Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинары №№5,6)

Вопрос №29

Печатная краска: общие сведение, основные компоненты, свойства

Почему без предварительной обработки мы не можем печатать тоновые изображения, имеющие плавные переходы? Из-за того, что краска кладется равномерным слоем. Поэтому раз мы печатаем одинаковой толщины красочным слоем, нам необходимо наше зрение обмануть таким образом, чтобы нашему зрению казалось, что оттиск отпечатанный имеет какие-то плавные переходы – разные оттенки серого. Этого мы добиваемся растрированием – разбиваем изображение на очень-очень маленького размера штрихи, которые издали нам кажутся либо темно-серыми, либо светло-серыми и т.д.

Раз штрихи очень маленькие, значит вручную вырезать пробельные и печатающие элементы нельзя. Проще нам создать на компьютере разбиение на фотоформе, а потом ее с помощью фотографии это изображение нанести на формный материал, проявить – получится разделение на печатающие и пробельные элементы.

Фотоформы нужны (как промежуточный этап) для изготовления печатной формы (в основном?) плоской офсетной печати.

Такой же способ может использоваться для изготовления форм высокой печати, глубокой печати – но там со своим оборудованием и т.п.

Классификация способов получения печатных форм для разных способов печати. Но какой бы способ печати не брали, всегда печатные формы этого способа печати можно классифицировать по признакам:

– знаковая природа (текстовые, изобразительные, комбинированные)

– по методу записи информации на печатную форму (форматная запись, поэлементная запись)

Поэлементная запись – с помощью какой-либо технологии в единицу времени записывается элемент изображения (печатающие и пробельные элементы).

Форматная запись – в единицу времени целиком одновременно по всей поверхности нашей печатной формы происходит получение пробельных и печатающих элементов.

Это методы записи.

Дальше печатные формы можно разделить еще по способу записи (метод записи: форматная, поэлементная): способ реализации данного конкретного метода.

Способ поэлементной записи: лазерным излучением, механическим гравированием

Если говорить о формах высокой печати, то они могут по материалу, из которого они изготовлены (не только эти – но и формы плоской офсетной печати): металлические; полимерные (т.е. в одном случае это металл, в другом – полимер).

Полимерные еще называются печатные формы на основе твердых полимеризованных материалов. Они бывают на металлической основе – классический способ высокой печати. Бывают на полимерной основе – имеют свойство изгибаться – название формы произошло от слова flexible (гибкий). Применяются в таком направлении полиграфии, как флексографская печать, флексография, которая широко используется при печати этикеток, упаковок, т.к. сама печатная форма не жесткая (полимерная) и под давлением при печати довольно тонких материалов (тоненькая пленочка, тончайшая фольга) запечатываемый материал не рвется.

Флексографская печать – разновидность способов высокой печати.

 

Еще бывают жидкополимерные. Изначально у нас есть жидкий полимер, который при специальной обработке затвердевает в нужных местах

А твердый полимер под воздействием ультрафиолетового света в одних местах становится нерастворимым, а в других – растворимым.

Любой процесс изготовления печатной формы для любого способа печати на любом оборудовании на любых материалах сводится к какому-либо воздействию на формный материал и грубо говоря в том месте, где произошло воздействие каким-либо способом изменяются свойства этого материала. Либо он становится растворимым, либо наоборот – нерастворимым, либо убирается с нужного места, либо наоборот – каким-то образом наращивается. Т.е. в итоге суть формных процессов – преобразование материи.

Про формы высокой печати зарисовывать не нужно – всё будет на сайте.

Классификация форм высокой печати по тем признакам, о которых уже говорили: по знаковой природе, по методу записи и по способу записи (т.е. по виду используемого оборудования).

Раньше было такое понятие, как стереотип (т.е. копии форм высокой печати).Т.е. сначала изготавливались оригинальные печатные формы, затем с них делался слепок (матрица), а затем с матриц разными способами (литьем, гальванопластикой, прессованием) получались копии этих самых оригинальных форм высокой печати.

Сейчас стереотипы не применяются, т.к. сама высокая печать уже как бы изжила себя. Во-вторых это трудоемкий и дорогой процесс.

Любая печатная продукция содержит один или два вида информации: текст и изображение (либо они по отдельности, либо вместе – комбинированные). То же самое и на печатных формах: если в печатной форме присутствует текст – это текстовая печатная форма; если изображение – изобразительная; и комбинированная – тексто-изобразительная.

Раз оригинальные делятся, то и стереотипы – тоже.

