Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Форма государства




План:

1.Понятие формы государств.

2.Форма правления.

3.Форма государственного устройства.

4.Политический режим.

4.1. Понятие формы государства

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру его органов, специфику их территориального распределения, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те средства и методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности государства.

Отсюда следует, что под формой государства принято понимать совокупность средств и способов организации, устройства и реализации государственной власти, т.е. то, как устроено государство.

Форма любого конкретного государства раскрывается с помощью анализа ее структуры, состоящей из трех элементов, – формы правления, формы государственного устройства, политического режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто правит в государстве, кому принадлежит, кем реализуется верховная власть. В зависимости от особенностей формы правления, государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает характер территориального строения государства, его территориальную структуру, соотношение между центральными органами государства и государственными органами в регионах и территориях. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Политический режим представляет собой систему средств и способов осуществления власти. Различают демократический и антидемократический политический режимы.

Специфика формы конкретного государства в определенный исторический период определяется многими факторами. Это уровень социально-экономического развития данной страны, характер и соотноше­ние классовых сил, а также итоги политической борьбы за власть, которые вместе определяют социальное представительство лиц, оказавшихся в это время у власти в данной стране; национальный состав населения (многонациональный состав в условиях развитого государств чаще приводит к федеративному устройству); характер исторического развития (например, колониальное прошлое африканских и азиатских стран, борьба за освобождение в США, революции во Франции), культуры, и исторические традиции (например, монархические традиции в Великобритании и Японии); влияние международных связей.

4.2. Форма правления

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика. Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные. Последние делятся на сословно-представительные и конституционные.

Абсолютная монархия в классическом виде – форма правления, при которой, верховная власть всецело принадлежит монарху (в классическом варианте, одному лицу - царю, королю, в неклассическом варианте – двум и более лицам, коллективному органу).

Ограниченная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена (в той или иной степени) представительным органом.

Если власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием духовенства, дворянства, купцов, ремесленников), то это сословно-представительная монархия. Если власть монарха ограничена представительным органом, и это ограничение определяется конституцией, то это конституционная монархия.

Различают два вида конституционной монархии: парламентскую и дуалистическую. При парламентской монархии правление осуществляется парламентом, а власть монарха является чисто символической. При дуалистической монархии власть разделена между парламентом, издающим законы, и правительством, формируемым монархом.

Юридические свойства монархии: 1) бессрочное, пожизненное пользование властью; 2) занятие трона преимущественно по наследству или по праву родства (в особых случаях – путем избрания); 3) представительство во внешнеполитических делах не по поручительству, а по собственному праву; 4) отсутствие юридической ответственности главы государства.

Классические монархии, чреваты такими недостатками, как: в силу единоличного правления, - субъективизм в принятии решений, влияющих на судьбу всей страны; в силу наследования верховной власти по принципу кровного родства, - непредсказуемость политических свойств главы государства и его несменяемость иначе как через переворот или насильственное устранение; династическая борьба; смуты и неуправляемость.

Республики подразделяются на парламентарные (парламентские), президентские, смешанные.

В парламентарных республиках власть перераспределена в пользу представительных органов, в президентских – в пользу президента. Главное различие между ними состоит в особенностях формирования и политической ответственности правительства (совета, кабинета министров).

В классической парламентской республике правительство формируется партией, обладающей большинством в парламенте (однопартийное правительство) или объединившимися партиями, обладающими меньшинством в парламенте (коалиционное правительство), и несет ответственность перед парламентом. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента.

Недостатки: если в парламентской республике парламент состоит из противоборствующих фракций, это чревато частыми правительственными кризисами и отставками, что снижает управляемость и ведет к кризису политической системы.

В классической президентской республике президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он свободен в формировании правительства, которое несет ответственность перед ним. Парламент не вправе отправить правительство в отставку. Президент, как и парламент, избирается населением, поэтому он не несет ответственности перед парламентом, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета). Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов.

Недостаток: президентская республика имеет риск эволюции к авторитаризму.

Юридические свойства республики: 1) ограничение власти главы государства, государственных органов конкретным сроком; 2) выборность главы и высших органов государственной власти; 3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом; 4) представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению народа.

В смешанных республиках власть распределяется примерно в равных пропорциях между президентом и парламентом.

Для устранения негативных проявлений классических форм правления создаются смешанные, или «гибридные», формы. Это выражается в том, что монархическим формам правления придают черты республиканских: 1) коллегиальность верховной власти (в Объединенных Арабских Эмиратах 13 монархов образуют совет правителей; 9 из них – наследственные, остальные – избираются на 5 лет); 2) не наследование, а переизбрание главы государства (ОАЭ, Малайзия). Либо наоборот, республики наделяются некоторыми элементами монархии: 1) пожизненная несменяемость главы государства (Сукарно – в Индонезии, Тито – в Югославии, Маркос – на Филиппинах); 2) передача главой государства своего поста кровному наследнику (Азербайджан).

На основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в парламентской республике создаются полупрезидентские, полупарламентские республики (Австрия, Ирландия, Португалия, Финляндия, Франция).

4.3. Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соот­ношение целого и его частей, центра и мест. Современные государства являются либо унитарными, либо федеративными.

Унитарное (от латинского – единство) – это простое, единое государство, в составе которого нет других государств или государственных образований, а территория разделена на административно-тер­риториальные единицы (области, округа, районы и др.). Иногда унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, самоуправляющиеся, образования (например, Страна Басков и Каталония в Испании)

Унитарные государства характеризуются единством власти, действующей на всей территории. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь специ­ального представительства от регионов страны. Унитарными государствами являются: Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь.

Федеративное (от латинского – объединение, союз) государство - это сложное союзное государство, представляющее собой объединение нескольких государственных образований (субъектов федерации). Федерации образуются по национальному (Индия, Бельгия, Канада), территориальному (США, ФРГ, Швейцария) или национально-территориальному признаку (Российская Федерация).

Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной Конституцией и законодательством, конституции и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Признак федеративных государств – наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства.

Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций. Конфедерация - это союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Конфедерации как объединения государств создаются временно, для достижения конкретных, главным образом внешнеполитических и военных целей. Примеры: Нидерланды (1579–1795), США (1776–1787), Швейцарский союз (1815–1848), Германский союз (1815–1866).

Создание конфедерации, как правило, закрепляется договором; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на всё объединение в целом; субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, (отмены действия актов органов конфедерации на своей территории); конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

Все территории государств подразделяются на административно-территориальные единицы. Административно-территориальное устройство необходимо для рациональной организа­ции жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются экономический, национальный и политический.

Экономический принцип предполагает учет естественно-географических и производственных особенностей страны, размеров ее территории, размещение производительных сил, направление и характер путей сообщения. Национальный принцип важен в многонациональных странах. Он нацеливает на то, чтобы одноименные народы не были искусственно разделены по разным административно-территориальным единицам (пример: многонациональный Дагестан). Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению.

Комплексное применение экономического, национального и политического принципов позволяет осуществить рациональное выделение административно-территориальных единиц.

До Октября 1917 г. Россия представляла собой унитарное государство, в 1922 году стала федеративным государством. В настоящее время Российская Федерация строится по национально-территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования республик и автономий, второй – краев, областей, городов федерального значения как субъектов Федерации.

4.4. Политический режим

Политический режим выражает особенности осуществления государственной власти. Форма режима показывает, как осуществляется власть в государстве. В зависимости от характера средств и способов, используемых при реализации государственной власти, различают демократический и антидемократический политические режимы.

При демократическом режиме с помощью различных средств (референдумы, выборы, представительные органы и т.п.) населению предо­ставляется реальная возможность участвовать в делах государства, влиять на состав высших государственных органов и на их наиболее значимые решения; обеспечиваются демократические права и свободы, гарантируется политический плюрализм и независимость прессы.

Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятых и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Антидемократический режим связан с отстранением населения от участия в государственных делах, а также с ограничением его основных прав и свобод. Его можно подразделить на: тоталитарный; фашистский; автократический, включающий коллективную автократию (аристократия, олигархия) и единоличную автократию (деспотия, тирания, режим личной власти или авторитарный режим).

Для тоталитарного режима характерны: монопольный контроль государства над политикой, экономикой, бытом, культурой; идеологическое и политическое господство правящей партии; подчинение государству печати, СМИ, отсутствие независимой прессы; в методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский террор.

Для фашистского режима характерны шовинизм и расовая ненависть.

При авторитарном режиме (промежуточный между тоталитарным и демократическим режимом) власть государства не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни; управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами; массовый террор отсутствует; значительно ограничена деятельность оппозиционных партий; нарушается принцип разделения властей; происходит сосредоточение власти в руках главы государства.

Особо следует сказать о чрезвычайных политических режимах, которые, как правило, носят вре­менный характер. Они отличаются либо демократической, либо антидемократической направленностью и означают значительное усиление контроля государства над общественной жизнью. Чрезвычайные режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других СМИ, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.

Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

В литературе в качестве самостоятельной разновидности называют иногда либеральный режим. Он относится к числу переходных и имеет место в странах (Индия, Филиппины), где жители, вследствие своей культурной и политической отсталости, не могут осознанно пользоваться демократическими институтами, и государство реализует демократические цели и принципы недемократическими методами.

Конкретная специфика режимов определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства – к введению более демократических методов), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.