Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постиндустриальное общество

Это понятие впервые было предложено Д. Беллом в 1962 г. Впоследствии оно разрабатывалось при описании экономи­ческих и социальных изменений в конце XX в. в работе «Гря­дущее постиндустриальное общество». Белл говорит о том, что в обществах модерна теоретическое знание становится «осе­вым принципом» общества и является источником инновации и формирования политики. В экономике это приводит к упадку производства товаров как основной формы экономической деятельности и замене его производством услуг. Что касает­ся классовой структуры, новый осевой принцип способствует преобладанию профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс. Во всех сферах - экономической, политической и социальной - основное воздействие на при­нятие решений оказывают новые интеллектуальные техноло­гии и новый интеллектуальный класс.

Другие исследователи также рассматривают растущую власть технократов в экономической и политической жизни. Дж. К. Гэлбрейт полагает, что власть в экономике Соединен­ных Штатов, а следовательно, и во всем американском обще­стве находится в руках технической бюрократии, или «техно-структуры» крупных корпораций. А. Турен говорит о таком лее технократическом контроле над французской экономикой и политической жизнью.

В 1973 г. Дэниел Белл отметил появление постиндустри­ального общества. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик: (1) широкие торговые отноше­ния между странами; (2) большой излишек товаров; (3) сек­тор обслуживания настолько широкий, что позволяет нани­мать большое количество рабочих; (4) широкое разнообразие и количество товаров доступных среднему человеку; (5) «ин­формационный взрыв»; и (6) «глобальная деревня», то есть технологический прогресс делает возможным мгновенные все­мирные коммуникации.

Наиболее важные черты постиндустриального общества -это «информационный взрыв» и появление «глобальной де­ревни». Сегодня новости относительно политических и эко­номических изменений, мгновенно переданные спутником, не только воздействуют на цепы на Нью-Йоркской Фон­довой бирже, но и отражаются также на Японской Фондо­вой бирже. Поскольку государственные границы теперь представляют меньше препятствий, чем когда-либо к об­мену товарами и информацией, мир стал гораздо более до­ступным.

Последствия глобального технического прогресса особен­но видимы в Европе, где семнадцать государств сформировали экономическую и политическую реальность - Европейский Союз (ЕС). Каждая страна остается независимой и сохраняет свой собственный законодательный орган, суды и правительство, но наряду с ними имеются также Европейский парламент и суд.

В настоящее время вышла в обращение евровалюта.

Постиндустриальная экономика позволяет среднему граж­данину высокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.

 

Община и общ ество (по Ф. Теннису)

Одно из наиболее важных исследований противополож­ности между доиндустриальным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Тенни­сом (1855—1936). Он ввел термины «гемайншафт» и «гезельшафт» (они перево­дятся как «община» и «общество»), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «гемайишафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» - к городскому индустриальному обществу. Основные различия между «гемайишафт» и «гезельшафт» Н. Смелзер описывает следующим образом.

1. Если говорить об индивидуальной мотивации, «гемайн­шафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например, крестьянские семьи в пе­риод сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Обще­ство типа «гезельшафт» основано на рациональном осуществ­лении личных интересов; индивиды взаимодействуют в дело­вой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

2. В сфере социального контроля общество типа «гемайи­шафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как «гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве. В области разделения труда общество типа «гемайн­шафт» отличается ограниченной специализацией, складыва­ющейся главным образом на основе родительских связей: обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязан­ности в хозяйстве. Для общества типа «гезельшафт» харак­терны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей.

3. В обществе типа «гемайншафт» культура формирует­ся на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» - на светских.

4. Главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «гезельшафт» складыва­ются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, пра­вительство, политические партии, добровольные ассоциации).

Дихотомия Тенниса подверглась критике за чрезмерное упрощение. Во-первых, общества типа «гемайншафт» тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других доиндустриаль-ных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы «гемайншафт» и «гезельшафт».

Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противо­речий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере прису­щих любому обществу.

 

Общества механической и органической солидарности

Э. Дюркгейм также разделяет общую для социологии XIX в. идею двух типов общества: традиционного и совре­менного. Он выделяет два типа социальной солидарности:

Во-первых, механическую солидарность, присущую тра­диционному, архаическому обществу и основанную на нераз­витости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особен­ности, то есть нивелируется индивидуальное «Я»: «Я – это только МЫ». Индивиды мало отличаются друг от друга, они испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым цен­ностям, признают одно и то же священным. Общество спло­чено, потому что индивиды еще не дифференцированы. Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в стро­гих репрессивных законах, карающих за малейшее отклоне­ние от норм коллективного поведения.

