КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Нравственное воспитание
Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Мораль – совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. Основополагающие базовые категории нравственного воспитания –нр. чувство, сознание Нравственное чувство - постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственноемышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Цель нравственного воспитания – воспитание нравственной самостоятельности личности. Результат НВ – нравственная воспитанность личности. Структура НВ: Действия и состояния Цели и мотивы Представления и убеждения Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на формирование нравственности учащихся. Актуальность проблемы установлена на основе выявления ряда противоречий, которые можно дифференцировать по двум основаниям: I. Противоречия в общественных устоях общества. II. Противоречия в воспитательном процессе. Рассмотрим их: I. Противоречия, обусловленные социальными изменениями, которые происходят в обществе: 1. Между переходом российского общества к рыночным отношениям, которые по своей сути безнравственны, и тем, что русский человек по своему менталитету сострадателен и милосерден. 2. Между необходимостью гуманизации отношений в обществе, с одной стороны, и ужесточением условий, с другой стороны. 3. Между проявлением в обществе приоритетов таких качеств, как предприимчивость, индивидуализм, стяжательство, и необходимостью воспитания в человеке трудолюбия, коллективизма, добросовестности, самостоятельности и т.д. II. Противоречия в самом воспитательном процессе: 1. Между целенаправленным педагогическим руководством нравственным воспитанием и стихийным влиянием среды на ребенка. 2. Между системой нравственного воспитания в школе и взглядами, которые существуют в большинстве современных семей. 3. Между необходимостью индивидуализации нравственного воспитания с учетом уровня воспитанности каждого ребенка и преодолением массовых форм нравственного воспитания. Сущность нравственного воспитания заключается в единстве нравственного сознания, чувств, поведения. Исходя из сущности нравственного воспитания, определяется понятие «нравственная воспитанность». Нравственная воспитанность – это результат нравственного воспитания. Нравственная воспитанность имеет следующую структуру: 1) нравственные представления личности; 2) нравственные чувства; 3) опыт нравственного поведения. Нравственное развитие личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающие поколения развиваются под влиянием внешних и внутренних, общественных и природных, организованных и стихийных сил. Всё, с чем соприкасаются школьники, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |