеймер (1880-1944), В. Кёлер (1887-1967), К. Коффка (1886-1941). В старой гештальтпсихологии присутствовал элементаризм – анализ сознания по частям. Этосложное явление сознания, состоит из простых элементов, которые первичны. Сложные психические процессы не сводились к простым. В новой гештальтпсихологии – принцип целостности, целое первично по отношению к своим составляющим. Принцип целостности(альтернатива элементаризма) – общий способ анализа всякого явления. Целое первично по отношению к своим частям. Законы целого определяют входящие в него части и отношения между собой (их взаимосвязь). Гештальт (структура) - свойства целого, все остальное - элементы.

1912 г. условное возникновение гештальтпсихологии. Изучали сознание с позиции принципа целостности. Сознание как феноменальное поле, в котором функционируют гештальты, организующие содержание опыта в виде целостных образов.

Законы гештальта:

1) закон фигуры и формы – во всяком восприятии объекта есть фигура и, его периферия, форма. Фигура более яркая, насыщенная и пространственно приближенная (субъективное восприятие). Выбор зависит от мотивации.

2) Закон достройки до целого – всякая фигура стремится к завершенности, даже если она не завершена, она кажется завершенной.

3) Закон перцептивной организации (перцепция - восприятие) – организация восприятия объектов. Закон перцептивной организации имеет тенденцию пространственно сближенных предметов.

4) закон хорошей формы – восприятие неправильной формы объекта, как более правильную.

При изучении мышления обнаружили феномен - инсайд (озарение, вспышка). Мышление - это всякое решение задачи, а в задаче есть всегда незавершенный Гештальт. Мышление - достройка гештальта до целого. Когда решение находится, Гештальт замыкается и происходит озарение.

Гештальт терапия – это не гештальтпсихология. Она возникла позже, т.к. она развивалась в Германии в 20-30 годы (Ф. Перлс).

Затем в 33 году, XX века из-за прихода к власти в Германии нацистов (Гитлера), гештальтпсихология разваливается. Курт Левин (1890-1947), вместе с бежавшими из нацисткой германии гештальтпсихологами, открывает в Америке свою левиновскую школу. Предметом изучения была личность и её мотивация. Психика человека и животного понималась как «феноменальное поле», которое обладает определёнными свойствами и строением. Основными компонентами феноменального поля являются «фигура и фон», которые могут меняться местами в пределах одного изображения (рисунок Э. Боринга «жена и тёща»).

Личность находится в «полевом поведении», а предметы окружающие его обладаю побудительными силами (+ или –). Каждый поступок определяется полем, в которое включена личность. Кроме внешних побудительных сил существуют внутренние – «квази потребности», которые взаимодействуют с внешними. Отсюда формула поведения: B = F (P, E) – где, Behavior = Функция от (Личность – внутренние побудительные силы, среда обитания – внешние побудительные силы). Мотивация – сила, стремящиеся к редукции напряжения.

Теории школы К. Левина:

1) Уровень притязаний – стремление к достижению цели той сложности, на которую человек считает себя способным. Этим занимался Хоппе:

а) Мотив достижения

б) Мотив избегания неудач

2) Реакция на фрустрацию. Фрустрация – это эмоциональное переживание человеком своей неудачи, неудовлетворённой потребности, невозможности достичь цели. Занималась этим Тамара Дембо. Реакция на фрустрацию:

а) Рационализация

б) Замещение

в) Регрессия

г) Фантазирование

 

Психоанализ:

 

Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, было зафиксировано ещё в монадологии Г.В. Лейбница (1646-1716). Однако именно в учении австрийского врача психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939) феномен бессознательного стал основным предметом изучения. Фрейд создал динамическую концепцию психики человека. Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Движущей силой личности являются влечения, которые всегда направлены на какой-либо объект и стремятся к редукции.

История психоанализа начинается с открытия вытеснения. Когда Фрейд со своим коллегой Йозефом Брейером занимался лечением нервнобольных, он определил, что причина истерии является вытеснение из сознания причины заболевания. То есть травмирующий фактор (негативный опыт): страх, моральный инцидент, горечь утраты близкого и т.д. Истерия выражается в демонстративности поведения, эгоцентризме, симуляции заболеваний вплоть до псевдо-соматических заболеваний (то есть, анатомо-физиологических причин нет).