Во-вторых, органическую солидарность, которая порож­дается разделением общественного труда и основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллекти­вом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Солидарность, основанную на дифферен­циации индивидов, Дюркгейм называет органической по ана­логии с органами живого существа, каждый из которых вы­полняет свои функции и не походит на другие органы. Имен­но благодаря разделению труда индивид осознает свою за­висимость от общества, которая раньше поддерживалась реп­рессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социаль­ной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Здесь наблю­дается сокращение сферы бытия, покрываемой коллективным сознанием, ослабление коллективных реакций на нарушение запретов и расширение зоны индивидуальной интерпретации социальных императивов. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только истори­ческим законом, но и главным показателем прогресса.

 

Гражданское общество

Если из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то, оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским об­ществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отноше­ния, отношения различных классов и слоев, частные формы общения людей и т. д., то есть все то, что неподконтрольно государству.

В XVIII в. А.Фергюсон определял «гражданское обще­ство» как состояние цивилизованности и как последствие процесса цивилизации. Однако он также использовал «граж­данское общество» как политический термин, противопостав­ляя западный тип государственного управления восточному деспотизму. При этом термин «гражданское общество» имел также экономическую подоплеку, поскольку «цивилизация» противопоставлялась таким обществам, в которых не было ча­стной собственности (варварским государствам).

В конечном счете, в социологии это понятие появилось благодаря работам Г. Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «граж­данское общество» предстает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках госу­дарства. У К. Маркса и Ф. Энгельса термин «общество» чрез­вычайно редко встречается сам по себе. Они исходят из бо­лее глубокой дихотомии «гражданского общества» (т. е. ан­самбля социально-экономических отношений и производитель­ных сил) и государства (т. е. надстроечного проявления клас­совых отношений внутри гражданского общества). В «Немец­кой идеологии» они утверждают, что «гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории»; таким обра­зом, объяснение политических событий, изменений в праве и развитии культуры необходимо искать в развитии структуры гражданского общества. Эта марксистская концепция была переосмыслена А. Грамши, который утверждал, что между принудительными государственными отношениями и эконо­мической сферой производства пролегает область гражданс­кого общества, а именно область социальной жизни, которая выступает в качестве области согласия гражданского и инди­видуального. Формулировка отношений между экономикой, обществом и государством с точки зрения двух противополож­ностей - частной и общественной жизни, согласия и принуждения, предложенная Грамши, сыграла чрезвычайно важную роль развитии современного марксистского анализа идео­логии и власти.

 

Лекция 4

1. Понятие личности

2. Социологические концепции личности

3. Социализация как процесс

4. Девиантное поведение

Ключевые понятия: личность, индивид, индивидуальность, потребность, статус, социальный статус, приписываемый статус, достигаемый статус, главный статус, социальный престиж, социализация, институты социализации, первичная социализация, модальная личность, маргинальная личность, аномия, девиация, делинкветное поведение, конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж, ресоциализация, десоциализация.

 

-1-

 

Человек – субъект и объект общественных отношений. Он – продукт развития общества и его законов, но и общество состоит из людей. Таким образом, человек – один из важнейших факторов, определяющих общество.

В обыденном сознании такие понятия, как «человек», «личность» и «индивид» обычно отождествляются. Однако в науке это не одно и то же. Человек – биологический вид, высшая ступень развития организмов на Земле, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие общее, родовое. Социологию человек интересует, прежде всего, как продукт развития общества. Поэтому для нее важно понятие личность. Личность – конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Это понятие вводится для выделения неприродной, социальной сущности индивида. Неотъемлимыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки.

Когда речь идет о каком-то конкретном человеке, употребляется понятие «индивид», под которым понимается конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного человека от другого. Движущей силой человеческой активности являются потребности. Потребность – это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, зависимость от того, что составляет условия его существования. Удовлетворение потребностей – процесс возращения индивида в состояние равновесия, снятия напряжения.

А. Маслоу расположил потребности от низших (биологических) до высших (духовных), классифицировав их как:

1. Физиологические потребности

2. Потребности в безопасности

3. Социальные потребности

4. Престижные потребности

5. Духовные потребности

первые две группы потребностей являются первичными (врожденными), а остальные три – вторичными (приобретенными).