Метод записи. Все (текстовые, изобразительные, тексто-изобразительные) можно получать эти формы либо форматной записью. Также для изобразительных есть отдельный способ получения изображения – поэлементная запись (поэлементной записью в высокой печати записывается только изображение на формный материал). Текстовые могут получаться только наборно-отливным способом и форматной записью (поэлементной записью буквы на печатной форме высокой печати не получаются).

Поэлементная запись. Электро (электронно?)-механическое гравирование. Это два цилиндра одновременно вращаются. Между ними есть электронно-вычислительный блок. На один цилиндр мы приклеиваем ч/б фотографию, на другой – ровную цинковую пластиночку прикрепляем, размером с фотографию. С одной стороны стоит оптическая система, которая посылает луч света, который отражается (от светлых участков – более яркий луч идет; от темных – более темное изображение). Отраженный свет улавливается датчиками, которые передают сигнал в вычислительный блок, который на основании силы сигнала, силы отражения луча, он дает команду специальному резцу механическому какой глубиной и в каких местах опускаться и вырезать пробельные элементы. Что мы имеем: когда идет одновременное вращение цилиндров, медленно передвигается оптическая система, сигнал от нее очень быстро обрабатывается, и синхронно с оптической системой, датчиками опускается в нужных местах и опускается резец, который формирует (удаляет) с цинковой пластины углубления. А в высокой печати углубления – пробельные элементы. Это электронно-механическое гравирование.

Форматная запись с негативов – травление и вымывание.

Травление. Есть цинковая пластина, ровная, покрытая специальным веществом, которое с помощью УФ становится либо растворимым в кислоте, либо нет. Мы фотографируем изображение на этой пластине, тот слой тончайший, который ее покрывал, меняет свои свойства (допустим, становится нерастворимым в кислоте). Теперь, помещаем в емкость с кислотой эту пластину, и кислота потихоньку начинает разъедать поверхность.

1 2 3

1. пластина, обработанная сверху спец. веществом

2. после фотографирования вещество стало растворимым в двух местах

3. кислота получила доступ к металлу нашего формного материала; с течением времени кислота начинается постепенно разъедать металл.

Получили печатную форму травлением.

Вымывание. Это когда вымывается незаполимеризованный жидкий полимер.

Наборно-отливной способ. Раньше были машины с устройствами для плавления свинцового сплава. Устройство в которое были засыпаны маленькие формочки для отлива всех буковок алфавита. Допустим строго 55 символов выплавлялись в этой машине в строчке. Чтобы получить строку высокой печати наборщик набирал слова. Нажимал кнопочку. По специальной технологии брались из общей кучи нужные буковки и вместе становились в ряд. Это были не сами буковки, а формочки для заливания свинцового сплава. Затем свинец застывал и через несколько минут машина выплевывала в оператора строку со словами под форму высокой печати.

Буквоотливной набор (архаика полная). Отдельно отливались 500 букв "а", 300 "б" и т.д., раскладывались в ящик, поделенный на перегородки (шрифт-касса). Наборщик становился с лоточком, смотрел на оригинал-макет и собирал слова вручную. Потом брал, перекладывал на широкий поднос, содержащий печатную форму высокой печати.

Полимерные формы

Фотополимерные печатные формы

Это значит, что какой-то полимер реагирует на свет. Есть 2 вида полимеров: либо они "сшиваются", т.е. полимеризуются или затвердевают под воздействием света, либо они наоборот – становятся растворимыми. Вот на этом построена вся технология производства печатных форм.

Сфера применения фотополимерных печатных форм – любая печатная продукция.

Плюсы применения:

– хорошая приводка (т.к. точность наложения краски, от которой зависит качество оттисков цветного изображения)

– возможно воспроизведение изображений линиатурой до 120 л/см (высокой линиатуры)

– простое изготовление печатных форм

– высокая тиражестойкость

– многократное использование

Недостатки:

– неустойчивы к некоторым составляющим печатных красок (печатные краски, если не соответствует требованиям, могут разъесть печатную форму)

Общие требования к флексографским печатным формам

1) Равномерность печатающей поверхности с хорошим красковосприятием и краскоотдачей

2) Малые отклонения в толщине пластины (равномерность толщины пластины)

3) Высокая тиражестойкость

Классификация Фотополимерных Печатных Форм (всего 2 разновидности)

1. Твердополимерные, т.н. ТПФМ (твердополимерные фотоматериалы)

2. Жидкополимерные формы – ЖФПМ

Твордополимерные формы бывают однослойными и многослойными

Твердость, поверхность, информационные свойства.

Строение твердополимерных печатных форм,

Однослойная состоит из 4 слоев:

– защитная пленка

– антиадгезионный слой (т.е. отрывается вместе с защитной пленкой, не позволяет ей сильно прилипать к?)

– слой фотополимера

– пленка-подложка

Многослойная:

– защитная пленка

– антиадгезионный слой

– слой фотополимера

– пленка-стабилизатор

– слой-подложка

– антиадгезионный слой

– защитная пленка

Фотополимер сильно взаимодействует с кислородом (теряет свои фоточувствительные свойства, твердеет на воздухе и т.п.), поэтому с двух сторон есть пленка.

Подложка – нужна для того, чтобы при изготовлении на нее выливали тонким слоем фотополимер, который затвердевает. Затем всё это дело еще нарезается на куски нужные нам.

Однослойная пластина. Этот фотополимер под воздействием УФ затвердевает пускай (происходит полимеризация). Если мы сверху положим фотоформу и всё это дело положим под ультрафиолет, то под прозрачными участками фотоформы грубо говоря разрушатся молекулярные связи, которые потом очень легко удаляются (вымыванием, выдуванием воздухом, щеточками механически – не важно). У нас остаются печатающие элементы, а пробельный элемент имеет такие свойства, что легко удаляется.

В состав фотополимеризующегося слоя входят мономеры (т.е. что такое "полимер" – грубо – очень длинная молекула), фотоинициаторы (вещество, которое является источником дальнейшей цепной реакции, т.е. вещество, когда получает дозу УФ запускает реакцию – само меняется и заставляет вокруг себя располагающиеся молекулы также изменяться), эластомерное связующее, стабилизаторы и добавки.

Сам полимер не светочувствителен (ему всё равно, каким на него светом светят), но фотоинициатору не всё равно, и когда на фотоинициатор светят ультрафиолетом, оно само меняется и заставляет рядом находящиеся молекулы полимера также изменятся (принцип домино – само упало и другие свалило).

Процесс производства: рулон с пленкой-подложкой разматывается, на него выливается полимер равномерным слоем, сверху защитная пленка, чтобы не было воздействия с кислородом. Дальше режется на нужный формат.

4 этапа изготовления фотополимерной формной пластины

1. Нанесение слоя-маски на защитную пленку

2. Каширование пленок и полимеров (т.н. склейка слоев)

3. Разглаживание (в цилиндрах)

4. Резка на формат (по формату)

Плюс полимер должен полежать, чтобы его свойства пришли в норму (затвердел, стал чувствительным к свету, был пригодным для изготовления форм и пр.).

Процесс изготовления Твердополимерной печатной формы

1. Экспонирование оборотной стороны (под воздействием УФ полимер становится более твердым и менее растворимым, грубо говоря – сформировали основание, подложку, на которой затем будут формироваться печатающие элементы; мы с обратной стороны посветили (без фотоформы) и значит равномерно на какую-то глубину весь толстый слой полимера заполимеризовался)

2. Основное экспонирование через фотоформу (когда мы перевернули его и через фотоформы экспонируем, то у нас уже какая-то толщина внизу полимера равномерно заполимеризована, что является подложкой, на которой потом будут появляться печатающие элементы)

3. Вымывание (то, что незафотополимеризовалась, те места, где УФ не попал на фотополимер, остались, и их вымывают специальным раствором)

4. Сушка (горячим воздухом сушится форма)

5. Вылёживание (при вымывании полимер набухает слегка, затем при сушке – высыхает но недостаточно; поэтому должен отлежаться, чтоб прийти в себя, приобрести нужную форму)

6. Завершающая операция (хотя полимер и сухой становится после сушки, но немножко липкий – необходимо еще раз без фотоформы засветить УФ, чтоб еще сильней скрепить молекулы и избавиться от липкости)

7. Для того же, что и в пункте 6. служит дополнительное экспонирование.

1. есть фотополимер; на него посветили УФ, на определенную глубину наш мягкий, растворимый фотополимер затвердел (зеленый цвет)

2. переворачиваем, наложили фотоформу (где черный – там непрозрачный участок фотоформы) и опять засвечиваем ультрафиолетом; под воздействием УФ из-за того, что полимер мутный, полимер рассеивает свет, поэтому упавшее УФ-излучение формирует трапециевидную фигуру (получается трапециевидная форма печатающего элемента); получается, что полимеризоваться дальше некуда – сформировалась подложка; из-за того, что свет рассеивается, он за края черных участков фотоформы попадает, поэтому получается у печатающих элементов такой профиль (3.); потом специальным растворителем всё ненужное вымываем

3. печатная форма с печатающими элементами (зел. цвет).

Если бы мы предварительно не экспонировали (1), то печатающие элементы получились бы очень высокими и хрупкими, и легко бы сломались у основания. С каждым разом будущая печатная форма подвергалась всё большему воздействию УФ. Наша задача получить именно такую форму печатающего элемента (3), т.е. профиль печатающего элемента. Если другая форма, то в процессе печатания элемент может разрушиться, потеряться, сломаться и пойдет на оттисках брак.

В процессе изготовления печатных форм очень важно, чтобы соблюдалось время экспозиции, время вымывания, сушки и т.п. Если что-то не соблюсти, то получится бракованная печатная форма, на вид хоть и нормальная, но после установки ее в печатную машину, пойдет брак Существуют требования, которых надо придерживаться при изготовлении любых печатных форм для любых способов печати, в т.ч. и только что рассмотренного. Если же мы недодержали или передержали, получается неправильная форма профиля печатающих элементов, и они становятся плохими по качеству, бракованными.

Существует технология – жидкополимерные печатные формы. Они не такие уж сложные в изготовлении. Смысл в том, что как они изготавливаются: есть у нас жидкий полимер, и что он под воздействием УФ затвердевает. Если мы его заставим в нужных местах затвердеть, а в ненужных не затвердевать, то мы легко можем использовать это его свойство для формирования печатных элементов.

Раз он жидкий, значит его надо как-то ограничивать, чтобы не утёк. Стеклянный ящик, в которого вместо дна алюминиевая пластина, покрытая тонким слоем липкого вещества (клея). Заливаем туда жидкий полимер. Затем накрываем и укладываем штуку, которая говорит полимеру в каких местах затвердевать, а в каких – нет, т.е. фотоформу (она и нужна для того, чтобы какие-то участки закрывать, а какие-то – нет). Подвергаем жидкость облучению. В итоге очевидно, что под прозрачными участками происходит полимеризация, формируются печатающие элементы. Раз они сформировались, то остался раствор незаполимеризованный, от которого мы каким-либо способом избавляемся (вымываем, вакуумом отсасываем, щеточками и т.д.). Смысл в том, что оставшийся жидкий полимер в дальнейшем можно опять использовать. В итоге у нас получилось металлическое основание, на котором образовался твердый полимер.

Этапы изготовления жидкополимерных печатных форм

Полимер поставляется в жидком виде. Изготовление печатной формы из ЖФПМ начинается с подготовки копировально-формирующего пакета (грубо говоря – стеклопакета). На стекле укрепляют негатив (фотоформу) и укладывают ограничительную раму. С другого торца располагают стальную формную пластину, покрытую липким слоем. В результате образуется полость, в которую заливается ЖФПМ. Собранный и заполненный пакет помещаются в установку для экспонирования. В результате полимеризации ЖФПМ под негативом формируются печатающие элементы, прочно удерживающиеся с липким слоем пластины. Затем пакет разбирается и незаполимеризованный материал удаляется с пробельных элементов. Данная операция выполняется разными способами, например: вымыванием растворами, выдуванием сжатым воздухом, вакуумным отсасыванием или механическим удалением материала с помощью ракеля. В заключении форма высушивается и подвергается дополнительной обработке: УФ-облучению или нагреванию для увеличения степени полимеризации печатающих элементов формы, повышая ее тиражестойкость.

Есть еще так называемый цифровой способ изготовления флексографских печатных форм (используют формный материал под названием: рукавные печатные формы или бесшовные печатные формы – когда форма надевается на цилиндр, заправляется в машину, где лазерным лучом изготавливается печатная форма, которая потом используется в печатной машине). Бесшовная печатная форма используется для того, чтобы не было шва в узоре (например обои) (форма на цилиндре запаивается под подогревом, шва нет). Есть печатные технологии, когда формный материал уже изготавливается в виде цилиндра, одеваются на формный цилиндр, по технологии появляются печатающие и пробельные элементы и всё это без единого шовчика. Идеология такова: используется многослойный материал, он имеет тонкий …точный слой черный; лазерным лучом на поверхности нашего формного материала печатной формы – мы рисуем фотоформу (не отдельно фотоформа где-то делается, потом оборачивается), а грубо говоря – лазерный луч на этом черном слое уже сам прорисовывает изображение, т.е. создается аналог фотоформы. Потом облучается УФ. (под пленкой черной формный материал легко удаляется). Маска прожигается лазером, а дальше похоже (вымывается, сушится, дополнительно УФ-облучается, отлеживается).

