Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терапевтические факторы группы

 

Выявлен целый ряд факторов, или терапевтических механизмов, которые улучшают состояние пациентов. Эти механизмы – единицы анализа группового терапевтического процесса. Все они взаимосвязаны и не существуют в отрыве друг от друга. В разных терапевтических группах действуют одни и те же механизмы, но "удельный вес" каждого из них сильно варьируется в разных группах. На действие терапевтических факторов оказывают влияние тип групповой терапии, стадия терапии, индивидуальные различия, внегрупповые силы и влияния.

Разные ученые уделяют большее внимание различным механизмам терапевтических изменений. Их исследования обычно определяются принадлежностью к той или иной школе. Терапевтические механизмы глубоко проанализированы И. Яломом. Он выделил и описал 12 терапевтических факторов.

1. Вселение надежды. Этот фактор – основа любой психотерапии. Она необходима для того, чтобы дать возможность подействовать другим факторам. Вера в психотерапию сама по себе дает терапевтический эффект. Известный эффект плацебо основан на вере в исцеление. Задача психотерапевта – с первых ознакомительных встреч сделать упор на эффективности групповой работы, укреплять положительный настрой, устранять предвзятые негативные идеи, объяснять терапевтические возможности группы. Важно привлекать внимание участников к тем положительным изменениям, которые возникают в состоянии отдельных членов группы. Кроме того, как показывают исследования, огромное значение имеет вера психотерапевта в себя и эффективность своей группы.

2. Универсальность переживаний. Многие пациенты считают, что их проблема уникальна, что больше никто не испытывает таких чувств, проблем, мыслей. Они не знают о подобных переживаниях у других людей и не пользуются возможностью довериться окружающим. В группе, особенно на первых стадиях развития, пациент чувствует облегчение, узнав, что у других есть сходные тревоги. Это способствует ослаблению присущего пациенту чувства собственной уникальности. Этот фактор действует и в индивидуальной психотерапии. При работе в терапевтической группе вскоре участники начинают ощущать свое сходство. Когда пациенты осознают свою похожесть на других людей, они ощущают свою принадлежность к группе, могут поделиться своими тревогами.

3. Информирование (руководство). Этот фактор основан на дидактическом изложении информации о психическом здоровье и нездоровье, а также на советах, предложениях, руководстве, которые пациенту предлагают либо психотерапевт, либо другие члены группы.

4. Альтруизм. Этот механизм лечения основан на том, что человеку необходимо ощущать себя нужным и полезным. Пациенты в психотерапевтических группах в начале курса групповой психотерапии или социально-психологического тренинга считают, что им нечего предложить другим людям. Переживание возможности дать что-то другим людям, своей важности для других служит основой для повышения самооценки, развития самопринятия. Оказывая друг другу помощь во время терапевтического процесса, участники, становятся источником поддержки друг для друга, разделяют переживания, способствуют осознаванию. Иногда замечания и советы терапевта вызывают агрессию, в то время как слова участников принимаются с благодарностью.

5. Воспроизведение семьи. Большинства членов терапевтической группы имели неудовлетворительный, травматический опыт, связанный с их самой первой социальной группой – семьей. В терапевтической (тренинговой) группе, как и в семье, присутствуют авторитетные фигуры, сиблинги, привязанность и соперничество. На практике группы часто ведут мужчина и женщина с целью имитации родительских фигур. Через некоторое время члены группы начинают взаимодействовать друг с другом в манере, напоминающей их взаимодействие с родителями и другими членами группы. Одни ведут себя зависимо, другие конкурируют, третьи пытаются посеять раздор между ведущими и др. В этом терапевтическом механизме очень важным является не только проявление, высвобождение ранних детских конфликтов, но и их корректирующий эффект. Жесткие, ригидные роли должны быть объектом постоянного внимания и исследования. Терапевт поощряет применение пациентами новых моделей поведения, а также завершение незаконченных в прошлом действий.

6. Развитие навыков социализации. Развитие основных социальных умений, или социальное научение, действует во всех группах. В зависимости от типа психотерапии варьируются преподаваемые навыки и сам процесс обучения. В некоторых группах пациенты разыгрывают роли, репетируя желательное поведение. В других группах социальное научение осуществляется путем обратной связи между членами группы. В группах приобретаются навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умение оказывать поддержку и решать конфликтные ситуации, умение выражать свои чувства и понимание чувств других людей. Проработка проблем с одним из участников группы, в процессе которой появляется возможность узнать, как сблизиться с другими в результате чего происходит совершенствование умения ладить с людьми, формирование большего доверия к группам и другим людям.

7. Имитационное поведение (идентификация). Имитация – эффективный терапевтический фактор. Стремление подражать в группе тому, кто адаптировался лучше, усвоение манер и стиля поведения другого члена группы, восхищение терапевтом и подражание ему. Подражая терапевту и другим членам группы, участники моделируют свое поведение. Терапевтический эффект иногда возникает при наблюдении за лечением другого пациента со сходными проблемами. Этот феномен называют терапией зрителя или заместительной терапией. На ранних стадиях функционирования группы этот феномен обычно играет более важную роль.

8. Интерперсональное (межличностное) влияние – усвоение человеком того, как его воспринимают люди.

