КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Групповая сплоченность
Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничество при решении общих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу. Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой психотерапии. Она рассматривается также как аналог психотерапевтических отношений между пациентом и психотерапевтом в процессе индивидуальной психотерапии. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Кратохвил указывает, что групповой сплоченности содействуют: · удовлетворение актуальных и потенциальных потребностей членов группы; · цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; · выгоды, которые связаны с принадлежностью к данной группе; ожидание несомненной пользы от групповой работы; разного рода симпатии между участниками группы, их взаимное тяготение; · мотивированность членов группы; дружеская, располагающая атмосфера; престиж группы; · влияние групповой деятельности, соперничество с другими группами. Формирование сплоченности группы имеет важное значение для психотерапевтического процесса. Члены таких групп более восприимчивы, способны к искреннему проявлению собственных чувств в конструктивной форме (в том числе и негативных). Они готовы к обсуждению групповых конфликтов, несмотря на возникающие напряжение и неприятные переживания, проявляют неподдельную заинтересованность друг в друге и желание помочь. Обобщение имеющихся исследований (А.А.Александров, 1997; Ж.Год-фруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности: 1) совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы; 2) достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю - нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати); 3) атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; 4) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; 5) привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника; 6) квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности; 7) наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении; 8) присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников, например, девианта (как показывает опыт повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то). Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить: 1) возникновение в группе мелких подгрупп (особенно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга); 2) знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала группы — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы; 3) неумелое руководство со стороны группового психотерапевта, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы; 4) отсутствие либо низкий уровень осознавания цели нахождения в психотерапевтической группе; 5) вялая групповая динамика. Сплоченность способствует успешности групповой работы: сплоченная группа более устойчива к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, и легче преодолевает кризисы в развитии. Благодаря возникновению сплоченности между членами группы возникают искренние, доверительные отношения. В процессе групповой психотерапии у участников актуализируется прежний эмоциональный опыт и прошлые стереотипы межличностных отношений во взаимодействии с окружающими. Реакция каждого участника группы на другого определяется не только влиянием конкретного человека или ситуации, но и переносом собственного отношения к какому-либо человеку или ситуации в прошлом на актуальную групповую ситуацию. Психотерапевтическая группа представляет собой модель той реальности, в которой находится пациент в жизни. Здесь он проявляет те же чувства, отношения, установки, типичные для него стереотипы поведения. Это предоставляет важнейший материал для психотерапевтической работы, выделения, анализа и переработки неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, собственной невротической проблематики. Подбор состава психотерапевтической группы во многом определяется именно необходимостью создания условий для проекции, актуализации прошлого эмоционального опыта, которые предполагают как можно большую вариативность личностных особенностей, эмоционального реагирования и поведения участников группы.
Литература:
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое групповая сплоченность? 2. Назовите факторы, способствующие групповой сплоченности. 3. Перечислите причины снижения групповой сплоченности? 4. Каковы функции групповой сплоченности?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |