Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример воспитательной системы школы

Лекция 8. Воспитательная система школы

1. Понятие о воспитательной системе.

ВС школы – группа компонентов социальной действительности, составляющих целостную социально-педагогическую структуру школы, обеспечивающую разностороннее развитие личности.

ВСШ включает блоки:

Ø Цели, определяющие сущность системы

Ø Совокупный субъект (воспитательный коллектив – педагогический и ученический)

Ø Деятельность и общение

Ø Отношения

Ø Освоенная среда

Ø Управление

Создание ВСШ – процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников. Она создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности.

Источником развития ВСШ является преодоление противоречий между нарастающей упорядоченностью системы (процесс интеграции) и ее тенденцией к нарастанию (процессом дезинтеграции)

Позитивная и негативная роль этих двух процессов на разных этапах формирования ВСШ может меняться. Так, на этапе становления системы более полезен процесс интеграции, создающий для детей и педагогов более комфортную среду, способствующую усвоению социальных норм. На этапе становления функционирования системы более полезна дезинтеграция, удовлетворяющая потребность в новизне, формирующая активность субъектов педагогической деятельности.

Примерная схема воспитательной системы школы

2. Функции ВСШ:

- интегрирующая

- регулирующая

- развивающая

- защитно - правовая

4. Признаки гуманистической ВСШ:

§ Наличие в школе собственной концепции воспитания, принятой как педагогами, так и учащимися.

§ ЗОЖ коллектива

§ Ориентация на общечеловеческие ценности

§ Событийный характер больших коллективных дел

§ Наличие «зон ближайшего развития»

§ Оформление школы по принципу «и стены воспитывают»

§ Включенность среды в школу и школы в среду

§ Разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних сил

§ Гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых

§ Чувство принадлежности к коллективу школы, ощущение защищенности и комфорта

Система А. С. Макаренко (30 – е годы)– система воспитания личности в коллективе на основе личностных и коллективных факторов.

Разработал систему авансированного доверия к человеку, т.е. каждый человек должен видеть перед собой благоприятную перспективу.

Основной принцип – как можно больше уважения к человеку, как можно больше требований к нему.

Основные требования к процессу воспитания:

ü воспитательная цель должна вызывать у ребенка интерес и будить инициативу;

ü цель посильная, но вызывает затруднения у ребенка;

ü соревнование среди равных;

ü воспитатель проявляет искреннюю заинтересованность в делах ребенка.

Система В. А. Сухомлинского (50 – 60 – е годы)– Павлышская средняя школа

ü воспитание общечеловеческих ценностей;

ü воспитание в единстве эмоциональной, интеллектуальной сферы и деятельности;

ü в центре воспитательного коллектива ребенок как индивидуальность;

ü школа – место, где ребенок должен жить полноценной жизнью и ощущать радость общения;

ü для обеспечения потребности ребенка в обучении он должен уметь учиться;

ü в центре воспитательной системы – категории красоты и творчества;

ü воспитание гражданина, признающего такие ценности, как честь, достоинство, добро, долг, совесть.

Система В. А. Караковского (Москва, шк. № 825)

Суть – интеграция воспитательных воздействий, творчество, научный поиск.

Главная часть системы – коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками прошлых лет. В течение трех дней этот коллектив общается, играет, выполняет интересную работу, т.е. являет собой действующую модель идеальных человеческих отношений.

Такой сбор порождает противоречия между идеалом и серой действительностью. Чтобы их сгладить, создана система больших и малых традиций. В школе считают, что отношения между учителями и учащимися должны напоминать не парламент, а семью.

Отработан сложные механизмы научной корректировки и регулирования, обновления системы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требование | Критерии эффективности воспитательных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.