Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные круги

Толпа.

Аудитория.

Под аудиторией понимается общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности.

Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (например, слушать уличного оратора), так и опосредованное, через СМИ.

Наиболее характерной чертой аудитории является одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь с коммуникатором, особенно в том случае, если аудитория большая.

 

 

Толпа – это собрание людей, находящихся в замкнутом физическом пространстве и объединенных общностью интересов.

Социальная структура толпы проста – это, как правило, разделение на лидеров и всех остальных.

Толпы сильно различаются по своему характеру и поведению. Толпа одного типа может быстро трансформироваться в толпу другого типа.

Толпы имеют определенные общие характеристики:

- всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению;

- она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики;

- она мелочно самолюбива;

- критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно;

- она теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует;

- она делает из человека автомат, ослабляя и уничтожая его индивидуальность.

Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, они имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, не задумываясь над своими действиями. Поскольку люди, составляющие толпу анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля.

Выделяют следующие типы толпы:

1. Случайная толпа

2. Обусловленная толпа (собрание людей, заранее планируемое).

3. Экспрессивная толпа (обычно образуется для личного удовольствия ее членов).

4. Действующая толпа (это беснующее сборище).

 

Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского, «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами».

Основное отличие социальных кругов заключается в том, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией.

Выделяют следующие разновидности социальных кругов.

1. Контактные круги (общности людей, постоянно встречающихся).

2. Профессиональные круги, или круги коллег.

3. Дружеские круги.

4. Статусные социальные круги.

Все социальные круги могут иметь неформальных лидеров.

Таким образом, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями.

 

-3-

Классификация социальных групп.

В социологии классификацию групп можно проводить по различным основаниям.

В зависимости от формы осуществления связей и составляющих их членов различают большие и малые, первичные и вторичные группы.

Малая социальная группа – группа малочисленная по составу (от 3 до 15-20 человек), ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Наличие непосредственных контактов является главным группообразующим признаком.

Большие группы – это социальные группы с большим числом членов, основанные на разных типах связи, не предполагающие обязательных личных контактов.

Впервые понятие «первичная группа» в научный оборот ввел американский психолог Ч. Кули.

Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Например, члены семьи или дружеской компании.

Во вторичных группах контакты носят статусный, надындивидуальный характер. Здесь не обязательно дружеское личностное общение, однако все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. К вторичным группам можно отнести различные трудовые коллективы, команды, разного рода формальные организации.

По признаку принадлежности индивида к группам выделяют ингруппы и аутгруппы. Каждый индивид входит в некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет как «мои».

Это может быть «моя семья», «мой класс», «моя компания». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым человек чувствует свою принадлежность и в которых идентифицирует себя с другими членами, формируя осознание коллективного «мы». Другие группы, к которым человек не принадлежит (другие семьи, иные религиозные группы и т.д.), будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».

 

 

 

Лекция 6.

Социальные институты и социальные организации.

1. Понятие «социальный институт». Виды и признаки социальных институтов.

2. Функции социальных институтов.

3. Понятие «организация» и ее элементы.

4. Типология организаций.

Ключевые понятия: социальный институт, институционализация, идеология, латентные функции, дисфункции, организация, коллективная идентичность, формализация отношений, иерархия, неформальная организационная структура.

 

-1-

Наряду с социальными общностями и группами в качестве важнейших компонентов социальной структуры общества выступают социальные институты. Они призваны удовлетворять конкретные и особо важные потребности людей.

«Institutum» (лат.) означает установление, учреждение, устройство.

В повседневной жизни под институтами общества мы понимаем разные социальные единицы: учебные или научные учреждения, крупные целевые организации и т.д.

В науке под институтом понимается совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни. В этом смысле мы говорим, например, об институтах брака и семьи, частной собственности, торговли и т.д.

Социальный институт представляет собой:

1. исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

2. систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяет основные потребности общества.

Так, институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства), а также систему статусов и ролей (мужа, жены, ребенка, свекрови, отца и т.д.).

Главными институтами общества являются: семья, государство, бизнес, образование, религия.

Любой социальный институт возникает и функционирует выполняя ту или иную социальную потребность.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, складывается из нескольких этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организационных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствование уже сложившихся.

Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности индивидов и общностей.

В зависимости от содержания и предмета регулирования социальные институты можно классифицировать следующим образом:

1. Экономические институты

2. Политические

3. Социокультурные и воспитательные

4. Организационно-управленческие

5. Нормативно-ориентирующие

по форме организации социальные институты делятся на: а) формальные (государство, школа и т.д.) и б) неформальные (дружба).

Каждый социальный институт имеет как внешние признаки, так и содержание.

Можно выделить пять групп признаков, присущих всем социальным институтам:

1. Установки и образцы поведения.

2. Символические культурные признаки.

3. Утилитарные культурные черты.

4. Устный и письменный кодекс.

5. Идеология.

 

-2-

 

Социальные институты имеют явные функции, легко распознаваемые как часть признанных целей института и латентные (скрытые) функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут считаться побочным продуктом.

Явные функции социальных институтов ожидаемы и необходимы. Они декламируются в кодексах и закрепляются в системе статусов и ролей.

В социологии выделяют следующие функции социальных институтов:

1. функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

2. интегративная функция.

3. Транслирующая функция.

4. регулятивная функция.

5. коммуникативная функция.

Говоря о функциях социальных институтов, следует отметить, что главное их предназначение состоит в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если деятельность института не способствует (или мешает) удовлетворению потребностей общества, то она приобретает дисфункциональный характер.

Социальные институты выполняют важные общественные функции. Они обеспечивают устойчивость социальных отношений, сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянную смену ее членов; способствуют увеличению социальных связей и внутригрупповой сплоченности, осуществляют контроль за отклоняющимся поведением.

 

-3-

 

В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.

В одном случае организация может пониматься как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы.

В другом, организация понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру.

В третьем, под организацией понимается искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию.

Изучение организаций позволило выделить ряд ее основных признаков:

1. организация – это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных и специфических целей, поэтому действия ее членов должны быть скоординированы.

2. организация представляет собой социальную систему.

3. структура социальных организаций всегда представляет собой иерархию.

4. организации – это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации.

5. организация обладает таким признаком как фиксированное членство.

6. организация всегда имеет программу деятельности.

7. организация обладает коллективной идентичностью, имеет название, которое признано всеми ее членами и обществом.

Примерами социальных организаций служат семья, политическая партия, банк и т.д.

Таким образом, социальная организация представляет собой социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных целей на основе формирования высоко формализованных структур, которые включают иерархию управления, программу действий и фиксирование участников.

К основным элементам организации относятся: 1) структура; 2) цели; 3) участники; 4) технология; 5) внешнее окружение.

Социальная структура является центральным элементом любой организации. Внутри любой организационной системы выделяют формальную и неформальную структуру отношений.

Цели также являются важнейшей составляющей организации, т.к. ради их достижения осуществляется вся деятельность данного социального образования.

Важной составляющей организации являются ее члены. Каждый из них должен обладать определенным набором качеств и навыков, которые позволят ему занимать определенную статусную позицию в структуре организации.

Организация с точки зрения технологии – место, где энергия участников применяется для преобразования материалов или информации.

Внешнее окружение подразумевает то, что каждая организация существует в особом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении.

 

-4-

 

Социология предлагает различные типологии организаций. В основе одной из них положены три признака: 1) степень формализации отношений в организации; 2) подвижность цели; 3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.

В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:

1. Административные (или деловые).

2. Общественные (или союзные)

3. Ассоциативные (степень формализации минимальна).

Кроме того, организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные.

В формальной организации в отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному их набору. Личные качества и способности индивидов не учитываются.

Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегулирования. Здесь в большей степени учитываются личные особенности личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения преобладают групповые нормы.

Итак, организация – это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены прежде всего на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).

 

Лекция 7.

Социальная структура общества.

1. Сущность понятия «социальная структура».

2. Социальная стратификация: сущность, критерии и основные теории.

3. Социальная мобильность.

4. Социальная структура современного российского общества.

Ключевые понятия: социальная структура, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная.

-1-

 

термин «структура» в переводе с латинского означает строение, расположение, порядок.

Под социальной структурой понимается устойчивая совокупность элементов социальной системы, взаимосвязанных между собой определенным образом. При этом основными элементами являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), а также различные объединения этих индивидов: группы, общности, социальные организации.

Социальная структура выражает объективное деление общества на классы, группы, слои и т.д., указывая на положение людей относительно друг друга.

Понятие «социальная структура» обычно употребляют в двух основных смыслах: в широком и узком. В широком смысле оно означает строение общества в целом и систему связей между всеми его основными элементами.

Элементами социальной структуры в этом случае являются социальные группы и общности, социальные институты, а также социальные статусы и роли.

В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется для обозначения деления общества на социально-классовые и групповые общности. При таком подходе социальная структура представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, групп, слоев.

В социологии различают два основных уровня структурной организации: макро- и микроструктуру.

Микроструктура отражает устойчивые связи в малых группах. Элементами структурного анализа при этом являются отдельные индивиды, социальные роли, статусы, групповые ценности и нормы.

Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп, социальных категорий. Основными элементами макроструктуры общества являются социально-классовые, профессионально-квалификационные и социально-демографические общности.

Принадлежность к классам определяется основными характеристиками социального положения людей: местом в системе производственных отношений, уровнем дохода, спецификой политических и экономических интересов.

Социально-классовая структура связана с профессионально-квалификационной. Профессиональная структура – это совокупность существующих в обществе профессиональных групп и отношений между ними.

Квалификационная структура отражает степень овладения работниками различными профессиями.

Элементы социально-демографической структуры – это социальные категории людей, различающихся демографическими признаками (пол, возраст, брачно-семейный статус).

Можно также выделить территориальную структуру общества, включающую в себя основные типы поселений (город, село и.т.д.) и социально-этническую структуру. Последняя включает такие исторически сложившиеся общности людей, как род, племя, народность, этнос, нация.

Таким образом, социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных между собой, упорядоченных относительно друг друга социальных групп, которые:

1. занимают различные места в системе социального неравенства данного общества, в дифференциации населения по основным для данного общества критериям (собственности, дохода, престижа).

2. связаны между собой политическими, экономическими и культурными отношениями.

3. являются субъектами функционирования социальных институтов и организаций данного общества.

 

-2-

 

Неравенство – это не переходящий факт всякого общества.

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти по сравнению с другими. Границы таких групп иногда трудно определить.

Стратификация выступает как метод выделения соответствующих слоев и как «портрет» самого общества. Она отражает не просто различное положение людей, групп, слоев в обществе, но неравное их состояние. Поэтому стратификацию можно охарактеризовать как иерархически организованную структуру социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический период.

Социальная стратификация в отличие от простого расслоения имеет два существенных отличия:

1. Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении, чем низшие слои.

2. Верхние слои значительно меньше по численности чем низшие, поэтому стратификация общества может быть представлена в виде пирамиды.

Теории социальной стратификации базируются на представлении о том, что страта представляет собой реальную эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на общей основе и противопоставляющую ее другим социальным общностям.

Сегодня существует два основных подхода к анализу социальной структуры общества: 1) классовый; 2) стратификационный.

Главное их различие состоит в признаках, по которым осуществляется дифференциация социальных групп.

Согласно классовому (марксистскому) подходу, основными элементами общественного строения признаются классы. Классы – это большие группы людей, различающихся по их отношению к средствам производства, местом в системе разделения труда, доступом к различным благам. Исходя из этого, марксизм сформулировал формационный подход к развитию общества и выделил антагонистические классы: рабов и рабовладельцев, крестьян и феодалов, рабочих и буржуазию.

При стратификационном подходе основными критериями деления общества являются: место в системе власти, уровень образования, престиж, распределение доходов. Страты в отличие от класса, формируются не по чисто экономическим или производственно-профессиональным признакам, связанным с воспроизводством самого статусного положения индивида, с культурно-психологической оценкой, реализуемой в индивидуальном поведении их членов.

Наибольший вклад в развитие стратификационных теорий внесли К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, и др.

Таким образом, социальная стратификация представляет собой структурно-регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды деятельности.

 

-3-

 

Термин «социальная мобильность» был введен в научный обиход в 1927г. П.А. Сорокиным. Согласно его определению, под социальной мобильностью понимается любой «переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой». Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

Под вертикальной мобильностью подразумеваются такие отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В качестве примеров можно привести служебное повышение работника (профессиональная мобильность). В зависимости от направления перемещения можно выделить два вида вертикальной мобильности: восходящую и нисходящую (социальный подъем или социальный спуск). Восходящая мобильность существует в двух основных формах: вхождение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт и аналогичное перемещение группы. Соответственно и нисходящая мобильность имеет две формы. Первая заключается в нисхождении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал. Другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

Пути, по которым осуществляется вертикальная мобильность, П. Сорокин назвал «каналами вертикальной циркуляции». Он выделил следующие каналы мобильности: армия, церковь, школа, семья и собственность. К ним так же можно отнести политические, экономические и профессиональные организации.

 

-4-

 

Социальная структура современного российского общества. Определение социальной структуры современного российского общества затруднено из-за постоянной динамики социальных процессов.

Вместе с тем, имеется ряд исследований, определяющих модель социальной структуры нашего общества.

Так Н.М. Римашевская выделяет следующие социальные группы:

1. «Общероссийский элитные группы»

2. «Региональные и корпоративные элиты»

3. Российский «верхний средний класс»

4. Российский «динамический средний класс»

5. «Аутсайдеры».

6. «Маргиналы».

7. «Криминалитет».

Другую модель социальной структуры предложила акад. Т.И. Заславская.

Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7%), является «верхний слой». К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах. При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5%, а остальная часть (6,5%) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.

Следом за верхним идет «средний слой». Он включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.

Наиболее многочисленным является «базовый слой». Его составляют интеллигенция, «полуинтеллигенция», служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие (около 60% населения нашей страны).

«Нижний слой» представлен малоквалифицированными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др. Их удельный вес в структуре населения – 8%.

И, наконец, «социальное дно» (5%). В него входят преступные и полуприступные элементы.

В последнее десятилетие было отмечено серьезными количественными и качественными сдвигами в социальной структуре российского общества. Поэтому очень важен вопрос о том, какова траектория этих изменений, ин направления и темпы.

По данным социологических исследований, в России сегодня явно доминирует нисходящая мобильность. Она затронула практически все классы и социальные группы.

 

Лекция 8.

Культура и общество.

1. Понятие «культура»: содержание и основные характеристики.

2. культура как ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

3. Формы культуры.

Ключевые понятия: культура, культурное наследие, материальная культура, нематериальная культура, культурный элемент, ценности, ценностные ориентации, нормы, обычаи, нравы, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

-1-

 

Культура – это явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность.

Часто в обыденном значении культура понимается как духовная, возвышенная сторона жизнедеятельности людей, включающая, прежде всего, искусство и образование. Но существуют еще такие понятия, как культура производства, культура управления, культура общения.

В целом, можно констатировать, что культура – это то, что производится, социально усваивается и разделяется людьми как членами общества.