Изготовление печатных форм и фотоформ: фотомеханический способ, электромеханический, цифровой (участвуют фотографические процессы, механика и цифровые)

Задача любого полиграфического процесса: подготовить оригиналы …чтобы появилась возможность изготовить печатные формы, установить их в печатную машину и напечатать тираж. Т.е. первый этап: подготовка рисунков и текстов. Прежде чем получить 100 тысяч экземпляров какой-либо продукции, нужно сделать цветопробу (пробный оттиск). Пробная печать в основных получается либо из файлов цифровых, либо из их фотоформ. Если цветопроба хорошая, значит в файле всё правильно сделано также как и фотоформа правильно сделана. Эти файлы и фотоформы мы можем отдавать в формный участок изготавливать печатные формы. Если без фотоформ, т.е. у нас есть цифровой файл, который отправляется на устройство CTP, т.е. такой принтер, который сразу на формном материале лазерным лучом формирует пробельные и печатные элементы (информация из файла передается на RIP, где растрируется и в виде единичек и ноликов получаются команды управления лазером). Фотоформа – прозрачная полимерная пленка с нанесенным защитным слоем (эмульсионный слой, вспомогательный слой, сама основа, дополнительный слой и противоореольный слой). В желатине плавают соединения кристаллов серебра (бромид или др. галогенид), под воздействием излучения светового происходит химическое превращения вещества и после спец. обработки получаем изображение)

Изображения, предназначенные для печатания в типографии бывают: полутоновые (где есть очень белый участок, очень черный и различные оттенки серого) и штриховые (только 2 оптических плотности: опт.пл. бумаги, т.е. белая; и опт.пл. штриха – черная = полутонов нет!) Если близко рассмотреть штришок, то будет видно, что поверхность его имеет сплошное одно значение оптической плотности. Т.е. отдельный штришок либо черный, либо никакого нет.

На зачете спрошу, какие бывают виды оригиналов изобразительные – полутоновые и штриховые.

Классификация оригиналов изобразительных: ч/б и цветной. Оригиналы бывают на непрозрачной подложке, т.е. на бумаге, и на прозрачной – диапозитивы. Позитив – распределение темных и светлых участков соответствует оригиналу. Негатив – наоборот = на оригинале белое-черное, на негативе черное-белое. Диапозитив (диа – прозрачная подложка). Позитив (просто на бумаге), диапозитив (на прозрачной подложке).

Тоновая градация полутонового изображения – можно разделить на различные группы: высокие цвета, просто цвета, полутона и тени.

Триадные краски – типографские основные цвета: желтый, голубой, пурпурный (черный – дополнительный). Почему с помощью трех цветов мы можем получить любой цвет – цветофильтры (мозг обмануть) ограничивают цветовой поток, который бьет нам в глаз, и в зависимости от этого мозг думает, какой цвет он видит. черная нужна для прорисовки и получения контраста теневых.

Цветоделение – процентное соотношение трех основных цветов для получения того или иного цвета (голубой, желтый, пурпурный – никаким смешением не получишь, поэтому они основные).

Растрирование – преобразование полутонового изображения в микроштриховое.

Пантоны (дополнительные краски) нужны для того, чтоб когда мы печатаем любое изображение (которое печатаем смешением трех красок: пурпурный, голубой, желтый – но как бы ни смешивали – цвета получаются тусклыми, бледноватыми) ярким, насыщенным (краска по рецептуре готовится, дополнительно впечатывается в нужном месте).

Позитив, негатив, прямое, зеркальное (обратное) изображения

Репродуцирование (рассказ про 2 цилиндра и оптические сигналы)

Полиграфический процесс – последовательность операций, превращающих нашу задумку автора в готовый плакат тиражом 100 тысяч с изображением Олега Витальевича. Допечатные (сканирование, обработка изображения, верстка с текстом, спуск полос, растрирование, цветопроба (экран компьютера), вывод на форму, пленку (либо технология Computer to Plate – т.е. сразу печатная форма; либо изготавливается фотоформа, которая используется для изготовления печатных форм), установка печатных форм в печатную машину.

Смешение цветов и получается черный – субтрактивный (CMYK)

Смешение цветов и получается белый – аддитивный RGB

Угол поворота растра – т.е. все краски накладываются друг на друга под разным углом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №28 | Лекция №6)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.