КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требование
Инсценирование
2 группа: Методы организации деятельности Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников.. Упражнение - это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Упражнение включает е себя многократное повторение определенных действий и поступков. Упражнение для ребенка - сознательный, творческий процесс. В результате упражнений вырабатываются умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности. Требование - один из основных методов педагогического влияния. Задача воспитателя добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. По содержанию: По форме предъявления: Первичные опосредованные непосредственные Исходные прямые: косвенные: Тр- правила просьба доверие, совет Тр-нр. нормы приказ условие, намек, в игровой форме. Тр-общечел. принципы недоверие, осуждение, угроза, одобрение Поручения помогают сформировать у ребенка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Система общественных поручений приучает ученика жить и работать по законам коллектива. чувствовать свою причастность к конкретным делам в классе, в школе, в обществе Требования к поручениям: ученики должны знать об общественной значимости поручений, понимать важность и необходимость тех дел, которые поручает им коллектив; поручения следует давать в соответствии с интересами, склонностями и возможностями каждого ребенка, нельзя ограничиваться только распределением поручений - надо научить каждого учащегося их выполнять, отчетность и контроль, чередование поручений. Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Эти ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Общественное мнение (вид опосредованного требования) -совокупность суждений и оценок различных социальных групп по вопросам, представляющим для них интерес Объект общественного мнения - любые актуальные проблемы, факты, события, мероприятия и намерения, вызывающие общественный интерес. Общественное мнение - форма социального контроля. Задача воспитателя-формирование такого общественного мнения классного коллектива, которое основывается на эстетических ценностях и способствует достижению воспитательных цепей. Приучение – интенсивно выполняемое упражнение, применяемое тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать определенное качество. предполагает некоторое насилие по отношению к ребенку 3 группа: Методы стимулирования Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Виды поощрения - одобрение, похвала, премирование. Наказание – торможение нежелательной деятельности воспитанников, вызывающее чувство вины перед собой и другими. Наказания классифицируют: 1. по форме (по логике ест. последствий, традиционное, экспромт) 2. по содержанию (наложение доп. обязанностей, лишение или ограничение прав, выражение моральн. порицания) Соревнование – метод воспитания, основанный на естественном стремлении детей к сотрудничеству. Субъективно-прагматический - нежелательное поведение становится для воспитанникам невыгодным. Лекция 6. Типы классных коллективов 1. Класс имеет рационально-познавательную ориентацию, т.е. системообразующей совместной деятельностью является получение знаний, учение. В структуре коллектива преобладает формализованная, направленная на достижение этой цели составляющая, т.е. деловые отношения управления между формальными лидерами коллектива и его остальными членами В таком коллективе сокращаются досуговые мероприятия и другие формы и виды деятельности, если они не способствуют реализации образовательной функции класса. Групповое сознание можно назвать прагматичным: детям интересно только то, что приносит пользу, а польза, с их точки зрения, — это прежде всего знания. Именно эта ценность и составляет ядро культуры класса. 2. Если класс имеет культурно-нравственную ориентацию, то его главными ценностями становятся культура класса, его традиции, знаки отличия, гуманистические нормы поведения и общения. Системообразующей деятельностью в данном случае является духовно-практическая, или ценностно-ориентационная. Лидером в таком коллективе является наиболее последовательный носитель, хранитель и транслятор этих норм и ценностей. 3. Существуют классы, имеющие социальную ориентацию, в основе которой лежит потребность друг в друге и во взаимодействии. В этом случае важным становится не результат совместной деятельности, а процесс единения и заботы друг о друге. Большую роль в развитии такого коллектива играет гибкое самоуправление, основанное на демократии и справедливости, которые и являются главными ценностями в культуре класса. Лидерами такого коллектива являются дети, в наибольшей степени отвечающие этим требованиям. 4. Индивидуально-личностная ориентация коллектива предполагает уважение свободы и независимости каждого его члена. Важнейшая особенность такого класса — толерантность, терпимость одноклассников друг к другу. В отличие от социального коллектива здесь не принято оказывать помощь человеку, если он о ней не попросит, поэтому в классе существует атмосфера взаимного доверия и открытости. Надобность в коллективе возникает лишь в конфликтных ситуациях или при необходимости откликнуться на просьбу о помощи. Лекция 7. Деятельность классного руководителя (куратора) Основные направления деятельности: Создание условий для раскрытия и максимального развития потенциальных талантов каждого ребенка, для сохранения неповторимости личности каждого ребенка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Основные функции классного руководителя: 1. Аналитическая - ü изучение индивидуальных особенностей учащихся; ü выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива; ü изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ученика; ü изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды для учащихся класса, воспитательных возможностей педагогического коллектива. 2. Прогностическая ü прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива; ü предвидение результата намеченного дела; ü построение модели воспитательной системы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом; ü определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, класса; ü предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений. 3. Организационно-координирующая ü организация и стимулирование разнообразной деятельности детей; помощь и сотрудничество в планировании общественно значимой деятельности детей, в организации деятельности органов самоуправления; ü установление связей семьи и школы, школы и социума; содействие воспитанникам в получении дополнительного образования в школе и вне ее; ü защита прав и свобод учащихся; ü индивидуальная работа с воспитанниками; ü участие в работе педсоветов, административных и методических совещаниях; ведение документации; участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности; ü ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время внеурочных мероприятий; формирование классного коллектива. 4. Коммуникативная ü развитие и регулирование межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми; ü помощь в адаптации каждого ученика в коллективе; ü содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника; помощь учащимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом. Критерии оценки работы классного руководителя 1. У порядоченность жизнедеятельности классного коллектива 2. Уровень зрелости классного коллектива, его ценностные ориентиры 3. Общий психологический климат в классе, социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность, система взаимоотношений в коллективе 4. Реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся 5. Участие родителей в жизни классного коллектива 6. Роль и место коллектива в общешкольном коллективе 7. Активная позиция классного руководителя, его участие в инновационных процессах воспитания. Личностно-ориентированный классный час Классный час - гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного кл. часа 1. Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год § метод социологического опроса, § «незаконченное предложение» (больше всего меня волнует проблема…, Я считаю, что нам нужно обсудить….) § почва § строим новый классный дом § памятник проблеме века 2. Уточнение темы кл. часа и генерирование идей по его подготовке 3. Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, определение его организаторов. 4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке КЧ. 5. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана КЧ. (продумываются вопросы: как обеспечить позитивный эмоциональный настрой? Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы? Где дети смогут проявить инициативу? Кто из них сможет выполнить ведущую роль в КЧ? Как подвести итог КЧ, чтобы стимулировать дельнейшую деятельность детей?) 6. Проведение Вступительная часть – цель – обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа Основная часть – создание ситуаций для проявления своей индивидуальности, творческих способностей (мини конкурсы с творч. Заданиями, презентация интересов и увлечений, смотр достижений, тренинги и развивающие игры) Заключительная часть – анализ совместной деятельности, подведение ее итогов, определение индивидуальных и групповых заданий.(задание самому себе) 7. Анализ и оценка результативности КЧ и деятельности по его подготовке и проведению (наблюдение за поведением, барометр настроения, цветограмма)
Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |