КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постиндустриальное общество
Это понятие впервые было предложено Д. Беллом в 1962 г. Впоследствии оно разрабатывалось при описании экономических и социальных изменений в конце XX в. в работе «Грядущее постиндустриальное общество». Белл говорит о том, что в обществах модерна теоретическое знание становится «осевым принципом» общества и является источником инновации и формирования политики. В экономике это приводит к упадку производства товаров как основной формы экономической деятельности и замене его производством услуг. Что касается классовой структуры, новый осевой принцип способствует преобладанию профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс. Во всех сферах - экономической, политической и социальной - основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Другие исследователи также рассматривают растущую власть технократов в экономической и политической жизни. Дж. К. Гэлбрейт полагает, что власть в экономике Соединенных Штатов, а следовательно, и во всем американском обществе находится в руках технической бюрократии, или «техно-структуры» крупных корпораций. А. Турен говорит о таком лее технократическом контроле над французской экономикой и политической жизнью. В 1973 г. Дэниел Белл отметил появление постиндустриального общества. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик: (1) широкие торговые отношения между странами; (2) большой излишек товаров; (3) сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих; (4) широкое разнообразие и количество товаров доступных среднему человеку; (5) «информационный взрыв»; и (6) «глобальная деревня», то есть технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации. Наиболее важные черты постиндустриального общества -это «информационный взрыв» и появление «глобальной деревни». Сегодня новости относительно политических и экономических изменений, мгновенно переданные спутником, не только воздействуют на цепы на Нью-Йоркской Фондовой бирже, но и отражаются также на Японской Фондовой бирже. Поскольку государственные границы теперь представляют меньше препятствий, чем когда-либо к обмену товарами и информацией, мир стал гораздо более доступным. Последствия глобального технического прогресса особенно видимы в Европе, где семнадцать государств сформировали экономическую и политическую реальность - Европейский Союз (ЕС). Каждая страна остается независимой и сохраняет свой собственный законодательный орган, суды и правительство, но наряду с ними имеются также Европейский парламент и суд. В настоящее время вышла в обращение евровалюта. Постиндустриальная экономика позволяет среднему гражданину высокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.
Община и общ ество (по Ф. Теннису) Одно из наиболее важных исследований противоположности между доиндустриальным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855—1936). Он ввел термины «гемайншафт» и «гезельшафт» (они переводятся как «община» и «общество»), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «гемайишафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» - к городскому индустриальному обществу. Основные различия между «гемайишафт» и «гезельшафт» Н. Смелзер описывает следующим образом. 1. Если говорить об индивидуальной мотивации, «гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например, крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа «гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов; индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги. 2. В сфере социального контроля общество типа «гемайишафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как «гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве. В области разделения труда общество типа «гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родительских связей: обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа «гезельшафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей. 3. В обществе типа «гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» - на светских. 4. Главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации). Дихотомия Тенниса подверглась критике за чрезмерное упрощение. Во-первых, общества типа «гемайншафт» тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других доиндустриаль-ных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы «гемайншафт» и «гезельшафт». Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере присущих любому обществу.
Общества механической и органической солидарности Э. Дюркгейм также разделяет общую для социологии XIX в. идею двух типов общества: традиционного и современного. Он выделяет два типа социальной солидарности: Во-первых, механическую солидарность, присущую традиционному, архаическому обществу и основанную на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть нивелируется индивидуальное «Я»: «Я – это только МЫ». Индивиды мало отличаются друг от друга, они испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, признают одно и то же священным. Общество сплочено, потому что индивиды еще не дифференцированы. Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения. Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Солидарность, основанную на дифференциации индивидов, Дюркгейм называет органической по аналогии с органами живого существа, каждый из которых выполняет свои функции и не походит на другие органы. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Здесь наблюдается сокращение сферы бытия, покрываемой коллективным сознанием, ослабление коллективных реакций на нарушение запретов и расширение зоны индивидуальной интерпретации социальных императивов. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.
