Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы групп

6.1. Типы групп по К. Рудестаму:

Группы тренинга (Т-группы)

1. Основные понятия:

а) Обучающая лаборатория - временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении.

Цель лаборатории - экспериментирование и опробование новых форм поведения. Группа в этом случае представляет реальный мир со всеми конфликтами. Встречи проводят один раз в месяц, и прослеживается развитие группы в динамике. Задачи лаборатории - создать социальную организацию и поддержать ее развитие. Авторитет руководителя строится на знании и внимании к членам группы.

б) представление самого себя или самопрезентация – восприятие происходящего в группе, которое проявляется в действиях членов группы. Легче всего представить этот процесс через применение модели «окно Джогарри», названной так по именам ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Ингрэма.

 

Арена общие знания: знаю я и другие Слепое пятно другие знают обо мне, а я нет
Фасад (скрытая область) я знаю, а другие нет Неведомое (бессознательное) скрытно от нас и других

 

В соответствии с этой моделью представления человека о себе включают четыре области. Область, названная «ареной» соответствует общим понятиям, которые осознаются и самой личностью и окружающими. То, что известно о себе самой личности, но не известно другим, содержится за «фасадом», в скрытой области – это могут быть тайные интриги, страх перед начальством, а так же то, о чем не удалось поделиться с другими из-за недостатка времени. «Слепое пятно» содержит то, что о личности известно другим, но сама она о себе не знает, например, плохой запах изо рта или привычка перебивать других на полуслове. Неизвестное личности о себе самой и другим – еще не проявившиеся способности, потенциальные возможности развития и т.д.

«Окно Джогарри» показывает, что располагающая к открытому общению атмосфера увеличивает потенциал группы и личности, способствует решению проблем и что один из способов расширения сферы общения состоит в расширении «арены». Когда члены группы только начинают встречаться «арена» маленькая и неглубокая, по мере же развития отношений взаимопомощи общение становится более близким, у участников появляется больше возможностей оставаться собой в контактах с другими участниками группы. Допустимая в группе степень самораскрытия зависит от достигнутого в группе уровня взаимного доверия.

в) Обратная связь от группы. Одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь откорректировать "курс" в достижении цели: расширение зоны "Арены". В группе должна быть атмосфера взаимной заботы и доверия, но критиковать поведение во время действия группы, а не потом. Основные признаки обратной связи: 1) безоценочное суждение; 2) временный язык; 3) «Я-послания».

г) Экспериментирование - поиск новых стратегий и видов поведения. Расчет на реальное применение знаний в жизни.

д) "Здесь и теперь" - принцип группы: прошлое неинтересно, интересна только текущая деятельность. Внимание к непосредственному опыту и вовлечению в него.

2. Основные процедуры:

а) Поведение руководителя. Ориентация на групповую мудрость, умение вовлечь в работу по исследованию взаимоотношений и затем отойти от группы, дать возможность работать ей самой. Если группа ошибается - войти в нее и подсказать, сохраняя объективность словами: "Что здесь происходит?"

б) Коммуникативные умения - развитие и отработка умений межличностного общения. Важно обратить внимание на описание поведение, а не на оценку его. Обратить внимание на развитие эмпатии: сосредоточенность на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека; одинаковое использование слова и эмоции; при вхождении в сообщение другого - расширить смысл его сообщения; понимание мыслей и чувств собеседника, которых он не выразил, но подразумевает в сообщении.

в) Структурированный подход возможен тогда, когда курсы носят кратковременный характер. В этом случае тренер более активен, доходя порой до конфронтации. Но при этом учитывать:

- положительную связь с другими членами группы; преодоление сопротивления вопросом, а не требованием; отмечать особенности поведения, а не личностные особенности; стремиться не искажать факты и чувства члена группы. При структурированном подходе цели и задачи занятия заранее определены.

г) Применение - ослабление конфликта в социальном окружении, методы совместного руководства при принятии решений. Т-группы дают прекрасную возможность для изменения личности, повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Терапевтические факторы группы | Группы встреч
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.