Характерными чертами культуры является:

1. Культура как социальный феномен, прежде всего, связана с сознанием. Вне сознания нет культуры. Но культура – это не сознание вообще, это метод ценностного освоения действительности. Культура воплощается в устойчивых образцах деятельности. Она формирует эталоны и нормы в обществе.

2. Культура проявляется в двух основных формах: материальной и духовной. Духовная культура включает в себя слова, идеи, обычаи, верования, которые люди создают, а затем поддерживают.

Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: зданий, машин, мебели и т.д., которые он затем постоянно использует и совершенствует.

3. Культура выступает как средство формирования прошлым (накопленным опытом и традициями) жизнедеятельности в настоящем, т.е. человеку, чтобы быть полноценным членом общества необходимо перенять опыт предшествующих поколений. Таким образом, преемственность, способность к саморазвитию и изменчивости – важная характеристика культуры.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности и прежде всего посредством воспитания и образования.

-2-

 

В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.

Культура, как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий, обеспечивает целостность общества и социальный порядок.

Любое поведение индивида в обществе определяется его ориентацией на ценности. Ценности – главные элементы духовной культуры.

Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы или общества.

Каждый индивид обладает определенной иерархией ценностей.

Культура, как способ ценностного освоения действительности, выступает в качестве своеобразного механизма, который выявляет, систематизирует, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности в обществе. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Индивид, чтобы войти в эту культуру, должен принять ее систему ценностей. Это возможно через социализацию, в результате которой человек вырабатывает собственные ценностные ориентации – это принятые личностью как значимые для нее социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и приобретающих функцию регуляторов социального поведения индивида.

Помимо ценностей, общую регуляцию поведения человека осуществляют ее и нормы – своеобразные правила поведения. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный, конкретный образец поведения.

Культура, которая указывает на стандарты правильного поведения (т.е. на то, что мы должны или не должны делать) называется нормативной культурой.

Нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют.

Выделяют следующие виды норм:

1. Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности, например, рукопожатие или еда с вилки. Обычаи возникают бессознательно.

2. Нравственные нормы – это те образцы поведения, которым мы должны следовать, поскольку они считаются существенными для благополучия общества.

Нравственные нормы возникают постепенно из повседневной жизни и групповой практики людей без сознательного выбора и всегда основаны на вере в правильность или неправильность действий.

3. Институциональные нормы. Они отличаются от обычаев и нравственных норм тем, что сознательно разрабатываются и сводятся в формальный и неформальный кодекс. Образцы поведения, ценности, ритуалы, традиции становятся высоко стандартизированными и взаимосвязанными и находят выражение в виде различных социальный организаций и институтов общества, например, армия, школа и т.д.

4. Законы. Это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Каждый закон может быть эффективным только тогда, когда он стремится поддержать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством членов общества. Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается.

 

-3-

 

в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, социологи различают три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная (или высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура называется любительской, она включает мифы, легенды, сказания, песни и т.д.

Массовая культура. Время ее появления – середина XX века. Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме современной коммуникации, печатная и электронная продукция сегодня охватывает большинство членов общества.

Посредством единого механизма моды массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды и жизни до хобби. Ее продукция предназначена для употребления массами.

Образцы массовой культуры базируются на архетипах, т.е. бессознательных формах восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, труда, счастья и т.д. К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию.

Каждое общество имеет некую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть «доминирующей культурой». Но в рамках любой культуры общества имеются социокультурные различия, которые определяются национальностью, родом занятий, местом проживания людей и т.д. Поэтому в обществе могут формироваться группы людей, развивающие такие культурные комплексы, которые не разделяются всеми членами общества. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами.

Субкультуру можно определить как культуру какой-либо социальной группы.

Наиболее распространенной культурой современности выступает молодежная субкультура.

Однако существует такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Она получила название «контркультуры».

Например, «наркотическая культура», «восточная мистика и культизм», «сексуальная революция» и др.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постиндустриальное общество | Объект, предмет и методы науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.