Неудовлетворенные потребности обладают движущей силой.

Физиологические потребности и потребности в безопасности присущи всем, а высшие – дифференцируют людей, отличают их друг от друга.

 

-2-

Социологические концепции личности.

 

В современной социологии имеются различные концепции личности.

Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность социальных ролей (Дж. Мид, Т. Парсонс). Она основана на идее о том, что личность – функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Социальная роль – модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Составляющими элементами социальной роли являются: 1) ролевые ожидания – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования общества. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, ее социальной значимостью. Интегративным показателем положения социальной группы в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе складывается пирамида ролей и статусов, определяющая социальное неравенство.

Поведенческая концепция личности (Дж. Хоманс, Б. Скиннер и др.) Она рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Стимулом является любое благо (знание, власть, комфорт и т.д.) Чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение. Изменение личностью поведения объясняется стимуляцией желаемых действий. При этом чем чаще человек в прошлом получал вознаграждение, тем менее ценным будет для него последующее действие.

Психологическая концепция (З. Фрейд).

Он рассматривал человека как систему нужд, а общество – как систему запретов (табу). Фрейд видел в личности три главных психологических компонента – «Оно», «Я», «Сверх-Я», которые лежат соответственно в сфере подсознания, сознания и сверхсознания человека.

Подсознание (низший слой), или «Оно» включает биологические потребности (сексуальные, в пище и т.д.).

Сознание или «Я» («Эго») – средний слой. На этом уровне человеком руководит принцип реальности. Он вынуждает его подчиниться рассудку, логике, из всего извлекать пользу, выгоду.

Сверх-сознание («Супер – Эго») – верхний слой. Это воспринятые человеком нормы: требования, запреты, стереотипы правила поведения, законы. При этом низший и верхний слои наиболее агрессивны, они «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Согласно З. Фрейду история человечества – это история нарастающего психоза.

Поскольку обществу угрожает опасность дезорганизации, всегда есть необходимость социального контроля и социализации.

 

-3-

Социальные статусы и роли.

Каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли), обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный статус. Статус – это разносторонняя и обобщающая характеристика социального положения человека в обществе. Его отражают профессия, квалификация, национальность, возраст. Кроме того, социальный статус – это совокупность требований, предъявляемых к индивиду обществом, а также условий для выполнения этих требований. Совокупность всех статусов данного индивида в социологии получила название статусного набора.

Различают социальный и личный статусы. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности и т.д.). Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в малой первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус также можно разделить на приписываемый, т.е. полученный независимо от субъекта, часто от рождения (пол, возраст, национальность, раса), и достигаемый, т.е. приобретаемый собственными усилиями индивида.

Каждая личность, как правило, имеет множество статусов. Но только один из них является основным. Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие. Обычно это должность по основному месту работы.

Таким образом, социальный статус – это права и обязанности, а социальная роль – ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж». Это – сравнительная оценка обществом социальной значимости различных социальных групп, институтов и организаций.

Престиж – это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении и разделяемая обществом.

 

-4-

Социализация как процесс.

Социализацией называется процесс включения индивида в общество, в его структурные подразделения (т.е. в социальные группы и общности, социальные институты и организации), овладение им накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально значимых черт личности. Каждое новое поколение, каждая личность проходит свой путь освоения культурных достижений общества. Процесс социализации включает в себя как целенаправленное, контролируемое воздействие на личность, так и стихийное воздействие. Социализация – длительный процесс, продолжающийся всю жизнь человека с детства до глубокой старости.

Характер социализации определяется типом общества и той культуры, в которой этот процесс осуществляется.

Процесс социализации включает субъект и объект. Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения (семьи, учебного и трудового коллектива и т.д.).

Вторичная социализация осуществляется формальными организациями и учреждениями (производством, государством, СМИ, армией и т.д.).

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия адаптации (0-13 лет). Она длится от рождения до подросткового возраста, когда социальный опыт усваивается некритически.

2. Стадия индивидуализации (14-18 лет подрост. и 18-25 лет юношеск.). в этот период у человека появляется желание выделиться, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции.

На этом этапе появляется желание найти свое место в обществе.

4. Трудовая стадия.

Она охватывает весь период трудовой деятельности человека.

5. Послетрудовая.

6. это пожилой возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

В связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость ресоциализации. Ресоциализация – это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков, правил поведения вместо прежних. Процесс отчуждения от старых ролей, норм, ценностей называется десоциализацией.