 

Топическая модель Фрейда структуры психики:

Сознание – это то, что открывается каждому самонаблюдением.

Предсознание – это неосознаваемая психика (опыт), которая может осознаваться.

Бессознательное – это неосознаваемая психика (опыт), которая сознанию недоступна. Поэтому изучение бессознательного не прямое, а косвенное (по средствам его проявления).

 

Три метода изучения бессознательного:

1) Метод свободных ассоциаций – это слова, которые первые приходят на ум. По косвенным вращениям этих ассоциаций можно судить о проблеме человека. К.Г. Юнг (1875-1961) разработал ассоциативный эксперимент, то есть ассоциации на заданную тему. А.Р. Лурия (1902-1977) утверждал, что эмоции проявляются физиологически, и к методу Юнга разработал аппарат, снимающий показатели при ответе – детектор лжи.

2) Толкование сновидений – образы сновидений выступают как символы, с помощью которых можно судить о бессознательных тенденциях личности.

3) Анализ психопатологии обыденной жизни – это распространённые в норме сбои (нарушения) деятельности: оговорки, описки, очитки, ослышки, ошибочные действия, забывание намерений, особенности юмора – имеющие определённый смысл.

 

Динамическая модель структуры психики:

 

 

1) Оно (Id) – скрыто от сознания, это основные мотивационные силы личности – влечения, которые всегда направлены на какой-либо объект. Влечения бывают сильные и слабые. Влечения – это сила, которая стремится к редукции напряжения. Они делятся на:

а) Эрос – влечение к жизни (жизнепорождающее, созидательное, стремление создавать). Одно из главных влечений, которое сюда входит – это сексуальное влечение. Аутоэротизм и нарциссизм – влечение, направленное на себя.

б) Тонатос – влечение к смерти (разрушительное, деструктивное). Аутотонатизм – от чувства вины до суицида.

2) Сверх Я (Супер Ego) – это цензор (контроллер цензуры). Его роль не пускать в сознание те влечения, которые не соответствуют нормам данного времени (социальным, этическим). Сверх Я стремится к идеальному образу.

3) Я (Ego) – реальное Я, которое испытывает давление с двух сторон, поэтому существуют защитные механизмы Я.

 

Защитные механизмы Я (Ego):

1) Вытеснение – вытеснение из сознания какого-либо опыта.

2) Отрицание – это отвержение негативного опыта, не очень эффективный метод.

3) Подавление – это сознательный контроль над мотивационными и сознательными состояниями, работа на уровне сознания. Подавление агрессии конвертируется (обращается против человека) в виде соматических заболеваний. Эффективный метод.

4) Избегание – попытка не допустить в сознание негативный опыт.

5) Сублимация – перевод энергии запретного влечения в социально приемлемое русло. По К. Левину это замещение.

6) Рационализация – разумное оправдание негативного опыта, в результате чего он снижается (Например, если человек не может что-то сделать, то он говорит, что ему это и не надо, могу обойтись).

7) Интеллектуализация – замещение, несущего угрозу опыта, его интеллектуальной переработкой. (Например, если молодой человек боится признаться в любви девушке, то он начинает анализировать, как ему это сделать или зачем ему это надо).

8) Регрессия – возвращение к примитивным детским реакциям (детский плачь, поза эмбриона).

9) Изоляция – лишение опыта его эмоционального компонента (душевная заморозка). Например, после смерти близкого, человек некоторое время может ни чего не чувствовать, не пережевать.

10) Дериализация – снижение чувства реальности происходящего. Например, в этом случае после смерти близкого первое время человек не верит и просит, чтобы его ущипнули, и он проснётся.

11) Деперсонализация – отчуждение опыта от собственного Я (обезличивание). Очень развито при sch.

12) Проекция – это вытеснение во вне, и приписывание внешнему объекту собственных свойств и тенденций. Например, если человек жадный, то он говорит, что все кругом жадные. С помощью проекции глубинные бессознательные процессы выносятся во вне. На этой базе был создан ряд методов психодиагностики личности и мотивации.

Проективные методы исследования личности:

1) ТАТ (тематический апперцептивный тест) – набор слабо прорисованных картинок, где надо определить, что там нарисовано, и дать продолжение сюжету. Каждый накладывает свой гештальт.

2) Тест К. Роршаха – метод чернильных пятен, симметрично расположенных, неправильной формы, разного размера и цвета. Надо увидеть в этих пятнах какие-либо объекты.

