Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положительные и отрицательные стороны монополии




Предпосылки, содержание, пути и способы монополизации

Ограничение монополистической деятельности

Монополия в России;

Виды монополий и особенности их эволюции;

Положительные и отрицательные стороны монополии;

Предпосылки, содержание, пути и способы монополизации;

Монополизация неразрывна с накоплением капитала, появляется как его следствие. До монополии капитализму были присущи следующие черты:

- Всеобщая конкуренция производителей, ограниченных правилами и законами рынка;

- Преобладание индивидуального ведения хозяйства;

- Наличие усреднённого ценообразования, получение усреднённой прибыли через балансирование спроса и предложения. Действовал закон средней прибыли, когда в силу повышения спроса идёт вброс ресурсов в производство, при понижении спроса – снижение цены. Производители не могли получать сверхприбыль путём завышения цен, т.к. все производители были относительно в равных условиях и покупатель мог просто уйти к другому производителю;

- Свободный перелив ресурсов между странами, отраслями, производителями.

 

Капиталы отдельных мелких предприятий были незначительны, предприниматели могли вложить определённое количество ресурсов в определённый товар, поэтому объёмы капиталистического производства малы. Нельзя было решить глобальные проблемы, поэтому недостаток возможностей одного капиталиста приводит к объединению предприятий.

В 1600 г. возникает акционерное общество «Английская Ост-Индская компания», а в 1602 г. – «Голландская Ост-Индская компания». Объединение предприятий происходят в Англии, Голландии, Франции, Германии, Дании на протяжении XVII-XVIII вв., особенно активно после буржуазных революций.

В XIX в. широкое распространение получают акционерные общества в сфере производства, а не только в торговой сфере, которые начинают действовать в условиях свободной конкуренции. Это было связано с промышленной революцией XIX века, когда экономика стала нуждаться в крупных инвестициях.

Преимущества акционерных обществ:

- Эффект масштаба – возможность реализации крупных проектов;

- Демократизация управления акционерным обществом, а не по закреплённым схемам единолично;

- Разрешение материальной заинтересованности акционеров. Появляются экономические стимулы к тому, чтобы акционер был заинтересован не только в собственном успехе, но и успехе всей компании, что заставляет его лучше работать;

- Совершенствование процесса миграции ресурсов - появление фиктивного капитала в ценных бумагах, стимулирующее их перемещение. Более быстрый перелив капитала путём перемещения акций, а не физическим способом.

 

До монополии была стадия капитализма и свободной конкуренции. Идеальные условия для развития монополий – конец XIX – начало XX века, этап развития товарного хозяйства.

Появление крупных предприятий – монополий, позволяет изменить механизмы рыночного регулирования, происходит:

- Вытеснение мелких и средних предприятий, устраняется свободная конкуренция;

- Огромная роль крупного капитала и предприятий;

- Устраняется усреднённое свободное ценообразование;

- Цены завышаются монополиями, без учёта закона спроса и предложения.

 

Монополии возникают путём:

- Концентрации капитала – укрупнение масштабов производства, рост предприятий и капитала за счёт накопления;

- Централизация капитала – объединение нескольких предприятий, капитала без накопления путём:

а) слияния;

б) присоединения («поглощения», как дружественного, так и недружественного, например, через подрыв платёжеспособности предприятий).

 

Монополия наносит тяжёлый урон обществу. Её воздействие разнопланово и не до конца исследовано. За последние десятилетия доля крупного капитала только увеличивается, он введёт себя всё более потребительски, увеличивая диспропорции в экономике. Попытки бороться с монополией пока далеко не всегда удачны. Однако у монополии есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные стороны:

1. Монополии – крупные компании с огромной концентрацией капитала и, как следствие, большими инвестициями.

Это значительные преимущества перед малым или средним бизнесом, особенно в условиях диверсификации. Деятельность монополии всегда более выгодна, из-за меньших издержек при производстве.

У монополий существует возможность обыграть малый и средний бизнес по качеству продукции, производительности труда и т.д. Малый и средний бизнес во многом фикция, поскольку успешные малые и средние предприятия рано или поздно подпадают под контроль монополий.

Крупные масштабы – главное преимущество монополий.

2. Возможность монополий развивать научно-технический прогресс (НТР), поскольку монополии располагают значительными средствами, которые быстро окупятся. У мелких и средних предприятий намного меньше возможности и практически нет целесообразности вкладывать деньги в научные разработки;

3. Монополия – первое в истории средство антикризисного регулирования, средство преодоления и терапии различных хозяйственных диспропорций. Ведь монополия, это единство предприятий (хотя юридически, отдельное предприятие может сохранять свою самостоятельность), действующих под общим руководством, что значительно ослабляет анархию, стихийность развития.

Кроме того, если раньше эти предприятия конкурировали между собой, то теперь, после их объединения, у них снизились трансакционные издержки на сумму их прежних расходов по ведению конкурентной борьбы;

4. У монополий гораздо большая возможность для процесса интернационализации и участия в мировой хозяйственной жизни. Малые и средние предприятия не способны эффективно осуществлять экспортно-импортную деятельность, поскольку они не занимаются ей постоянно и в таких масштабах.

Крупные компании значительно более конкурентоспособны при экспортно-импортной деятельности, особенно те из них, которые имеют гармоничную внутреннюю структуру, построенную по замкнутому экспортно-импортному кругу деятельности, при котором трансакционные издержки снижаются. Например, у компании кроме производственных сил существует собственный банк, транспортная фирма, есть свой таможенный коридор (всегда можно договориться, чтобы не ждать на таможне). Собственная страховая компания, зарубежная компания, через которую прокачиваются все средства. Таким образом, деньги остаются в системе.

Выходя за пределы своей страны, компания может начать скупать предприятия за рубежом, с которыми оно сотрудничало до этого. Например, как «Автоваз», который имеет завод металлопроката в Германии.

Отрицательные стороны монополии:

1. Монополия делает всё, что хочет. Теряется нормальная связь между производителем и потребителем, поскольку не учитываются реально существующие потребности потребителя. Монополии их просто навязывают, заставляя потребителя делать вынужденные покупки, поскольку других товаров просто нет;

2. Монополия ведёт к повсеместному завышению уровня цен, снижению объёмов производства и качества товаров. Уничтожается свободная конкуренция, рыночное установление цен, поскольку других производителей аналогичного продукта часто просто нет. Производство коллективное, и в решающих отраслях индивидуальные предприятия поглощаются крупными.

Вследствие всего этого снижается покупательная способность, предпринимательская активность, падает спрос, экономика переходит в кризисное состояние.

Кризисное состояние отражается и на самой монополии – у неё возрастают расходы на производство. Завышение цены приводит к нехватке денег, что приводит к эмиссии и, как следствие, инфляции. Рост денежной массы и снижение количества товарной массы – идеальные условия для инфляции.

Апофеозом монополизации в истории была Великая Депрессия, когда в 3-4 раза снизились объёмы производства, безработица составила 30-40%. И только умелое руководство Президента США позволило избежать революции;

3. Резкое торможение научно-технического прогресса, антиинновационность монополий. Поначалу монополии активно внедряют новые разработки, поддерживают их, чтобы вытеснить с рынка конкурентов, но потом они уже не заинтересованы в техническом прогрессе – всё и так купят, зачем тратиться на науку, лучше дальше повышать цены.

4. С течением временем монополия может стать фактором политического управления обществом и политической монополии. Интересы монополии начинают противоречить интересам общества, утрачивается социальная ответственность монополии перед обществом, монополия подменяет деятельность органов управления. Формально власть находится у политиков, а на самом деле – у монополистов. Наблюдается процесс объединения политической власти и крупного капитала. Во многом из-за этого произошёл кризис 1998 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.