1) Межличностные отношения имеют огромное значение в жизни любого человека. Смертность среди одиноких, неженатых, разведенных, овдовевших гораздо выше, чем среди людей, живущих в паре. Концепция Салливана о возникновении душевных заболеваний вследствие нарушения межличностных отношений. Терапевтический процесс является адаптивной модификацией межличностных отношений. Задача психотерапии – помочь пациенту строить свободные от искажений, приносящие удовлетворение межличностные отношения.

2) Корригирующий эмоциональный опыт (Франц Александер), способный компенсировать травматическое воздействие предшествующего опыта. Его компоненты:

1) мощное выражение межличностного чувства рискующим пациентом;

2) поддержка в группе, достаточная для риска;

3) тестирование реальности, позволяющее пациенту согласовать собственную оценку с оценкой других участников;

4) осознание неуместности определенных межличностных чувств и поведения или неуместности избегания определенного межличностного поведения;

5) укрепление способности человека взаимодействовать с другими более честно и на более глубоком уровне.

Сочетание эмоциональных переживаний с когнитивными, эмоциональными схемами.

3) Группа как социальный микрокосм. Группа, если ее развитию не препятствовать, эволюционирует в уменьшенную копию вселенной каждого пациента. Участники группы приходят к осознанию своего межличностного поведения, постепенно меняются. Биполярность: не только внешнее поведение становится явным в группе, но и поведение, усвоенное в группе, переносится пациентом на его межличностное окружение.

9. Самопонимание. Две важные концепции, позволяющие глубже понять фактор межличностного научения – это концепции переноса и инсайта. Перенос - это межличностное искажение восприятия в результате влияния ранее сформированного стереотипного действия на новые отношения. Инсайт (озарение) – процесс открытия и понимания человеком чего-то важного о своем поведении, мотивации, бессознательном. В процессе групповой терапии участники обретают инсайт на четырех уровнях:

1. О том, какое впечатление он производит на окружающих.

2. Понимание своего межличностного поведения. Понимание того, что симпатии и антипатии индивида к людям зависят не только от них самих, но и от собственных проблем, переживаний, связанных с другими людьми из прошлого. А также понимание того, что реакции на некоторых людей или ситуации являются нереалистичными, с чувствами, которые принадлежат более ранним периодам жизни. (Перенос).

3. Мотивационный инсайт – почему участник поступает таким образом. Открытие и принятие прежде неизвестных или непризнаваемых сторон (качеств) своей личности.

4. Генетический инсайт – как участник пришел к такому состоянию. Понимание того, что переживания и способы поведения связаны с детством и развитием, т.е. то, что из себя сейчас представляет индивид - есть следствие происходящего с ним в раннем детстве.

10. Сплоченность группы (смотри раздел 5.5). Принадлежность к группе и принятие группой. Продолжительные близкие контакты с членами группы.

11. Катарсис – состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений; специальныйметод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов. Не все эмоциональные переживания ведут к изменению, и еще Фрейд говорил о том, что одного катарсиса недостаточно. Этот фактор соотносится с фактором сплоченности: чем выше сплоченность, тем ценнее катарсис. Без его выражения группа дегенерирует, однако его должны дополнять другие факторы.

12. Экзистенциальные факторы. В экзистенциальные факторы включены несколько проблем: ответственность, базовая изолированность, непредсказуемость, неустойчивость бытия, признание нашей смертности. Признание того, что жизнь бывает жестокой и несправедливой, и что нельзя избежать боли, которую причиняет жизнь и осознание смерти. Признание того, что независимо от открытости для других, можно столкнуться с одиночеством. Понимание того, что необходимо взять на себя полную ответственность за собственную жизнь, вне зависимости от того, в какой мере индивид может зависеть от других (материально, эмоционально) и получать от них поддержку. Эти факторы достаточно важны на всех стадиях развития группы.

Необходимо учитывать то, что на разных стадиях развития группы на первый план выходят разные факторы. Ведущий группы на стадии формирования должен прояснить цели и определить терапевтические факторы, которые будут полезны для данной конкретной группы. На ранних стадиях основная забота группы – выживание, установление границ, сохранение состава группы. На этой фазе наиболее важными могут оказаться вселение надежды, руководство и универсальность переживаний. Альтруизм и сплоченность группы действуют на протяжении всей терапии, однако вначале альтруизм проявляется в выдаче советов или предложений говорящему, на более поздних стадиях – в форме более глубинной заботы и присутствия. Повышается значимость катарсиса, снижается значимость универсальности переживаний.

Терапевтические факторы имеют различное значение для людей с разными индивидуальными характеристиками, с уровнем функционирования.

 

Литература:

  1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия / Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - С. 12 - 187.
  2. Роджерс К. О групповой психотерапии / К.Роджерс. - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 224 с.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
  4. Ялом И.- Групповая психотерапия. / И. Ялом - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое терапевтические факторы группы?

2. Какое действие терапевтические факторы оказывают на отдельного участника группы?

3. Перечислите феномены, оказывающие влияние на действие терапевтических факторов группы.

4. Назовите терапевтические факторы группы, сформулированные И. Яломом.

5. Распределите значимость терапевтических факторов в зависимости от фаз развития группы.

6. Охарактеризуйте понятия «инсайт», «перенос» и «катарсис».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Групповое напряжение | Типы групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.