3) Цветовой тест Люшера – на определённые цвета накладываются определённые эмоциональные состояния.

4) Рисуночные методы исследования (дом, дерево, несуществующее животное).

5) Тест фрустрационных реакций Розенцвейга – это карточки, на которых изображены фрустрирующие персонажи. Им в уста приставляют: один пузырь с речью извинения за обстоятельства, а другой пустой, где должна быть речь испытуемого.

 

Реакции на фрустрацию:

а) Экстропунитивный тип реакции – агрессия во вне (на окружающих).

б) Интропунитивный тип реакции – агрессия на себя.

в) Инпунитивный тип реакции – уход от ситуации (фантазии и юмор).

 

Альфред Адлер (1870-1937) – заменяет крайне абстрактные движущие силы Фрейда «Эрос и Тонатос» на более конкретные. Он предложил, что жизнь человека определяется борьбой двух потребностей: потребность во власти и превосходстве, и потребность в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным понятием для Адлера стала компенсация. Маленький ребёнок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнения со старшими (отсюда термин комплекс неполноценности), а стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. Именно стремление к сверх компенсации, приводит к выдающимся успехам. Адлер считает, что нормальный человек способен достичь баланса между потребностями к превосходству и потребности к привязанности (социальной). Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». «Стиль жизни» - это уникальный способ, с помощью которого индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – расширил саму модель психики Фрейда. На ряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, ритуалах и творчестве. Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (направленность на внутренний мир) и экстравертивную (направленность на внешний мир). Создал учение о «8 психологических типов», на основе сочетания психологической направленности человека и преобладающей у него психической функции.

 

Этапы аналитической психотерапии:

1) Сопротивление – механизм личности, скрывающий проблему, которую должен выявить аналитик. Сопротивление своего рода индикатор близости проблемы; чем больше сопротивление, тем ближе проблема.

2) Перенос и контрперенос. Перенос – это перенесение влечений пациента с запретного объекта на личность психоаналитика. Контрперенос – перенесение влечений психоаналитика с запретного объекта на личность клиента, до эффекта трансферта – сильный роман.

3) Рабочий альянс (единство) – совместная деятельность и сотрудничество в процессе работы. Клиент сам хочет помочь психоаналитику, чтобы тот помог ему.

 

Гуманистическая психология:

 

 

 

Карл Роджерс (1902 – 1987) Абрахам Маслоу (1908 – 1970) Генри Оллпорт (1897 – 1967)

Гуманистическая психология возникла в конце 40-ых годов и является третьей силой после бихевиоризма и психоанализа. Это совокупность разных концепций. Гуманизм – это человеколюбие, протест на 2-ую мировую войну. Человек – есть высшая, безусловная ценность (то есть без дополнительных условий: расовая принадлежность, социальный статус, пол и т.д.).

Вывод: Ценность заложена внутри человека в виде возможностей (потенциально), которые в течение жизни могут перейти в действительность (актуальность). А. Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоактуализации, которая, как правило, функционирует тогда, когда удовлетворены потребности низшего порядка (пирамида потребностей по Маслоу). Самоактуализация – это полное использование и раскрытие талантов и способностей человека. При самоактуализации личность испытывает высшие переживания, за которыми стоит реализация бытийных ценностей (красота, истина, справедливость, добро, любовь, эстетика и т.д.).

По Карлу Роджерсу – это самореализация и личностный рост. Он считал, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем считает себя человек, и тем, каким он хочет быть. Препятствие к самореализации являются защитные механизмы «Я» (он негативно относился к психоанализу). Он утверждал, что защитные механизмы появляются из-за неприятия человека к самому себе. Чтобы заниматься психотерапией, надо убрать эти защитные механизмы. Но как? Роджерс обошёл их, создав такую ситуацию, где они не нужны. Психотерапевт должен принять клиента искренне (со всеми потрохами). Для этого он разработал концепцию психотерапии центрированной на клиенте (клиент центрированная терапия или индерективная), эмпатическое слушанье (вчувствование и сопереживание), активное слушанье (лёгкая переформулировка проблемы, позволяющая посмотреть на неё со стороны). Карл Роджерс заменил слово пациент на слово клиент.

В результате отсутствия конгруэнтности (тождественности) между реальным и идеальным «Я» происходит конфликт (рассогласование). Поэтому главная цель гуманистической психологии К. Роджерса направлена на помощь реализации идеального «Я», ставя более реальные цели.

 

Экзистенциальная психология:

Основатель этого направления: В. Франкл (1905-1997).

Экзистенциальная психология обязана направлению философии – экзистенциализм (существование). Занимается поиском сущности существования человека (смысла).

Если хочешь узнать человека – дай власть и сущность человека выйдет на поверхность. Есть ситуации, при которых суть человека выходит на поверхность - экзистенциальныеситуации ( Ситуации необходимого выбора, особенно перед лицом смерти).

Виктор Франклжил в Вене. Учился у Фрейда. Во время второй мировой войны попал в концлагерь (Освенцим), где и задумался: благодаря чему одни люди выживают, а другие погибают? Что спасло им жизнь? И пришёл к мысли: выжили те, кому было ради чего жить и продолжать бороться, то есть смысл. Основная движущая сила личности – потребность смысла своего бытия. В жизни очень много смыслов, когда есть смыслы, человек функционирует. Различные проблемы Франкл связывает с утратой смыслов.

Логотерапия (Logos – слово, учение, смысл) – это смыслотерапия, то есть терапия на уровне смысла. Нужно помочь клиенту найти новые смыслы, взамен утраченным. Франкл считает, что нет ситуаций, в которых нельзя найти новые смыслы. Человек их не видит, он не в состоянии их осознать.

 

Когнитивная психология:

 

Основатели: Д. Миллер (1920)

Д. Брунер (1915)

У. Найсер (1928)

Cognitio – познание. Познавательная психология (психология познавательных процессов) появилась в 50 – 60 года XX века из-за бурного развития компьютерной техники и кибернетики. В недрах которых родилось понятие «искусственный интеллект». Они представляют деятельность мозга человека как механизм обработки информации. Когнитивная психология описывает механизм познавательных процессов психики, посредством которых происходит познание реальности (внешней и внутренней).

Исследования когнитивных психологов охватывает как сознательное, так и бессознательное. При этом те и другие трактуются как различные способы переработки информации.

Познавательные процессы:

 

Ощущение – чувственны образ отдельного качества предмета.

Восприятие – целостный образ предмета (но не сумма ощущений).

Внимание – выделение предмета познания и сосредоточение на нём.

Память – процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Воображение – преобразование и порождение новых образов (в его отсутствии).

Мышление – процесс обобщённого и опосредствованного познания действительности.

Речь – процесс порождения и понимания языковых конструкций.

 

 

Этапы развития советской психологии:

 

1. досоветский этап до 20-х годов.

2. Советский этап в 20-е годы.

3. Постсоветский этап сначала 90-х годов.

Этап досоветский – не было давления со стороны, и развивалась как часть мировой психологии. В Казани Бехтерев открыл 1-ю экспериментальную лабораторию в 1885 г. Создал институт, куда входили разные специалисты, изучающие человека. В 1912 – 1914 годы начал работу психологический институт им. Щукиной при императорском московском университете (МГУ). Г. И. Челпанов (1862-1936) стал директором по настоянию Щукина. Психологический институт – это учено-учебное заведение.

Бехтерев В.М. (1857-1927) Челпанов Г.И. (1862-1936)

1. Этап советский – начался с утверждения Лениным марксистской философии и перестройка всех наук. В 22-м году один из учеников Челпанова Корнилов захотел стать марксистским психологом. Изучал Маркса, Энгельса, Ленина, выписывал цитаты и выдавал их за марксистскую психологию. Корнилов писал доносы на Челпанова, и в 23-ем г. Челпанова снимают с поста директора и увольняют из института. Корнилов стал директором. Он набрал молодых сотрудников, одними из таких специалистов стали Лурия (1902-1977) и Выгодский (1896-1934). И в это время поступил в институт Леонтьев (1903-1979). В 24-ом году все они встретились и образовали школу "культурно - историческая теория психики". Школа развивалась до 31-ого года. В этом году Леонтьев переезжает из Москвы в Харьков, где организует свою новую школу, где лидером является он сам.

Выгодский Л.С. (1896-1934) Леонтьев А.Н. (1903-1979) Лурия А.Р. (1902-1977)

 

3. Пост советский этап – с 90 годов.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Три исторических типа общества | II. Психика и организм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.