Гражданское общество Если из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то, оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, частные формы общения людей и т. д., то есть все то, что неподконтрольно государству. В XVIII в. А.Фергюсон определял «гражданское общество» как состояние цивилизованности и как последствие процесса цивилизации. Однако он также использовал «гражданское общество» как политический термин, противопоставляя западный тип государственного управления восточному деспотизму. При этом термин «гражданское общество» имел также экономическую подоплеку, поскольку «цивилизация» противопоставлялась таким обществам, в которых не было частной собственности (варварским государствам). В конечном счете, в социологии это понятие появилось благодаря работам Г. Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «гражданское общество» предстает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса и Ф. Энгельса термин «общество» чрезвычайно редко встречается сам по себе. Они исходят из более глубокой дихотомии «гражданского общества» (т. е. ансамбля социально-экономических отношений и производительных сил) и государства (т. е. надстроечного проявления классовых отношений внутри гражданского общества). В «Немецкой идеологии» они утверждают, что «гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории»; таким образом, объяснение политических событий, изменений в праве и развитии культуры необходимо искать в развитии структуры гражданского общества. Эта марксистская концепция была переосмыслена А. Грамши, который утверждал, что между принудительными государственными отношениями и экономической сферой производства пролегает область гражданского общества, а именно область социальной жизни, которая выступает в качестве области согласия гражданского и индивидуального. Формулировка отношений между экономикой, обществом и государством с точки зрения двух противоположностей - частной и общественной жизни, согласия и принуждения, предложенная Грамши, сыграла чрезвычайно важную роль развитии современного марксистского анализа идеологии и власти.
Лекция 4 1. Понятие личности 2. Социологические концепции личности 3. Социализация как процесс 4. Девиантное поведение Ключевые понятия: личность, индивид, индивидуальность, потребность, статус, социальный статус, приписываемый статус, достигаемый статус, главный статус, социальный престиж, социализация, институты социализации, первичная социализация, модальная личность, маргинальная личность, аномия, девиация, делинкветное поведение, конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж, ресоциализация, десоциализация.
-1-
Человек – субъект и объект общественных отношений. Он – продукт развития общества и его законов, но и общество состоит из людей. Таким образом, человек – один из важнейших факторов, определяющих общество. В обыденном сознании такие понятия, как «человек», «личность» и «индивид» обычно отождествляются. Однако в науке это не одно и то же. Человек – биологический вид, высшая ступень развития организмов на Земле, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие общее, родовое. Социологию человек интересует, прежде всего, как продукт развития общества. Поэтому для нее важно понятие личность. Личность – конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Это понятие вводится для выделения неприродной, социальной сущности индивида. Неотъемлимыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки. Когда речь идет о каком-то конкретном человеке, употребляется понятие «индивид», под которым понимается конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного человека от другого. Движущей силой человеческой активности являются потребности. Потребность – это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, зависимость от того, что составляет условия его существования. Удовлетворение потребностей – процесс возращения индивида в состояние равновесия, снятия напряжения. А. Маслоу расположил потребности от низших (биологических) до высших (духовных), классифицировав их как: 1. Физиологические потребности 2. Потребности в безопасности 3. Социальные потребности 4. Престижные потребности 5. Духовные потребности первые две группы потребностей являются первичными (врожденными), а остальные три – вторичными (приобретенными). Неудовлетворенные потребности обладают движущей силой. Физиологические потребности и потребности в безопасности присущи всем, а высшие – дифференцируют людей, отличают их друг от друга.
-2- Социологические концепции личности.
