КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Групповое напряжение
Групповое напряжение проявляется уже в самом начале работы группы. Групповое напряжение возникает: · в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуацией; · из-за необходимости соизмерять свои желания, позиции, установки с потребностями других членов группы; · вследствие обращения к болезненным проблемам и переживаниям. Кроме того, необходимость приспосабливаться к группе и ограничивать свои потребности ведет к негативным переживаниям. Эти переживания проявляются в различных формах: в молчании, скуке, агрессивности, антипатии, неприязни, конфликтам между отдельными участниками группы, а также между группой и руководителем. Напряжение может возникать вследствие директивности группового психотерапевта как протест против авторитетной (родительской) фигуры. Также оно может быть отражением беспомощности и зависимости группы, когда групповой терапевт отказывается играть роль лидера. Групповое напряжение возникает как кумулятивный эффект, основанный на внутреннем напряжении каждого из членов группы. Напряжение также может выражаться в злости, раздражении, неприятии, страхе, отчуждении, противостоянии друг другу. Когда возникает групповое напряжение, задачей ведущего является не его подавление, а, наоборот, его признание и проявление в приемлемой форме. Например, может использоваться способ проговаривания скрытых агрессивных чувств членов группы по отношению друг к другу и к ведущему. В некоторых группах используют способ диффузной разрядки напряжения: активные и достаточно агрессивные действия в группе (толкание, захваты, силовые игры), использование объектов-заместителей (подушки, которую бьют вместо объекта агрессии; портрета человека, к которому направлена агрессия и который мнется или рвется, и т.д.). Если напряжение в группе существует длительное время и работа с ним по каким-то причинам блокирована, а уровень сплоченности невысок, возникает угроза распада группы. В случае если между членами группы существуют доверительные отношения и имеется достаточный уровень сплоченности, напряжение в группе играет позитивную роль как фактор, побуждающий членов группы к активности, к изменениям. В эффективной психотерапевтической группе должен существовать достаточный уровень напряженности. Только в этом случае существует взаимная критика, конфликты, конфронтация, позволяющая членам группы осознавать и изменять свое поведение. Группа, в которой уровень напряженности очень низок либо напряжение постоянно диффузно разряжается шутками, анекдотами или упражнениями, не выполняет своих психотерапевтических задач. Таким образом, в группе необходим баланс между сплоченностью и напряжением. Эти силы находятся в динамическом равновесии, а их баланс должен постоянно находиться в фокусе внимания группового психотерапевта. Сплоченность – фактор стабилизации группы, позволяющий ее участникам чувствовать себя в безопасности. Напряжение – фактор, побуждающий участников группы к тому, чтобы изменяться. Оно основано на фрустрации (неудовлетворенности) каких-либо потребностей и способствует поиску новых путей для их удовлетворения. Групповой терапевт, контролируя этот баланс, ищет адекватные способы для усиления или снижения напряжения. Есть три способа работы с групповым напряжением. Одни терапевты вначале создают в группе достаточно высокий уровень сплоченности и только после этого работают с групповым напряжением. По аналогии с индивидуальной терапией, вначале создаются доверительные отношения и лишь потом используются методы конфронтации, фрустрации потребностей и др. Другие терапевты, наоборот, с самого начала работы намеренно поддерживают усиление напряжения в группе путем ее фрустрации. В основе такой модели лежит идея о том, что разочарование в терапевте и высокий уровень напряжения приведут группу к принятию ответственности за свое функционирование. Третьи терапевты предпочитают динамическое равновесие между сплоченностью и напряжением на всех этапах работы группы (С. Кратохвил, 1978). Напряжение усиливается вследствие холодности, молчания терапевта, а также его критическими замечаниями в адрес членов группы, отказами отвечать на вопросы, прояснять ситуацию, провоцированием дискуссий с конфликтными ситуациями. Сплоченность повышается вследствие аутентичного и поддерживающего поведения терапевта: его искренности, доброжелательности, сердечности, чувству юмора.
Литература:
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите причины возникновения группового напряжения. 2. Перечислите формы проявления группового напряжения. 3. Охарактеризуйте зависимость групповой сплоченности и группового напряжения. 4. Перечислите стратегии работы терапевта (тренера) с групповым напряжением.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |