Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности развития личности. Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г

Структура личности

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента, направленности, способностей.

Мясищев В.Н. единство личности характеризует: направленностью, общим уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов):

Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Структура личности по Михаилу Когану:

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: гносеологический, созидательный, аксиологический, коммуникативный, художественный.

Таким образом, личность определяется не собственно своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем,

1) что и как она знает,

2) что и как она ценит,

3) что и как она созидает,

4) с кем и как она общается,

5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

Следовательно:

Для педагогической науки этот подход наиболее удобен, поскольку каждому из выделенных потенциалов соответствует определенный вид деятельности. То есть вовлечение ребенка в названные виды деятельности позволит осуществить формирование человека.

1. Детерминированность (причинная обусловленность) развития личности:

а) наследственная обусловленность как предпосылка развития личности;

б) социальная обусловленность средой как потенциальным источником развития;

в) обусловленность воспитанием и обучением как управление всей жизнедеятельностью ребенка.

2. Собственная активная деятельность по овладению действительности и преодолению противоречий.

3. Адаптивность.

4. Неравномерность возрастного развития, проявляющейся в задержках психо-физического развития ребенка, инфантилизме, акселерации и т.д.

5. Сензитивность возрастного физического развития.

6. Единство изменчивости и устойчивости в развитии личности, проявляющееся в разнообразии социальных ролей и устойчивости характера ребенка.

7. Личность в онтогенезе (развитие отдельного человека) проходит путь филогенеза (развитие как вида).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Личность как цель и смысл образования | Антропологический и личностно ориентированный подходы в педагогике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.