В современной социологии имеются различные концепции личности. Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность социальных ролей (Дж. Мид, Т. Парсонс). Она основана на идее о том, что личность – функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Социальная роль – модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Составляющими элементами социальной роли являются: 1) ролевые ожидания – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования общества. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, ее социальной значимостью. Интегративным показателем положения социальной группы в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе складывается пирамида ролей и статусов, определяющая социальное неравенство. Поведенческая концепция личности (Дж. Хоманс, Б. Скиннер и др.) Она рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Стимулом является любое благо (знание, власть, комфорт и т.д.) Чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение. Изменение личностью поведения объясняется стимуляцией желаемых действий. При этом чем чаще человек в прошлом получал вознаграждение, тем менее ценным будет для него последующее действие. Психологическая концепция (З. Фрейд). Он рассматривал человека как систему нужд, а общество – как систему запретов (табу). Фрейд видел в личности три главных психологических компонента – «Оно», «Я», «Сверх-Я», которые лежат соответственно в сфере подсознания, сознания и сверхсознания человека. Подсознание (низший слой), или «Оно» включает биологические потребности (сексуальные, в пище и т.д.). Сознание или «Я» («Эго») – средний слой. На этом уровне человеком руководит принцип реальности. Он вынуждает его подчиниться рассудку, логике, из всего извлекать пользу, выгоду. Сверх-сознание («Супер – Эго») – верхний слой. Это воспринятые человеком нормы: требования, запреты, стереотипы правила поведения, законы. При этом низший и верхний слои наиболее агрессивны, они «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Согласно З. Фрейду история человечества – это история нарастающего психоза. Поскольку обществу угрожает опасность дезорганизации, всегда есть необходимость социального контроля и социализации.
-3- Социальные статусы и роли. Каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли), обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный статус. Статус – это разносторонняя и обобщающая характеристика социального положения человека в обществе. Его отражают профессия, квалификация, национальность, возраст. Кроме того, социальный статус – это совокупность требований, предъявляемых к индивиду обществом, а также условий для выполнения этих требований. Совокупность всех статусов данного индивида в социологии получила название статусного набора. Различают социальный и личный статусы. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности и т.д.). Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в малой первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус также можно разделить на приписываемый, т.е. полученный независимо от субъекта, часто от рождения (пол, возраст, национальность, раса), и достигаемый, т.е. приобретаемый собственными усилиями индивида. Каждая личность, как правило, имеет множество статусов. Но только один из них является основным. Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие. Обычно это должность по основному месту работы. Таким образом, социальный статус – это права и обязанности, а социальная роль – ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж». Это – сравнительная оценка обществом социальной значимости различных социальных групп, институтов и организаций. Престиж – это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении и разделяемая обществом.
-4- Социализация как процесс. Социализацией называется процесс включения индивида в общество, в его структурные подразделения (т.е. в социальные группы и общности, социальные институты и организации), овладение им накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально значимых черт личности. Каждое новое поколение, каждая личность проходит свой путь освоения культурных достижений общества. Процесс социализации включает в себя как целенаправленное, контролируемое воздействие на личность, так и стихийное воздействие. Социализация – длительный процесс, продолжающийся всю жизнь человека с детства до глубокой старости. Характер социализации определяется типом общества и той культуры, в которой этот процесс осуществляется. Процесс социализации включает субъект и объект. Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения (семьи, учебного и трудового коллектива и т.д.). Вторичная социализация осуществляется формальными организациями и учреждениями (производством, государством, СМИ, армией и т.д.). Выделяют следующие стадии социализации: 1. Стадия адаптации (0-13 лет). Она длится от рождения до подросткового возраста, когда социальный опыт усваивается некритически. 2. Стадия индивидуализации (14-18 лет подрост. и 18-25 лет юношеск.). в этот период у человека появляется желание выделиться, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения. 3. Стадия интеграции. На этом этапе появляется желание найти свое место в обществе. 4. Трудовая стадия. Она охватывает весь период трудовой деятельности человека. 5. Послетрудовая. 6. это пожилой возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям. В связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость ресоциализации. Ресоциализация – это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков, правил поведения вместо прежних. Процесс отчуждения от старых ролей, норм, ценностей называется десоциализацией. Для описания степени включенности индивида в общество и социальные группы применяются понятия модальной и маргинальной личности. Модальной личностью называют индивида, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство членов общества. Маргинальная личность – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя и более культурами, частично социализированный в каждую, но полностью не включенный ни в одну из них. Главным признаком маргинальности является утрата объективной принадлежности к определенной социальной общности, слою. Возникновение маргинальности связано с такими явлениями, как смена профессии и места жительства, внезапное разорение или обогащение. В зависимости от объекта маргинализации различают: 1) этномаргинальность; 2) социомаргинальность; 3) экономическую; 4) политическую; 5) религиозную. В состоянии маргинальности индивиды обычно ощущают дискомфорт и неудовлетворенность.