Для описания степени включенности индивида в общество и социальные группы применяются понятия модальной и маргинальной личности. Модальной личностью называют индивида, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство членов общества. Маргинальная личность – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя и более культурами, частично социализированный в каждую, но полностью не включенный ни в одну из них.

Главным признаком маргинальности является утрата объективной принадлежности к определенной социальной общности, слою.

Возникновение маргинальности связано с такими явлениями, как смена профессии и места жительства, внезапное разорение или обогащение.

В зависимости от объекта маргинализации различают: 1) этномаргинальность; 2) социомаргинальность; 3) экономическую; 4) политическую; 5) религиозную.

В состоянии маргинальности индивиды обычно ощущают дискомфорт и неудовлетворенность.

 

-5-

Девиантное поведение

Девиантное поведение (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным. В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Это – убийство, воровство, различные правонарушения.

В социологии разработано несколько концепций девиантного поведения. Так, Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явление, как социальная аномия. Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального или общественного сознания, характеризуемое разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашаемыми целями и невозможности их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации.

Р. Мертон утверждал, что любая социокультурная система состоит из двух основополагающих элементов. Первый – цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй – социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения определяются, согласно Р. Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он называет 5 типов подобной социальной адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж. Конформизм – это согласованность целей и средств. Инновация – стремление к социально значимым целям при отклонении легальных способов их достижения. Ритуализм – отказ от культурных ценностей при безусловном следовании институциональным нормам. Ретризм – бегство от действительности. Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых данным обществом. При этом предлагаются новые цели и нормы, за которые идет борьба.

Согласно Р. Мертону, аномия возникает в результате рассогласования целей и средств их достижения.

Отклонения от норм поведения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений.

Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, алкоголизм, наркомания, самоубийство.

 

Лекция 5.

Социальные группы и общности.

1. Понятие «социальная общность». Типы общностей.

2. Социальная группа и квазигруппа.

3. классификация социальных групп.

Ключевые понятия: социальная общность, социальная группа, квазигруппа, толпа, аудитория, социальный круг, малая группа, большая группа, ингруппа, аутгруппа, первичная группа, вторичная группа.

 

-1-

 

Общество как целостная система состоит из множества взаимосвязанных подсистем, одним из важнейших типов которых являются социальные общности.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения.

В общности объединяются люди, имеющие схожие социальные условия жизни, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли и т.д.

Общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. По количественному составу они могут быть небольшими и объединять в себе лишь несколько людей, и весьма многочисленными. По продолжительности своего существования общности могут быть кратковременными и долговременными.

Плотность связей между индивидами в общностях также различна: одни общности могут представлять собой тесно сплоченный коллектив или организацию, другие – весьма расплывчатые, аморфные образования. Различают территориальные, этнические, демографические, культурные и другие общности.

Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые.

Для массовых общностей характерны следующие черты:

1. Структурная нерасчлененность, аморфность, размытость границ.

2. Ситуативный способ существования.

3. Разнородность состава.

4. Они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

5. например, типичным образцом массовых общностей можно считать участников широких политических (например, антивоенных) и экологических движений, болельщиков спортивных команд.

Второй подкласс общностей представлен групповыми общностями. Для них характерны следующие особенности:

1. Органический характер. Они целостны, обладают внутренней структурой.

2. Способность осуществлять многообразные виды деятельности.

3. Выраженная однородность состава.

4. Способность входить в более широкие общности в качестве структурных единиц.

Пример: трудовые коллективы, политические партии.

Выделяют социальные, демографические, этнические, региональные и прочие группы.

 

-2-

Социальная группа и квазигруппа.

Понятие группы является одной из базовых категорий социологии. Широко распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой.

В. Харчева придерживается точки зрения, что группа – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. При этом члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.

Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, тем или иным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом, он выделяет три основные черты групп: взаимодействие, членство, идентичность и рассматривает их как групповые общности.

На основе приведенных выше определений можно заключить, что социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает наличие взаимодействий, определенной сплоченности и контроля за ее деятельностью.

Наряду с массовыми и групповыми общностями, ученые выделяют ряд сообществ, которые получили название квазигрупп.

Квазигруппы имеют свои отличительные черты:

1. Спонтанность образования.

2. Неустойчивость взаимодействий.

3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо однонаправленность связей.

Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество как социетальная система | Социальные круги
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.