-5- Девиантное поведение Девиантное поведение (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным. В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Это – убийство, воровство, различные правонарушения. В социологии разработано несколько концепций девиантного поведения. Так, Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явление, как социальная аномия. Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального или общественного сознания, характеризуемое разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашаемыми целями и невозможности их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации. Р. Мертон утверждал, что любая социокультурная система состоит из двух основополагающих элементов. Первый – цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй – социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения определяются, согласно Р. Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он называет 5 типов подобной социальной адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж. Конформизм – это согласованность целей и средств. Инновация – стремление к социально значимым целям при отклонении легальных способов их достижения. Ритуализм – отказ от культурных ценностей при безусловном следовании институциональным нормам. Ретризм – бегство от действительности. Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых данным обществом. При этом предлагаются новые цели и нормы, за которые идет борьба. Согласно Р. Мертону, аномия возникает в результате рассогласования целей и средств их достижения. Отклонения от норм поведения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений. Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, алкоголизм, наркомания, самоубийство.
Лекция 5. Социальные группы и общности. 1. Понятие «социальная общность». Типы общностей. 2. Социальная группа и квазигруппа. 3. классификация социальных групп. Ключевые понятия: социальная общность, социальная группа, квазигруппа, толпа, аудитория, социальный круг, малая группа, большая группа, ингруппа, аутгруппа, первичная группа, вторичная группа.
-1-
Общество как целостная система состоит из множества взаимосвязанных подсистем, одним из важнейших типов которых являются социальные общности. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения. В общности объединяются люди, имеющие схожие социальные условия жизни, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли и т.д. Общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. По количественному составу они могут быть небольшими и объединять в себе лишь несколько людей, и весьма многочисленными. По продолжительности своего существования общности могут быть кратковременными и долговременными. Плотность связей между индивидами в общностях также различна: одни общности могут представлять собой тесно сплоченный коллектив или организацию, другие – весьма расплывчатые, аморфные образования. Различают территориальные, этнические, демографические, культурные и другие общности. Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые. Для массовых общностей характерны следующие черты: 1. Структурная нерасчлененность, аморфность, размытость границ. 2. Ситуативный способ существования. 3. Разнородность состава. 4. Они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц. 5. например, типичным образцом массовых общностей можно считать участников широких политических (например, антивоенных) и экологических движений, болельщиков спортивных команд. Второй подкласс общностей представлен групповыми общностями. Для них характерны следующие особенности: 1. Органический характер. Они целостны, обладают внутренней структурой. 2. Способность осуществлять многообразные виды деятельности. 3. Выраженная однородность состава. 4. Способность входить в более широкие общности в качестве структурных единиц. Пример: трудовые коллективы, политические партии. Выделяют социальные, демографические, этнические, региональные и прочие группы.
-2- Социальная группа и квазигруппа. Понятие группы является одной из базовых категорий социологии. Широко распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой. В. Харчева придерживается точки зрения, что группа – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. При этом члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, тем или иным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом, он выделяет три основные черты групп: взаимодействие, членство, идентичность и рассматривает их как групповые общности. На основе приведенных выше определений можно заключить, что социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает наличие взаимодействий, определенной сплоченности и контроля за ее деятельностью. Наряду с массовыми и групповыми общностями, ученые выделяют ряд сообществ, которые получили название квазигрупп. Квазигруппы имеют свои отличительные черты: 1. Спонтанность образования. 2. Неустойчивость взаимодействий. 3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо однонаправленность связей. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |